Карл Маркс
Карл Маркс вошел в мировую историю как один из крупнейших мыслителей XX века, который исследовал проблемы немецкой философии, экономики, литературоведения, журналистики.
Главной мечтой и стремлением для философа стало справедливое общество, для воплощения которого Маркс всю свою жизнь посветил исследованию проблем социологии, политологии и экономики.
Карл Маркс является основоположником научного коммунизма, за который он на протяжении всей научной деятельности боролся с идейными противниками и оппонентами.
Карл Маркс являлся единомышленником Фридриха Энгельса, совместно с которым ему удалось исследовать множество научных проблем и выпустить фундаментальные труды, пользующиеся спросом по всему миру до сих пор.
Биография
Карл Генрих Маркс родился 5 мая в 1818 году в Пруссии в семье адвоката.
Обучение философа началось с гимназии Фридриха-Вильгельма, а далее в возрасте 17 лет он поступил в Боннский университет и после года обучения перевелся в Берлинский университет, позволивший изучать юриспруденцию, историю искусств и философию. Маркс закончил обучение экстерном, защитив диссертацию «Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура».
По взглядам Карл Маркс являлся гегельянцем-идеалистом и входил в состав кружка младогегельянцев, созданного в Берлине.
Несмотря на плодотворное творчество и активную научную деятельность, Карл Маркс всю жизнь провел в борьбе с бедностью, переходящей в нищету.
Основные идеи и исследования
Трактат «Капитал» является главным трудом немецкого философа, в котором изложены его основные идеи. Маркс обращает внимание на то, что любой товар имеет собственника, который обязательно признан другими собственниками таким же владельцем. Товар является товаром только при его обмене, в результате которого он приобретает финансовый эквивалент.
Основная формула оборота выглядит как «товар – деньги – товар». Она показывает, что стоимость реализованного продукта сравнима со стоимостью приобретаемого в случае, если обмен будет производиться при соблюдении одинаковых условий. При этом возможная равнозначность не говорит о балансе между продажей и покупкой, а означает исключительно то, что стоимость, присвоенная одному из продуктов, сопоставляется с иным продуктом по меновой стоимости.
Данный труд также отражает мнение Маркса по поводу того, что, в конечном итоге, гибель капитализма неизбежна, и его должен заменить коммунизм.
Карл Маркс также является создателем классовой теории.
Над многими исследованиями Карл Маркс трудился совместно с Фридрихом Энгельсом. Так, в 1848 году им было поручено создание «Манифеста коммунистической партии». Текст данной работы вбирает в себя все положения, которые четко отражают позицию нового коммунистического ощущения мира. Отличительными особенностями данного мировоззрения стали материализм, диалектика, а также теория классовой борьбы и всемирной исторической роли пролетариата, который мыслился как творец коммунистического общества.
Также известен труд Макса и Энгельса 1845 года «Святое семейство, или Критика критической критики. Против Бруно Бауэра и компании», основой которого являлась критика философии младогегельянцев и идеализм Гегеля. В ней учеными формулируются основы диалектического и исторического материализма, а также вводится исследование об истории как человеческой деятельности.
Вместе с Энгельсом Карл Маркс стал основателем марксизма, в основе которого лежит идеологическое учение о том, что рабочий класс является основной движущей силой.
В рамках политологии Карл Маркс выпустил работу «К критике гегелевской философии права». Маркс был яро настроен против действующего на тот момент политического режима и призывал население к борьбе против правительства.
Некоторое время философ интересовался некоторыми идеями анархизма, которые продвигал М.Бакунин.
В труде «Тезисы о Фейербахе» философ резко критикует ранее действовавший материализм. Маркс указывает на то, что он носит созерцательный характер и противостоит старому материализму. Основа обновленного материализма заключается в том, что личность формирует картину мира чувственной, субъективной, а не созерцательной деятельностью.
В «Очерке критики политической экономии» Маркс рассматривает проблему взаимосвязи между производством, распределением, обменом и потреблением, обоснованию определяющей роли производства в экономической жизни общества. Философ также затрагивает некоторые эстетические принципы марксизма: изучает воздействие уровня развития личности на искусство и эстетику, а также выведение общей ценности в плодах творчества, которая присуща всем людям.
Карл Марк также известен другими исследованиями, в частности «Заработная плата, цена и прибыль», «Статьи об отмене крепостного права в России», «Гражданская война во Франции» и др.
Экономические цепочки взаимозависимости
Важная идея Маркса — люди не являются набором абстракций, живущих внутри каждого отдельного тела, а на самом деле ансамбль, совокупность всех общественных отношений, которые их связывают.
Это идея, которую 27-летний Карл Маркс набросал в 1845 году в качестве одного из своих тезисов о философе Людвиге Фейербахе.
В одиннадцатом тезисе о Фейербахе, где Маркс говорит, что философы лишь по-разному интерпретировали мир, но теперь настало время действительно изменить его.
Шестой тезис еще более важен, потому что именно там он говорит, что сущность человека находится не в его индивидуальности, а в социальной сети, частью которой он является. Именно эту мысль сформулировал Маркс в одной из своих поздних книг:
«Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание».
На то, что думают люди, влияет социальный контекст, частью которого они являются. Эта идея породила некоторые из важнейших направлений социологических исследований. То, как социальный контекст влияет на художественные импульсы и продукты человеческих существ, изучается в социологии искусства, социологии литературы, социологии музыки и даже в социологии кино.
Влияние социального окружения на поведение, считающееся в определенном обществе наказуемым, изучается социологией права, а также социологией девиантного поведения и социологией преступности или криминологией. То, как социальные структуры могут влиять на наши системы верований, изучает социология религии. Социальное влияние на то, как люди думают, как они рассуждают, изучается очень важной субдисциплиной, называемой социологией знания.
Таким образом, то, как люди думают, чувствуют и действуют, находится под сильным влиянием сетей, в которые они заключены. Маркс считает, что наиболее важными взаимозависимостями между людьми являются те, которые связаны с выживанием, например, сбор пищи, необходимой для выживания, разделение экономических задач таким образом, чтобы группа, коллектив могли живи и плодись. Сети то, что люди формируют, когда они вырывают из окружающей природы предметы первой необходимости, необходимые им для выживания, называются, в марксистской терминологии, производственными отношениями, Produktionsverhaeltnisse, и они являются фундаментальными. Другие отношения между людьми, например, их когнитивные связи или их политические отношения, все вытекают из того, что является сердцевиной всего этого: их экономических цепей взаимозависимости.
Другой способ выразить это состоит в том, что инфраструктура, являющаяся экономической базой общества, определяет надстройку, включающую в себя политику, право, религию, искусство и науку. Маркс говорил на немецком языке об Unterbau и Ueberbau, что на самом деле является архитектурной метафорой. Unterbau — это часть дома, скрытая под землей. Вы этого не видите, но это основа здания. То, что вы видите, это Убербау, стены, входная дверь, окна, крыша. Но если вы хотите купить этот дом, советуем вам не обращать слишком много внимания на то, что бросается в глаза, а спуститься по маленькой лестнице в подвал под домом и посмотреть, нет ли в стенах трещин, которые могут прогнозировать обрушение всей конструкции в будущем. Если вы хотите исследовать силу общества, не смотрите на то, что легко заметить, на прекрасные произведения искусства, великие университеты, манящие улицы, остроумные политические дебаты, а попытайтесь увидеть, что происходит в обществе.
Маркс и Хомо Фабер
Специалисты по марксистской мысли до сих пор спорят о том, действительно ли Маркс был экономическим детерминистом, кем-то, кто считал, что, когда все сказано и сделано, экономические отношения всегда являются наиболее важными связями между людьми. Во многих абзацах Маркс звучит как детерминист, но кое-где он, а также его друг Энгельс кажутся менее откровенными. Но каков бы ни был исход этих дебатов, нельзя отрицать, что Маркс в середине XIX века пошел по пути, далекому, например, от Конта. У Конта движущей силой истории является все-таки трансформация идей, переход от религиозного мышления к научному мышлению. И он был не единственным философом, который считал, что история в основном определяется взлетами и падениями интеллектуальных интерпретаций мира.
Маркс полностью противится этой идее, и его часто характеризуют как материалиста, несогласного с тем идеализмом, который он связывал с одним из героев его студенческих лет, немецким философом Гегелем. Указывая на тривиальную повседневную необходимость сводить концы с концами, безжалостно долбя по этому аргументу снова и снова, и опять же, Маркс помог продвинуть социальные науки в новом направлении. Он заставил социологов, пришедших после него, принять во внимание эту бескомпромиссную точку зрения. Макс Вебер, например, считал, что Маркс был слишком односторонним в подчеркивании того, как экономические факторы определяют религиозные образы, и он показал, что существует также стрела причинного влияния, указывающая как раз в другую сторону, то есть от религиозных убеждений к экономическим идеям и практикам.
Акцент Маркса на экономических связях имеет глубокие корни в его философии и в его образе человека. Для Маркса человеческое животное по существу является рабочим.
Именно в своем труде мы раскрываем свои сокровенные возможности, в полной мере развиваем свои таланты, оставляем в мире свой очень личный след. Маркс выступает за весьма своеобразное изображение человеческой природы: человек есть homo faber, существо работающее, трудящееся, производительное, созидающее. Говорят, что такое представление о человеке отражало ценности его собственной семьи из среднего класса, где упорный труд считался добродетелью. Маркс, как человек, на самом деле был трудоголиком, человеком, который иногда пренебрегал своей семьей и друзьями, потому что был полностью погружен в задачу написания того, что он считал очень важной книгой. И сегодня многие согласятся с ним в том, что труд придает человеку достоинство.
Но, как мы увидим, этот образ человека, существенно облагороженного его способностью выражать себя в своей работе, является лишь одним из многих способов смотреть на человеческие существа. Существуют и другие взгляды на человеческую природу, и тот, который предпочитает Маркс, является лишь одним из многих возможных.
Исходя из этого видения человека, Маркс обеспокоен тем, что труд, деятельность par excellence, в которой человек реализует свои глубочайшие возможности, извращается, превращается в нечто уродливое, просто в товар, в вещь для продажи. Здесь может оказаться полезным сослаться на известное различие между потребительной стоимостью и меновой стоимостью, Gebrauchswert и Tauschwert в немецком языке. Все товары, которые мы находим на рынке, имеют определенную потребительную стоимость, они удовлетворяют потребности человека. Но когда товар поступает на рынок, никто не заботится о его потребительной стоимости, об этой внутренней возможности удовлетворить людей, но все сосредоточены на его меновой стоимости, на том, сколько денег они могут заработать на нем, что они могут получить, продав его. Это. Теперь позвольте мне пропустить здесь интересную, но довольно устаревшую трудовую теорию меновой стоимости товаров Маркса. Вы можете посмотреть это в Интернете.
Маркса ужасает тот факт, что этот прекраснейший потенциал, которым обладают все люди, их способность выражать себя в своей работе, оскверняется, загрязняется, когда он превращается в простой товар с прикрепленным к нему ценником, в объект, который вы можно продать на рынке. В своих юношеских рукописях, многие из которых были опубликованы только после его смерти, Маркс называл это результатом процесса отчуждения.
Отчуждение
Немецкие термины Entfremdung или Verfremdung переводятся как отчуждение. Маркс, должно быть, усвоил ее, изучая философию Гегеля, но приспособил ее для своих целей. Можно сказать, что он отделил это понятие от философии и превратил его в критический социологический термин с критическим значением.
Возьмем, к примеру, часовщика, специалиста по конструированию красивых и точных часов, который очень гордится своими изящными изделиями, и сравним этого человека с мальчиком, который целый день совершает однообразное, скучное, повторяющееся действие в булавке Фабрики Адама Смита. Теперь вы начинаете понимать, что Маркс имеет в виду под отчуждением. Человек, работающий на фабрике по производству булавок, может даже не осознавать, какой вклад вносит его простая задача в конечный продукт — тонкую булавку, покидающую фабрику. А если и знал, то ему было все равно. Часовщик любит свои часы, булавщик не испытывает никакой гордости за свои булавки. Он как бы отрезан от своего продукта, он не признает своего труда в материальном результате всего своего труда. Короче говоря, его продукт от него отчужден, он переживает его как нечто чуждое, в более широком смысле, у него отняли весь производственный процесс. Его лишили достоинства фабричного рабочего, он стал чем-то вроде робота, винтиком в машине, которого заставляют совершать одни и те же телесные движения снова и снова, в течение всего дня, а также на следующий день и на следующий день. день после этого. От него отчужден не только продукт труда, но и весь процесс труда. Он делает свою работу совершенно механически, его не интересует смысл его действий, его вклад в товары, которые могут служить потребностям людей, которые их покупают. Единственное, что его волнует, это его зарплата и больше ничего.
Этот новый способ работы на современной фабрике в капиталистической системе также разорвал связи между рабочими. В прошлом они были гордыми ремесленниками, обменивались друг с другом ремесленными хитростями, делились секретами своей профессии, наслаждались гордостью своих достижений. Но теперь, когда капитализм заставил всех разделить свой труд и работая таким повторяющимся образом, отчужденные от своих продуктов, отчужденные от процесса труда, рабочие также постепенно отчуждаются от своих товарищей по работе. Они теряют ощущение, что они как коллектив несут ответственность за поток продукции, покидающий фабрику. Они не знают друг друга, они становятся чужими друг другу. Они не испытывают и не должны испытывать ни симпатии, ни лояльности к фабрике, ни гордости за ее продукцию, ни чувства солидарности друг с другом, они теперь совершенно индивидуализированы, атомизированы. На современной фабрике, с ее фрагментарностью труда, с профессиями, которые большинство людей может освоить всего за несколько часов, где мастерство больше не ценится, рабочие не заинтересованы в том, что делает другой, нет общего интереса, нет смысла разделять общую судьбу.
Маркс надеялся, что всеобъемлющее классовое сознание, объединяющее рабочих на многих различных фабриках, объединяющих рабочих по всей стране, объединяющих фабричных рабочих всего мира, создаст новый вид солидарности, чувство принадлежности к важному коллективу. Но пока они отделены друг от друга, фактически отчуждены друг от друга.
В ходе этого процесса люди все больше и больше отчуждаются от самих себя. Это следует из концепции Маркса о человеке. Когда именно в своем труде, и только в своем труде человек реализует свой глубочайший потенциал, когда только в труде он может реализовать свои сокровенные таланты, потенциал, о котором раньше он, может быть, и не подозревал, то отчуждает от него свой труд. означает, что он был отчужден от своего сокровенного «я».
Маркс облекает это рассуждение в очень философский язык и иногда говорит, что в капиталистических условиях человек отчуждается от того, что определяет его как члена человеческого рода, отчуждает его от своего Gattungswesen, немецкого слова, которое переводится как родовое бытие.
Этим старомодным словом он хочет донести до читателя, что все эти виды отчуждения сводятся к тому, что у представителей рода человеческого лишают всего, что отличает их от грубых животных, лишают их человечности.
Маркс и классовая борьба
В теориях социальной стратификации мы используем такие термины, как каста, сословие или социальный слой, но Маркс вводит термин, ставший нарицательным в социальных науках, а также на политической арене и в быту: класс. Большинство людей уже не вспоминают о Карле Марксе, когда читают в газетах, что в городских гетто современных мегаполисов, кажется, растет новый класс очень бедных людей, но интересно, что проблема сформулирована в марксистской терминологии, используя слово класс.
В своих более публицистических статьях Маркс иногда различает множество различных классов, но в своих теоретических текстах он сводит все эти различные классы к двум основным. Эти два класса являются не только двумя наиболее важными классами, но и единственными, которые остаются нетронутыми, когда капитализм достигает своей последней фазы. Некоторые представители среднего класса смогут перейти в господствующий класс, но большинство представителей среднего класса скатятся в класс угнетенных и подвластных.
С одной стороны, есть класс людей, которые не владеют средствами производства — фабриками, машинами на фабриках, — поэтому они вынуждены продавать единственное, чем они владеют, а именно свою способность работать, свою рабочая сила.
С другой стороны, мы видим класс людей, которые действительно владеют средствами производства, которые являются капитанами промышленности, контролирующими новые огромные промышленные предприятия, которые стали доминировать на окраинах современных городов. Этим предпринимателям не нужно продавать свою рабочую силу, они могут нанимать рабочую силу других неимущих мужчин и женщин. И снова Маркс использует французские слова, которые он, возможно, слышал в годы своего пребывания в Париже, чтобы дать названия этим двум классам: фабричные рабочие называются пролетариатом, капиталисты называются буржуазией. Это относительно простая двухклассовая модель, основанная на экономическом положении членов: один класс получает заработную плату, другой класс живет за счет прибавочной стоимости, которую они извлекают из рабочего класса.
В условиях высокого капитализма этот класс буржуазии наживается на эксплуатации членов рабочего класса. Если пролетарии не приемлют длинный рабочий день или низкую заработную плату, им говорят, может быть, очень дружелюбно, искать лучшую работу в другом месте. Они не рабы и не крепостные, они могут искать хорошую работу и договариваться о своем вознаграждении. Но, по Марксу, это ложь. На самом деле современный пролетарий имеет меньше свободы, чем античный раб. И это потому, что работы всегда не хватает, поэтому перед воротами фабрики мы видим большую группу безработных и голодных людей, готовых на все,
чтобы получить работу. Это то, что Маркс называет резервной армией рабочих. На каждого недовольного рабочего, покидающего завод, приходится десять мужчин, женщин или детей, готовых работать очень долго и за очень низкую заработную плату. Таким образом, у рабочих нет переговорной силы. И именно по этой причине их можно эксплуатировать, а это означает, что ценность, которую они создают для предпринимателей, превосходит ценность заработной платы, которую они получают. У них нет иного выхода, кроме как отдать эту прибавочную стоимость, ничего не получив взамен.
Застрявшие в капиталистической системе
Возможно, именно здесь я должен подчеркнуть то, что часто упускают из виду исследователи Маркса, а иногда даже Маркс, кажется, забывает об этом, когда уступает удовольствию написать весьма полемический абзац. Эксплуатация пролетариата не имеет ничего общего со злыми намерениями капиталистов или с их садистской похотью угнетать бесправных людей.
Эти капиталисты могут быть на самом деле очень дружелюбными людьми, которые каждое воскресенье ходят в церковь и не хотят обнищать и тискать своих рабочих. Они могут отдавать часть своего дохода на благотворительность или поддерживать искусство и науку.
Проблема в том, что они заложники этой системы, которая заставляет их, хотят они того или нет, эксплуатировать своих сотрудников. Потому что они являются членами чрезвычайно конкурентной сети фабрикантов, которые все сосредоточены только на одной цели. Нет, эта цель состоит не в том, чтобы заработать как можно больше денег, а в том, чтобы систематически зарабатывать больше денег, чем их коллеги, чтобы оставаться впереди конкурентов. Наказание за то, что не остался впереди, ужасно: кто отстанет, тот разорится, фабрику придется закрыть, а хозяин и члены его семьи попадут в класс пролетариев и с этого момента должны будут продать единственное, что у них осталось, это их рабочая сила, которую они продают своим бывшим коллегам-предпринимателям. Все их действия мотивированы жгучим страхом, что однажды это может с ними случиться. В этом отношении, но только в этом отношении, Маркс напоминает мне Токвиля: в классовой системе с большой мобильностью все до смерти боятся попасть из высшего класса в низший класс.
На самом деле система настолько устойчива, что не зависит от злых намерений, от дурных характеров. В некотором смысле сам капитализм заботится о своем продолжении. Это опять-таки элемент Маркса, которым восхищаются социологи: социальные системы могут иметь свою собственную динамику, они развиваются по законам, на которые отдельные люди не могут повлиять, даже если они понимают эти законы, даже если они изучили книги Маркса и Энгельс.
Вот как это работает в краткосрочной перспективе. Но в конечном счете капитализм медленно, но верно движется в направлении собственного уничтожения. И странно то, что предприниматели, которые получают наибольшую прибыль от этой системы, также являются теми, кто способствует ее краху. Вынужденные беспощадной конкуренцией, они заставляют свою рабочую силу работать все больше и больше, увеличивать рабочий день, соглашаться на более низкую заработную плату.
Рабочие становятся настолько бедными, что их женам приходится работать на фабрике, чтобы сводить концы с концами, а если этого недостаточно, их детям приходится выполнять простые повторяющиеся задачи, которые мы помним по булавочной фабрике, добавляя свою скудную заработную плату к семейному доходу. . Но владельцы заводов вынуждены продолжать выжимать рабочую силу, так что рабочим не до еды, в их домах очень антисанитария, крыша течет, они заболевают, видят, как умирают их дети, и однажды они понимают, что хуже уже быть не может, что их положение стало настолько ужасным, что вывод становится неизбежным: им нечего терять, кроме своих оков. Капиталисты создали класс людей, которые покончат с капитализмом, вырастили своих могильщиков.
Но для этого рабочие должны осознать свое объективное положение, они должны развить классовое сознание. Внезапно они видят сквозь идеологические мифы о прекрасном мире современного капитализма, которые изо дня в день пропагандируют политики, промышленные лидеры и приходские священники. Они вырываются из этого заклятия, они открывают глаза и сталкиваются с реальностью. И тогда у них может развиться чувство солидарности, глубокое чувство, что они разделяют свою судьбу с членами своего класса, а не с членами класса, который их эксплуатирует. Затем они приходят к выводу, что единственный путь к лучшему будущему — это восстание против своих угнетателей, все вместе, в одном огромном движении. Это момент, когда революционное сознание овладевает сердцами и умами, с этого момента революция неизбежна.
Маркс и классовое сознание
Что социологам нравится в этой теории, так это то, что класс определяется не только в экономических терминах, но и в социально-психологических. Класс — это не просто группа людей, разделяющих определенные экономические характеристики. Она может при определенных обстоятельствах превратиться в группу людей, осознающих, что они класс, коллектив со своими интересами, которые они должны защищать как группа. Или, выражаясь гегелевским языком, который так любил Маркс: при известных условиях класс может осознать себя. Он превращается из Klasse an sich, класса в себе, в Klasse fuer sich, класс для себя.
Представление о том, что социальная категория, будь то класс или иное существо, рефлексивно осознает себя, — очень интересное понятие. Возьмем, к примеру, группу поколений. Мы можем говорить о группе людей, родившихся между 1980 и 2000 годами, и мы можем назвать их поколением, пережившим в подростковом возрасте рост персональных компьютеров и Интернета.
Мы можем приписывать им всевозможные характеристики, но самый интересный вопрос заключается в следующем: разделяют ли они чувство солидарности, испытывает ли эта когорта поколений какое-то мы-чувство? Хотя Маркса интересует социально-психологический аспект класса, его часто критиковали за односторонность, когда он слишком много внимания уделял экономическим аспектам класса.
Но социологи ХХ-го века предположили, что классы могут определяться и другими способами, например, в отношении уровня образования, политической власти, престижа или образа жизни. Макс Вебер попытался расширить представление о классе. А в конце ХХ-го века французский социолог Пьер Бурдье написал книги, особенно одно исследование под названием «Различие», в котором он пытался показать, что мы должны принимать во внимание не только экономический капитал, но и социальный капитал, силу сети, которую кто-то может мобилизовать и культурный капитал, например, знание искусств и наук, что позволяет кому-то уверенно взаимодействовать с представителями господствующих классов. Бурдье и Вебер не являются социологами-марксистами, но они вдохновлялись Марксом, когда разрабатывали свой собственный социологический подход, иногда перенимая элементы его работ.
Маркс сделал свою теорию очень уязвимой, сделав явные предсказания о будущем капитализма. Маркс считал, что в конечном счете она падет жертвой присущих ей противоречий. Капитализм, каким мы его знаем, в конечном итоге самоуничтожится. И Маркс очень ясно понимал одно: революция произойдет в самых передовых, самых промышленно развитых странах, в Англии, Франции или Германии, где капитализм развился дальше всего. Маркс не уточнил момента, когда это произойдет, но когда в 1871 году Парижская Коммуна была на первых страницах всех европейских газет, Маркс явно верил, что то, что он предсказывал, теперь действительно начинает обретать форму.
Можно сказать, что Маркс был прав, когда предсказывал, что капитализм, каким он его знал, должен исчезнуть. Сократился длинный рабочий день, фабричные рабочие стали богаче, улучшились их жилищные условия, увеличился средний класс, были введены законы, запрещающие использование детей на фабриках. Предприятия, полностью контролируемые членами одной семьи, которые были не только владельцами акций, но в то же время руководили фабрикой как управляющие, стали редки, собственность и управление были коллективизированы и часто разделены. Некоторые из этих событий были предсказаны Марксом. Но одна вещь явно отсутствовала в высокоразвитых индустриальных обществах Запада: революция не произошла и капитализм не исчез.
Предсказания Маркса
Может быть, Маркс не заметил гибкости капитализма как новой общественно-экономической формации. Марксу и в голову не приходило, что капитализм может быть настолько гибким, что он сможет так легко адаптироваться к новым обстоятельствам и найти решения для всех препятствий, которые он так искусно описал. Если капитализму грозит подорвать слабое здоровье представителей рабочего класса, то он спасет себя, разработав новую эффективную систему здравоохранения. Капитализм никогда не бывает жестким, чопорным, не склонным к переменам, он постоянно движется и приспосабливается к новым вызовам. Маркс прекрасно знал, что это одно из самых грозных достояний современного капитализма. И все же это тот элемент, который он, возможно, недооценил.
Но можно и совершенно иначе взглянуть на проблему предсказаний Маркса. Вы могли бы защищать идею о том, что Маркс все еще важен сегодня, но только тогда, когда вы переносите его теорию на масштабы всего мира. Если вы принимаете идею о том, что капитализм трансформировался с уровня нации на уровень мира, что он глобализировался, то вы все еще можете отстаивать идею о том, что сегодня мы являемся свидетелями кульминации и возможного краха капитализма. Некоторые социологи говорят, что капитализм продлил свой жизненный цикл больше, чем ожидал Маркс, потому что он чрезвычайно хорошо расширял свое игровое поле, пока не охватил весь земной шар. Часть сырья для наших сотовых телефонов добывается на шахтах в Африке. Эти красивые маленькие компьютеры собираются людьми в Азии, которые получают заработную плату, которую никто не принял бы в Соединенных Штатах или Европе.
Готовая продукция продается богатым людям, живущим в западных обществах. Но сегодня мы видим, что капитализм стал настолько успешным, что, например, в Японии, Южной Корее, а также в Китае новые слои общества имеют покупательную способность покупать эти дорогие предметы роскоши, которые все любят. Разделение труда внутри капитализма охватило теперь весь мир, и если вы хотите увидеть пролетарскую бедность, не ищите ее в Германии или Японии, а ищите ее в странах Африки к югу от Сахары.
Американский социолог Иммануэль Валлерстайн в течение последних сорока лет объяснял своим ученикам и коллегам, что самая большая ошибка социологии заключается в том, что она придерживается уровня национального государства и не принимает взаимозависимую мировую систему в качестве объекта своего исследования.
Те же самые социологи, которые смотрят на проблему таким образом, также склонны предсказывать, что революционные изменения неизбежны. Благодаря глобализации капиталистическая система может продлить свою жизнь. Но при всей своей эластичности он сейчас достиг своей последней стадии, когда дальнейшее его растяжение стало невозможным. В зонах, где очень богатые и очень бедные живут близко друг к другу, как это имеет место на Ближнем Востоке — вспомните Ирак, Сирию, Ливан или Египет, — мы видим, что революционная энергия накапливается пугающим образом.
Никто не может предвидеть, куда приведет этот процесс. Немногие разделяют оптимистические ожидания Маркса относительно посткапиталистического общества. Его предсказание, о том, что, когда капитализм исчезнет, мы все станем счастливыми членами дружественного коммунистического общества, где мы сможем посвятить себя рыбалке, охоте и чтению Шекспира, сегодня встречают с кривой усмешкой. Мы стали слишком циничными, чтобы поверить в это. И как ни странно, этот вид цинизма был привнесен в мир некоторыми упрямыми социальными теоретиками, такими как Карл Маркс, которые смотрят на человеческое общество с разочарованной, материалистической точки зрения. Маркс учил нас перестать верить в сказки. Сегодня многие из нас воспринимают его мечту о дружественном посткапиталистическом коммунизме как сказку, которая не очень полезна, если мы хотим понять наш социальный мир.
Карл Маркс и его книги
Россия и война. О «национальной гордости» и пользе поражений