Форма государственного устройства

Форма государственного устройства

Форма государственного устройства являет собой деление государства по административно-территориальному признаку и направленность взаимодействия его частей, их правовой статус. По данному признаку государства делят на унитарные государства, федеративные государства и конфедерации.

  • Унитарное государство – это государство с абсолютным политическим единением, централизованное, неделимое. Оно содержит в себе различные административные образования, не имеющие своего законодательства и правительства.
  • Федерация – это союзное государство, содержащее в себе определенное количество различных государственных образований (республик, штатов), имеющих собственные госорганы власти.
  • Конфедерация – это союз, образованный государствами для достижения определенных задач в конкретный временной промежуток. Цели таких объединений могут мыть совершенно различного характера: экономические, политические или военные.

Ученые выделяют несколько подходов к пониманию устройства государств:

  • Первый подход сводился к обозначению государственных отношений для конкретных стран без обобщающих терминов. Сторонником данного подхода можно назвать Н.Б. Фарберова, опирающегося на советские конституции. Этот подход был достаточно узким, не позволял охватить внутреннюю организацию государства и классифицировать формы государственного устройства.
  • Второй подход предлагал заменить сам термин «форма государственного устройства». В частности, М.Х. Хакимов и О.И. Чистяков предлагали варианты «форма государственного единства», «форма организации государственного единства», связывая их с идеями В.И. Ленина.

Б.Н. Чичерин и Г.Ф. Шершеневич критиковали второй подход и предлагали рассматривать форму государственного устройства с позиции элементов форм правления.

В настоящее время данный термин является достаточно устоявшимся, хотя единого подхода юридическая наука не придерживается. Устройство государства характеризует стабильность страны, ее функционирование, объем прав граждан. Государственное устройство вносит порядок во взаимоотношения властных органов на всех уровнях: центральном, региональном и местном. По данному признаку государства делят на три группы: унитарные, федеративные и конфедеративные.

Форма государственного устройства – виды

Унитарное государство

Унитарное государство – это неделимое государство с полным политическим единством. Оно содержит в себе различные административно-территориальные образования (области, департаменты), которые не имеют собственного правового законодательства и правительства.

Характерные черты унитарного государства:

  • части такого государства не имеют государственную независимость и суверенитет;
  • законодательные, судебные и исполнительные органы едины для всей территории государства;
  • центральные госорганы, отстаивающие интересы государства на международной арене, осуществляют все международные отношения на внешнем уровне;
  • центральные органы также руководят едиными вооруженными силами.

А.А. Югов, кандидат юридических наук, выделяет еще такие признаки данного типа государства, как единые для всей страны конституция и законодательство, одно гражданство, единственный государственный язык, единая территория.

Унитарное государство также бывает простым (состоит только из образований административно-территориального порядка) и сложным (состоит из одного или нескольких автономных образований). Последние считаются переходными государствами к федеративной форме. Также унитарное государство может делиться на многонациональное и однонациональное.

Регионы на территории таких стран, имеющие культурные и национальные отличительные признаки, имеют большие права и имеют статус автономии (политической или административной).

Федеративное государство

Федерация – это союзное государство, которое содержит в себе разное количество государственных единиц (республик, штатов, областей, краев, округов), имеющих собственные органы государственной власти.

Признаки федеративного государства:

  • границы субъектов составляют общую территорию страны;
  • субъекты федеративного государства не могут выйти из его состава в одностороннем порядке;
  • административные единицы имеют собственные высшие госорганы и в определенных случаях могут принимать свою конституцию;
  • в парламенте существует отдельная палата, деятельность которой заключается в представлении интересов субъектов государства;
  • все три ветви власти принадлежат федеральным госорганам;
  • в таких государствах внешнеполитической деятельностью занимаются союзные федеральные органы.

Т.В. Власова делит федерации по следующим критериям:

По принципу их формирования:

  • национальные (единицы федерации образуются на основе национальностей людей, проживающих в них);
  • административно-территориальные (при формировании главное значение играют культурный, языковой и географический критерии);
  • национально-территориальные (в основе формирования лежат критерии первых двух видов).

По правовому статусу федеративных субъектов:

  • симметричные (одинаковый правовой статус всех субъектов);
  • ассиметричные (полномочия у субъектов представлены в разном объеме).

Также федеративные государства могут быть в форме договорных (все государственные объединения происходят в свободном формате), учредительных (являются соединением унитарных государств и договорных федераций), конституционных (в результате принятия конституции, поправок к ней или законов парламента).

Форма государственного устройства: конфедерация

Конфедерация – это объединение государств, образованное для достижения определенных целей в конкретный исторический момент. Они могут преследовать экономические, военные или политические цели.

Признаки, характеризующие данный вид государства:

  • конфедерация возникает на основе принципа добровольности с помощью договора между государствами;
  • субъекты конфедерации могут свободно выходить из ее состава;
  • для решения стоящих перед конфедерацией задач создаются специальные органы, а финансовые средства объединяются только по соглашению субъектов;
  • у конфедерации временный характер – она распадается на унитарные государства либо федерации после достижения поставленной цели;
  • субъекты сохраняют суверенитет.

Существуют другие варианты соединения стран по экономическому, политическому и культурному признакам, не являющиеся формами устройства государства:

  1. Содружество – это организованное объединение государств, которым присущи общие признаки с однородностью права, экономики, религии, культуры и языка.
  2. Сообщество – это соединение стран на основе межгосударственного договора, направленное на усиление межнациональных взаимосвязей государств, входящих в него.
  3. Союз – это государственное объединение с единым для всех органом власти, направленное на достижение политических, государственных либо экономических целей.
  4. Империя – это образование государств насильственными методами, созданное в результате завоевания или давления.

Читать больше

  1. Форма государства
  2. Форма правления
  3. Форма государственного устройства
  4. Политический режим
  5. Монархия
  6. Дуалистическая монархия
  7. Парламентская монархия
  8. Конституционная монархия
  9. Ограниченная монархия
  10. Сословно-представительная монархия
  11. Абсолютная монархия
  12. Республика (парламентская, президентская, смешанная, теократическая)
  13. Теократическая республика
  14. Парламентская республика
  15. Президентская республика
  16. Смешанная республика
  17. Унитарное государство
  18. Федерация
  19. Конфедерация
  20. Тоталитаризм
  21. Авторитаризм
  22. Автократия (в т.ч. гибридная, информационная и др.)
  23. Демократия
  24. Прямая демократия
  25. Плебисцитарная демократия
  26. Представительная демократия

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Мы используем cookie-файлы. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности