Людвиг Андреас Фейербах

Людвиг Андреас Фейербах

Людвиг Андреас Фейербах — немецкий философ. Начинал как сторонник гегельянства. Затем перешел на позиции материализма, сенсуализма, антропологизма, атеистического гуманизма.

Биография

Людвиг Андреас Фейербах родился 28.05.1804 г. в Баварии, город Ландсгут. Отец Ансельм Фейербах — выдающийся криминолог, юрист, был для сына всегда примером.

В 1822 г., по окончании гимназического курса, юноша поступает на факультет теологии в университет Гейдельберга. Теологические курсы, которые там вел профессор Карл Дауб, восхищали студента. Они были наполнены живыми мыслями из философского учения Гегеля. Заинтересовавшись трудами философа, Людвиг обратился к его книгам. Затем решил отправиться в Берлин. В столичном университете стал посещать лекции Гегеля.

Завершив обучение, в 1821 в университете Эрлангена с блеском защищает диссертацию по теме “О едином, всеобщем и бесконечном разуме”. Работа наполнена духом абсолютного идеализма по Гегелю.

Необычна история с его увольнением из этого учебного заведения, в котором он в 1829-1832 гг. г. выступал с лекциями по логике, метафизике, истории новой философии, трудился приват-доцентом. В 1830 году в Нюрнберге вышел печатный труд «Мысли о смерти и бессмертии», по рукописям одного мыслителя с приложением богословско-сатирических ксений (эпиграмм). Анонимный автор с негодованием и задором опровергал веру в личное бессмертие и загробную жизнь. Резюме опуса: главенствующая церковная догма исключает ценность реальной жизни человека на земле. Сводит к нулю все его старания улучшить ее и весь мир вокруг.

Церковники приняли вызов и ответили автору очень серьезно на сатиру и крамольные “Мысли”. Тираж конфисковали. После раскрытия имени автора Людвига Фейербаха вышвырнули из учебного заведения, лишив права преподавать где бы то ни было.

Людвиг Фейербах и его работы

Свободомыслящий атеист, “антихрист” стал вольным писателем. О своем предназначении поведал в “Абеляр и Элоиза, или писатель и человек” (1834). Автор утверждает, что писатель и человек неразделимы. Личность воплощается в своем творении.

Оставшись без преподавательского места и постоянного заработка, отдал все свое внимание изучению истории новой философии.

  • 1833 – напечатана I часть “Истории новой философии от Бэкона до Спинозы”.
  • 1837 – 1838 опубликованы II и III книги исследования. В первой части автор анализирует отношение философии и религии. Вышедшие позднее книги посвящены отвержению учения традиционной теологии о бессмертности души. Фейербах открыто заявил о собственном атеистическом взгляде на мир, сформулировал принципы.

В ноябре 1837 состоялось бракосочетание с Бертой Лев. Вместе с женой они уезжают в глухую франконскую деревеньку Брукберг. Здесь он создал новое философское учение. Из-под его пера родились главные творения:

  • 1839 “К критике философии Гегеля”. Начинавший восторженным последователем философии идеализма Гегеля, в зрелом возрасте Фейербах противопоставил гегельянству антропологический материализм. Посещая в Берлинском университете лекции Гегеля по логике, метафизике, философии религии, Фейербах научился думать и развил собственное теоретическое мышление. Изучая теологию, юноша опустился с небес на землю. Он считал, что философ не должен парить в небесах, а обязан овладевать эмпирическим знанием.
  • 1841 Развивает формулировку личного отношения к религии в 1841 г. в работе “Сущность христианства”.
  • 1843 “Основы философии будущего”.
  • 1845 “Сущность религии”.
  • 1851 “Чтения о сущности религии” Материалист Людвиг Фейербах рассуждает о роли чувственности в сознании. Отвергая роль бессмертной души, выдвинул постулат:

“Каждый человек есть то, что он ест”.

В трудах, посвященных религии, Фейербах ввел понятие “психогенезис духовных религиозных представлений и чувств”.

Антропоморфизм (проецирование внутренних черт на окружающую действительность) заключается в создании человеческой личностью лучшей версии самого себя — Бога. Религиозное творчество помогает людям не испытывать терзаний от ощущения собственного несовершенства.

Людвиг Фейербах — “огненный поток”

Сдержанный, немногословный, скромный в повседневном быту философ в своих трудах, воззрениях демонстрировал бушующий “огненный поток”. Ведь именно такими словами транскрибируется на русский язык его фамилия Feuerbach. В данном конкретном случае говорящая прямая отсылка как лейтмотив ко всей прожитой жизни приват-доцента Эрлангенского университета.

Почти четверть века он прожил среди природы, в маленькой деревеньке Брукберг, так как преподавательскую работу ему запретили.

Обрел человеческое счастье в кругу своей семьи: супруги Берты, дочери. Супруга с первого дня их знакомства и на протяжении всей семейной жизни разделяла взгляды мятущегося философа. Они жили в уединении, на небольшие средства от завода, в котором у Берты была треть прибыли. Флигель принадлежал фабрике. Из этого жилища Фейербаха изгнали, когда владельцы заводика (члены семьи Берты, урожденной Лев) обанкротились. Имущество купило правительство Баварии. Фейербах на старости лет лишился основного, хоть и небольшого, источника существования.

В сентябре 1860 года семья переехала в Рехенберг, район Нюрнберга. Холодная комнатушка на чердаке хижины стала домом и рабочим кабинетом мыслителя.

Последний труд Фейербаха “Эвдемонизм” написан в очень суровой жизненной ситуации. Среди невзгод, материальных лишений, болезни. При этом он проникнут глубочайшей верой в счастье человека.

Людвиг Фейербах прожил большую часть жизни в деревенском уединении практически отшельником. Но у него были друзья, поклонники его сочинений. Они добились для него стипендии от Шиллеровского фонда в Веймаре. Сумма в 300 талеров позволила семье иметь хоть какие-то средства для существования.

В Вене, Лондоне, Нью-Йорке организовали сбор пожертвований для больного писателя и философа. К этому времени после нескольких кровоизлияний в мозг Людвига разбил паралич. 13 сентября 1872 года он скончался.

Незадолго до этого печального события, в 1870, философ стал членом Германской социал-демократической партии. В последний путь приват-доцента проводили нюрнбергские рабочие.

С 1904 года горожане собирали частные пожертвования для увековечения памяти философа. Сначала сделали доску из бронзы, которую закрепили на доме в Рехенберге. В 1916 дом снесли. К 1930 году удалось собрать нужную сумму для установки скромного памятника среди частных пожертвователей. Это была простая каменная глыба с эпитафией и цитатами. Пришедшие к власти фашисты в 1930 снесли это сооружение.

Сегодня на месте его хижины, стоявшей на горе Рехенберг в Нюрнберге, посажен парк. В нем установили большой камень, который извлекли ранее из-под руин после бомбежек Второй мировой войны. Его поставили на старое место в 1955 году, с восстановленными первоначальными табличками. Надписи, как и в 1930 году, гласят:

“В память вольнодумца Людвига Фейербаха 1804-1872 г. г.”.

С двух сторон размещаются цитаты философа:

“Человек создал Бога по своему образу”

“Делайте добро для человека”.

Памятник и поныне “держит оборону” против попыток правых экстремистов, христианских фундаменталистов, пытающихся его разрушить.

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Мы используем cookie-файлы. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности