Платон

Платон

Платон (427—347 до н. э.) — известный древнегреческий философ знатного афинского происхождения. Сократ был его учителем, после смерти учителя Платон покинул Афины и начал путешествовать, побывав в Мегарах, Италии и Египте.

Платон происходил из очень знатного афинского рода. Возвращение в Афины охарактеризовалось приобретением рощи Академ и основании знаменитой Академии (она просуществовала не толь до смерти Платона, но и задолго до его смерти – до 529г. н.э.).

Платон в своих философских изысканиях прошел долгий путь, который можно разделить на несколько этапов. Ранние диалоги или «Сократические» («Апология Сократа», «Протагор», «Критон» и др.), характеризуются риторикой Сократа – поиск разумного, определение понятий, морализаторство и т.д.

Однако, Платон, как самостоятельный мыслитель становится позднее («Государство», «Политик», «Софист», «Парменид» и др.). В последнем труде – «Законах» у Платона прослеживаются нити к пифагорейской школе.

Основная мысль философа следующая – бытие в его истинном понимании это именно идеи, а не материальный мир. При этом, материальный мир это дубликат мира идей, его копия, не точная, но искаженная и блеклая.

Таким образом, познание это постижение мира идей, эмпирический опыт отрицается. Такое познание может переживаться только интеллектуальным меньшинством – философами.

Платон и его идеальное Государство

Рассматриваемый мыслитель связывает богов (мир идей), государство (полис) и человека, как воплощаемое одно в другом и соответствующее друг другу, но разноуровневое. Так, в «Государстве» эта идея развивается с идеей того, что у этих явлений три составляющие, у человека – разумное, яростное, вожделеющее, в полисе – совещательное, защитное и деловое, в обществе три главных сословия – правители, воины, производители.

Отсюда понимание платоновской справедливости – иерархичность и соответствие своей функции. Таким образом, философы должны править (как и рассуждающей части управлять остальными), воины (и яростное начало в человеке) – защищать, производители (вожделеющей части) – жаждать богатства. При этом, каждый следующий уровень подчиняется предыдущему.

Так, у Платона мы видим наверное первое упоминание идеи разделения труда. При том, что люди равны, им следует выполнять именно свою функцию в обществе. Только тогда государство будет работать как часы, как и психика будет работать правильно, если будет соблюдаться баланс трех частей.

Из разности функций Платон пытается обосновать разную организацию быта и жизни сословий. Так, для первых двух не должно быть частной собственности и отдельных семей. Все живут в равных условиях, женщины уравнены в правах, детей воспитывает государство. Все необходимое первые два сословия получают от третьего. И если первые два сословия должны жить сообразно началам коллективизма, то для третьего сословия, решение о его быте оставляет на откуп властей, которые сами смогут решить эти вопросы.

Платон подмечает, что экономическое расслоение влияет на политику. Так, в идеальном государстве Платона богатство и бедность побеждены, царит средний достаток. В расслоении философ видит наличие нескольких государств в одном, его разобщенность.

Платон следует идее интеллектуальной аристократии и правлении лучших, а также развивает мысль Сократа о том, что закон и справедливость идентичны. И это две основы, на началах которых строится идеальное государство.

В труде «Государство», Платон признает возможность установления идеальных порядков, но отмечает, что они будут действовать только какое-то время.

Философ говорит о циклах сменяемости форм правления, которых по Платону пять – аристократия, тимократия, олигархия, демократия и тирания. Так, он говорит о первой форме как лучшей форме правления сменяют друг друга от лучшей к худшей.

Платон рисует динамическую картину развития этого цикла. Идеальная демократия вырождается, что приводит к возникновению собственности и рабов. Так, разумное сменяется яростным началом в человеке. Теперь на смену приходит тимократия (как, например, Спарта), как страна вечно воюющая с соседями.

Тимократия в своем развитии сменяется олигархией, после того, как у власти скапливаются награбленные ресурсы. После того, как неравенство созрело до такой степени, когда неимущие свергают олигархат, устанавливается демократия (приятный и разнообразный государственный строй, но неуправляемый). Ну, а в через демократические принципы устанавливается тирания, тирана при этом, выбирает сам народ (знакомо, да?).

Так, каждый строй разрушается под воздействием присущих ему противоречий: Тимократия – победы в войнах, олигархию губит достаток, а демократию свобода.

Платон и его Политика

Платон определяет политику как комплекс навыков управления общностью. При этом, при неправильных формах правления или там, где правители не являются «истинными», нужно править посредством закона, использовать право, как инструмент. В других случаях можно просто руководствоваться истинным знанием.

В «Политике» Платон описывает еще три формы правления и три антипода (первые основаны на законе, вторые незаконные) – монархию и тирания, аристократия и олигархия, демократия и демократия без законов. Всего семь форм правления.

Интересна позиция демократии в этом перечне. Платон указывает, что демократия является лучшей формой правления среди незаконных и худшей среди форм правления основанных на законе.

Законы Платона

Здесь рисуется строй, который ненамного отличается от идеального. Население этого полиса – 5040 человек (свободные) получают по жребию дома и земельные участки в пользование, один ребенок из семьи получает его в наследство после смерти родителя.

Население этого полиса составляет четыре страты, которые разграничиваются специальным законам о нижней и верхней границе достатка. При этом, рабы равно распределены и в условиях, кроме свободы и политических прав, ненамного отличаются от хозяев.

Коллективизм и общая идеология до единомыслия также присущи этому государству, хотя теперь семья может существовать.

Всего управляющих лиц в полисе – 37 (возраст – 50-70 лет), они избираются путем выборов с несколькими ступенями, срок полномочий ограничен двадцатью годами.

Кроме этого, есть выборный совет из 360 членов, каждая страта выбирает 90 представителей. Наряду с указанными органами существует народное собрание с обязательным посещением первых двух страт и допуском остальных.

От Платона в «Законах» мы видим предложение создавать еще и ночное собрание, в которых необходимо будет включить 10 мудрейших воинов.

Платон в этом же труде отделяет формы государственного устройства где правители управляют посредством законов и где законы управляют правителями. При этом, конечно, законы здесь не просто нормативные акты, а воплощение справедливости.

Часть труда Платон отводит под описание правосудия. В частности, он замечает, что суды охраняют закон, не являясь при этом атомизированной структурой. Так, судебный процесс может вестись правителем, с допуском к участию в отправлении и простых граждан. Право на защиту тоже защищается Платоном.

Основа порядка по Платону – идеологическое воспитание граждан. Комплекс его воззрений должен стать практически светским культом, обязательным к применению.

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Мы используем cookie-файлы. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности