Что такое права человека?
Понятие и происхождение
Права человека — возможности людей удовлетворять свои основные потребности.
Основные потребности отражаются в:
– Физическом благосостоянии;
– Психологическом и моральном благосостоянии;
– Социальном благополучии наших близких и тех сообществ, в которых мы состоим.
Понятие порождает путаницу на первых порах – видя словосочетание «права человека», возникает ощущение всеохватности, как будто мы говорим о всех правах.
Однако, только юриспруденция защищает любые права от посягательств любых субъектов, а права человека это сложившаяся система (почти перечень) прав и их защита от посягательств со стороны государства (некоторые говорят о посягательствах любого группового субъекта — общества, семьи или коллектива).
Возникновение прав человека это не просто блажь изнеженных полным холодильником и безопасностью современников, а историческая необходимость, которую человечество осознавало на протяжении своей истории. Как ответ на вызовы, катастрофы и человеческие страдания, а также на посягательства со стороны «большого брата» и возможного злоупотребления «правом на насилие».
Три поколения прав человека
Обычно выделяют поколения прав человека.
Негативные права человека
Права человека первого поколения или негативные права (негативные – отрицающие вмешательство государства) были закреплены в итоговом документе Великой французской революции – Декларации прав человека и гражданина 1789 года, в итоговых документах борьбы за независимость США — Декларации прав Вирджинии 1776 года, Декларации независимости США 1776 года, Конституции США 1787 года, Билле о правах 1791 года, в конституционных актах Великобритании — Петиции о правах 1628 года, Habeas Corpus Act (Законе о неприкосновенности личности) 1679 года и Билле о правах 1689 года. Некоторые из прав первого поколения были указаны уже в Великой хартии вольностей 1215 года, Литовских уставах 1529, 1566, 1588 годов.
Все указанные акты объединяет следующий перечень гражданских и политических прав человека, закрепленных в основных актах международного права и конституционного законодательства:
Право на жизнь (ст. 20 Конституции РФ, ст.3 Всеобщей декларации прав человека 1948г., ст.6 Пакта о гражданских и политических правах 1966г.);
Право на свободу и личную неприкосновенность (ст.22 Конституции РФ, ст.3 Всеобщей декларации прав человека 1948г., ст.9 Пакта о гражданских и политических правах 1966г.);
Право на свободу от рабства или подневольного состояния (ст.4 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., ст.4 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., ч.2 ст.37 Конституции РФ, ст.8 Пакта о гражданских и политических правах 1966г., КОНВЕНЦИЯ N 105 об упразднении принудительного труда 1957г., Конвенция о рабстве 1926г., Конвенция о принудительном или обязательном труде, 1930г.);
Право на свободу от пыток или жестокого, бесчеловечного или унижающего его достоинство обращения и наказания (ст.21 Конституции РФ, ст.5 Всеобщей декларации прав человека 1948г., ст.3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., ст.7 Пакта о гражданских и политических правах 1966г.);
Право на справедливое и публичное судебное разбирательство (ст.10,11 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., ст.14 Пакта о гражданских и политических правах 1966г., ст.6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., ст.46-51 Конституции РФ);
Свобода передвижения и выбора местожительства (ст.13 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., ст.12 Пакта о гражданских и политических правах 1966 г., ст.27 Конституции РФ, Закон РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25.06.1993 N 5242-1);
Право на владение имуществом (ст.17 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., ст.35 Конституции РФ);
Свобода мысли и слова (ст.19 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., ст.10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., ст.19 Пакта о гражданских и политических правах 1966 г., ст.29 Конституции РФ);
Свобода вероисповедания (ст.18 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., ст.9 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., ст.18 Пакта о гражданских и политических правах 1966 г., ст.28 Конституции РФ);
Свобода мирных собраний и ассоциаций (ст.20 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., ст.11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., ст.21 Пакта о гражданских и политических правах 1966 г., ст.31 Конституции РФ);
Право принимать участие в управлении страной непосредственно или через избранных представителей (ст.21 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., ст.32 Конституции РФ).
Позитивные права человека
Второе поколение прав человека (позитивные права – там, где государство должно вмешиваться и регулировать) порождено социалистическим трендом и определяется как результат борьбы людей за улучшение своего положения. Такие требования стали закрепляться в качестве социально-экономических и культурных прав в конституциях разных стран, Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.
Социально-экономические и культурные права:
Право на социальное обеспечение (ст.22 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., ст.39 Конституции РФ ст.9 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966г.);
Право на труд, на справедливые и благоприятные условия труда и защиту от безработицы (ст.23 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., ст.6, 7 ст.9 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966г., ст.37 Конституции РФ);
Право на определенные стандарты жизни (ст.25 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., ст.11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.);
Право на образование (ст.26 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., ст.13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., ст.43 Конституции РФ);
Право на охрану здоровья (ст.12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., ст.41 Конституции РФ);
Право свободно участвовать в культурной жизни общества (ст.27 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., ст.15 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., ст.44 Конституции РФ);
Право на творчество (ст.27 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., ст.15 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., ст.44 Конституции РФ);
Право пользоваться результатами научного прогресса (ст.27 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., ст.15 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., ст.44 Конституции РФ).
Права солидарности
Третье поколение прав человека считается поколением коллективных прав (прав солидарности). Считается, что права третьего поколения могут реализовываться только в сотрудничестве государств. Национальной структуры уже недостаточно.
Коллективные права закреплены в Декларации ООН о праве на развитие 1986 года, Рио-де-Жанейрской декларации по окружающей среде и развитию 1992 года, Венской декларации, Программе действий 1993 года и Декларации ООН о правах коренных народов 2007 года и составляют примерно следующий перечень прав:
Право на политическое, экономическое, социальное и культурное самоопределение (ст.1 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Декларация ООН о праве на развитие 1986 г., п.2 пар.1 Венской декларации 1993 г.);
Право на экономическое и социальное развитие (ст.1 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Декларация ООН о праве на развитие 1986 г., п.2 пар.1 Венской декларации 1993 г.);
Право на участие в пользовании «общим наследием человечества» (Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела 1967 г., Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. и другие);
Право на мир (ст.28 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., п.1 пар.1 Декларации о воспитании народов в духе мира 1978 г.);
Право на чистую и здоровую окружающую среду (Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию 1992 г., ст. 42 Конституции РФ).
Сейчас начали говорить о четвертом и даже пятом поколениях прав человека, к которым относят в разных вариантах репродуктивную свободу и запрет клонирования, информационные и it-права, «духовно-нравственные» права. Конечно, все эти интеллектуальные инсинуации проводятся скорее для привнесения научной новизны в статьи и диссертации для научных карьер их авторов и не все заслуживают внимания.
Например, в сети гуляет документ под названием Декларация божественных и духовно-нравственных прав и свобод человека с предложением к присоединению к этой декларации, а некоторые «правоведы» всерьез на нее ссылаются.
Думается, что для возникновения следующего поколения необходимы предпосылки в виде необходимости и требований со стороны общества, а главное идущее за этим принятие устанавливающих документов, преимущественно международного права и конституционного национального законодательства.
При этом, мнения о том, как возникают права человека и их новые поколения разнятся. Возникают школы прав человека как разные обоснования существования прав человека и права вообще.
Школы прав человека
Традиционно можно связать происхождение прав человека со школами (теориями) права:
- Школа естественного права. Права человека это его неотъемлемая часть, они присущи всем людям от природы.
- Теологическая школа. Близка к естественно-правовой школе, но если первая так и не объясняет, откуда у человека права (а связывает их с потребностями), то теологическая школа связывает права человека с высшими силами (дарованы богом).
- Нормативистская школа права (позитивное право). Право и права человека от государства. Оно их гарантирует и защищает.
- Интересной, мне кажется психологическая школа, в основе которой лежит категорический императив Иммануила Канта (нет ничего прекраснее звёздного неба над нами и нравственного закона внутри нас) и тезис о том, что человеку присуща потребность нравственного поведения. «Поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой» — таким образом, происхождение прав человека продиктовано нуждой человечества в эмпатии и нравственности. Исходя из этого, можно вообще построить вывод о том, что право вторично по сравнению с нравственным законом, право всего лишь форма, в которую этот нравственный закон облекается.
Кроме указанных есть множество других – социологическая, историческая, марксистская и прочие.
Это традиционная академическая классификация теорий права, наложенная на теорию прав человека, однако, в настоящее время существуют и другие. Существует классификация Мари Дембур, которая показалась мне интересной:
- Школа естественного права. О ней уже было сказано – права человека это неотъемлемая его часть, обусловленная его природой.
- Конвенциональная школа. Права человека как защита от человеческих пороков и тяге к насилию, своеобразная договоренность. Что интересно, эта школа приводит противоположный тезис психологической школе права. Это школа пессимистов. Чего же в человеке больше – тяги к насилию или нравственности? Как появились права человека – благодаря человеческой природе или вопреки ей?
- Протестная школа. Принятие прав человека это результат борьбы, революций и протестов.
- Дискурсивная школа. Права человека – ошибочный морализм, своего рода «моралфажество». Необходимо поддерживать не просто права человека, а всю систему прав вообще. По словам скептиков, мы установили «минимум», которого хотим придерживаться, что выглядит малодушно.
Права человека – системность и парадоксы
Признаки прав человека
Таким образом, права человека выстраиваются в систему, которая может работать только при условии, что такие права являются неотчуждаемыми (например, никто не сможет продать себя в рабство), ими обладают все без исключения люди, отсутствует иерархия прав. Иными словами это закрепилось в Венской декларации 1993 года:
«Все права человека универсальны, неделимы, взаимозависимы и взаимосвязаны. Международное сообщество должно относиться к правам человека глобально, на справедливой и равной основе, с одинаковым подходом и вниманием. Хотя значение национальной и региональной специфики и различных исторических, культурных и религиозных особенностей необходимо иметь в виду, государства, независимо от их политических, экономических и культурных систем, несут обязанность поощрять и защищать все права человека и основные свободы».
Так международное сообщество поставило точку в вопросе об иерархии прав человека. Когда мы говорили о поколениях, неравнозначность прав была вроде бы на поверхности. Конечно, ведь разница между правом на жизнь и правом на образование – огромна. Тогда в стране, где не все хорошо с правом и политикой возникает соблазн сказать примерно следующее – мы пока не можем обеспечить социально-экономические права, но обеспечим негативные. Теория поколений прав человека ведь об этом, на первый взгляд – есть права фундаментальные, которые совсем нельзя нарушать, а есть права, которыми можно пожертвовать в неблагоприятный период.
Но система прав человека так не работает. Да, можно ограничить некоторые права при определенных обстоятельствах. Но совершенно точно нельзя через отказ от права на культурное развитие обеспечить право на свободу вероисповедания. Оба права должны реализовываться и охраняться на равных условиях.
Все люди должны обладать всем набором прав человека. Если права универсальны и равнозначны, то конечно будут возникать вопросы, связанные с тем, что права человека охватывают не все население земли по разным причинам – например, отсутствием прав человека грешат диктатуры и отдаленные племена аборигенов, куда не дошли эти блага цивилизации. Такая несправедливость ставит под вопрос всю систему прав человека, ведь это делает людей неравными.
Еще одна проблема – мы до сих пор не знаем, что делает человека субъектом прав человека. Школы права делают попытку разрешить парадокс, но можно ли наделить правами иных существ и на каком основании? Например, в скором времени могут появиться роботы с искусственным интеллектом. А если они будут чувствовать и мыслить, как человек? Или эволюционно появится иной разумный вид? Когда человек приобретает и теряет права? Фетус обладает правами или правами человека может обладать только родившийся младенец? Некоторое время назад подобные проблемы уже возникали, например, когда прибывшие в Новый свет колонизаторы всерьез спорили о наличии души у аборигенов.
Обоснование происхождения прав человека. Природа прав человека
Возвращаясь к школам прав человека – существует мысль о том, что нам обязательно необходимо обосновать происхождение прав человека для того, чтобы эти ценности были приняты разными культурами как необходимость. В особенности восточные культуры с коллективистскими принципами или диктатуры, когда благополучие общества всегда ценится выше прав конкретного человека, довольно туго и «со скрипом» принимают права человека, так как система прав построена на индивидуализме. Логическую ошибку сейчас обсуждать не будем – невозможно благополучие всего общества без благополучия отдельного человека.
Так и обосновывают необходимость обоснования прав человека – их должен принять весь мир.
Я не совсем согласен с указанным тезисом. Кажется, что с происхождением и природой прав человека мы никогда не сойдемся во мнениях. К тому же, кроме существующих школ, которые противоречат друг другу, будут появляться новые. И такие бесплотные дискуссии уносят нас в абстракции, отвлекая от насущной необходимости принятия ценности прав человека. Тем более, пока существуют такие противоречия, права человека будет сложно распространить по всему миру. Нам всегда в ответ будет прилетать – «С обоснованием сначала разберитесь, а потом уже нам навязывайте». К сожалению, противоречия и дискуссии только добавляют неубедительности.
Думается, что полезнее переключить внимание с происхождения прав человека на насущную необходимость их распространения и принятия в разных культурах и странах.
Обосновать необходимость намного легче. Например, с позиции гуманизма. Все же мы понимаем, что бесправие порождает страдание? Хотим ли мы с ним покончить?
Литература по теме «права человека»
Больше о правах человека
- Права человека
- Права ребенка
- Право на жизнь
- Право на свободу от пыток или жестокого, бесчеловечного или унижающего его достоинство обращения и наказания
- Свобода предпринимательства
- Свобода ассоциаций
- Свобода передвижения
- Свобода слова (выражения мнения, массовой информации)
- Свобода совести и вероисповедания
- Свобода собраний
- Право на свободу и личную неприкосновенность
- Право на свободу от рабства или подневольного состояния
- Право на справедливое и публичное судебное разбирательство
- Право на владение имуществом
- Право на участие в управлении государством
- Право на социальное обеспечение
- Право на труд, благоприятные условия труда, защиту от безработицы, свобода труда
- Право на определенные стандарты жизни
- Право на образование
- Право на охрану здоровья
- Право на участие в культурной жизни
- Право на творчество
- Право на пользование результатами научного прогресса
- Право на создание семьи и право на охрану семьи
- Право на жилище
- Право на личную и семейную тайну, неприкосновенность частной жизни
- Право равного доступа к государственной службе
- Право на отдых и досуг
- Право на создание профессиональных союзов
- Право на забастовку
- Право на самоопределение
- Право на развитие
- Право на пользование общим наследием человечества
- Право на мир
- Право на благоприятную окружающую среду
- Право на восстание