Фашизм (итал. fascismo, от fascio — союз, пучок, связка, объединение) — обобщённое название крайне правых политических движений и идеологий, проповедующих форму правления диктаторского типа, характерными признаками которых называют милитаристский национализм (в широком понимании), антилиберализм, ксенофобию, реваншизм и шовинизм, вождизм, антикоммунизм, презрение к выборной демократии и либерализму, веру в господство элит и естественную социальную иерархию, этатизм и, в ряде случаев, синдикализм, расизм и политику геноцида.
Основные принципы
- Применение крайних форм насилия для подавления инакомыслия и оппозиции;
- Антикоммунизм;
- Шовинизм, расизм – теория расового неравенства и превосходства соответствующей расы, антисемитизм;
- Националистические геополитические концепции;
- Широкое использование государственно-монополистических методов регулирования экономики;
- Всевластие государственной машины, государственного аппарата («теория тотального государства»);
- Максимальный контроль над всеми проявлениями общественной и личной жизни людей; способность путем националистической и социальной демагогии политически активизировать население;
- Вождизм – принцип фюрерства национал-социалистической организации;
- Захватническая и агрессивная внешняя политика.
Историческая справка
Фашизм, как политическая идеология и массовые движения, доминировал во многих частях центральной, южной и восточной Европы в период с 1919 по 1945 год, а также имел сторонников в Западной Европе, Соединенных Штатах, Южной Африке, Японии, Латинской Америке и на Ближнем Востоке.
Первый фашистский лидер Европы Бенито Муссолини взял название своей партии от латинского слова fasces, которое обозначало связку вяза или березовых прутьев (обычно с топором), использовавшуюся в качестве символа уголовной власти в Древнем Риме.
Хотя фашистские партии и движения значительно отличались друг от друга, у них было много общих черт, включая:
- крайний милитаристский национализм,
- презрение к избирательной демократии,
- политическому и культурному либерализму,
- веру в естественную социальную иерархию и правление элит, а также желание творить.
Volksgemeinschaft (нем. «народное сообщество»), в котором индивидуальные интересы будут подчинены благу нации. В конце Второй мировой войны основные европейские фашистские партии были распущены, а в некоторых странах (например, в Италии и Западной Германии) они были официально запрещены. Однако, начиная с конца 1940-х годов, многие партии и движения, ориентированные на фашизм, были заново созданы в Европе, а также в Латинской Америке и Южной Африке. Хотя некоторые европейские «неофашистские» группы привлекали большое количество последователей, особенно в Италии и Франции, ни одна из них не была настолько влиятельной, как основные фашистские партии межвоенного периода.
Между 1922 и 1945 годами к власти в нескольких странах пришли фашистские партии и движения:
- Национальная фашистская партия (Partito Nazionale Fascista) в Италии, возглавляемая Муссолини;
- Национал-социалистическая немецкая рабочая партия (Nationalsozialistische Deutsche Arbeiterpartei) или нацистская партия, возглавляемая Адольфом Гитлером и представляющая его движение национал-социализма;
- Фронт Отечества (Vaterländische Front) в Австрии, возглавляемый Энгельбертом Дольфусом и поддерживаемый Heimwehr (Силы внутренней обороны), крупной военизированной организацией правого толка;
- Национальный союз (União Nacional) в Португалии, возглавляемый Антониу де Оливейра Салазар (который стал фашистским после 1936 года);
- Партия свободных верующих (Elefterofronoi) в Греции, возглавляемая Иоаннисом Метаксасом;
- Усташа («восстание») в Хорватии, возглавляемое Анте Павеличем;
- Национальный союз (Nasjonal Samling) в Норвегии, который находился у власти всего неделю, хотя его лидер, Видкун Квислинг, позже был назначен министром-президентом во время немецкой оккупации;
- Военная диктатура адмирала Тодзё Хидеки в Японии;
- Испанское фашистское движение Фаланг, основанное в 1933 году Хосе Антонио Примо де Ривера, так и не пришло к власти, но многие из его членов были поглощены военной диктатурой Франсиско Франко, которая сама по себе проявляла многие фашистские черты;
- В Польше антисемитская Фаланга, возглавляемая Болеславом Пясецким, имела влияние, но не смогла свергнуть консервативный режим Юзефа Пилсудского;
- Движение Лапуа Вихтори Косола в Финляндии едва не устроило переворот в 1932 году, но было остановлено консерваторами при поддержке армии;
- Партия Креста Стрел (Nyilaskeresztes Párt) в Венгрии, возглавляемая Ференцем Салаши, подавлялась консервативным режимом Миклоша Хорти до 1944 года, когда Салаши стал марионеточным правителем под немецкой оккупацией;
- В Румынии «Железная гвардия» (Гарда де Фиери), также называемая Лигой защиты христиан, Легионом архангела Михаила и «Все для Отечества», возглавляемая Корнелиу Кодряну, была распущена диктаторским режимом короля Кароля II в 1938 году. В 1939 году Кодряну и несколько его легионеров были арестованы и «расстреляны при попытке к бегству». В 1940 г. остатки Железной гвардии вновь разделили власть, но в феврале 1941 г. были окончательно разгромлены румынскими консерваторами;
- Во Франции Крест огня (Croix de Feu), позже переименованный во Французскую социальную партию (Parti Social Français), возглавляемую полковником Франсуа де ла Рок, был самой крупной и быстрорастущей партией правых в период с 1936 по 1938 год. В 1937 году она была больше, чем французские коммунистические и социалистические партии вместе взятые (один ученый оценил ее членство в 700 000 – 1,2 миллиона человек), а к 1939 году в нее входило около 3 000 мэров, около 1 000 членов муниципальных советов и 12 депутатов парламента. Другие фашистские движения во Франции включали:
- Фейсо (1925 – 28), возглавляемое Жоржем Валуа;
- «Молодые патриоты» (Jeunesses Patriotes) во главе с Пьером Тэтанже;
- Французская солидарность (Solidarité Française), основанная и финансируемая Франсуа Коти и возглавляемая Жаном Рено;
- Франки (францисты) во главе с Марселем Букаром;
- Французская народная партия (Parti Populaire Français), возглавляемая Жаком Дорио;
- «Французское действие» (Action Française), возглавляемое Шарлем Моррасом.
- После немецкого вторжения в 1940 году ряд французских фашистов служил в Виши (Французскоет государство) при режиме маршала Филиппа Петена.
- Британский союз фашистов, возглавляемый Освальдом Мосли, насчитывал около 50 000 членов. В Бельгии партия рексистов, возглавляемая Леоном Дегреллем, получила около 10 процентов мест в парламенте в 1936 году;
- Русские фашистские организации были основаны изгнанниками в Маньчжурии, Соединенных Штатах и других местах. Самыми крупными из этих группировок были Российская фашистская партия (ВФП) во главе с Константином Родзаевским и Всероссийская фашистская организация (ВФО) во главе с Анастасием Вонсяцким;
- За пределами Европы народная поддержка фашизма была наибольшей в Южной Африке и на Ближнем Востоке. После 1932 года в Южной Африке было основано несколько фашистских групп, в том числе:
- Национал-социалистическое движение и его отколовшаяся группа — южноафриканские фашисты;
- Южноафриканская национально-демократическая партия, известная как чернорубашечники;
- Ox-Wagon Sentinel (Ossewabrandwag).
- К 1939 году существовало по крайней мере семь арабских «рубашечных» движений, включая Сирийскую народную партию, также называемую Сирийской национал-социалистической партией; иракское движение футува; и движение «Молодой Египет», также называемое «Зеленые рубашки».
- После 1918 года в Японии действовало несколько конкурирующих протофашистских и фашистских движений, и их деятельность способствовала усилению влияния вооруженных сил на японское правительство. Среди наиболее важных из этих групп были:
- Лига искренности Тайсё (Taisho Nesshin’kai),
- Фракция Imperial Way (Kodo-ha),
- Национальная ассоциация сущности Великой Японии (Dai Nippon Kokusui-kai),
- Анти-красный корпус (Bokyo Гококу-Дан),
- Великий японский корпус политической справедливости (Дай Ниппон Сэйги-Дан),
- Лига кровного братства (Кецумей-Дан), Ассоциация Джимму (Джимму-Кай),
- Новая японская лига (Син-Нихон Домеи),
- Общество Восточного Пути (Тово Сэйсин-Кай),
- Молодежная партия Великой Японии (Да-нихон Сэйнэн-дан).
- После Мукденского инцидента и более широкого вторжения японских войск в Маньчжурию в 1931 году в Китае образовалось несколько патриотических обществ, ориентированных на фашизм. Самая крупная из этих групп, «Синие рубашки», объединилась с Гоминьданом (Национальной народной партией) под руководством Чан Кайши. По приказу Чанга в 1934 году «синие рубашки» были временно возложены на политическое воспитание в армии и получили ограниченный контроль над ее образовательной системой.
- У европейского фашизма было множество подражателей в Латинской Америке, включая:
- Нацис, основанный в Чили Хорхе Гонсалесом фон Мареесом;
- «Золотые рубашки», основанные в Мексике Николасом Родригесом;
- Революционный союз (Unión Revolucionaria) перуанского диктатора Луиса Санчеса Серро.
- Партия Бразильского интегралистского действия (Ação Integralista Brasileira), насчитывавшая около 200 000 членов в середине 1930-х годов, была подавлена бразильским правительством в 1938 году после неудачной попытки государственного переворота.
- В Соединенных Штатах Ку-клукс-клан, организация сторонников превосходства белой расы, основанная в конце гражданской войны и возродившаяся в 1915 году, проявляла некоторые фашистские черты. Одно из его ответвлений — Черный Легион, в начале 1930-х годов насчитывало около 60 000 членов и совершало многочисленные поджоги и взрывы. В 1930 году католический священник Чарльз Э. Кофлин запустил национальное радио с проповедями на политические и экономические темы, его выступления становились все более антидемократическими и антисемитскими, как и основанный им журнал «Социальная справедливость». После неудачной попытки баллотироваться на пост президента США в 1936 году Кафлин стал апологетом Гитлера, Муссолини и Франко. В 1942 году Социальная справедливость была запрещена в почте США за нарушение Закона о шпионаже, и в том же году американская католическая церковь приказала Кафлину прекратить его передачи. Пронацистский германо-американский союз, основанный в 1933 году, проводил военные учения и массовые митинги, пока не распался с вступлением США в войну в 1941 году.
Фашизм – общая характеристика
Среди историков и политологов существуют значительные разногласия по поводу природы идеологии «фашизм». Некоторые ученые рассматривают его как социально-радикальное движение с идеологическими связями с якобинцами времен Французской революции, тогда как другие видят в нем крайнюю форму консерватизма, вдохновленную негативной реакцией XIX века на идеалы Просвещения. Некоторые находят фашизм глубоко иррациональным, в то время как других впечатляет рациональность, с которой он служил материальным интересам своих сторонников. Наконец, в то время как некоторые считают, что фашизм мотивирован в первую очередь своими устремлениями — желанием культурного «возрождения» и создания «нового человека», другие придают большее значение «тревогам» фашизма — его страху перед коммунистической революцией и даже побед левоцентристов на выборах.
Одна из причин этих разногласий заключается в том, что два исторических режима, которые сегодня считаются оплотом идеологии «фашизм», — Италия Муссолини и нацистская Германия — были разными в важных отношениях. В Италии, например, антисемитизм был официально отвергнут до 1934 года, и только в 1938 году Муссолини принял ряд антисемитских мер, чтобы укрепить свой новый военный союз с Гитлером.
Другая причина — это хорошо известный оппортунизм носителей идеологии «фашизм», то есть их готовность изменить официальную позицию партии, чтобы выиграть выборы или консолидировать власть. Наконец, сами исследователи фашизма привносят в свои исследования различные политические и культурные взгляды, которые часто имеют отношение к важности, которую они придают тому или иному аспекту фашистской идеологии или практики.
Светские либералы, например, подчеркивали религиозные корни идеологии «фашизм», а Римско-католические и протестантские ученые подчеркивали его светское происхождение. Социальные консерваторы указали на его «социалистический» и «популистский» аспекты, а социальные радикалы отметили его защиту «капитализма» и «элитизма».
По этим и другим причинам не существует общепринятого определения идеологии «фашизм». Тем не менее, можно выделить ряд общих характеристик, которые были объединены фашистскими движениями в период с 1922 по 1945 год.
Фашизм против марксизма
Фашисты не скрывали своей ненависти к марксистам всех мастей, от тоталитарных коммунистов до демократических социалистов. Муссолини впервые заработал себе репутацию фашиста, обрушив вооруженные отряды чернорубашечников на бастующих рабочих и крестьян в 1920–2021 годах. Многие ранние нацисты служили в Freikorps, военизированных группах, сформированных бывшими солдатами для подавления левых активистов в Германии в конце Первой мировой войны. Нацистские SA (Sturmabteilung [«Штурмовая дивизия»], или штурмовые отряды) регулярно вступали в столкновения с немецкими левыми на улицах до 1933 года, а когда Гитлер пришел к власти, он отправил сотни марксистов в концентрационные лагеря и запугивал «красные» кварталы полицейскими рейдами и избиениями.
Для французских носителей идеологии «фашизм» марксизм был главным врагом. В 1925 году Валуа, лидер Фейсо, заявил, что руководящим принципом его организации является
«ликвидация социализма и всего, что о нем напоминает».
В 1926 году Теттинджер заявил, что главной целью его патриотической молодежи было
«победить прогресс коммунизма любыми необходимыми средствами»,
добавив, что
«мы защищаем иерархию классов… Все знают, что всегда будут разные социальные уровни, сильные и слабые, богатые и бедные, правящие и управляемые».
В 1936 году лидер Французской народной партии Дорио заявил:
«Наша политика проста. Мы хотим союза французов против марксизма».
В 1919–20 гг. Heimwehr в Австрии выполнял те же функции, что и Freikorps в Германии, его добровольческие отряды ополчения (Heimatschutz) сражались с предполагаемыми иностранными врагами и внутренним врагом-марксистом. Многие из этих отрядов были организованы представителями помещиков и среднего класса для противодействия забастовкам рабочих в промышленных районах Линца и Штайера. В 1927 году жестокие столкновения между Heimwehr и Schutzbund, социалистической оборонной организацией, привели к гибели и ранениям многих левых. В 1934 году Хаймвер присоединился к «Отечественному фронту» Дольфуса и сыграл важную роль в продвижении Дольфуса к фашизму.
Многие финские носители идеологии «фашизм» начали свою политическую карьеру после Первой мировой войны в составе антикоммунистической военизированной группировки «Белые гвардейцы». В Испании большая часть первых актов насилия со стороны фаланги была направлена против студентов-социалистов Мадридского университета. Португальские синие рубашки, которые называли себя «национальными синдикалистами», считали систематическое насилие над левыми «революционным». Во время гражданской войны в Испании испанские, португальские, итальянские и немецкие фашисты объединили свои силы, чтобы победить Народный фронт — коалицию либералов, социалистов, коммунистов и анархистов, избранных демократическим путем в 1936 году.
В 1919 году в Японии возник ряд фашистских группировок, чтобы противостоять новым требованиям демократии и влиянию Русской революции 1917 года. Хотя между этими группами существовали важные различия, все они выступали против «большевизации», с которой некоторые японские фашисты ассоциировались. В 1938 году японские фашисты, набравшие силу в национальном правительстве, поддержали массовые аресты лидеров Генерального совета профсоюзов (Нихон Родо Кумиай Со Хёгикай) и Японской пролетарской партии (Дай Ниппон Сейсан-То), а также профессоров, близких к ним.
Несмотря на яростную оппозицию фашистов марксизму, некоторые исследователи отмечают существенное сходство между фашизмом и советским коммунизмом. Обе идеологии были массовыми движениями, обе возникли в годы после Первой мировой войны в условиях политических потрясений и экономического коллапса, обе создали тоталитарные системы после прихода к власти (и часто заранее скрывали свои тоталитарные амбиции), обе применяли террор и насилие.
Однако, другие ученые предостерегли от их отождествления, отметив, что фашистские режимы (в частности, нацистская Германия) использовали террор для других целей и против разных групп, что фашисты, в отличие от коммунистов, в целом поддерживали капитализм и защищали интересы экономических элит.
Фашизм против парламентской демократии
Фашистские движения критиковали парламентскую демократию за то, что она в первую очередь допускает существование марксистской угрозы. По словам Гитлера, демократия подрывает естественный отбор правящих элит и является
«не чем иным, как систематическим культивированием человеческих неудач».
Йозеф Геббельс, министр пропаганды Гитлера, утверждал, что люди никогда не управляют собой, и утверждал, что каждая историческая эпоха была создана аристократами.
Примо де Ривера писал, что «наша Испания не выйдет из выборов», но будет спасена поэтами с «оружием в руках». В Японии диктатура Тодзё распустила все политические партии, даже правые группы, ограничила другие политические свободы.
До того, как они пришли к власти, Гитлер и Муссолини, несмотря на их неприязнь к демократии, были готовы участвовать в избирательном процессе и создавать видимость подчинения демократическим процедурам. Когда Гитлер был назначен канцлером в 1933 году, он отказался от своей военной формы в пользу гражданского костюма и поклонился президенту Пауля фон Гинденбургу на публичных церемониях. В 1923 году Муссолини предложил избирательную реформу, известную как закон Ачербо, согласно которой две трети мест в парламенте получила партия, получившая наибольшее количество голосов. Хотя Муссолини настаивал на том, что он хотел спасти парламент, а не подорвать его, закон Ачербо позволил фашистам взять под свой контроль парламент в следующем году и установить диктатуру.
Во Франции Ла Рок заявил в 1933 году, что никакие выборы не должны проводиться без предварительной «чистки [правительственных] комитетов и прессы», и пригрозил использовать свои военизированные отряды, чтобы заставить замолчать «разжигателей беспорядков». В 1935 году он назвал выборы «коллективным декадансом», а в начале 1936 года сказал своим последователям, что «даже идея о голосовании вызывает у меня тошноту». Несколько месяцев спустя, столкнувшись с перспективой того, что Крест Огня будет запрещен правительством как военизированная организация, он основал новую и, якобы, более демократическую Французскую социальную партию, которая, как он публично заявил, была «твердо привязана к республиканской партии свободы». Однако, в частном порядке он дал понять своим последователям, что его обращение было скорее тактическим, чем принципиальным:
«Презрение к всеобщему избирательному праву, — сказал он, — не выдерживает проверки. Ни Муссолини, ни Гитлер… не совершили этой ошибки. Гитлеризм, в частности, достиг полной власти через выборы».
С падением Третьей республики в 1940 году и созданием режима Виши Ла Рок вернулся к осуждению демократии, как и до 1936 года:
«Мировая ситуация остановила демократию», — писал он. «Мы осудили не только слово, но и вещь».
В 1941 году Ла Рок настоял на том, чтобы французы подчинялись новым лидерам Виши, как солдаты подчиняются своим офицерам.
Фашизм против либерализма
Хотя обстоятельства иногда делали приспособление к политическому либерализму необходимым, фашисты осуждали эту доктрину за то, что она ставила права личности выше потребностей народа, поощряла «раскол» (т. е. политический плюрализм), терпела «декадентские» ценности и ограничивала власть народа. Фашисты обвиняли либеральных «коллег» в сознательном или невольном подстрекательстве к коммунизму. В 1935 году «Крест огня» ругал демократических консерваторов за косвенную помощь коммунистам через их склонность к «компромиссу и колебаниям». Ла Рок призвал французский народ выступить против революции и умеренности, предупредив, что в последний день расплаты, умеренные соучастники будут «во главе списка виноватых».
Фашистские пропагандисты также атаковали культурный либерализм, утверждая, что он поощряет моральный релятивизм, безбожный материализм и эгоистичный индивидуализм, тем самым подрывает традиционную мораль.
Антисемитские фашисты ассоциировали либерализм, в частности, с евреями — один из предшественников нацизма, политический теоретик Теодор Фрич, утверждал, что поддаться либеральной идее — поддаться еврею внутри себя.
Тоталитарные амбиции
Хотя Гитлер не раскрыл в полной мере своих тоталитарных целей до того, как он пришел к власти в качестве фюрера («лидера») Третьего рейха, он пытался не только контролировать всю политическую власть, но и доминировать над многими учреждениями и организациями, которые ранее были независимы — суды, церкви, университеты, общественные клубы, группы ветеранов, спортивные ассоциации и молодежные группы. Даже немецкая семья подверглась нападкам, поскольку членам гитлерюгенда сказали, что их патриотический долг — информировать родителей, выступающих против нацистов.
В Италии Муссолини принял титул дуче («лидер»), и его режим создал рекламные щиты с такими лозунгами, как «Дуче всегда прав» (Il Duce ha semper ragione) и «Верь, подчиняйся, сражайся» (Credere, obbedire , боевая). Следует отметить, что, несмотря на значительные усилия в этом направлении, ни Гитлеру, ни Муссолини не удалось создать полностью тоталитарный режим. Действительно, оба режима были расколоты конкурирующими и разнородными группами власти (которые Гитлер и Муссолини натравливали друг против друга), а фашисты в Италии были значительно ограничены желаниями традиционных элит, включая католическую церковь.
Однако, до прихода к власти фашисты часто дезавуировали тоталитарные цели. Это было видно в таких странах, как Франция, где консерваторы были встревожены сообщениями о репрессиях против консервативных диссидентов в фашистской Италии и нацистской Германии. После подавления Гитлером римско-католических диссидентов в Германии в 1934 и 1935 годах, французские фашисты изо всех сил старались отрицать свою тоталитаризацию, чтобы не оттолкнуть потенциальных католических сторонников во Франции. Более того, они выступили против «этатизма» и отстаивали более децентрализованное правительство, которое благоприятствовало бы местным экономическим элитам. Однако, заявление Ла Рока в 1936 году о том, что он поддерживает республиканские свободы, не помешало ему в 1941 году потребовать «единодушия» при Петене и зачистки от практикующих масонство всех государственных ведомств.
Консервативные экономические программы
Было несколько, обычно небольших, фашистских движений, чьи социальные и экономические цели были левыми или левоцентристскими. Хендрик де Ман в Бельгии и Марсель Деат во Франции, бывшие социалисты, были среди тех, кто надеялся в конечном итоге добиться более справедливого распределения богатства, апеллируя к фашистскому национализму и классовому примирению. В Польше Лагерь национального радикализма (Oboz Narodowo-Raykalny) поддерживал земельную реформу и национализацию промышленности, а фашисты в Ливии и Сирии выступали за арабский социализм. В Японии Кита Икки, один из первых теоретиков японского фашизма, призывал к национализации крупных предприятий, ограниченному контролю со стороны рабочих и современной программе социального обеспечения для бедных.
Однако, экономические программы подавляющего большинства фашистских движений были чрезвычайно консервативными, в большей степени отдавая предпочтение богатым, чем среднему классу и пролетариату. Их разговоры о национальном «социализме», в этом отношении, были весьма лживыми. Хотя некоторые рабочие были обмануты ею до прихода к власти фашистов, большинство осталось лояльным к традиционным левым антифашистским партиям. Как заметил историк Джон Вайс:
«Распределение собственности и доходов, а также традиционная классовая структура остались примерно такими же при фашистском правлении, какими изменения были в пользу старых элит или определенных сегментов партийного руководства».
Историк Роджер Итуэлл соглашается:
«Если под революцией понимать значительный сдвиг в классовых отношениях, включая перераспределение доходов и богатства, то нацистской революции не было бы».
Международные отношения ХХ века: фашизм и итальянская действительность
Муссолини, ведущий член Итальянской социалистической партии (Partito Socialista Italiano) до Первой мировой войны, после войны стал ярым антисоциалистом. Придя к власти, он запретил все марксистские организации и заменил их профсоюзы корпоративистскими союзами, контролируемыми государством. Пока он не ввел военную экономику в середине 1930-х годов, Муссолини позволял промышленникам управлять своими компаниями с минимальным вмешательством государства. Несмотря на его прежнюю антикапиталистическую риторику, он снизил налоги на бизнес, разрешил рост картелей, издал декрет о сокращении заработной платы и отменил закон о восьмичасовом рабочем дне. Между 1928 и 1932 годами реальная заработная плата в Италии упала почти вдвое. Муссолини признал, что уровень жизни упал, но заявил, что
«к счастью, итальянцы не привыкли много есть и поэтому менее остро ощущают лишения, чем другие».
Хотя Гитлер утверждал, что нацистская партия была более «социалистической», чем ее консервативные соперники, он выступал против любой марксистской национализации крупных отраслей промышленности. 2 мая 1933 года он упразднил все свободные профсоюзы в Германии, а его министр труда Роберт Лей позже заявил, что необходимо «вернуть абсолютное лидерство естественному лидеру фабрики, то есть работодателю». Нацистский «антикапитализм», каким бы он ни был, был направлен в первую очередь против еврейского капитализма. Капиталистам-неевреям было разрешено сохранить свои компании и свое богатство — различие, которое было закреплено в первоначальной программе нацистской партии никогда не менялось. Хотя Гитлер снизил безработицу в Германии, большинство немецких рабочих были вынуждены трудиться за более низкую заработную плату, более продолжительный рабочий день и в худших условиях, чем это было во времена Веймарской республики
Фашизм и корпоративизм
Корпоративизм фашистской экономической теории призывал к объединению секторов промышленности, сельского хозяйства, профессий и искусства в контролируемые государством или менеджментом профсоюзы и ассоциации работодателей («корпорации»), каждая из которых будет заключать трудовые договоры, регулировать условия труда и представлять общие интересы своей отрасли, предприятия или профессии в более крупном собрании корпораций или «корпоративистском парламенте».
Корпоративные институты заменят все независимые организации рабочих и работодателей, а корпоративный парламент заменит или, по крайней мере, будет существовать вместе с традиционными представительными и законодательными органами. Теоретически, корпоративистская модель представляет собой «третий путь» между капитализмом и коммунизмом, позволяющий гармоничное сотрудничество рабочих и работодателей на благо нации в целом.
На практике, фашистский корпоративизм использовался для уничтожения рабочих движений и подавления политического инакомыслия. В 1936 году, например, экономическая программа Французской социальной партии включала сокращение рабочего дня и отпуск с оплатой для «лояльных» рабочих, но не для «нелояльных», и льготы должны были назначаться работодателями, а не правительством. Нацистская программа «Сила через радость», которая предоставляла субсидии рабочим на отпуск и другие виды досуга, действовала по аналогичным принципам.
В конце 1920-х годов в Италии было принято обширное корпоративное законодательство, в результате которого было создано несколько подконтрольных правительству союзов и объявлены забастовки вне закона. Режим Салазара в Португалии, используя итальянское законодательство в качестве модели, объявил вне закона Федерацию профсоюзов и все левые союзы, сделал корпоративные союзы обязательными для рабочих и объявил забастовки незаконными — все это способствовало снижению реальной заработной платы. Хорватский, аргентинский, бразильский и чилийский фашизм также предложил корпоративистские решения для борьбы с конфликтами между рабочими и менеджментом.
В политическом дискурсе правых фашистов экономические проблемы, связанные с большим неравенством богатства между богатыми и бедными, трактовались как проблемы социального статуса и классовых предрассудков. Вместо того чтобы атаковать богатство высшего класса, фашисты атаковали снобизм высшего класса. Вместо того, чтобы сужать классовые различия, они учили, что эти различия были субъективными и неважными. Говорили, что национал-социализм возник, когда гитлерюгенд из богатой семьи и гитлерюгенд из бедной семьи стали товарищами. Эта концепция социализма была отчасти результатом попытки нацистов перенести военные ценности в гражданскую жизнь: на войне не имело значения, был ли солдат рядом с вами из бедной или богатой семьи, пока он лояльно сражался как боевая единица.
Фашизм как империализм
Многие фашистские движения преследовали империалистические цели. Гитлер надеялся, что его Drang nach Osten («движение на восток»), завоевав Восточную Европу и Россию, не только докажет расовое превосходство арийцев над славянами, но также обеспечит достаточное количество Lebensraum («жизненное пространство») для преодоления продолжающихся экономических трудностей дома.
Имперские амбиции Муссолини были направлены против Северной Африки, его армии вторглись в Эфиопию в 1935 году. Польские фашисты выступали за возвращение всех земель, которыми когда-либо правили польские короли, включая Восточную Пруссию. Финские фашисты хотели создать «Великую Финляндию» за счет России, а хорватские фашисты выступали за «Великую Хорватию» за счет Сербии.
Японские фашисты проповедовали военное завоевание от имени своего плана «Сферы совместного процветания Большой Восточной Азии».
Французские фашисты были решительными защитниками Французской империи в Индокитае и Северной Африке, а в межвоенный период они пользовались значительной поддержкой правящего европейского меньшинства (колоний) в Алжире.
Португальские фашисты вели колониальные войны в Гвинее, Анголе и Мозамбике.
Сирийское, иракское и египетское фашистские движения также поддерживали территориальный экспансионизм. Однако, были некоторые «мирные фашизмы», которые не были империалистическими, такие как движение Integralist Action в Бразилии.
Фашизм и военные ценности
Фашисты отдавали предпочтение таким военным ценностям, как отвага, беспрекословное подчинение властям, дисциплина и физическая сила. Они также адаптировали внешние атрибуты военных организаций, такие как военизированная форма и римские салюты. Гитлер представлял Бога, который руководит военными конфликтами и обеспечивает выживание наиболее приспособленным. Муссолини был известен такими лозунгами, как «Минута на поле битвы стоит жизни в мире», «Лучше прожить час, как лев, чем сто лет, как овца» и «Ничто в истории не выигрывалось без кровопролития. . » Точно так же в брошюре, опубликованной военным министерством Японии в 1934 году, говорилось: «Война — отец созидания и мать культуры». Песни испанских фалангистов воспевали благородство смерти на войне. Как и многие фашисты, французский писатель Пьер Дриё Ла-Рошель, автор фашистского романа «Жиль», гордился своим «твердолобым» реализмом, который считал убийство естественным принципом. Организация Ла Рока, первоначально представлявшая собой движение ветеранов войны, гордилась боевым «духом огненного креста».
Идеальное немецкое общество
Гитлер представлял идеальное немецкое общество как расово объединенное и иерархически организованное, в котором интересы людей будут строго подчиняться интересам нации. Подобно военному батальону, народное сообщество будет постоянно готово к войне и примет необходимую для этого дисциплину. Итальянская, французская и испанская версии этой доктрины, известной как «интегральный национализм», также были нелиберальными, хотя и не расистскими. Японская версия, известная как «принцип семейной системы», утверждает, что нация подобна семье: она сильна только тогда, когда люди подчиняются своим лидерам так же, как дети подчиняются своим родителям.
Фашизм и массовая мобилизация
Для фашистов характерно стремление заручиться поддержкой народа и консолидировать свою власть путем мобилизации населения на массовые митинги, парады и другие массовые мероприятия. Используя принципы, заимствованные из современной американской рекламы, в которой подчеркивается важность обращения к эмоциям аудитории, а не к ее разуму, фашисты использовали такие собрания для создания патриотического рвения и поощрения энтузиазма в отношении фашистского дела. Нацистские митинги в Нюрнберге, например, были организованы с театральной точностью и включали большие транспаранты, военизированную форму, военную музыку, парады с факелами, костры и фашистские приветствия, сопровождаемых подсказанными криками «Sieg Heil!». Гитлер считал, что лучше всего проводить такие собрания ночью, когда публика будет более восприимчива к иррациональным призывам. Фашисты также стремились управлять населением, особенно молодежью, путем проникновения в местные сообщества — спортивные, церковные, студенческие и другие организации и предоставляли горожанам столовые, на каникулах и националистические церемонии.
Во Франции Французская социальная партия Ла Рока раздавала обеды безработным и предлагала рабочим доступ к бассейнам, социальным клубам и местам отдыха, чтобы побудить их принять участие в движении.
Режим Муссолини в Италии и правительство Салазара в Португалии также проводили организованные правительством массовые митинги. После 1936 года японские фашисты уделяли меньше внимания массовой мобилизации, чем работе напрямую с национальными элитами. Последовавшая за этим диктатура была основана на коалиции военачальников, промышленников, государственных бюрократов и политиков консервативных партий.
Фашизм и принцип лидерства
Фашисты защищали Führerprinzip («принцип лидерства») — веру в то, что партия и государство должны иметь единого лидера с абсолютной властью. Гитлер был фюрером, а Муссолини дуче — оба слова характеризовали «лидера», которым все остальные должны были беспрекословно подчиняться. Авторитет вождя часто подкреплялся его личной харизмой.
Принцип лидерства также был задуман для применения на более низких уровнях политической и социальной иерархии. Фашистские организации иногда проявляют так называемый «телесный синдром», при котором люди охотно подчиняются авторитету тех, кто находится над ними, в обмен на удовлетворение, которое они получают от доминирования над теми, кто находится ниже. Японские фашисты считали, что владельцы магазинов и мастерских должны осуществлять «отцовскую» власть над своими помощниками, служащими, рабочими, слугами и арендаторами. Подчиненным не разрешалось объединяться в союзы, и мелкие начальники взяли на себя руководство городскими и сельскими советами. Как отмечает историк Масао Маруяма, этот образ мышления повлиял на то, как многие японские владельцы магазинов рассматривали внешнюю политику своей страны в 1930-е годы:
«Сопротивление народов Восточной Азии японскому империализму вызвало у них такую же психологическую реакцию, как и сопротивление их подчиненных в магазинах, на рабочих местах и других подконтрольных им группах. Таким образом, они стали самыми горячими сторонниками Мукденского инцидента (1931 г.), в ходе которого японские войска захватили маньчжурский город Мукден, и войны на Тихом океане».
Фашизм и «новый человек»
Фашисты стремились превратить обычного человека в «нового человека» — «мужественного» существа, которое возвысится над декадентской буржуазией, марксистами и либералами. Новый человек будет физически сильным и морально «твердым», восхищаясь силой и энергией и презирая все «слабое» и «мягкое».
Новый человек был человеком прошлого, а также будущего. Итальянские фашисты использовали в качестве образа солдат Древнего Рима, а Бертран де Жувенель восхвалял «жестоких баронов» средневековья и первых завоевателей Европы — франков.
«Фашистский человек, — писал он, — был возвращением к воину и владельцу собственности прошлых лет, к типу человека, который был главой семьи и клана: когда этот тип людей перестает пользоваться уважением и исчезает, тогда начинается процесс упадка».
Дриё Ла-Рошель считал, что гитлеровец превосходит демократов, марксистов и либералов.
«Гитлеровец, — писал он, — это человек, который отвергает культуру, который твердо стоит посреди сексуального и алкогольного разврата и мечтает принести в мир физическую дисциплину с радикальным эффектом».
Новый человек был также дарвиновским «реалистом», который презирал «тонкие» души, которые отказывались прибегать к жестким военным или политическим мерам, когда они требовались.
Во время Второй мировой войны в речи перед отрядом СС, казнившим многих евреев, глава СС Генрих Гиммлер напомнил своим «новым людям», что им необходимо быть эмоционально, а также физически жесткими.
Фашизм и прославление молодости
Фашисты хвалили молодых за их физическую силу и чествовали их за идеализм и дух самопожертвования — качества, которые, по их словам, часто отсутствовали у их старших. Фашисты часто представляли свое дело в терминах поколений. Как заявил молодой Геббельс:
«Старые даже не хотят понимать, что мы, молодые, вообще существуем. Они защищают свою власть до последнего. Но однажды они все-таки потерпят поражение. Молодежь, наконец, должна победить».
Де Жувенель охарактеризовал фашизм как «революцию тела», которая отразила жажду дисциплины, усилий, борьбы и храбрости среди молодежи.
Отчасти потому, что они согласованно обращались к молодежи, фашистские партии, как правило, имели более молодых членов, чем большинство других правых партий. Например, руководство нацистской партии было относительно молодым, и младшие офицеры в немецкой армии часто переходили на сторону фашизма раньше, чем старшие офицеры. Корнелиу Кодряну, лидеру «Железной гвардии» в Румынии, был всего 31 год, когда он основал движение в 1930 году, а его старшим помощникам было около 20 лет. Точно так же Примо де Ривера было всего 30, когда он основал Фалангу, а в 1936 году от 60 до 70 процентов его последователей были моложе 21 года.
Образование как формирование характера
Фашистские педагоги делали упор на формирование характера больше, чем на интеллектуальный рост, обесценивали передачу информации, прививали слепое подчинение авторитету и препятствовали критическому и независимому мышлению, которое бросало вызов фашистской идеологии. По словам нацистского писателя Германа Клауса, учитель
«Не просто наставник и передатчик знаний… Он солдат, служащий на культурном и политическом фронте национал-социализма. Ведь интеллектуалы принадлежат народу или они ничто».
Конечная цель нацистского образования заключалась не в том, чтобы учащиеся имели более широкий кругозор, а в том, чтобы заставить их вести себя на войне более активно. Как писал нацистский министр культуры Пруссии:
«Национал-социалистическая революция заменила образ культурной личности реальностью настоящего немецкого человека. Он заменил гуманистическую концепцию культуры системой образования, которая развивается из братства реальной битвы».
Учителя, не соблюдающие эти принципы или скептически относившиеся к нацистскому «идеализму», подлежали увольнению, часто в результате отчетов студентов-информаторов.
Упадок и духовность
Некоторые из самых уродливых аспектов фашизма — нетерпимость, репрессии и насилие подпитывались тем, что фашисты считали морально оправданной борьбу против «декаданса». Для фашистов декаданс означал несколько вещей: материализм, потакание своим слабостям, гедонизм, трусость, а также физическую и моральную мягкость. Это также было связано с рационализмом, скептицизмом, атеизмом, гуманизмом и политической, экономической и гендерной демократией, а также с правлением негодных — слабых и «женщин». Для антисемитских фашистов евреи были самой упаднической категорией из всех.
Противоположностью декаданса была «духовность», которая превзошла материализм и породила самодисциплину и мужественность. Духовная установка включала в себя определенный эмоциональный аскетизм, который позволял избегать чувства жалости к своим жертвам.
Идеал человека включал в себя дарвиновские представления о выживании наиболее приспособленных, веру в право естественных элит на восходящую социальную и политическую мобильность и согласие с представителями высших классов. Он ценил иерархию, уважение к начальству и военное повиновение.
Доброе отношение тоже не являлось для «нового человека» одобряемым. В 1934 году лидер СА (штурмовые отряды) Эрнст Рем беспокоился, что немцы «разучились ненавидеть».
«Злобная ненависть, — писал он, — сменилась женским плачем. Но тот, кто не может ненавидеть, не может любить. Фанатичная любовь и ненависть — их огни зажигают пламя свободы».
Бертран де Жувенель дез Юрсен соглашается:
«Любое чувство, менее сильное, чем ненависть, указывает на недостаток мужественности».
Фашизм и насилие
Фашисты ответили своим противникам физической силой. Примо де Ривера утверждал, что
«никакой другой аргумент недопустим, кроме как использование кулаков и пистолетов, когда нападают на справедливость или отечество».
Перед тем как прийти к власти, Муссолини послал чернорубашечников нападать на социалистических организаторов по всей Италии, а позже он отправил в тюрьму многих левых. Гитлеровские штурмовики выполняли аналогичную функцию, а нацистские концентрационные лагеря поначалу интернировали больше марксистов, чем евреев. Не обошли стороной и нацистских консерваторов-диссидентов. «Кровавая чистка» Гитлера в июне 1934 года, в ходе которой Рем и другие лидеры СА были казнены без суда, также унесла жизни Курта фон Шлейхера, последнего канцлера Веймарской республики, и его жены, которые были убиты в своем доме.
Своим критикам Гитлер ответил:
«Люди обвиняют нас в том, что мы варвары. Мы варвары и гордимся этим!».
В Румынии «отряды смерти» Кодряну устроили бойню, а во Франции Дриё Ла-Рошель прославлял военное и политическое насилие как здоровое противоядие от упадка.
Начиная с 1931 года японские фашисты убили ряд важных политических деятелей, но в 1936 году, после разгона правительства, они отказались от такой тактики.
В Соединенных Штатах в 1920-х и 30-х годах Ку-клукс-клан и другие группы стремились запугать афроамериканцев перекрестными поджогами, избиениями и линчеваниями.
Фашизм как крайний национализм
В то время как консерваторы-космополиты часто поддерживали международное сотрудничество и восхищались элитарной культурой в других странах, фашисты поддерживали крайний национализм и культурную ограниченность.
Фашистские идеологи учили, что национальная идентичность является основой индивидуальной идентичности и не должна искажаться иностранными влияниями, особенно если они были левыми. Нацизм осуждал марксизм и либеральный интернационализм как угрозу национальному единству Германии. Фашисты в целом хотели заменить интернационалистскую классовую солидарность на националистическое классовое сотрудничество. Идеи интегрального национализма в Италии, Франции и Испании были враждебны индивидуализму и политическому плюрализму. В отличие от демократических консерваторов, фашисты обвиняли своих политических оппонентов в том, что они менее «патриотичны», а иногда даже называли их «предателями». Португальские фашисты говорили о «внутренних иностранцах», которые были «враждебными». В 1930-х годах некоторые французские фашистские организации даже отказались от ярлыка «фашистские», чтобы их не считали «германскими».
Во Франции иммигранты, особенно левые, были особыми мишенями фашистского национализма. Жан Рено из организации «Французская солидарность» потребовал, чтобы все иностранцы, ищущие вид на жительство во Франции, подвергались тщательной проверке, и чтобы непригодным было отказано во въезде «без сожаления» — особенно революционно настроенным, которые сделали Францию «не убежищем для угнетенных, а хранилищем мусора».
В 1935 году Ла Рок обвинил Гитлера в изгнании немецких беженцев во Францию и осудил «глупую сентиментальность», побудившую правительство принять их. Он также раскритиковал политику натурализации Франции за то, что такие города, как Марсель и Париж, были затоплены растущей волной «нежелательных». Он заявил, что Франция стала пастырем «кишащей яростной толпой преступников», некоторые из которых под предлогом спасения от нацистских преследований действительно проникали во Францию в качестве шпионов.
Козлы отпущения
Фашисты часто обвиняют в проблемах своих стран «козлов отпущения». Евреи, масоны, марксисты и иммигранты занимали видное место среди демонизируемых групп. Согласно фашистской пропаганде, длительная депрессия 1930-х годов была вызвана не столько недостаточным государственным регулированием экономики или неадекватной покупательной способностью низшего класса, сколько «иудео-масонско-большевистскими» заговорами, левыми агитациями и присутствием иммигрантов. Подразумевалось, что лишение этих групп силы и влияния приведет к исчезновению основных проблем нации.
Фашизм и популизм
Фашисты превозносили народ и потворствовали популистскому антиинтеллектуализму. Нацистская художественная критика, например, поддерживала популистское мнение о том, что простой человек был лучшим ценителем искусства и что искусство, не отвечающее народным вкусам, было декадентским. Популистской также была нацистская пропагандистская тема о том, что Гитлер был «новым человеком», который «вышел из глубины народа». В отличие от левого популизма, фашистский популизм не приписывал бедствия рабочих крупному бизнесу и крупным землевладельцам и не защищал прогрессивное налогообложение, повышение заработной платы промышленных и сельскохозяйственных рабочих, защиту профсоюзов и право на забастовки. В целом он снисходительно относился к богатству высших классов, за исключением принадлежащего евреям.
Фашизм и его революционный имидж
Фашисты иногда изображали свои движения как «новые» и «революционные». Такой образ нравился не только молодежи, но и старшим литературным модернистам, таким как Филиппо Маринетти, Т.С. Элиот, Эзра Паунд, Уиндем Льюис, Уильям Батлер Йейтс, Д.Х. Лоуренс и Поль де Ман. Однако, десятки фашистских писателей также восхваляли культурный традиционализм, или «укорененность». При Третьем рейхе Геббельс субсидировал выставку современного искусства не для того, чтобы показать его достоинства, а чтобы разоблачить его упадок; он назвал ее — «Выставка дегенеративного искусства». Претензии фашизма на новизну не мешали его пропагандистам потворствовать испуганным традиционалистам, которые связывали культурный модернизм со светским гуманизмом, феминизмом, сексуальной распущенностью и разрушением христианской семьи.
ЙФашизм как антиурбанизм
Фашисты потакали и антиурбанским настроениям. Нацисты заручились большей поддержкой на выборах в сельской местности и небольших городах. В нацистской пропаганде идеальным немцем был не городской интеллектуал, а простой крестьянин. Искореняемая интеллигенция считалась угрозой для народной души. Евреев часто изображали (и поэтому осуждали) как типичных городских жителей. В 1941 году Ла Рок прокомментировал:
«Теория» семей с хорошими корнями, уходящими корнями в землю приводит нас к выводам, близким к [выводам] Вальтера Дарре, министра сельского хозяйства Рейха».
Румынский фашизм во многом опирался на поддержку крестьян-помещиков, не доверявших «злому» городу. Аграрное крыло японского фашизма восхваляло крестьянина-солдата и очерняло промышленного рабочего.
При фашистских режимах женщины были вынуждены выполнять свою традиционную гендерную роль жен и матерей и рожать много детей для. Муссолини ввел политику, строго ограничивающую доступ женщин к работе вне дома (политику, которую позже пришлось пересмотреть с учетом требований военного времени), раздал золотые медали матерям, у которых родилось больше всего детей. В Германии нацисты запретили женщинам-членам партии отдавать приказы членам-мужчинам. В своей речи в 1937 году Шарль Валлен, вице-президент Французской социальной партии, приравнял феминисток к непокорным пролетариям:
«Социальный вопрос будет решен не с помощью классовой борьбы. И все же феминизм ведет нас к своего рода классовой борьбе, противопоставлению женского «пролетариата» мужскому «капиталисту».
Де Жувенель приравнивала женщин к гедонизму, а гедонизм — к декадансу.
«Европа, — писал он в 1938 году, — стала мягкой и женственной из-за стремления к удовольствиям, став «похожей на женщину, только что избежавшую пугающей аварии. [Ей] нужен был свет, тепло, музыка».
По словам де Жувенеля, атмосфера «объекта» все испортила, люди все больше не желали браться за болезненные задачи. Он считал, что феминизация Европы привела к ее краху. В том же духе Дриё Ла Рошель утверждал, что образованные женщины подрывают его мужественность. Он охарактеризовал политические движения, которые ему не нравились, как женские, а те, которыми он восхищался, как мужские; фашизм для него был самым мужским из всех.
Принятие расизма
Хотя не все фашисты верили в биологический расизм, он играл центральную роль в действиях тех, кто верил в него. Нацизм был злобно расистским особенно в отношении евреев. Нацисты обвиняли евреев почти во всем плохом, что случилось с Германией — от великой депрессии и подъема марксизма до пороков международного капитализма и упадка искусства.
Холокост, кульминацией которого стало «окончательное решение еврейского вопроса», был чрезвычайно жестоким результатом этой ненависти. С 1933 по 1945 год около шести миллионов еврейских мужчин, женщин и детей были истреблены газами, стрельбой, повешением и избиением дубинками, и около трех миллионов славян, также убито примерно 400 000 цыган.
Сначала хорватские фашисты проповедовали расовую неполноценность сербов, а в конце 1930-х годов они стали более антисемитскими. Когда Германия вторглась в Югославию в 1941 году, Анте Павелич, лидер усташей, стал главой немецкого марионеточного государства — Независимого государства Хорватия (NDH), установив однопартийный режим. NDH выступила против миллиона православных сербов в Хорватии, вынуждая некоторых обратиться в другую веру, а других изгоняя или убивая в ходе кампаний геноцида. В конечном итоге было ликвидировано около 250 000 сербов в Хорватии, многие в результате резни в деревнях. Режим также погубил около 40 000 евреев в концентрационных лагерях, например, в Ясеноваце.
В других странах Европы, в Южной Африке, Латинской Америке и Соединенных Штатах фашистские движения были в той или иной степени расистскими, а иногда и антисемитскими. В Польше члены Фаланги нападали на евреев на улицах и создавали «скамейки гетто» для еврейских студентов в аудиториях Варшавского университета. В Соединенных Штатах Ку-клукс-клан и другие группы проповедовали превосходство белой расы. Некоторые фашисты в Японии учили, что японцы были высшей расой, и сирийские фашисты также заявляли о превосходстве своего народа.
В отличие от фашистов в большинстве других европейских стран, Муссолини выступал против антисемитизма в течение первых 12 лет своего правления. Однако, после 1933 года, он иногда позволял антисемитам в своей партии осуждать «непатриотичных» евреев в прессе. В 1938 году итальянское правительство приняло антисемитский закон, а позже оно способствовало Холокосту. До немецкого захвата Австрии, фашистские режимы Дольфуса и Шушнига также отвергали антисемитизм, и многие австрийские евреи, включая Зигмунда Фрейда, поддерживали их за сопротивление нацизму.
В ранний межвоенный период крупнейшие фашистские партии Франции — Фейсо, Молодые патриоты, Крест огня и Французская Народная партия отвергали антисемитизм, и евреи правого толка принимались в эти движения до 1936 года, когда Левый Народный фронт под руководством еврейского социалиста Леона Блюма пришел к власти. Другие фашистские группы, такие как «Французское действие» и «Французская солидарность», были более антисемитскими, хотя и заявляли, что возражают против евреев по «культурным», а не расовым признакам. В 1941 году Ла Рок возложил ответственность за «смертные пороки» Франции на евреев и масонов. Хотя британский фашизм с самого начала не был антисемитским, «Чернорубашечников» Мосли тренировал британский боксер Тед («Кид») Льюис, который был евреем, но к 1936 году они стал антисемитами.
Фашизм и его отождествление с христианством
Большинство фашистских движений изображали себя защитниками христианства и традиционной христианской семьи от атеистов и аморальных гуманистов. Это относилось к католическим фашистским движениям в Польше, Испании, Португалии, Франции, Австрии, Венгрии, Хорватии, Боливии, Аргентине, Чили и Бразилии. В Румынии Кодряну говорил, что хочет построить свою жизнь по образцу распятого Христа православной церкви, официально призывал к «вере в Бога» и «любви друг к другу».
Во Франции Валуа, Тетанже, Рено, Бюкар и Ла Рок были католиками, а Дорио, ранее будучи атеистом, апеллировал к католическим настроениям после того, как стал фашистом. Хотя Моррас был агностиком, он защищал католическую церковь как опору общественного строя, а среди его последователей было много католиков. Фашистский интеллектуал Роберт Бразильяк описал гражданскую войну в Испании как конфликт между католическим фашизмом и атеистическим марксизмом. Дриё Ла-Рошель отвергал либеральный католицизм, но восхвалял «мужественный мужской католицизм» средневековья и «воинственное христианство крестовых походов».
Хотя фашисты в Германии и Италии также изображали из себя защитников церкви, их идеология содержала много элементов, которые противоречили традиционным христианским верованиям, а их политике иногда противостояли церковные лидеры. Нацисты критиковали христианские идеалы кротости и вины на том основании, что они подавляли инстинкты насилия, необходимые для предотвращения господства низших рас над арийцами. Мартин Борман, второй по величине чиновник в нацистской партии после 1941 года, утверждал, что нацистские и христианские верования «несовместимы», прежде всего потому, что основные элементы христианства «переняли у иудаизма». Взгляды Бормана разделял Гитлер, который в конечном итоге хотел заменить христианство расистской формой воинственного язычества. Хотя Гитлер опасался опасного отчуждения христиан во время Второй мировой войны, он иногда позволял нацистским властям оказывать давление на родителей-протестантов и католиков, чтобы они забрали своих детей из религиозных классов и вместо этого регистрировали их для идеологического обучения. В нацистских школах, которым поручено обучать будущую элиту Германии, христианские молитвы были заменены тевтонскими ритуалами и церемониями поклонения солнцу.
Несмотря на множество антихристианских элементов в нацизме, подавляющее большинство нацистов считали себя религиозными, большинство немецких антисемитов поддерживало христианство, очищенное от его «еврейских» элементов. Пронацистские немецкие христиане, входившие в лютеранскую церковь в Германии, считали, что Христос был светловолосым голубоглазым арийцем, а члены мужского пола называли себя «эсэсовцами за Христа». Во многих немецких семьях дети начинали свои молитвы перед едой с фразы: «Фюрер, мой фюрер, завещал мне Господь».
В Италии Муссолини подписал конкордат с папством — Латеранский договор (1929 г.), который, среди прочего, сделал католицизм государственной религией Италии и предписал преподавание католической доктрины во всех государственных начальных и средних школах. Позже многие практикующие католики присоединились к консервативному крылу фашистской партии. Однако, в 1931 году Папа Пий XI выпустил энциклику Non abbiamo bisogno, в которой осуждалось «языческое поклонение государству» и его «революция, которая отрывает молодежь от церкви и Иисуса Христа и прививает своей собственной молодежи ненависть, насилие и непочтительность». Хотя многие итальянские фашисты оставались католиками, таинственность режима содержала языческие элементы, воспевающие дух Древнего Рима и военные доблести его солдат.
Поддержка Германии
Многие ненемецкие носители идеологии «фашизм» были такими же националистическими по отношению к своим странам, как Гитлер по отношению к своей. Многие польские фашисты пали, сопротивляясь немецкому вторжению в 1939 году, а другие были позже приговорены к нацистским концентрационным лагерям, как и некоторые венгерские фашисты после 1942 года. Перед тем, как его убили в 1934 году, австрийский фашист Дольфус искал поддержки Муссолини против Гитлера, а Хаймвер (Союз защиты родины — вооруженная организация Австрии) получил финансовую поддержку Муссолини для создания фашистского правительства, которое будет сопротивляться немцам.
До 1940 года все французские фашисты выступали против немецкого вторжения во Францию. Дорио был зачислен во французскую армию, когда в 1939 году разразилась война между Францией и Германией, а в 1940 году в качестве сержанта он командовал отрядом, который несколько часов сдерживал врага (позже он был награжден за свои подвиги). После военного поражения Франции, некоторые французские фашисты, в том числе Дорио, поддержали поход Гитлера на большевизм, как и многие венгерские, хорватские и другие негерманские фашисты.
Другие (например, Филипп Баррес, бывший член Фейсо) пересекли Ла-Манш в 1940 году, чтобы служить под началом Шарля де Голля, лидера движения «Свободная Франция». Эжен Делонкль, один из лидеров Кагуля, главной террористической организации правого толка Франции 1930-х годов, был убит в 1944 году. Кагулар, Франсуа Дюкло, были награждены Круа де Герром за героизм в сопротивлении.
Португалия Салазара и Испания Франко оставались официально нейтральными или непокоренными во время Второй мировой войны, несмотря на фашистский толк их режимов.
Фашистская Италия и фашистская Япония были союзниками Германии во время войны, хотя автономия Муссолини в этом союзе была утрачена, когда немецкие дивизии оккупировали Италию в 1942 году после высадки американских и британских войск в Северной Африке. В середине 1930-х годов другие негерманские фашисты, включая членов Британского союза фашистов и Германо-американского союза, выражали восхищение мощным руководством Гитлера, не призывая Германию ко вторжению в их страны. В 1938 году Ла Рок предположил, что лучший способ для Франции избежать такого вторжения — самой стать более фашистской. В 1941 году, после поражения Франции гитлеровскими армиями, Ла Рок призвал к «континентальному сотрудничеству» с Германией и критиковал де Голля и его британских союзников за угрозу «поработить» Францию. Однако, вскоре он разочаровался в отношении Германии к Франции и в начале 1942 года сформировал организацию сопротивления, которая предоставляла британцам военную информацию.
Фашизм и его происхождение
Муссолини и Гитлер не изобрели фашистскую идеологию. Фашизм не был порождением XX века — ни итальянским, ни немецким. Возникнув в 19 веке, фашистские идеи появились в произведениях писателей Франции, Австрии, Германии и Италии, в том числе политических теоретиков Теодора Фрича, Пауля Антона де Лагарда, Юлиуса Лангбена, Йорга Ланца фон Либенфельса, Йозефа де Местра, Шарля Морраса и Жоржа Сореля; ученых и философов Иоганна Готлиба Фихте, Джованни Джентиле, Густава Ле Бона, Фридриха Ницше, Вильфредо Парето, Карла Фогта и Эрнста Геккеля; историков и социальных мыслителей Жозефа-Артура граф де Гобино, Ипполита Тэна и Генриха фон Трейчке; художников, писателей и журналистов Габриэле Д’Аннунцио, Рихарда Вагнера, Эдуарда Драмона, Мориса Барреса и Гвидо фон Листа; консервативных политиков Отто Бёкеля и Адольфа Стокера.
Многие фашистские идеи возникли в результате реакции на революции 1789, 1830, 1848 и 1871 годов, а также на светский либерализм и социальный радикализм, сопровождавшие эти потрясения. Де Местр осудил Просвещение 18-го века за подрыв господства традиционной религии и традиционных элит и попытался защитить существующую социальную иерархию.
Тэн сетовал на приход к власти масс, которые, как он предполагал, находились на более низкой стадии биологической эволюции, чем аристократы.
Баррес соединил этническую укорененность с авторитарным национализмом и утверждал, что слишком большая цивилизация ведет к упадку, а ненависть и насилие являются нормальными инструментами государства.
Немецкие политики-популисты и писатели Штокер, Бёкель и Фрич, превозносили идею о расово чистых крестьянах, живущих рядом с землей, которые однажды последуют за харизматическим лидером, способным интуитивно проникать в душу народа без участия выборов.
Антисемитизм был основным продуктом работы Драмона, Морраса, Лагарда, Лангбена и множества других авторов-бестселлеров.
Расовые дарвинисты Фогт, Геккель, Трейчке, Лангбен, Лагард и Чемберлен прославляли выживание наиболее приспособленных, ругали гуманистов за попытки защитить расово непригодных и отвергали идею социального равенства. Лангбен писал:
«Равенство — это смерть, иерархия — это жизнь»
Чемберлен не видел причин давать равные права низшим расам. Трейчке яростно выступал против демократии, социализма и феминизма (все из которых он приписывал евреям) и восхвалял воинственный империализм:
«Храбрые народы расширяются, трусливые народы гибнут»
Лагард высказывался о славянах
«чем скорее они погибнут, тем лучше будет для нас и для них»
И призвал к уничтожению евреев, это разделял его современник Лангбен. Как заметил Джон Вайс о Лагард и Лангбене:
«Два самых влиятельных и популярных интеллектуала Германии конца XIX века были неотличимы от нацистских идеологов».
Вайс также отметил, что
«пресса и популярные журналы Германии и Центральной Европы с последней четверти девятнадцатого века кормили публику устойчивой диетой расового национализма, а антисемитские стереотипы были обычным явлением в немецкой массовой культуре”.
В конце 19 века многие консервативные националисты были философскими идеалистами, которые обвиняли либералов и социалистов в материализме и тем самым изображали свою политику как более духовную.
Другие мыслители XIX века пропагандировали одни протофашистские идеи, отвергая другие. Ницше восхищался героической жизненной силой душ, не сдерживаемых христианской этикой или либеральным гуманизмом, но не разделял национализм.
Точно так же Сорель проповедовал насилие как противоядие от декаданса — идея, которой восхищался Муссолини, — но его экономическая мысль была слишком социалистической для большинства фашистов.
Социальные основы фашистских движений
Несмотря на их протяженную историю в европейской мысли, идеи идеологии «фашизм» процветали политически только тогда, когда экономические угрозы увеличивали их привлекательность для членов определенных социальных групп.
В 1928 году, до начала великой депрессии в Германии, Гитлер получил менее 3 процентов голосов. Однако, после 1930 года гораздо больше избирателей, многие из них, представители среднего и низшего среднего класса, опасающиеся «пролетаризации», поддержали его.
Экономическая тревога, лежащая в основе успеха нацизма, в некоторой степени отразилась на членах партии, которые являлись выходцами из экономической элиты и других высокостатусных групп. Кроме того, партийными были большое количество профессоров университетов, учителей средних школ, высших государственных служащих, бывших военных, врачей, юристов, бизнесменов и земельных аристократов. В нижних рядах партии «белые воротнички» были представлены хорошо, а «синие» — недостаточно. Точно так же в Италии, как показал историк Чарльз Майер, фашизм первоначально получал большую часть своей поддержки от крупных и мелких землевладельцев, бизнесменов и белых воротничков. В 1927 году 75 процентов членов партии Муссолини составляли средний и низший средний классы и только 15 процентов — рабочий класс. Почти 10 процентов приходилось на экономическую элиту Италии, которая представляла гораздо меньшую часть населения в целом.
Нацисты получали больше поддержки из небольших городов, чем из крупных. В сельской местности протестанты были представлены в партии хорошо, а католики — недостаточно. В менее индустриальных Испании, Португалии, Польше, Румынии и Венгрии, фашисты больше полагались на поддержку со стороны сельских жителей. В Японии многие фашистские активисты изначально были молодыми армейскими офицерами, государственными служащими, мелкими землевладельцами, владельцами небольших фабрик, мастерами небольших мастерских, учителями начальных школ, а также синтоистскими и буддийскими священниками.
Фашизм и нефашистский консерватизм: сотрудничество и переход
Хотя в принципе между идеологиями фашизм и нефашистский консерватизм существовали существенные различия, оба лагеря преследовали одни и те же цели, что во время кризиса побудило некоторых нефашистов сотрудничать с фашистами. Как заметил Вайс:
«Любое исследование фашизма, которое слишком сосредоточено только на фашистах и нацистах, может упустить истинное значение правого экстремизма. Ибо, не обязательно становясь членами партии или принимая весь спектр партийных принципов, аристократические помещики, армейские офицеры, государственные служащие, а также важные промышленники в Италии и Германии помогли привести фашистов к власти».
Без помощи президента Пауля фон Гинденбурга, канцлера Франца фон Папена и других немецких консерваторов Гитлер, никогда не получавший электорального большинства, не был бы назначен канцлером.
Во время великой депрессии тысячи консерваторов из среднего класса, опасаясь растущей власти левых, отказались от традиционных правых партий и перешли в фашизм. Идеологическая дистанция, пройденная от традиционного консерватизма до нацизма, иногда была небольшой, поскольку многие идеи, которые использовал Гитлер в 1930-е годы, долгое время были общими среди немецких правых.
В Италии тысячи землевладельцев и бизнесменов были благодарны чернорубашечникам Муссолини за обуздание социалистов в 1920–2021 годах, многие в армии и католической церкви видели в фашизме оплот против коммунизма.
До начала правления Франко в Испании многие монархисты были близки к фаланге. Хотя режим Франко арестовал некоторых из своих фашистских соперников, он предоставил другим важные должности в своих пропагандистских структурах.
Правительство Хорти в Венгрии было мягким по отношению к фашизму, и на ранних этапах оно само использовало фашистские методы, посылая отряды для набегов на левые профсоюзы, клубы и редакции газет и поддерживая резню сотен коммунистов и социалистов по всей стране.
В Греции король Георг II и консерваторы в парламенте помогли Метаксасу установить диктатуру в 1936 году.
Носители идеологии «фашизм» также получили поддержку от христианских консерваторов. Между 1930 и 1932 годами Гитлера поддерживали многие протестантские избиратели в сельской Пруссии, а после 1933 года католическая церковь в Германии в значительной степени приспособилась к его режиму. В 1933 году Ватикан, который ранее запрещал католикам членство в социалистических организациях, подписал с Германией конкордат, который запрещал священникам высказываться о политике и давал Гитлеру право голоса при назначении епископов.
Во Франции ведущая католическая газета La Croix рано выразила поддержку походу Гитлера на большевизм, а крупнейшая католическая парламентская партия — Республиканская федерация (Fédération Republicaine), включила фашистов в свои ряды. В 1936 году, когда «Огненный крест» стал партией (изменив свое название на Французскую социальную партию), он поглотил большую часть членов Республиканской федерации.
Данный материал представлен в просветительских целях. Редакция относится негативно к явлению, описываемому в данном материале.
Читайте также:
Фашизм, его разновидности и направления:
Консерватизм, его разновидности и направления:
Национал-консерватизм (национальный консерватизм, националистический консерватизм)
Либертарианский консерватизм (консервативное либертарианство)
Фискальный консерватизм (консервативный капитализм, финансовый консерватизм)
Зеленый консерватизм (экологический консерватизм)
Прагматичный консерватизм
Социализм, его разновидности и направления:
Этический социализм
Фабианский социализм
Либерализм, его разновидности и направления:
Культурный либерализм
Анархизм, его разновидности и направления:
Анархо-синдикализм
Индивидуалистический анархизм (анархо-индивидуализм)
Коллективистсвий анархизм (анархо-коллективизм)