Фискальный консерватизм — это политическая и экономическая философия, касающаяся фискальной политики и фискальной ответственности, идеологически основывающаяся на капитализме, индивидуализме, ограниченном правительстве и экономике невмешательства. Фискальные консерваторы выступают за снижение налогов, сокращение государственных расходов, свободные рынки, дерегулирование, приватизацию, свободную торговлю и минимальный государственный долг. Фискальный консерватизм следует тем же философским взглядам классического либерализма. Эта концепция основана на экономическом либерализме и может также называться финансовым либерализмом за пределами Соединенных Штатов.
Термин имеет свои истоки в эпоху американского «Нового курса» в 1930-х годах в результате политики, инициированных современными либералами, когда многие классические либералы начали называть себя консерваторами, поскольку они не хотели бы себя идентифицировать с тем, кто причислял себя к либерализму в Соединенных Штатах.
Фискальные консерваторы являются одним из трех ног традиционного американского консервативного движения, которое возникло в 1950-е годы вместе с социальным консерватизмом и национал-консерватизмом. Многие американцы, которые идентифицируют себя как либертарианцы, выступают за проведение более культурных либеральных взглядов и невмешательство во внешней политике, поддерживая низкие налоги и уменьшение государственных расходов. К 2020 году, 39% опрошенных американцев считают себя «экономически консервативными».
Из-за своей непосредственной близости к Соединенным Штатам термин вошел в лексикон Канады. Во многих других странах экономический либерализм или просто либерализм используется для описания того, что американцы называют финансовым консерватизмом.
Финансовый консерватизм — это экономическая философия осторожности в государственных расходах и долгах. Фискальные консерваторы выступают за предотвращение дефицита расходов, снижение налогов и сокращение общих государственных расходов и государственного долга при одновременном обеспечении сбалансированности бюджетов. Другими словами, фискальные консерваторы выступают против того, чтобы правительство расширялось сверх своих возможностей за счет долга, но обычно они предпочитают долг увеличению налогов. Они твердо верят в либертарианские принципы индивидуализма и свободного предпринимательства, часто выступают за дерегулирование, приватизацию и свободную торговлю.
В своих размышлениях о революции во Франции Эдмунд Берк утверждал, что правительство не имеет права накапливать большие долги, а затем перекладывать бремя на налогоплательщика, написав:
«Именно на собственность гражданина, а не на требования кредитора государства, заложена первая и первоначальная вера гражданского общества. Требование гражданина является приоритетным по времени, первостепенным по праву собственности, превосходящим по справедливости. Состояния отдельных лиц, независимо от того, были ли они приобретены, или по происхождению, или в силу участия в товарах какой-либо общины, не были частью обеспечения кредитора, выраженного или подразумеваемого. […] [Общественность, будь то в лице монарха или сената, не может давать в залог ничего, кроме общественного имущества; и она не может иметь никакого общественного имущества, кроме того, что она вытекает из справедливого и пропорционального наложения на граждан в целом».
Фракции или подгруппы
Хотя все фискальные консерваторы в целом согласны с меньшим и менее дорогостоящим правительством, существуют разногласия по приоритетам. Существует три основные фракции или подгруппы, каждая из которых выступает за особый акцент. Ястребы дефицита подчеркивают сбалансированность государственных бюджетов и сокращение размера государственного долга, рассматривая государственный долг как экономически вредный и морально сомнительный, поскольку он перекладывает обязательства на будущие поколения, которые не играли никакой роли в современных решениях о налогах и расходах. Ястребы дефицита готовы рассмотреть вопрос об увеличении налогов, если дополнительные доходы будут использоваться для сокращения долга, а не для увеличения расходов.
Вторая группа сделала основной акцент на снижении налогов, а не на сокращении расходов или сокращении долга. Многие придерживаются экономики предложения, утверждая, что, поскольку высокие налоги препятствуют экономической активности и инвестициям, снижение налогов приведет к экономическому росту, что, в свою очередь, приведет к увеличению государственных доходов. По их мнению, эти дополнительные государственные доходы позволят сократить долг в долгосрочной перспективе. Они также выступают за снижение налогов, даже если это приведет к краткосрочному увеличению дефицита. Некоторые поставщики выступают за то, чтобы увеличение доходов за счет снижения налогов делало ненужным резкое сокращение расходов.
Третья группа не делает большого различия между долгом и налогами. Эта группа делает акцент на сокращении расходов, а не на налоговой политике или сокращении долга. Они утверждают, что истинная стоимость правительства — это уровень расходов, а не то, как эти расходы финансируются. Каждый доллар, который тратит правительство, — это доллар, взятый у работников, независимо от того, идет ли речь о долгах или налогах. Налоги просто перераспределяют покупательную способность, делая это особенно неэффективным образом, уменьшая стимулы к производству или найму, а заимствования просто вынуждают предприятия и инвесторов ожидать повышения налогов в дальнейшем.
История
Классический либерализм и фискальный консерватизм
Классический либерализм в Соединенных Штатах формирует историческую основу современного финансового консерватизма. Кэтлин Г. Донохью утверждает, что классический либерализм в Соединенных Штатах 19 века отличался от своего аналога в Великобритании:
Центром классической либеральной теории [в Европе] была идея невмешательства. Однако для подавляющего большинства американских классических либералов невмешательство в политику вовсе не означало никакого государственного вмешательства. Напротив, они были более чем готовы к тому, чтобы правительство предоставляло тарифы, железнодорожные субсидии и внутренние улучшения, которые приносили пользу производителям. То, что они осудили, было вмешательством в интересах потребителей.
Экономический либерализм обязан своим идеологическим созданием классической традиции либерализма в духе Адама Смита, Фридриха Хайека, Милтона Фридмана, Айн Рэнди Людвига фон Мизеса.
Они предоставили моральные оправдания свободным рынкам. Либералы того времени, в отличие от современных, не любили государственную власть и предпочитали индивидуализм. Они рассматривали капитализм свободного рынка как предпочтительное средство достижения экономических целей.
Фискальный консерватизм начала до середины 20-го века
В начале 20-го века фискальные консерваторы часто конфликтовали с прогрессистами, желавшими экономических реформ. В 1920-е годы экономическая политика президента-республиканца Кэлвина Кулиджав поддержку бизнеса была признана успешным периодом экономического роста, известным как Бурные двадцатые годы. Однако, его действия, возможно, были вызваны скорее чувством федерализма, чем финансовым консерватизмом, как у Роберта Собела:
«Будучи губернатором Массачусетса, Кулидж поддерживал законодательство о заработной плате и рабочем времени, выступал против детского труда, ввел экономический контроль во время Первой мировой войны, выступал за меры безопасности на заводах и даже за представительство работников в корпоративных советах».
Фискальный консерватизм 1970-х
В 1977 году президент-демократ Джимми Картер назначил Альфреда Э. Кана, профессора экономики Корнельского университета, председателем Совета по гражданской авиации (CAB). Он был частью кампании по дерегулированию отрасли, поддерживаемой ведущими экономистами, ведущими аналитическими центрами в Вашингтоне, коалицией гражданского общества, выступающей за реформу (по образцу коалиции, ранее разработанной для усилий по реформированию грузовых и железнодорожных перевозок), главой регулирующего органа, руководством Сената, администрацией Картера и даже некоторыми в авиационной отрасли. Эта коалиция быстро добилась законодательных результатов в 1978 году.
Закон о дерегулировании авиакомпаний (Pub.L. 95-504) был подписан президентом Картером 24 октября 1978 года. Основной целью закона было снятие государственного контроля над тарифами, маршрутами и выходом на рынок новых авиакомпаний из коммерческой авиации. Полномочия по регулированию такси должны были быть постепенно прекращены, что в конечном итоге позволило рыночным силам определять маршруты и тарифы. Закон не отменял и не уменьшал регулирующие полномочия Федерального управления гражданской авиации по всем аспектам безопасности полетов.
В 1979 году Картер дерегулировал американскую пивную промышленность, разрешив продавать солод, хмель и дрожжи американским домашним пивоварам впервые с начала действия запрета в Соединенных Штатах в 1920 году. Это дерегулирование Картера привело к росту домашнего пивоварения в 1980-х и 1990-х годах, которое к 2000-м годам превратилось в сильную культуру микропивоварения в Соединенных Штатах, к концу 2014 года в Соединенных Штатах насчитывалось 3418 микропивоварен, пивоварен и региональных пивоварен.
Эпоха Рейгана
Фискальный консерватизм риторически пропагандировался во время президентства республиканца Рональда Рейгана (1981-1989). Во время пребывания Рейгана в должности верхний подоходный налог с физических лиц снизился с 70% до 28%, в то время как налоги на заработную плату и эффективные налоговые ставки для двух нижних квинтилей дохода увеличились. Рейган снизил максимальный налог на прирост капитала с 28% до 20%, хотя во время своего второго срока он снова повысил его до 28%. Он успешно увеличил расходы на оборону, но, наоборот, либерал-демократы заблокировали его усилия по сокращению внутренних расходов. Рост реального ВВП сильно восстановился после рецессии 1982 года, увеличиваясь в годовом исчислении на 3,4% до конца своего пребывания на этом посту. Безработица снизилась после достижения пика более 10,7% в 1982 году, инфляция значительно снизилась. Поступления от федеральных налогов почти удвоились с 517 миллиардов долларов в 1980 году до 1,032 миллиарда долларов в 1990 году. Занятость росла примерно теми же темпами, что и население.
Согласно беспартийному экономическому исследованию Министерства финансов Соединенных Штатов, основные налоговые законопроекты, принятые при Рейгане, привели к снижению федеральных доходов примерно на 1% ВВП. Хотя Рейган не компенсировал увеличение расходов федерального правительства или сокращение дефицита, его достижения более заметны, когда выражены в процентах от валового внутреннего продукта. Федеральные расходы сократились с 22,2% ВВП до 21,2% [36]. К концу второго срока Рейгана государственный долг, принадлежащий государству, увеличился почти на 60%, а общий долг составил 2,6 триллиона долларов. Менее чем за восемь лет Соединенные Штаты превратились из крупнейшей в мире страны-кредитора в крупнейшую в мире страну-должника.
Фискальный консерватизм Росса Перо
На президентских выборах 1992 года Росс Перо, успешный американский бизнесмен, баллотировался в качестве кандидата от третьей стороны. Несмотря на значительную кампанию Перо получил 18,9% от всенародного голосования (самый большой процент всякого стороннего кандидата в новейшей истории), в значительной степени, исходя из его центральной платформы сбалансированного бюджета и финансового консерватизма.
Современный финансовый консерватизм
Американский бизнесмен, политик и бывший мэр Нью — Йорка Майкл Блумберг считает себя фискальным консерватором и высказал свое определение этого термина на конференции Британской консервативной партии 2007 года, заявив:
Для меня финансовый консерватизм означает сбалансированность бюджетов, а не дефицит, который не может позволить себе следующее поколение. Это означает повышение эффективности предоставления услуг за счет поиска инновационных способов делать больше с меньшими затратами. Это означает сокращение налогов, когда это возможно и разумно, повышение их в целом только тогда, когда это необходимо для сбалансированности бюджета, и только в сочетании с сокращением расходов. Это означает, что когда у вас есть излишки, вы экономите их; вы не растрачиваете их впустую. И самое главное, быть фискальным консерватором означает готовиться к неизбежным экономическим спадам – и, по всем признакам, один из них у нас впереди.
Хотя термин «финансовый консерватизм» подразумевает, что дефицит бюджета будет ниже при консерваторах (т. е. республиканцах), исторически этого не было. Экономисты Алан Блиндер и Марк Уотсон сообщили в 2016 году, что дефицит бюджета со времен Второй мировой войны, как правило, был меньше при президентах Демократической партии, составляя 2,1% потенциального ВВП против 2,8% потенциального ВВП для президентов-республиканцев, разница составляет около 0,7% ВВП. Они писали, что более высокий дефицит бюджета теоретически должен был бы больше стимулировать экономику для республиканцев, и поэтому не может объяснить больший рост ВВП при демократах.
Остальной мир
Как результат экспансии социального государства и повышение регуляторной политики администрации Рузвельта в начале 1930 годов в США, термин либерализм сегодня ассоциируется с современным, а не классическим либерализмом. В Западной Европе, расширение социального государства, созданные после Второй мировой войны были созданы социалистические или социал-демократические партии, такие как британская Лейбористская партия, а не либеральные партии. Многие либеральные партии в Западной Европе, как правило, придерживаются классического либерализма, одним из примеров которого является Свободная демократическая партия в Германии.
Либеральные демократы в Соединенном Королевстве имеют классическое либеральное и социал-либеральное крыло партии. Во многих странах либерализм или экономический либерализм используется для описания того, что американцы называют финансовым консерватизмом.
Фискальный консерватизм в Соединенном Королевстве, возможно, был наиболее популярен во время премьерства консерватора Маргарет Тэтчер. После ряда лет дефицитных расходов при предыдущем лейбористском правительстве Тэтчер выступала за сокращение расходов и выборочное повышение налогов, чтобы сбалансировать бюджет. В результате ухудшения государственных финансов Соединенного Королевства, по мнению фискальных консерваторов, вызванного очередным всплеском дефицитных расходов при предыдущем лейбористском правительстве, рецессией конца 2000-х годов и европейским кризисом суверенного долга, — коалиция Кэмерона–Клегга (Консервативно–либеральные демократы) приступили к программе жесткой экономии, предусматривающей сочетание сокращения расходов и повышения налогов, в попытке сократить дефицит вдвое и полностью устранить структурный дефицит в течение пятилетнего парламента.
В Канаде, рост социалистические силы оттеснили Либеральную партию, чтобы создавать и расширять государство всеобщего благосостояния до и после Второй мировой войны. Фискальный консерватизм в Канаде обычно называют голубой консерватизм.