Историк и политик Полибий (210—123 до н. э.)
Полибий проявил себя в эллинистический период. Главный его трактат «История в сорока книгах» раскрывает становления Римской республики, а затем и империи. Пытаясь системно исследовать это историческое явление, он пытается опираться на стоицизм, где судьбу называет мировым законом и разумом.
Исследуя историю, Полибий отстаивает государственнические настроения, говоря, что строй и законы определяюще влияют на судьбу конкретного человека (как влияет целое на часть). При этом, движущей силой объединения людей на основе государства является слабость одного человека и сила группы.
Он говорит об общей судьбе всего человечества в рамках исторического процесса. При этом, следуя за Платоном и Аристотелем Полибий пишет о цикличности и цикличной сменяемости форм правления, своеобразного круговорота. При этом, возникновение государств и их развитие представляются естественным, природным процессом.
Таким образом, постоянно и по кругу сменяют друг друга шесть форм правления – монархия, тирания, аристократия, олигархия, демократия, охлократия.
Сначала вождь становится царем и передает власть по наследству (так сила сменяется разумом). Царство превращается в тиранию в момент, когда подданные меняют разум на потворствование желаниям и управление приходит в упадок. Аристократия свергает тирана и устанавливает свое правление. Но и аристократия перерождается в свой злой «клон» — олигархию. Далее уже сам народ свергает олигархов и учреждает демократию, которая в свою очередь становится охлократией – властью толпы. Ну а дальше толпа снова выбирает себе вождя. Таким образом, у любой формы правления есть свой срок годности, по истечению которого она вырождается и свергается.
Таким образом, каждая форма правления обладает своим недостатком, который культивируется ею и приводит к упадку. Полибий приходит к выводу, что наиболее устойчивой формой правления является такая, которая будет содержать в себе все лучшие формы правления – монархию, аристократию, демократию. При этом, отмечается, что первый греческий правитель, которому такое удалось – ликург. А в настоящее время (во время жизни Полибия) лучшей формой государства является римская модель. Так, в Риме есть все три черты – власть консулов, сената и населения.
Считается, что именно Полибий заложил основы теории разделения властей.
Полибий как и стоики был приверженцем естественно-правовой школы. Он разделял обычаи как естественное право и законы как позитивное право. При этом, «добрые» законы и обычаи основа порядка в государстве и единения во нравах.