Форма правления
Форма правления – это построение деятельности властных госорганов, условия и система их возникновения и разделение между ними компетенций.
Формы выделяются по принципу обладания властью: находится ли она в руках одного человека или принадлежит представительным органам и должностным лицам. Государства по данному признаку делят на две основные группы: монархические и республиканские.
Монархия отличается правом родства и занятием трона по наследственному праву, единоличным правлением, отсутствием ответственности монарха на юридическом уровне. Монархия может быть абсолютной, когда правитель ничем не сдержанный в своей власти. Также бывает ограниченная монархия, которая делится на дуалистическую монархию (в данном случае правитель и парламент разделяют властные полномочия) и парламентскую монархию (монарх отстранен от власти – царствует без фактического правления).
Республика обладает делением власти на три ветви: законодательную, судебную и исполнительную; реализацией господства от лица народа; сменяемостью власти; правовой обязательностью должностных лиц. Республиканские формы делят на президентские республики (когда правительство устанавливается главой государства) и парламентские республики (в отличие от президентской, правительство назначается парламентом).
Монархическая форма правления
Монархия – это форма правления, предполагающая самоличное осуществление властных действий, которое, как правило, переходит по наследственному признаку. Данная форма имеет отличительные черты:
- глава государства, монарх, обладающий пожизненной властью;
- передача верховных полномочий по наследственному порядку;
- юридически безответственный правитель.
Абсолютная монархия предполагает, что вся власть принадлежит одному правителю, стоящему выше закона.
При конституционной монархии полномочия монарха ограничены представительным органом на основании конституции. Она утверждается парламентом, и правитель не может ее изменить. Конституционная монархия делится на парламентскую и дуалистическую.
Для парламентской монархии характерны признаки:
- правительство образуется за счет представителей партии, получившей большее количество голосов;
- главой государства становится лидер партии;
- монарх не обладает фактической властью над законодательной сферой, а также над судебной и исполнительной;
- законодательные акты принимает парламент, а монарх подписывает их;
- ответственность правительственные органы несут перед парламентом, а не перед монархом.
Дуалистической монархии присущ характер двойственности власти, ведь ее делят парламент и правительство. Правительство создается вне зависимости от состава партии парламента и, соответственно, не зависимо от него. Когда монарх возглавляет как светское управление государством, так и религиозное, монархия называется теократической.
Республиканская форма правления
Республика – это форма правления, предполагающая осуществление власти выборными органами, которых избирает население страны на срок, определенный законодательством.
Республика имеет определенные черты, характеризующие ее как особую форму:
- все властные органы, как и глава государства, избираются на конкретный временной срок;
- правитель или коллегиальные органы несут юридическую ответственность, предусмотренную на законодательном уровне;
- властные действия государства осуществляются по поручению народа;
- решения властных госорганов носят обязательный характер.
Республика может быть парламентской, президентской и смешанной.
Парламентская республика является такой формой правления, в которой власть и решающая роль в руководстве государством принадлежит парламенту. Он избирает главу государства, а президент уже назначает руководителя правительства.
При президентской республике глава государства является еще и главой правительства. В отличие от парламентской республики, правительственный орган несет обязательство не перед парламентом, а перед главой государства; у президента более широкие компетенции (может распускать парламент, объявлять чрезвычайное положение, является верховным главнокомандующим, подписывает законы).
В современном мире «чистые» республики парламентской или президентской формы встречаются редко. Смешанные республики представляют баланс между этими двумя формами. Для смешанной республики характерно наличие премьер-министра, всенародные выборы главы государства. Глава государства в такой республике не является главой правительства.
Философские подходы к формам правления
Формы правления изучал еще Платон (V-IV в. до н.э.), выделяя законные «хорошие» формы правления и беззаконные «плохие». К первым Платон относит монархию, аристократию и демократию. Ко вторым – тиранию, олигархию и охлократию.
Аристократия предполагает правление «лучших», тех, кто, по мнению народа, является мудрым и доблестным. Платон считает, что идеальным правителем будет тот, кто не хочет быть у власти. И наоборот, честолюбивые люди, имеющие целью получение денег и почета, не подходят на эту роль. При вырождении аристократии мудрых утверждается частная собственность и происходит обращение землевладельцев в рабов. В итоге возникает такой тип государства, как тимократия, где господствуют воины. Поэтому такое государство находится в постоянной войне.
Олигархия, по Платону, возникает из-за скопления у частных лиц богатства. Бедные не участвуют в осуществлении власти, которая находится во владении у небольшого числа богатых. Такое государство находится в постоянной войне, которая разгорается между богатыми и бедными. Когда побеждают последние, появляется следующая форма правления – демократия. При таком режиме своеволие приводит к чрезмерной свободе, которая по итогу заканчивается рабством и приходом новой формы – тирании. Платон называет ее (тиранию) худшим видом государства, так как она строится на насилии и вероломстве.
Формами правления интересовался и Аристотель (IV в. до н.э.). Государство он рассматривает как сложное явление, зависящее от его граждан. По Аристотелю, государство – объединение граждан для их общего блага (государство всеобщего благоденствия). Он рассматривал человека как политическое животное, которому присуще инстинктивное стремление к совместному сожительству. Развитие общества идет от первой формы сожительства – семейного, далее общинное сожительство (селение). Государство же, по мнению философа, является крайней формой сожительства.
Читать больше
- Форма государства
- Форма правления
- Форма государственного устройства
- Политический режим
- Монархия
- Дуалистическая монархия
- Парламентская монархия
- Конституционная монархия
- Ограниченная монархия
- Сословно-представительная монархия
- Абсолютная монархия
- Республика (парламентская, президентская, смешанная, теократическая)
- Теократическая республика
- Парламентская республика
- Президентская республика
- Смешанная республика
- Унитарное государство
- Федерация
- Конфедерация
- Тоталитаризм
- Авторитаризм
- Автократия (в т.ч. гибридная, информационная и др.)
- Демократия
- Прямая демократия
- Плебисцитарная демократия
- Представительная демократия