Христианский анархизм — это идеология, которая сочетает в себе анархизм и христианство. Основа христианского анархизма — это отказ от насилия.
Лев Толстой стремился отделить русское православное христианство, которое было слито с государством, от того, что он считал истинным посланием Иисуса, содержащегося в четырех Евангелиях, и особенно Нагорную проповедь. Толстой придерживается точки зрения, что все правительства, которые ведут войну, и церкви, которые, в свою очередь, поддерживают эти правительства, являются оскорблением христианских принципов ненасилия и непротивления. Хотя Толстой на самом деле никогда не использовал термин «христианский анархизм» в «Царстве Божьем внутри вас», рецензии на эту книгу после ее публикации в 1894 году ввели именно этот термин.
Христианский анархизм, по-видимому, ближе к коммунистическому анархизму, чем к индивидуалистическому анархизму, за исключением некоторых разновидностей христианского анархизма, появившихся в Америке, которые более индивидуалистичны.
Лев Толстой много писал о христианском анархизме.
Больше, чем любой другой текст, четыре Евангелия используются в качестве основы для христианского анархизма, по словам Дороти Дэй, Аммона Хеннеси и Льва Толстого, которые постоянно ссылаются на слова Иисуса в своих социальных и политических текстах. Например, заголовок «Царство Божье внутри вас» является прямой цитатой Иисуса из Евангелия от Луки 17:21. Дороти Дэй и Католическое рабочее движение особенно отдавали предпочтение Евангелию от Матфея 25:31-46, которые были повторяющейся темой как в их творчестве, так и в искусстве.
Многие христианские анархисты говорят, что Иисус выступал против использования государственной власти даже в якобы благих целях, таких как благосостояние. Они указывают на Евангелие от Луки 22:25, в котором говорится:
«Цари язычников властвуют над народом; и те, кто властвует над ними, называют себя Благодетелями. – Но ты не должен быть таким».
Иисус противостоял системе, управляемой сатаной:
«Он послал меня проповедовать освобождение пленным, чтобы отпустить сокрушенных с освобождением» (Луки 4:18,19, Иоанна 12:31, 14:30, 16:11, 17:16, 18:36).
Он был против человеческого руководства (Матфея 23:8-12) и отказался стать царем (Матфея 4:8-10, Иоанна 6:15).
Первые христиане выступали против примата государства:
«Мы должны повиноваться Богу как правителю, а не людям» (Деяния 4:19, 5:29, 1 Коринфянам 6:1-6);
«отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою» (Колоссянам 2:15).
Эсхатология отождествляет государство с диким зверем (главы 13, 14, 17 Откровения) и предсказывает конец угнетению:
«Кроткие овладеют землей». (Псалмы 37:10,11,28).
Анархистская позиция исходит из Ветхого Завета: Нимрода не одобряли за то, что он стал властителем (Бытие 10:8,9). Авраам, который оставил цивилизацию, чтобы жить в палатках, вступил в конфликт с Нимродом. (Еврейская традиция Быт. Р. Песик. Р.). Моисей вывел евреев из плена египетского государства (Исход 3:7,10), и народ три столетия оставался без царя:
«В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым» (Судьи 17:6, 21:25).
Гидеон отказался стать царем:
«Иегова есть тот, кто будет править вами» (Судьи 8:23).
А его сын описал государство как паразитов (Судьи 9:8-21). Затем Самуил предостерег евреев от зла царства (1 Царств 8:5-18). Пророки не одобряли господство (Екклесиаст 8:9, Иеремия 25:34, Иезекииль 34:10, 45:8, Осия 13:10,11), и было предусмотрено царство свободы Бога (Исаия 2:4, 65:22).
Ранняя Церковь
Некоторые раннехристианские общины, по-видимому, практиковали определенные черты анархизма. Например, иерусалимская группа, как описано в Деяниях, делила свои деньги и труд поровну и справедливо между членами. С самого раннего периода женщины и мужчины, по-видимому, разделяли религиозные обязанности поровну, хотя государственные должности, такие как миссионерская работа и храмовые обряды, по-видимому, занимали в основном мужчины. Однако, требует внимания случай с Фиби в Послании к Римлянам 16:1-2:
«Я поручаю вам Фиби, нашу сестру, которая является служанкой церкви в Кенхрее, чтобы вы могли принять ее в Господе достойным святых образом и помочь ей в любом деле, в котором она нуждается в вас; ибо на самом деле она была помощницей многих, а также и меня».
Ссылаясь здесь на Фиби, слово «служанка» переводится с греческого «ди’а–ко–нос», параллельное английское слово «диаконисса», и в контексте приведенной выше цитаты это означает служанку, которой даны слуги для управления, по сути, диакониссой, которая делегирует, менеджер, хотя в большинстве случаев христианство не отличалось ни от одной из других еврейских сект, действующих в древнем мире.
Некоторые, такие как Аммон Хеннаси, утверждают, что «отход» от практики и учения Иисуса о ненасилии, простой жизни и свободе произошел в богословии Павла из Тарса. Эти люди предполагают, что христианам следует подумать о возвращении к христианству до «Павла». Хотя есть некоторые свидетельства того, что эгалитарные еврейские христиане существовали вскоре после смерти Иисуса, возможно, включая евионитов, большинство христиан вскоре последовали более иерархической религиозной структуре, особенно после Первого Никейского собора.
Другие христиане говорят, что учение Павла подчеркивало автономию общины, лидерство, подобное служению в церквях, запреты на единоличное правление даже в местной церкви и другие практики, которые противоречат этому утверждению. Доказательства этой интерпретации можно найти в Послании к Галатам 3:28.
Преобразование Римской империи
После обращения императора Константина, христианство было узаконено Миланским эдиктом в 313 году, положившим конец преследованиям христиан. Некоторые христианские анархисты утверждают, что это слияние Церкви и государства знаменует начало «константиновского сдвига», в ходе которого христианство постепенно стало отождествляться с волей правящей элиты и, в некоторых случаях, религиозным оправданием для осуществления власти.
Христианский анархизм и библейские взгляды
Христианский анархизм и антиномизм
Некоторые христианские анархисты идентифицируют себя как антиномисты, часто говоря, что они не считают себя подчиненными моральному закону, данному религиозными или другими авторитетами, чаще всего подразумевая Ветхий Завет. Энн Хатчинсон была одной из первых христианских анархистов в Америке в 1600-х годах, придерживаясь веры в форме или аналогичной индивидуалистическому анархизму, отстаивая право отдельных людей определять свою собственную жизнь. Многие основывают свои убеждения на интерпретации простых принципов и исторических посланий Иисуса, таких как Нагорная проповедь, в то время как другие придерживаются более высокого критического взгляда на Библию, допускающего более мягкое толкование.
Противники христианского анархизма, от иудеев до католиков и некоторых протестантских сект, критиковали анархистскую точку зрения за то, что они считают отказом от «непогрешимого Слова Божьего», а также от церковного руководства. Они считают, что для поддержания порядка необходим закон, в то время как анархисты утверждают, что людям не требуется законодательство.
Христианский анархизм и мистицизм
Духовность христианского анархиста может быть столь же разнообразной, как и в любой христианской традиции. Для христианских анархистов, которые имеют свои корни в Новом Завете, их духовность может быть описана как мистическая, но также очень ортодоксальная. Как в христианском монашестве, так и в мирской духовности определенные элементы анархизма, которые, присутствуя в нормативном христианстве, выходят на передний план. Томас Мертон, например, в своем введении к переводу Изречений отцов-пустынников описывает этих ранних монашествующих как
«Действительно в определенном смысле они «анархисты», и не будет вреда думать о них как о таковых».
Также написано, что
«В 4 веке н. э. в пустынных землях Египта началось самое долгоживущее анархическое общество всех времен: общество христианских анахоритов».
Непосредственно анархисты позаимствовали у квакеризма метод содействия и встреч, известный как принятие решений на основе консенсуса. Эта техника, составляющая фундаментальную часть поклонения квакерам, используется на большинстве анархистских собраний.
Пацифизм и ненасилие
Многие христианские анархисты, такие как Лев Толстой и Аммон Хеннеси, являются пацифистами, выступающими против использования как упреждающей (наступательной), так и реактивной (оборонительной) физической силы. Хеннеси считал, что приверженность христианству означала быть пацифистом, а из-за того, что правительства постоянно угрожали или использовали силу для разрешения конфликтов, это означало быть анархистом. Эти люди верят, что свободой будет руководить только благодать Божья, если они проявят сострадание к другим и «подставят другую щеку», когда столкнутся с насилием. Связи между другими философиями христианских анархистов также глубоко связаны с пацифизмом, в большей степени, чем их эквиваленты в светском анархизме и спонсируемых государством церквях.
Некоторые из ключевых исторических посланий, которые практикуют многие христианские анархисты, это принципы ненасилия и непротивления, которые проиллюстрированы во многих отрывках Нового Завета и Библии (например, шестая заповедь, Исход 20:13 и Второзаконие 5:17, «Не убий»).
Христианский анархизм и простая жизнь
Христианские анархисты, такие как Аммон Хеннаси, часто ведут простой образ жизни по целому ряду причин, которые могут включать осведомленность об окружающей среде или снижение налогооблагаемого дохода.
Состояния и контроль состояния
Действия правительств не только не удерживают людей от преступлений; напротив, они увеличивают преступность, постоянно нарушая и понижая моральный уровень общества. И не может быть иначе, поскольку всегда и везде правительство по самой своей природе должно ставить на место высшего, вечного, религиозного закона (написанного не в книгах, а в сердцах людей и обязательного для каждого) свои собственные несправедливые, созданные человеком законы, целью которых не является ни справедливость, ни общее благо всех, кроме различных соображений внутренней и внешней целесообразности.
–Лев Толстой, Значение русской революции
Наиболее распространенной проблемой для библейских буквалистов является интеграция отрывка из Послания к Римлянам 13:1-7, где Павел защищает послушание «руководящим властям», утверждая, что
«нет власти, кроме той, которую установил Бог. Существующие власти были установлены Богом».
Христианские анархисты, которые разделяют учение Павла, утверждают, что эта глава специально сформулирована для того, чтобы дать понять, что организации, подобные Римской империи, не могут квалифицироваться в качестве руководящих органов, потому что они не «одобрены» Богом и не признают его ни словом, ни действием. Если бы это было возможно, то, по словам Павла, «они [христиане] получили бы похвалу от властей» за добрые дела.
Вместо этого ранние христиане подверглись преследованиям со стороны Римской империи за добрые дела и стали мучениками. Кроме того, «управляющим органам», которые являются законными в отрывке, никогда не давали полномочий издавать законы, просто для обеспечения соблюдения естественных законов против «причинения вреда соседу». Это толкование делает все законы правовыми. Законы государств незаконны, за исключением тех случаев, когда они подтверждают библейские моральные заповеди. Некоторые христиане придерживаются убеждения, что Бог не устанавливал всех властей на земле.
Другое толкование Послания к Римлянам 13, которое используется для поддержки христианского анархизма, допускает, что отрывок требует подчинения всем руководящим органам, но указывает, что это не приравнивается к оправданию этих властей. Вернард Эллер формулирует эту позицию, повторяя отрывок следующим образом:
«Будьте ясны, любой из этих человеческих [авторитетов] находится там, где он есть только потому, что Бог позволяет им быть там. Они существуют только с его позволения. И если Бог готов с этим смириться … Римская империя, ты тоже должна быть готова с этим смириться. Нет никаких признаков того, что Бог призвал вас убрать это с пути или обратить это для него. Вы не можете сражаться с Империей, не уподобившись Римской империи; поэтому вам лучше оставить такие дела в руках Бога, где им и место».
Такой позиции придерживался французский философ и христианский анархист Жак Эллюль.
Эрнст Кейсман в своем Комментарии к Римлянам бросил вызов обычным толкованиям Послания к Римлянам 13 в свете того, что немецкие лютеранские церкви использовали этот отрывок в качестве оправдания для поддержки нацистского холокоста. Другие считают, что Послание к Римлянам 13 учит подчинению государству, не поощряя и даже не потворствуя участию христиан в деятельности государства. Согласно этой точке зрения, Иисус подчинился государству, все еще отказываясь от его средств.
Другой отрывок Нового Завета также, по-видимому, требует некоторого согласования с идеалами, поддерживаемыми христианским анархизмом. Послание к Евреям 13:17 повелевает христианам «повиноваться вашим лидерам и подчиняться их власти», не ссылаясь на какие-либо косвенные оговорки относительно того, когда применяется эта заповедь.
Есть и другие христиане, такие как Аммон Хеннаси, которые не видят необходимости интегрировать учение Павла в послании к Римлянам 13:1-7 в свой анархистский образ жизни. Аммон Хеннеси верил, что «Павел испортил послание Христа».
Христианский анархизм и налоговое сопротивление
Некоторые христианские анархисты сопротивляются налогам, полагая, что их правительство занимается аморальной, неэтичной или разрушительной деятельностью, такой как война, и уплата налогов неизбежно финансирует эту деятельность, в то время как другие подчиняются налогообложению.
Адин Баллу писал, что если акт сопротивления налогам требует физической силы, чтобы удержать то, что пытается забрать правительство, то важно подчиниться налогообложению. Аммон Хеннеси, который, как и Баллу, также верил в непротивление, сумел противостоять налогам без применения силы.
Оппоненты ссылаются на то, что Иисус велел своим последователям «отдать Кесарю то, что принадлежит Кесарю» (Матфея 22:21). Христианские анархисты интерпретируют этот отрывок как дополнительный совет освободиться от материальных привязанностей. Жак Эллюль считает, что этот отрывок показывает, что Цезарь может иметь права на производимые им фиатные деньги, но не на вещи, созданные Богом, как он объясняет:
«Воздай Кесарю…» никоим образом не разделяет осуществление власти на две сферы… Они были сказаны в ответ на другой вопрос: об уплате налогов и о монете. Знак на монете — знак Цезаря; это знак его собственности. Поэтому отдай Цезарю эти деньги; они его. Речь идет не о легализации налогов! Это означает, что Цезарь, создав деньги, является их хозяином. Это все. Давайте не будем забывать, что деньги для Иисуса — это царство Маммоны, сатанинское царство!
Вегетарианство
Вегетарианство в христианской традиции имеет долгую историю, начинающуюся в первые века существования Церкви с Отцов-пустынников и Матерей-пустынниц, которые покинули «мир людей» ради близости с Богом Иисуса Христа. Вегетарианство среди отшельников и христианских монахов в восточнохристианских и римско-католических традициях остается распространенным и по сей день как средство упрощения жизни и как практика аскетизма. Многие христианские анархисты, такие как Толстой и Хеннаси, распространяют свою веру в ненасилие и сострадание на все живые существа через вегетарианство или веганство.
Христианский анархизм в позднее время
Духоборы
Происхождение духоборов восходит к России 16-17 веков. Духоборы («Борцы с духом») — радикальная христианская секта, которая придерживается веры в пацифизм и общинный образ жизни, отвергая светское правительство. В 1899 году духоборы бежали от репрессий в царской России и мигрировали в Канаду, в основном в провинции Саскачеван и Британская Колумбия. Поездка была оплачена квакерами и русским романистом Львом Толстым. Канада была предложена Льву Толстому в качестве убежища для духоборов анархистом Петром Кропоткиным, который во время поездки с лекциями по стране наблюдал за религиозной терпимостью, которую испытывают меннониты.
Католическое рабочее движение
Основанное Питером Морином и Дороти Дэй в начале 1930-х годов, Католическое рабочее движение — это христианское движение, посвященное ненасилию и простой жизни. В Соединенных Штатах существует более 130 католических рабочих общин, где «дома гостеприимства» заботятся о бездомных. В Доме гостеприимства Джо Хилла (который закрылся в 1968 году) в Солт-Лейк-Сити, штат Юта, была установлена огромная фреска размером двенадцать на пятнадцать футов, изображающая Иисуса Христа и Джо Хилла.
Католическое рабочее движение последовательно протестовало против войны и насилия на протяжении более семи десятилетий. Многие из ведущих деятелей движения были как анархистами, так и пацифистами. Католический рабочий Аммон Хеннеси определил христианский анархизм как:
Основываясь на ответе Иисуса фарисеям, когда Иисус сказал, что он без греха должен первым бросить камень, и на Нагорной проповеди, которая советует воздать добром за зло и подставить другую щеку. Поэтому, когда мы принимаем какое-либо участие в правительстве, голосуя за законодательных, судебных и исполнительных должностных лиц, мы делаем этих людей своей рукой, с помощью которой мы бросаем камень и отрицаем Нагорную проповедь.
Словарное определение христианина — это тот, кто следует за Христом. Анархизм — это добровольное сотрудничество во благо, с правом на отделение. Таким образом, христианский анархист — это тот, кто подставляет другую щеку, переворачивает столы менял и не нуждается в полицейском, чтобы указывать ему, как себя вести. Христианский анархист не зависит от пуль или бюллетеней для достижения своего идеала; он ежедневно достигает этого идеала с помощью Революции Одного Человека, с которой он сталкивается с упадочным, запутанным и умирающим миром.
Морин и Дэй были крещены и конфирмованы в Католической церкви и верили в это учреждение, тем самым показывая, что можно быть христианским анархистом и при этом оставаться в церкви. После ее смерти кларетские миссионеры предложили Дэй стать святой в 1983 г. Папа Иоанн Павел II разрешил архиепископии Нью-Йорка открыть День в защиту святости в марте 2000 г., назвав ее Слугой Божьим.
Студенческое христианское движение
Потоки в рамках Всемирной студенческой христианской федерации, международной экуменической сети, следуют анархистским принципам толкования Библии, включая выражения веры, не связанные с вероисповеданием, радикальную активность в области социальной справедливости, неиерархические структуры принятия решений и приверженность сопротивлению угнетению и империализму. Некоторые движения-члены или студенческие христианские движения открыто придерживаются христианской анархистской этики и структуры, например, Студенческое христианское движение Канады, которое принимает решения на основе консенсуса, придерживается децентрализованной, автономной структуры и выступает против иерархий.
Ключевые персоны
Ключевыми фигурами в развитии христианского анархизма можно считать следующих людей. Это не значит, что все они сами были христианскими анархистами.
Христианский анархизм Адина Баллу
Адин Баллу (1803-1890) был основателем общины Хоупдейл на территории современного Хоупдейла, штат Массачусетс, и видным представителем пацифизма, социализма и аболиционизма 19 века. На протяжении своей долгой карьеры в качестве универсалистского (а затем унитарного) министра он неустанно стремился к социальным реформам с помощью своих радикальных христианских и социалистических взглядов.
Христианский анархизм Генри Дэвида Торо
Генри Дэвид Торо (1817-1862) был американским писателем, пацифистом, любителем природы, противником налогов и анархистом-индивидуалистом. Он был сторонником гражданского неповиновения и пожизненным аболиционистом. Хотя его обычно не считают христианским анархистом, его эссе «Гражданское неповиновение» включает в себя многие христианские анархистские идеалы.
Христианский анархизм Уильяма Б. Грина
Уильям Б. Грин (1819-1878), анархист-индивидуалист, проживающий в Соединенных Штатах, был унитарианским священником и основателем христианского взаимовлияния, которое он считал новым устроением, выходящим за рамки Божьего завета с Авраамом. Его Взаимный банкинг 1850 года начинается с обсуждения (взятого из работы Пьера Леру) христианского обряда причастия как модели общества, основанного на равенстве, и заканчивается пророческим призывом к новому взаимному устроению. Его более известная схема взаимного банковского обслуживания и его критика ростовщичества должны быть поняты в этом специфически религиозном контексте. В отличие от своих современников среди нерезистентов, Грин не был пацифистом и служил полковником армии Союза во время Гражданской войны в Америке.
Христианский анархизм Федора Достоевского
Федора Достоевского (1821-1881) во многих отношениях можно считать верившим в христианский анархизм/автономию. Его роман «Братья Карамазовы» постулирует, что все люди должны быть монахами; что каждый несет ответственность за всех остальных; и что веру в Бога можно обрести только через практику активной любви.
Христианский анархизм Льва Толстого
Лев Николаевич Толстой (1828-1910) подробно писал о своих анархистских принципов, которые он принял через христианскую веру, в его книге «Царство Божие внутри вас», он описывает закон любви и закон насилия, христианство и патриотизм, которые критикуют правительство и религию в целом. Он призвал к созданию общества, основанного на сострадании, ненасильственных принципах и свободе. Толстой был пацифистом и вегетарианцем. Его видение справедливого общества было анархистской версией джорджизма, о которой он особо упоминает в своем романе «Воскресение».
Христианский анархизм Томаса Дж. Хагерти
Томас Дж. Хагерти (около 1862–?) был католическим священником из Нью-Мексико, США, и одним из основателей организации «Промышленные рабочие мира» (IWW). Хагерти приписывают написание преамбулы IWW, помощь в составлении Манифеста Промышленного союза и составлении первой схемы промышленной организации. Он был рукоположен в сан в 1892 году, но его формальная связь с церковью закончилась, когда его отстранил архиепископ за то, что он призывал шахтеров в Колорадо к восстанию во время его поездки по шахтерским лагерям в 1903 году. Хагерти обычно не считают христианским анархистом в толстовской традиции, но скорее анархо-синдикалистом. Христианские анархисты, такие как Дороти Дэй и Аммон Хеннеси, были членами Промышленных рабочих всего мира и нашли общее дело с аксиомой «вред одному — вред всем».
Христианский анархиз Николая Бердяева
Николай Бердяев (1874-1948), православный христианский философ, был назван философом свободы и известен как христианский экзистенциалист. Известный тем, что написал «Царство Божье — это анархия», он верил, что свобода в конечном счете исходит от Бога, в прямой оппозиции к анархистам, таким как Михаил Бакунин, который видел Бога поработителем человечества (символически; Бакунин был атеистом). Христианские анархисты утверждают, что Человек порабощает Человека, а не Бог.
Христианский анархизм Лонса Кренье
Лонс Кренье (1888-1963) впервые отверг религию, став анархо-коммунистом, когда в 1911 году переехал в Париж из сельской Франции. В 1913 году он навестил свою сестру в Португалии, где пробыл несколько лет. В этот период он страдал от изнурительной и мучительной болезни. Получив внимание особенно заботливой медсестры, он выжил, несмотря на мрачные прогнозы врачей. Приняв католичество, он стал монахом. Он особенно известен своей концепцией нестабильности и оказал влияние на Дороти Дэй.
Христианский анархизм Аммона Хеннеси
Аммон Хеннеси (1893-1970) много писал о своей работе с католическими рабочими, IWW и в Доме гостеприимства Джо Хилла. Он был практикующим анархистом, уклонистом от призыва, вегетарианцем и противником налогов. Он также пытался уменьшить свои налоговые обязательства, ведя простой образ жизни и торгуясь. Его автобиография «Книга Аммона», первоначально выпущенная как Автобиография католического анархиста, описывает его работу в области ненасильственных, анархистских, социальных действий и дает представление о жизни христианских анархистов в Соединенных Штатах 20-го века. Его другая книга — Революция одного человека в Америке.
Христианский анархизм Дороти Дэй
Дороти Дэй (1897-1980) была журналисткой, ставшая далее общественной активисткой (она была членом Ассоциации промышленных рабочих мира) и набожным членом Римско-католической церкви. Она стала известна своими кампаниями по социальной справедливости в защиту бедных, покинутых, голодных и бездомных. Вместе с Питером Морином она основала Католическое рабочее движение в 1933 году, выступая за ненасилие и гостеприимство для обедневших и угнетенных. Дороти Дэй была объявлена Служанкой Божьей, когда папа Иоанн Павел II открыл для нее повод для причисления к лику святых. Среди книг, которые она написала, была ее автобиография «Долгое одиночество».
Христианский анархизм Жака Эллюля
Жак Эллюль (1912-1994) — французский мыслитель, социолог, теолог и христианский анархист. Он написал несколько книг против «технологического общества», а также некоторые о христианстве и политике, такие как «Анархия и христианство» (1991), в которых утверждается, что анархизм и христианство в социальном плане преследуют одну и ту же цель.
Христианский анархизм Филипа Берригана
Филип Берриган (1923-2002) был всемирно известным борцом за мир и римско-католическим священником. Он и его брат Дэниел Берриган входили в список десяти самых разыскиваемых беглецов ФБР за незаконные ненасильственные действия против войны.
Христианский анархизм Ивана Иллича
Иван Иллич (1926-2002) был либертарианско-социалистическим социальным мыслителем с корнями в католической церкви, который писал критические статьи о технологиях, использовании энергии и обязательном образовании. В 1961 году Иллич основал Центр межкультурной документации (CIDOC) в Куэрнаваке в Мексике, чтобы «противодействовать» участию Ватикана в «современном развитии» так называемого Третьего мира. Книги Иллича «Энергия и справедливость» и «Инструменты для веселья» считаются классикой для социальных экологов, заинтересованных в соответствующих технологиях, в то время как его книга «Общество без школ», по-прежнему почитается активистами, ищущими альтернативы обязательному школьному образованию. Здесь подчеркивается взгляд Ивана на Иисуса как на анархиста.
Христианский анархизм Вернарда Эллера
Вернард Эллер (1927-2007) был служителем Церкви Братьев и автором книги «Христианская анархия: первенство Иисуса над властью» (1987).
Христианский анархизм Триппа Йорка
Трипп Йорк — теолог-меннонит, чья работа сосредоточена конкретно вокруг последствий анархистского христианства. Его книга «Пурпурная корона: Политика мученичества» выступает за анархистское свидетельство, основанное на мучениках. Его книга «Жизнь надеждой, живя в Вавилоне: Христианские анархисты 20-го века» подробно описывает ключевых христианских анархистов 20-го века в связи с политической философией анархизма, а также тройную ось зла Мартина Лютера Кинга-младшего (материализм, расизм и милитаризм).
Критика
Вопрос о том, совместим ли анархизм с Новым Заветом, является предметом спора. Некоторые считают, что нельзя последовательно быть христианином и анархистом одновременно: эти критики включают христиан, анархистов и тех, кто отвергает обе категории. Другие критикуют анархизм и христианство, соглашаясь, что это одно и то же. В своей последней философской книге «Антихрист» Фридрих Ницше обсудил свое мнение об отношениях между христианством и анархизмом.
Читайте также:
Национализм и национал-патриотизм
Фашизм, его разновидности и направления:
Консерватизм, его разновидности и направления:
Национал-консерватизм (национальный консерватизм, националистический консерватизм)
Либертарианский консерватизм (фузионизм, консервативное либертарианство)
Христианская демократия
Сострадательный консерватизм (красный торизм)
Фискальный консерватизм (консервативный капитализм, финансовый консерватизм)
Зеленый консерватизм (экологический консерватизм)
Коммунизм, его разновидности и направления:
Марксизм-ленинизм (ленинизм, ленинский коммунизм, большевизм)
Неомарксизм
Автономистский марксизм
Ситуационизм
Фрейдо-марксизм
Социализм, его разновидности и направления:
Социал-анархизм (анархо-социализм, либертарианский социализм)
Либерализм, его разновидности и направления:
Анархизм, его разновидности и направления:
Анархо-синдикализм (синдикализм)
Индивидуалистический анархизм (анархо-индивидуализм)
Христианский анархизм
Либертарианский муниципализм
Партиципизм
Демократический конфедерализм
Автономизм