Ценности
Ценность – значимость, важность, смысл, вес чего-либо. Понятие может иметь как объективный (общепринятые ценности), так и субъективный характер (ценность для конкретного человека или группы людей).
Значимость объекта, однако, присуща ему не от природы, не от внутренней организации самого объекта, а является субъективной оценкой конкретных свойств, вовлеченных в человеческое бытие, в коих заинтересован и нуждается человек. Система ценностей является отправным ориентиром в социальной повседневной действительности человека и дает обозначения различным практическим отношениям к окружающим его предметам и явлениям.
Пример со стаканом:
а) если стакан рассматривается с точки зрения предмета для питья, либо для подставки предметов и проявляет свою полезную характеристику, то свою ценность он имеет как материальное, потребительское благо;
б) являясь же объектом чьего-либо труда, его ценность, в таком случае, является экономической, так как он имеет определенную стоимость;
в) если стакан как предмет декора или предмет искусства, то он еще имеет эстетическую ценность.
[ Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. — 5-е. — М.: Политиздат, 1987. — С. 534. — 590 с. ]
Ценность в философии
Понятие ценность существует в разных смыслах. Ценность как характеристика предмета или конкретного явления, подразумевает признание своей значимости. Ее делят:
- материальные ценности;
- духовные ценности.
Ценность в философии указание на личную, социально-культурную значимость определенных объектов и явлений. Ценность в экономике синонимично потребительской стоимости, то есть имеет потребительскую полезность предмета.
Философское понятие «Система ценностей» подразумевает систему жизненных ориентиров, моделей отношения к окружающему миру, или то, что для любого индивида ценно в этом мире, также связано с понятием мотивация.
Понятие «ценность» появилось в философском течение античных времен – стоицизме. При этом ценность имела значение полезности чего-либо, к тому же в отличие от блага или добра, у которых однобокое видение (значение), ценность могла иметь и ложный характер. Антиподом ценности являлась для стоиков адиафора (безразличие).
[Аванесов С.С. К ИСТОКАМ ФИЛОСОФСКОГО УЧЕНИЯ О ЦЕННОСТИ: АКСИОЛОГИЯ СТОИЦИЗМА, 2005].
Позже немецкий философ Ф. Ницше ввел понятие «переоценки ценностей», где ценности имели значение жизненных ориентиров.
[Савоськина А.М. ПОНЯТИЕ «ЦЕННОСТЬ» В РАБОТАХ М. ХАЙДЕГГЕРА И Ф. НИЦШЕ, 2014]
Также как и, в античном стоицизме, ценности имели субъективный характер или были обусловлены культурой, традициями различных народов, т.е. имели культурно-обусловленный характер.
Отсутствие каких-либо ценностей присуще нигилизму. Ф. Ницше смог дать свою интерпретацию «ценности», из-за чего мнение в философии о данном понятии стали разниться. Понятия ценности как регулятора разумной воли принимала школа неокантианства. Ее последователь Генрих Риккерт называл такими ценностями истину, красоту, святость, счастье и нравственность, а формой ее выражения – нормой.
[ Спешилова Е.И. ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВАНИЯ ПОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ БАДЕНСКОЙ ШКОЛЫ НЕОКАНТИАНСТВА, 2013]
Ценность в экономике
Ценность в экономике связана с понятиями потребительной стоимости и меновая стоимость.
- Потребительная стоимость – ценность и полезность для потребителя, способность товара удовлетворить потребность потребителя.
- Меновая стоимость – обменная ценность предмета, количественное соотношение товаров и стоимости при эквивалентном обмене.
Ценность в экономическом смысле – значение конкретных товаров или благ для удовлетворения человеческой потребности. Считается, что, чем больше индивид зависит от наличия какого-то конкретного объекта, тем выше его ценность. Ценность складывается из взаимоотношения между надобностью и количеством. Блага, имеющиеся в неограниченном количестве (солнечный свет, воздух, вода), не имеют ценности, являются неэкономическими благами. Блага, имеющиеся в ограниченном количестве, но имеющие нужду в себе у большого числа потребителей – обладают большей ценностью. Полезность отличается от ценности тем, что обозначает способность объекта служить человеку и удовлетворять его потребности. Неэкономические блага могут быть не менее полезны, чем экономические, из-за своей способности приносить пользу окружающим, вследствие чего их также можно считать ценными ресурсами.
Материальные блага, которые имеют свою стоимость и являются объектом товарно-денежных отношений, входят в разряд экономических ценностей, как правило, обладают субъективной характеристикой ценности. Как правило, неэкономические ценности, обладающие также своей полезностью для человека, и являющиеся даже жизненно необходимыми, относятся к объективным ценностям.
Система ценностей
Нормы, сложившиеся в обществе, являются высшим выражением его системы ценностей. Сами понятия ценности и нормы отличаются. Ценности – абстрактные понятия, нормы – правила поведения для людей на основании традиций, опыта, религии и т.д. Ценности влияют на формирование норм. Все нормы отражают общественные ценности.
Эти ценности обычно выстроены в определенные группы, систематизированы:
- Здоровье, счастье;
- Любовь, семья, дети, дом;
- Друзья, общение;
- Престижная работа, самореализация, получение удовольствия от работы, карьерный рост;
- Материальное благополучие;
- Духовные ценности, рост, религия;
- Самообразование, социальный статус, положение в обществе;
- Свобода;
- Раскрытие творческого потенциала, досуг, увлечения, путешествия;
- Стабильность и т.д.
Также существуют и другие ценности, для каждого человека свои собственные, в этом и заключается субъективный характер данного явления. Но существует и тонкая грань между ними, так как то, что для одного является ценным, для другого может не иметь значения, тогда ценности превращаются в антиценности.
В ХХ веке в России широкое распространение получило понятие духовные ценности, они обозначают следующее:
- Культурные ценности, не имеющие общего с материальными;
- Система религиозных, этических, эстетических ценностей отдельного человека или общества (любовь к ближнему, к Родине, самопожертвование, отвага, стремление к правде и т.д.).