Аристотель

Историческая справка

Аристотель (384—322 до н. э.) выходец из города Стагира, обучался и преподавал в платоновской Академии, известен и тем, что был наставником Александра Македонского.

С 335 г. до н. э. Аристотель основывает в Афинах свое заведение – Ликей, которым до своих последних дней и руководил.

Тема социальных проблем, этики, права и политики разрабатывается им в его сохранившихся трудах «Политика», «Афинская полития» и «Этика».

Аристотель и его взгляды

Политика и этика

Его понимание политики носит научный характер, а политике в материальной реализации предписывается носить добродетельный и этичный характер. Этика по Аристотелю всегда предваряет политику, носит по отношению к ней первоначальный характер.

Аристотелевская справедливость при этом, может быть разной, так, выделяются уравнивающая и распределяющая. Первая характеризуется арифметическим равенством и характерно для частной сферы – ответственности, договорных отношений, ущерба. Вторая является равенством геометрическим и применяет по отношению к общим благам принцип их распределения, исходя из того, как и сколько сделал отдельный гражданин для государства и общества. Основной тезис в отношении этики в политической жизни состоит в том, что установление справедливости невозможно в условиях неравенства и наличия несвободных граждан, без цели к автаркии (самоудовлетворенности).

Аристотель и государство

Любая общность по Аристотелю возникла естественным путем, будь то государство, семья или населенный пункт. Государство в этом ряду является наивысшей формой общения, наивысшей точкой развития. Это отличало варваров и рабов от свободных граждан полисов.

При этом, раб и его хозяин это представители скорее семейных отношений, в которые государство вмешиваться не в праве. А вот отношения государственные и политические имеют свободный характер, без патернализма.

Аристотель критиковал тягу Платона к единству, говоря, что государство состоит из множества элементов, которое убьют коллективизм, общность жен и собственности. Индивидуализм мыслился Аристотелем природой человека. Отсюда тяга к частной собственности.

Аристотель одним из первых философов попытался дать определение гражданина, мыслив, что без этого термина нельзя определить государство, как совокупность таких граждан. Гражданин здесь первичный элемент, главной характеристикой которого является право участия в законосовещательной и судебной власти.

При этом, разные по форме правления государства ведут к тому, что суть гражданства будет разным. По Аристотелю, форма государства это олицетворение верховной власти. Таким образом, форма государства зависит от числа лиц, уполномоченных принимать основные государственные решения.

Вслед за Платоном, Аристотель разделяет формы государства на правильные и неправильные по признаку пользы (в неправильных пользу от правления получают сами правители, а в правильных – граждане).

Правильные формы – полития, аристократия и монархия. Неправильные – демократия, олигархия, тирания. Указанные формы имеют по несколько подвидов. Из неправильных форм государства тирания — наихудшая.

Самая правильная форма правления по Аристотелю – полития, как своеобразный микс из демократии и олигархии, действующий в смешении интересов богатых граждан и неимущих. Аристотель характеризует демократию, как основанную на власти толпы, а не закона. При этом, полития для Аристотеля сочетает в себе разные черты и лишена недостатков, она рассматривается как господство равенства, где доминирует средний достаток, средний класс во власти, умеренность в умах и т.д.

При этом, в отсутствие равенства и справедливости, как в экономическом, так и в политическом плане, в государстве правят революции и бунты. Однако, абсолютное равенство при демократии, как и абсолютное неравенство также плохо сказывается на качестве управления.

Говоря о войне, Аристотель указывает, что война нужна не для обогащения, а для того, чтобы отстоять свое государство. Война при этом, противоречит принципам закона и справедливости.

Считается, что этот философ является автором патриархальной теории государства и права.

Идеальное государство Аристотеля

Аристотель, следуя моде на описание идеального государства, делает попытку описать свое. Так, население не должно быть большим, но достаточным для удовлетворения потребностей всех его членов, как и территория. В наличии множество рабов, а гражданских прав лишены некоторые категории населения (матросы, негоцианты и т.д.). Земля и другие ресурсы поделены на ресурсы общего пользования и частного владения. От правителя требуется две вещи – предоставить мир и обеспечить досуг.

Аристотель и право

Рассуждая о праве, следуя традиции Сократа и Платона, Аристотель приходит к тому же выводу – справедливость и закон совпадают. Закон это политическая справедливость, своеобразная норма взаимоотношения. При этом, Аристотель утверждает, что все право от политики и вне ее невозможно. Рассуждая так, философ исходит из политической природы человека.

Законы делятся Аристотелем на естественные (установленные везде и неоспоримые, то есть естественное право) и на условные, т.е. установленные волей правителя (далее в теории такое право будут называть позитивным правом, т.е. установленным государством). При этом, законы могут быть писанными и неписанными (обычай).

Говоря о качестве государства и законодательных актов, Аристотель уделяет внимание соответствие его справедливости и праву. Он указывает, что закон это право. Если закон право не устанавливает, этот закон неправильный, деспотический. Политическое правление это всегда правление на основе права, а не решений отдельных людей. Ведь закон, это уравновешенный ум, а люди слабы и подвержены слабостям.

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Мы используем cookie-файлы. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности