• Мы
    • Вакансии и помощь
    • Команда
  • Юридические услуги
    • Юрист по закупкам
    • Жалобы в ЕСПЧ
    • Поддержка активистов и гражданский контроль
    • Юрист на выборы
    • Регистрация НКО
  • Лекторий STRIKUN.RU
  • Реклама
  • Контакты
  • Политика конфиденциальности
Нет результатов
Показать все результаты
23 марта, 2023
  • Закон
  • Власть
  • Общество
  • Библиотека
  • СпецПроекты
  • Энциклопедия
​
  • Закон
  • Власть
  • Общество
  • Библиотека
  • СпецПроекты
  • Энциклопедия
Cтать автором / редактором
Просветительский журнал STRIKUN.RU
Нет результатов
Показать все результаты
Главная Энциклопедия

Референдум

Энциклопедия
Референдум - гуманитарная энциклопедия STRIKUN.RU
363
Прочитали
Содержание
Референдум – основы
Ограничения
Организация референдумов
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ РЕФЕРЕНДУМ
РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЕФЕРЕНДУМ, МЕСТНЫЙ РЕФЕРЕНДУМ

Референдум – основы

Референдум — форма прямого волеизъявления граждан по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан, обладающих правом на участие в референдуме (активным избирательным правом).

В Российской Федерации существует возможность проведения референдума на трех уровнях:

Референдум местный (местный референдум) — референдум, проводимый среди обладающих правом на участие в референдуме граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах муниципального образования.

Референдум Российской Федерации — референдум, проводимый среди обладающих правом на участие в референдуме граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено на территории Российской Федерации, а также граждан Российской Федерации, проживающих или находящихся за пределами территории Российской Федерации.

Референдум субъекта — референдум, проводимый среди обладающих правом на участие в референдуме граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено на территории субъекта Российской Федерации.

Ограничения

Ограничения на вопросы референдума следующие (указанные вопросы на голосование не ставятся):

1. Местный референдум и референдум субъекта (ст.12 Закона 67-ФЗ):

1) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;

2) о персональном составе органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления;

3) об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности;

4) о принятии или об изменении соответствующего бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств субъекта Российской Федерации, муниципального образования;

5) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

2. Референдум РФ (ст.6 ФКЗ от 28.06.2004 N 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»):

1) об изменении статуса субъекта (субъектов) Российской Федерации, закрепленного Конституцией Российской Федерации;

2) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также о проведении досрочных выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации либо о перенесении сроков проведения таких выборов;

3) об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;

4) о персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

5) об избрании, о досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока полномочий органов, образованных в соответствии с международным договором Российской Федерации, либо должностных лиц, избираемых или назначаемых на должность в соответствии с международным договором Российской Федерации, а также о создании таких органов либо назначении на должность таких лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

6) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;

7) отнесенные Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти.

При этом, на местном референдуме могут рассматриваться только вопросы местного значения (ст.14—16.2 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). На федеральный референдум могут вноситься вопросы по предметам ведения РФ и совместного ведения РФ и ее субъектов (71—72 Конституции РФ). Вопросы регионального референдума — по остаточному принципу. Варианты ответов должны быть односложными («да» / «нет»).

Организация референдумов

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ РЕФЕРЕНДУМ

Для того, чтобы провести федеральный референдум нам понадобятся — инициативная группа и региональные подгруппы (Закон №5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»).

Инициативная группа — это группа активных граждан, которые готовы организовать и провести референдум, региональная подгруппа — часть инициативной группы, которая базируется на территории одного субъекта.

В региональной подгруппе должно быть не менее 100 человек, проживающих в субъекте подгруппы. Первая подгруппа регистрируется в ЦИК субъекта и если регистрация прошла успешно, создаются подгруппы в не менее чем половине субъектов.

Перед регистрацией, проводится собрание группы с уведомлением о таком собрании избирательной комиссии региона (не менее чем за 5 дней до проведения). Результатом собрания будет протокол со следующими решениями:

1) об утверждении формулировки вопроса (вопросов) референдума;

2) об образовании инициативной группы по проведению референдума;

3) о назначении из числа членов региональной подгруппы уполномоченных представителей региональной подгруппы;

4) о создании региональной подгруппы.

К ходатайству о регистрации региональной подгруппы, подающегося в ЦИК субъекта, должны быть приложены:

1) протокол собрания региональной подгруппы, а также протокол регистрации участников референдума на собрании региональной подгруппы;

2) доверенности, оформленные на уполномоченных представителей региональной подгруппы;

3) список членов региональной подгруппы и уполномоченных представителей региональной подгруппы в печатном и машиночитаемом виде по форме, установленной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. В списке указываются фамилия, имя и отчество, дата рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, адрес места жительства каждого из указанных лиц, а для уполномоченных представителей региональной подгруппы — также номер телефона каждого из них;

4) письменные заявления членов региональной подгруппы о согласии быть членами инициативной группы по проведению референдума.

Из общего количества региональных подгрупп формируется инициативная группа. Инициативная группа должна содержать в себе не менее чем два миллиона граждан РФ (из них проживающих за границей не более 50 тысяч, в одном регионе не более 50 тысяч).

В ходатайстве инициативной группы указываются:

1) формулировка вопроса (вопросов) референдума;

2) наименования субъектов Российской Федерации, в которых зарегистрированы региональные подгруппы и на территориях которых предполагается сбор подписей участников референдума, наименования соответствующих иностранных государств.

К ходатайству инициативной группы прилагаются:

1) решения (оригинал или заверенная копия) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации о регистрации региональных подгрупп;

2) протокол собрания уполномоченных представителей региональных подгрупп и решения;

3) протокол (оригинал или нотариально заверенная копия) регистрации уполномоченных представителей региональных подгрупп при проведении собрания уполномоченных представителей региональных подгрупп;

4) список уполномоченных представителей инициативной группы по проведению референдума и ее уполномоченных представителей по финансовым вопросам в печатном и машиночитаемом виде по форме, установленной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. В списке указываются фамилия, имя и отчество, дата рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, адрес места жительства, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы — род занятий), номер телефона каждого из указанных лиц;

5) доверенности, оформленные на уполномоченных представителей инициативной группы по проведению референдума и на ее уполномоченных представителей по финансовым вопросам.

Ходатайство о регистрации инициативной группы должно быть подано в ЦИК РФ в течение двух месяцев с момента регистрации первой региональной подгруппы.

После регистрации инициативной группы начинается сбор подписей в поддержку референдума. Форма подписного листа приложена к ФКЗ №5-ФКЗ от 28.06.2004 «О референдуме Российской Федерации», срок сбора подписей будет указан в свидетельстве, выданном ЦИК по результатам регистрации.

После сбора подписей составляется протокол о результатах сбора подписей, подписные листы сброшюровываются по папкам (по субъектам) и документы подаются в ЦИК РФ.

После поступления документов в ЦИК, документы направляются Президенту для утверждения, а Президентом в Конституционный суд РФ для проверки на соответствие Конституции РФ.

День голосования по вопросу референдума назначается на воскресенье не ранее 60 дней и не позднее 100 дней с момента принятия решения о его проведении.

Стоит, наверное, сказать, что за всю историю Российской Федерации не проведено ни одного федерального референдума, хотя попытки были. Вспомнить, например, инициативу КПРФ о референдуме по оставлению границы пенсионного возраста, которую зарубил ЦИК РФ.

РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЕФЕРЕНДУМ, МЕСТНЫЙ РЕФЕРЕНДУМ

Технологии проведения региональных и местных референдумов не отличаются единообразием, поэтому необходимо руководствоваться региональным законодательством.

При проведении местного референдума следует руководствоваться: ст. 12—15, 32—38, 42, 44—56, 57—59, 75—79 Закона 67-ФЗ, ст.22 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местными актами.

По сравнению с федеральными референдумами, региональные и местные референдумы проводятся немного чаще, чем никогда. Можно вспомнить основные:

1. Тюменская область, где осенью 2001 года в 18 из 22 районов области успешно прошли референдумы по вопросу укрупнения муниципальных образований.

2. 8 декабря 1996 г. в Костромской области прошел первый в нашей стране региональный экологический референдум, на котором решался вопрос о согласии населения Костромской области с размещением и строительством атомной станции в Костромской области. Кстати, на момент написания этого тек ста в некоторых субъектах, в частности в Татарстане, реализуются инициативы о запрете строительства мусоросжигательных заводов. О результатах рассмотрения инициативы и проведения референдума говорить пока рано.

3. Верховный хурал (парламент) Республики Тыва одобрил проект новой Конституции и принял решение вынести его на всенародный референдум 6 мая 2001 года.

Можно сказать, что проекты основных законов субъектов и поправок к ним выводились на референдумы довольно часто, такие голосования прошли в Мордовии в 1997 году, в Удмуртии в 2003 году, в Чечне в 2003 году.

4. В 2003 году прошел референдум об объединении Пермской области и Коми-Пермяцкий АО в Пермский край.

Метки выборный глоссарийэнциклопедия
Сергей Стрикун

Сергей Стрикун

Издатель, главный редактор и автор STRIKUN.RU, имеет юридическое и политологическое образование. Юрист-практик, специализируется на госзакупках, НКО, выборах

Следующая статья
Кандидат в депутаты - гуманитарная энциклопедия STRIKUN.RU

Кандидат в депутаты

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Свежий выпуск STRIKUN/time

  • STRIKUN/time #13. Кому и для чего нужен "новояз"?

    STRIKUN/time #13. Кому и для чего нужен "новояз"?

Свежие статьи

Кому и для чего нужен Новояз?

Кому и для чего нужен «новояз»?

13.06.2022
Как пацифист может ответить милитаристу

Как пацифист может ответить милитаристу

27.03.2022
Спецоперация в Украине

Спецоперация в Украине: советы о пропаганде, психическом здоровье и поведении в соцсетях

06.03.2022
Власть развращает? Современные исследования

Власть развращает? Современные исследования

14.05.2022
Умеренный консерватизм оптимистов (картина Владимира Казака)

Умеренный консерватизм оптимистов

18.11.2021
Права работника и обязанности работника - гуманитарная энциклопедия STRIKUN.RU

Права работника и обязанности работника

26.09.2021
Итоги выборов в Госдуму 2021

Итоги выборов в Госдуму 2021 года

25.09.2021
Избирательная система - гуманитарная энциклопедия STRIKUN.RU

Избирательная система

19.09.2021
Избирательное объединение - гуманитарная энциклопедия STRIKUN.RU

Избирательное объединение

19.09.2021
Госдума седьмого созыва

Чем запомнилась Госдума седьмого созыва

09.09.2021

Навигация по тегам

Ваш браузер не поддерживает тег HTML5 CANVAS.

  • экономика
  • термины
  • история
  • идеология
  • персоналии
  • закон
  • выборы
  • Новости
  • политическая идеология
  • права человека
  • форма государства
  • политическая философия
  • Политика
  • протесты
  • аналитика
  • скрепы
  • конституция
  • энциклопедия
  • общество
  • право
  • Мы
  • Юридические услуги
  • Лекторий STRIKUN.RU
  • Реклама
  • Контакты
  • Политика конфиденциальности
Редакция и юристы: strikunsi@yandex.ru Хочешь стать автором? Пиши!

© 2020 Журнал STRIKUN.RU - политика, право, институты

  • Закон
  • Власть
  • Общество
  • Библиотека
  • СпецПроекты
  • Энциклопедия
Нет результатов
Показать все результаты

© 2020 Журнал STRIKUN.RU - политика, право, институты

Мы используем cookie-файлы. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности