Биография
Эдмунд Берк (англ. Edmund Burke; 12 января 1729, Дублин — 9 июля 1797, Биконсфилд, Бакингемшир) — англо-ирландский парламентарий, политический деятель, публицист эпохи Просвещения, родоначальник идеологии консерватизма. Был членом парламента с 1766 по 1794 год в Палате общин.
Берк родился в Дублине в 1729 году в семье судебного поверенного англиканского вероисповедания и матери-католички. Был воспитан в англиканстве, а его сестра в католицизме.
После окончания Тринити-колледжа в Дублине переехал в 1750 году в Лондон, чтобы изучать юриспруденцию; оставил изучение права, чтобы стать писателем. В 1758 основал ежегодный альманах Annual Register — обзор мировых событий, который издавал на протяжении 30 лет. В 1765 году Бёрк стал личным секретарём премьер-министра Англии маркиза Рокингема (от партии вигов), а вскоре и членом парламента.
Эдмунд Берк и консерватизм
В 1790 году, когда Французская революция все еще сулила бескровную утопию, Берк предсказал в своих Размышлениях о революции во Франции, что революция скатится к террору и диктатуре.
В своем рационалистическом презрении к прошлому, писал он, революционеры разрушали проверенные временем институты без какой-либо уверенности в том, что они смогут заменить их чем-то лучшим.
Политическая власть — это не лицензия на перестройку общества в соответствии с какой-то абстрактной, непроверенной схемой; это доверие, которым должны обладать те, кто помнит как о ценности того, что они унаследовали, так и о своих обязанностях перед своими наследниками.
Для Берка идея наследования выходила далеко за рамки собственности и включала язык, манеры и мораль, а также соответствующие реакции на условия жизни человека. Быть человеком — значит наследовать культуру, а политика не может быть понята вне этой культуры.
В отличие от философов эпохи Просвещения Томаса Гоббса, Джона Локка и Жан-Жака Руссо, каждый из которых представлял политическое общество как основанное на гипотетическом социальном договоре между живыми, Берк утверждал:
Общество — это действительно контракт…[Но] цели такого партнерства не могут быть достигнуты за многие поколения, оно становится партнерством не только между теми, кто живет, но и между теми, кто живет, теми, кто умер, и теми, кто должен родиться…. Меняя состояние так часто, как возникают плавающие фантазии, …ни одно поколение не могло соединиться с другим.
Поскольку общественный договор, как его понимал Эдмунд Берк, включает в себя будущие поколения, а также поколения настоящего и прошлого, он смог призвать к улучшению посредством политических изменений, но только до тех пор, пока изменения носят эволюционный характер:
Склонность к сохранению и способность к улучшению, взятые вместе, были бы моим стандартом государственного деятеля.
Консерватизм Берка не был абстрактной доктриной, он представлял особый консерватизм неписаной британской конституции. В политике своего времени Берк был вигом, и он завещал более поздним консервативным мыслителям веру вигов в ограниченное правительство. Это убеждение отчасти объясняло, почему Эдмунд Берк защищал Американскую революцию (1775-83), которая, по его мнению, была оправданной защитой традиционных свобод англичан.
Берк настаивал на том, что “иллюзии” и “предрассудки” социально необходимы. Он верил, что большинство людей от природы порочны, погрязли в первородном грехе и неспособны улучшить себя своим слабым разумом.
Лучше полагаться на “скрытую мудрость” предрассудков, которая медленно накапливается с годами, чем
“заставлять людей жить и торговать каждый своим собственным запасом разума”.
Среди таких предрассудков есть те, которые благоприятствуют официальной церкви и земельной аристократии; члены последних, по словам Берка, являются “великими дубами” и “настоящими вождями” общества при условии, что они умеряют свое правление духом своевременных реформ и остаются в рамках конституции.
В трудах Берка вся политическая мудрость Европы сформулирована в новой идиоме, призванной выявить глупость французских революционеров, опьяненных внезапной властью и абстрактными идеями совершенного общества. Для Берка современные государства настолько сложны, что любая попытка реформировать их на основе одних только метафизических доктрин неизбежно закончится деспотизмом. Страсть и красноречие, с которыми он развивал этот аргумент, внесли значительный вклад в мощную консервативную реакцию против Французской революции по всей Европе в конце 18-го и начале 19-го веков.
Среди мыслителей, на которых оказал влияние Эдмунд Берк, был французский дипломат и полемист Жозеф де Местр, который в начале 19 века разработал свою собственную более экстремальную разновидность консерватизма, известную как латинский консерватизм.