Дуалистическая монархия

Дуалистическая монархия

Дуалистическая монархия — вид конституционной монархии, при которой власть монарха ограничена Конституцией и другими законами. Данный вид политического строя имеет признаки как абсолютной, так и парламентской монархии, являясь своего рода «трамплином» демократических изменений, которые происходят в обществе. Это можно увидеть на примере Великобритании, Испании, Японии, которые поочередно прошли свой путь от абсолютной монархии до парламентской, при «промежуточной стадии» в виде дуализма власти.

Власть в дуалистической монархии формально принадлежит монарху и Парламенту, однако монарх обладает очень широкими полномочиями как в отношении законодательной, так и исполнительной власти. Он имеет право наложить вето на любой закон, может распустить Парламент и сам назначать министров на свое усмотрение. Как и в Парламентской монархии, он имеет право амнистировать и миловать. Современными примерами дуалистической формы монархии могут служить Иордания, Марокко, Непал, Лихтенштейн, Монако.

На основании данных выводов, можно выделить следующие признаки Дуалистической монархии:

  1. Разделение власти на законодательную, исполнительную и, как правило, судебную;
  2. Законодательная власть формально принадлежит Парламенту;
  3. Монарх обладает обширными полномочиями в сфере исполнительной и судебной власти;
  4. Часть функций монарха сохранена в сфере законодательной власти.

Дуалистическая монархия и парламентская

Парламентская монархия является усовершенствованной формой дуалистической монархии, при которой власть верховного правителя ограничена Конституцией.

Эти две формы правления имеют ряд отличительных черт:

  1. Дуалистическая монархия сохраняет большие полномочия в области законодательной сферы, тогда как парламентская форма правления сильно ограничивает это;
  2. В дуалистической монархии, верховный правитель является главой исполнительной власти, тогда как в парламентской монархии такую функцию выполняет Правительство;
  3. В парламентской монархии, законодательный орган может принять закон, который ограничивает полномочия монарха;
  4. В дуалистической монархии министров назначает монарх, в Парламентской – выбранный всенародный Парламент;
  5. В дуалистической монархии, Правительство несет ответственность перед монархом, в парламентской – перед Парламентом.

Таким образом, главным отличием одного вида монархии от другого являются широкие полномочия Парламента.

Вместе с тем было бы неправильно говорить о том, что эти две формы правления имеют только различия, как Парламентская и абсолютная монархия. Дуалистическая монархия, как «переходный» вид государственного устройства, имеет ряд схожих черт с парламентской монархией:

  1. Власть монарха остается пожизненной и только сам верховный правитель может отречься от престола;
  2. Монарх практически не несет ответственность за принятые решения;
  3. Монарх имеет право на помилование и амнистию.

Дуалистическая монархия и абсолютная

Дуалистическая монархия является «усовершенствованной» формой абсолютной монархии, сохраняя, тем не менее, схожие черты. Основными признаками абсолютной монархии, являющиеся одновременно отличиями от других форм правления, являются:

  1. Власть монарха не ограничена законами страны;
  2. Отсутствие или номинальное наличие органов власти, которые подконтрольны монарху;
  3. Отсутствие избирательного права у населения;
  4. Невозможность повлиять на политику государства через демократические институты.

Дуалистическая монархия на примере современных стран

На данный момент сохранилось не так много стран с данной формой правления. Многие из них постепенно переходят на правовые институты, в какой-то степени ограничивая власть монарха.

В Кувейте главой государства является эмир. Он имеет право в любой момент созвать и распустить Парламент (Меджлис). Сам Парламент избирается всеобщим голосованием и созывается в случае необходимости. Таким образом, Меджлис представлен скорее консультативным органом, чем имеющий реальную власть. Правительство назначается Премьер-министром, которого также назначает монарх.

В Лихтенштейне государством управляет князь. В стране развиты такие правовые институты, как всеобщее голосование, референдумы, а сам Парламент имеет не только номинальные, но и реальные полномочия. Тем не менее, монарх обладает правом вето на любые действия законодательных, исполнительных и судебных органов. Имеет право наложить запрет на результаты референдума. Также он назначает министров в Правительство.

В Монако главой государства также является князь. Он делит законодательную власть вместе с Парламентом в виде Национального совета. Исполнительная власть принадлежит Государственному совету, председателем которого является Государственный министр. Парламент принимает законы только с разрешения монарха, однако законодательная инициатива этим не обременяется. Судей назначает князь.

В Иордании монархом является король. Он назначает судей, министров, утверждает изменения в Конституции, наделяет полномочиями Премьер-министра. Вместе с тем монарх подписывает законы и может наложить на них вето. Право вето может быть отменено 2/3 голосов Парламента.

Королевство Марокко представляет собой наиболее яркий пример Дуалистической монархии. Парламент в виде Национальной ассамблеи имеет право законодательной инициативы, а также правом отмены запрета, который наложил монарх на данный законопроект. Парламент здесь не созывается время от времени, как в других подобных странах с этой формой правления. Он является постоянно действующим органом и имеет реальную власть. Касаемо исполнительной власти и судебной, то король по-прежнему обладает здесь большими полномочиями.

Королевство Свазиленд не может похвастаться правовыми институтами, которые характерны для вышеуказанных стран. Несмотря на формально дуалистическую монархию, король обладает неограниченными полномочиями, которые характерны скорее для абсолютной монархии. Парламент является постоянно действующим органом, однако носит скорее декоративный характер.

Заключение

Таким образом, Дуалистическая монархия является результатом тех общественных изменений, которые происходят в мире в результате совершенствования общественного сознания. Эта форма правления характера для тех стран, которые понимают всю ценность правовых институтов, однако пока не готовых отказаться старых устоев. На данный момент, число стран с такой формой правления остается все меньше и меньше и можно с уверенностью утверждать, что рано или поздно они преобразуются в парламентские монархии.

Читать далее

  1. Форма государства
  2. Форма правления
  3. Форма государственного устройства
  4. Политический режим
  5. Монархия
  6. Дуалистическая монархия
  7. Парламентская монархия
  8. Конституционная монархия
  9. Ограниченная монархия
  10. Сословно-представительная монархия
  11. Абсолютная монархия
  12. Республика (парламентская, президентская, смешанная, теократическая)
  13. Теократическая республика
  14. Парламентская республика
  15. Президентская республика
  16. Смешанная республика
  17. Унитарное государство
  18. Федерация
  19. Конфедерация
  20. Тоталитаризм
  21. Авторитаризм
  22. Автократия (в т.ч. гибридная, информационная и др.)
  23. Демократия
  24. Прямая демократия
  25. Плебисцитарная демократия
  26. Представительная демократия

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Мы используем cookie-файлы. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности