Чрезвычайное положение

Чрезвычайное положение в теории

Чрезвычайное положение – вводимый на всей территории государства или в его отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

В России правовой институт чрезвычайного положения установлен Федеральным конституционным законом от 30.05.2001 N 3-ФКЗ “О чрезвычайном положении”. В международном праве чрезвычайное положение и связанные с ним ограничения, обстоятельства введения устанавливаются разными правовыми актами.

Чрезвычайное положение в международном праве

Первым актом, который предусматривает ограничение прав в виду чрезвычайных обстоятельств стала римская Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 г. В частности в ст.15 указывается что, в случае войны или при иных чрезвычайных обстоятельствах, угрожающих жизни нации, любая из Высоких Договаривающихся Сторон может принимать меры в отступление от ее обязательств по настоящей Конвенции только в той степени, в какой это обусловлено чрезвычайностью обстоятельств, при условии, что такие меры не противоречат другим ее обязательствам по международному праву. При этом, нельзя нарушать право на жизнь, пытать или пользоваться рабским трудом. В таком же ключе нормы о чрезвычайном положении установлены в Международном пакте о гражданских и политических правах от 16.12.1966 г.

Интересным является документ, который не является нормативным, однако содержит детальную разработку этого института – Минимальные стандарты норм об основных правах человека при исключительном положении 1984 г. принятые на Парижской конференции Международной ассоциации юристов.

В законодательстве России

Вышеуказанный ФКЗ устанавливает цели введения, обстоятельства, при которых можно вводить ограничения, перечень ограничений, гарантии для граждан и организаций, сроки, ответственность и прочее.

В соответствии со ст.2 целями введения чрезвычайного положения являются устранение обстоятельств, послуживших основанием для его введения, обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты конституционного строя Российской Федерации.

Обстоятельства (ст.3):

а) попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

б) чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Чрезвычайное положение вводится указом Президента, подлежащим утверждению Советом Федерации.

Ограничение по сроку – 30 суток, в отдельных местностях, – 60 суток (ст.9).

Общие возможные ограничения прав и меры при введении чрезвычайного положения:

а) полное или частичное приостановление на территории, на которой введено чрезвычайное положение, полномочий органов исполнительной власти субъекта (субъектов) Российской Федерации, а также органов местного самоуправления;

б) установление ограничений на свободу передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение, а также введение особого режима въезда на указанную территорию и выезда с нее, включая установление ограничений на въезд на указанную территорию и пребывание на ней иностранных граждан и лиц без гражданства;

в) усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта;

г) установление ограничений на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности, включая перемещение товаров, услуг и финансовых средств;

д) установление особого порядка продажи, приобретения и распределения продовольствия и предметов первой необходимости;

е) запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий;

ж) запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций;

з) ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра;

и) приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, а также химически и биологически опасные вещества;

к) эвакуация материальных и культурных ценностей в безопасные районы в случае, если существует реальная угроза их уничтожения, похищения или повреждения в связи с чрезвычайными обстоятельствами.

Отдельно указаны в ст.12 и 13 меры и ограничения, которые могут вводится исходя из обстоятельств из-за которых режим был введен (отдельно по п. а и б ст.2).

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Мы используем cookie-файлы. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности