Древнегреческие стоики (древнегреческий стоицизм)
Считается, что первым стоиком и основателем стоицизма стал Зенон (336—264 до н. э.) и некоторые другие (Клеанф, Хрисипп). Древнегреческий стоицизм являет собой два этапа его развития наравне с поздним римским этапом. Основными мыслителями средней Стои являлись Панетий и Посидоний. Римская Стоя охарактеризовалась учениями Сенеки, Эпиктета и Марка Аврелия.
Центральное понятие стоицизма – судьба. Судьба это то, что управляет миром, естественный закон. Это божественное явление, каждый поворот судьбы имеет свой скрытый смысл.
Зенон судьбу определял, как естественный закон, согласно которому делается то, что правильно, согласно ему же не делается запрещенное.
Согласно стоикам, именно по этому закону людей тянет друг другу, а следовательно любое объединение (коим является и государство является естественным. Отсюда отрицается договорная основа государства, как чего-то искусственно созданного и осознанного, возведенного на основе интересов людей.
Отсюда космополитизм в представлениях стоиков. Все граждане – граждане вселенной, единого космополиса, которым правит естественный закон – воплощение справедливости.
Исходя из указанного, государство и государственные законы обесцениваются, в них нет особого смысла. Однако, стоики выступали за подчинение закону, его соблюдение.
Стоицизм, кроме этого, выступал за общность жен и детей, отрицая индивидуальный брак.
Рабство входит в конфликт с воспеваемым естественным законом, а ведь рабы тоже граждане общего космополиса. При этом, рабство осуждалось с этических позиций (как и многие тезисы стоицизма), ведь свободными являются только мудрейшие и правители. Отсюда может сложится вывод, что стоики одобряли монархию как форму правления.
При этом, Зенон выдвигал идею смешанной формы правления на основе монархии, демократии и аристократии.
Римские стоики (римский стоицизм)
Наиболее известными стоиками Рима были Луций Анней Сенека (ок. 1 до н. э. — 65 н. э.), Эпиктет (ок. 50 — ок. 120) и Марк Аврелий Антонин (121 — 180). Римские «коллеги» переняли основные представления представителей древнегреческого стоицизма.
В виду того, что древнеримский стоицизм возник на ниве кризиса полисного устройства Греции и во время централизации власти в Риме, такие принципы стоиков как пассивность, фатализм, космополитизм, самосовершенствование только углублялись и усиливались.
Сенека
Сенека был, наверное, самым известным стоиком – воспитывал и учил Нерона, был сенатором. В результате интриг против него самостоятельно покончил с жизнью.
Сенека, наверное, больше других продвигал идею свободы всех людей и на этой основе их равенства. Даже раб свободен – его тело в оковах, но в духовно и разумно он без них. Покупается и продается только телесная оболочка, дух же продать невозможно. При этом, конечно, Сенека не отрицал рабство и не боролся с ним, но этически порицал, призывая к гуманному и равному обращению. Ведь все люди братья по рабству, где хозяин — судьба.
По Сенеке судьба – причина всего. Человек не властен ни над чем, его прерогатива только стойко переносить все тяготы судьбы. Отсюда все люди – родственники, созданные природой из единого материала. Единственное решение – помогать друг другу, скрашивая свое и чужое существование.
Главная добродетель человека, в этой пучине – разумность, которая роднит его с богом. Благодаря ей, наряду с другой добродетелью – общительностью, человек и стал человеком.
Сенека продвигает естественно-правовую концепцию, утверждая, что закону судьбы подчиняются все человеческие законы. Закон судьбы, характеризуется как установленный факт, во-первых, и обязательный разумный императив, во-вторых.
Разуму тоже отведено свое место в системе представлений Сенеки. Так, разум человека – часть природы, соответственно и все отношения между людьми тоже основываются на разуме.
Философ утверждал, что все люди по принуждению являются частью природы, а соответственно, гражданами единого государства. А вот государства возникают случайно и важны не для всего человечества, а только для людей, проживающих на соответствующей территории. Соответственно, ценным, не только для Сенеки, но и для других стоиков является именно единое вселенское государство, нежели государства человеческие.
Эпиктет и Марк Аврелий Антонин
Эпиктет (освобожденный раб) и Марк Аврелий (император) это тот случай, который показывает, что сходные идеи могут возникать у выходцев из разных слоев.
Эпиктет славен тем, что утверждал необходимость самосовершенствования и подчинению судьбе, равно с отрицанием богатства и рабства (видимо, исходя из своего прошлого). Рабство по Эпиктету безнравственно.
А вот император Марк Аврелий делал уклон в равенство и равноправие для всех разумных существ (разумность – важная добродетель) на основе закона.
Все люди часть общего «града», где иерархия – следствие общения друг с другом. Стоицизм, при этом, служит инструментом, по достижению единомыслия.
Мысли стоиков положили начало многим философским, правовым и политическим течениям, которые основывались на естественном праве и индивидуализме (духа и воли).