Анархизм
Анархизм — совокупность доктрин и взглядов, основанных на убеждении, что государство одновременно вредно и не является необходимостью. Анархистская мысль развивалась на Западе и распространилась по всему миру, главным образом в начале ХХ века.
Производное от греческого корня anarchos, означающего “без авторитета”, анархизм и анархия используются для выражения как одобрения, так и неодобрения его постулатов. В начале использования все эти термины были уничижительными: например, во время Французской революции, лидер умеренной фракции парламента Жак-Пьер Бриссо обвинялся его соперниками в пособничестве анархии:
Законы, которые не вступают в силу, власть без силы и презираемая, безнаказанные преступления, посягательство на собственность и безопасность личности, упадок морали, нет конституции, нет правительства, нет правосудия — вот черты анархии.
Эти слова могли бы послужить образцом для обличений, с которыми выступали все противники анархизма. Анархисты, со своей стороны, согласились бы со многими замечаниями Бриссо. Они отрицают законы, созданные человеком, рассматривают собственность как средство тирании и считают, что преступление — это просто продукт собственности и власти. Но они утверждали бы, что их отрицание закона и государства ведет не к “отсутствию справедливости”, а к подлинной справедливости, присущей свободному развитию человеческой социальности — естественной склонности жить в соответствии с принципами и практикой взаимной помощи.
Основы анархистской мысли
Первым человеком, добровольно назвавшим себя анархистом, был французский политический писатель и социалист-пионер Пьер-Жозеф Прудон. В своем противоречивом исследовании экономических основ общества «Qu’est-ce que la propriété?» (1840, «Что Такое Собственность?»), Прудон утверждал, что реальные законы общества не имеют ничего общего с властью, а скорее проистекают из природы самого общества. В конечном итоге он прогнозировал распад власти и возникновение естественного социального порядка:
Как человек ищет справедливости в равенстве, так и общество ищет порядка в анархии. Анархия — отсутствие суверена — такова форма правления, к которой мы каждый день приближаемся.

Существенные элементы философии Прудона уже были разработаны более ранними мыслителями. Неприятие политической власти имеет богатую родословную. Она восходит к классической античности — к стоикам и киникам — и проходит через Средние века и эпоху Возрождения, как это иллюстрируют несогласные христианские секты — средневековые катаристы и некоторые группы анабаптистов. Для таких групп, которых современные писатели-анархисты часто ошибочно называют предками, отказ от правительства был всего лишь одним из аспектов отступления от материального мира в царство духовной благодати, и, как часть поиска индивидуального спасения, он вряд ли был совместим с социально-политической доктриной анархизма. Во всех своих формах эта доктрина состоит из
- (1) анализа отношений власти, лежащих в основе существующих форм политической власти,
- (2) видения альтернативы анархического общества, основанное на сотрудничестве, в отличие от конкуренции и принуждения, и функционирующее без необходимости в государственной власти.
Мысль английских анархистов
Первую модель анархистского содружества разработал Джеррард Уинстенли в Англии в первые годы после гражданских войн (1642-51 гг.). Уинстенли изложил то, что позже стало основными принципами среди анархистов:
- что власть развращает;
- что собственность несовместима со свободой;
- что власть и собственность являются зачинщиками преступлений;
- что только в обществе без правителей, где труд и его продукты разделяются, люди могут быть свободными и счастливыми, действуя не по законам, навязанным свыше, а в соответствии со своей совестью.
Уинстенли был не только пионером-теоретиком анархизма, но и предшественником анархистской активности. В 1649 году, призывая людей “работать на общих землях”, он и группа его последователей заняли холм на юге Англии и основали общество аграрного свободного коммунизма.
Эксперимент диггеров был уничтожен местными землевладельцами, и Уинстенли исчез в такой безвестности, что место и дата его смерти неизвестны.

Но принципы, которые он отстаивал, сохранились в традициях английских протестантских сект и достигли своего окончательного расцвета в работе министра Уильяма Годвина. В сочинении «Политическая справедливость» (1793) Годвин не только приводит классический анархистский аргумент о том, что власть противоречит природе и что социальные пороки существуют потому, что люди не свободны действовать в соответствии с разумом, он также описывает децентрализованное общество, состоящее из небольших автономных сообществ или приходов. В этих общинах демократические политические процедуры, насколько это возможно, были бы отменены, потому что, по словам Годвина, они поощряют тиранию большинства и ослабляют индивидуальную ответственность. Годвин также осуждает “накопленную собственность” как источник власти над другими и предполагает свободную экономическую систему, в которой люди будут давать и брать в соответствии со своими потребностями. Годвин был пророком технического прогресса, и он верил, что промышленное развитие в конечном итоге сократит необходимое рабочее время до получаса в день, при условии, что люди будут жить просто, и что такое устройство облегчит переход к обществу без полномочий.
Годвин пользовался большой известностью в 1790-х годах и оказал влияние на различных писателей, таких как Перси Биши Шелли (чьи стихи «Королева Мэб» и «Прометей несвязанный» практически являются анархистскими стихами), Уильям Вордсворт, Уильям Хазлитти, Роберт Оуэн. Однако, ко времени его смерти в 1836 году о нем почти забыли. Хотя его идеи оказали скрытое влияние на британское рабочее движение благодаря работам Оуэна, они практически не повлияли на квазиполитическое анархистское движение на европейском континенте в середине XIX века.

Французская анархистская мысль
Теоретические основы континентального анархистского движения были заложены Пьером-Жозефом Прудоном. Сын пивовара из крестьянской семьи из региона Франш-Конте на востоке Франции, он некоторое время работал (как и многие более поздние анархисты) печатником. В 1838 году он получил стипендию для учебы в Париже, где приобрел известность как полемист и радикальный журналист. Его ранние работы «Что такое Собственность?» (1840) и «Система экономических противоречий или Философия бедности» (1846) утвердила его как одного из ведущих теоретиков социализма, термин, который в начале XIX века охватывал широкий спектр взглядов. В Париже в 1840-е годы Прудон общался с Карлом Марксом и русским дворянином Михаилом Бакуниным. На основе своего опыта во время революций 1848 года Прудон разработал теории, представленные в «Федеральном принципе» (1863) и «Политических возможностях рабочего класса» (1865).
Прудон был сложным писателем, который оставался независимым, отказываясь считать себя основателем какой-либо идеологии или партии. И все же Бакунин, Петр Кропоткин и другие лидеры организованного анархизма справедливо считали его своим философским предком.
Основными темами его работ были взаимность (мютюэлизм), федерализм и способность рабочего класса к освобождению посредством организованных экономических действий — идея, позже известная как “прямое действие”. Под взаимностью он подразумевал организацию общества на равноправной основе. Хотя он был известен тем, что декларировал (в чем заключается Собственность?) что “собственность — это воровство”, он не выступал за коммунизм.
Он выступал против использования собственности как средства эксплуатации труда других, но он рассматривал “владение” — право рабочего или группы рабочих для контроля над землей или инструментами, необходимыми для производства, как важнейший оплот свободы. Поэтому он представлял себе общество, состоящее из независимых крестьян и ремесленников, с фабриками и коммунальными предприятиями, управляемыми ассоциациями рабочих, объединенных системой взаимного кредита, основанной на народных банках.
Вместо централизованного государства — врага всех анархистов — Прудон предложил федеральную систему автономных местных сообществ и промышленных ассоциаций, связанных контрактами и взаимными интересами, а не законами, с арбитражем, заменяющим суды, управлением рабочих, заменяющим бюрократию, интегрированное образование, заменяющим академическое образование. Из такой сети возникло бы естественное социальное единство, которое сделало бы существующий порядок “ничем иным, как хаосом, служащим основой для бесконечной тирании”. В своей последней, посмертно опубликованной работе «Политические возможности рабочего класса» Прудон утверждал, что освобождение является задачей самих рабочих. Тем самым он заложил интеллектуальные основы движения, которое отвергло демократическую и парламентскую политику в пользу различных форм прямого действия.
В 1860-х годах последователи Прудона из рабочего класса, в отличие от самого Прудона, не приняли название анархистов; вместо этого они предпочитали называть себя мютюэлистами, в честь тайного общества рабочего класса, к которому Прудон принадлежал в Лионе в 1830-х годах. В 1864 году, незадолго до смерти Прудона, группа мютюэлистов объединилась с британскими профсоюзными деятелями и европейскими социалистами, сосланными в Лондон, чтобы основать Международную ассоциацию рабочих (Первый Интернационал). В рамках Интернационала мютюэлисты были первыми противниками Карла Маркса и его последователей, которые выступали за политические действия и захват государства с целью создания пролетарской диктатуры. Однако самыми грозными противниками Маркса были не мютюэлисты, а последователи Бакунина, который вступил в Интернационал в 1868 году после долгой карьеры политического заговорщика.
Русская анархистская мысль
Бакунин был сторонником националистических революционных движений в различных славянских странах. Он не только основал свою собственную прото-анархическую организацию — Социал-демократический альянс, который имел немало последователей в Италии, Испании, Швейцарии, и долине Роны во Франции, но и внес свои правки в прудоновское учение, позже названное коллективизмом.
Бакунин принял федерализм Прудона и его настойчивость в необходимости прямых действий рабочего класса, но утверждал, что взгляды Прудона на право собственности были непрактичны. Вместо этого он предложил, чтобы средства производства принадлежат коллективу рабочих, а каждый работник должен получать вознаграждение только в соответствии с объемом фактически выполненной им работы.
Второе важное различие между Бакуниным и Прудоном заключалось в их представлениях о революционном методе. Прудон считал, что в существующем обществе можно создать взаимные ассоциации, которые могли бы заменить существующую структуру; поэтому он выступал против насильственной революции. Бакунин, заявил, что
“страсть к разрушению — это творческий порыв”.
Он отказался принять поэтапный подход. Насильственная революция, сметающая все существующие институты, была, по его мнению, необходимой прелюдией к построению свободного и мирного общества.
Хотя индивидуализм и ненасилие, присущие видению Прудона, сохранились в периферийных течениях анархистской традиции, акцент Бакунина на коллективизме и насильственных революционных действиях доминировал в анархизме со времен Первого интернационала до разрушения анархизма как массового движения в конце Гражданской войны в Испании в 1939 году.
Первый Интернационал сам был разрушен конфликтом между Марксом и Бакуниным, коренящимся как в противоречивых личностях двух лидеров, так и в их конкурирующих доктринах — революция дисциплинированной партией против революции путем стихийного восстания рабочего класса, соответственно. Когда Интернационал окончательно распался на Гаагском конгрессе в 1872 году, последователи Бакунина остались контролировать движения рабочего класса в латиноамериканских странах, Испании, Италии, южной Франции и франкоязычной Швейцарии, — эти движения должны были стать основой анархизма в Европе. В 1873 году бакунинцы создали свой собственный интернационал, который просуществовал до 1877 года.
Бакунин умер в 1876 году. Его идеи развивались как в действии, так и в письменном виде, поскольку он был героем речей на баррикадах, в тюрьмах и на собраниях.

Его преемником на посту идеологического лидера стал Петр Кропоткин, который отказался от титула князя, когда стал революционером в 1872 году.
Кропоткин больше знаменит своей писательской деятельностью, чем своими действиями, хотя в свои первые годы он сделал богатую событиями карьеру революционного активиста, которую описал в автобиографии «Мемуары революционера» (1899).
Кропоткин разработал вариант анархистской теории, известной как анархический коммунизм. Кропоткин и его последователи вышли за рамки коллективизма Бакунина, утверждая, что средствами производства следует владеть совместно, но и что должен быть полный коммунизм с точки зрения распределения. Эта теория возродила схему, описанную в Утопии сэра Томаса Мора (1516), включая общие склады, из которых каждому было бы разрешено брать все, что он пожелает, на основе формулы
“от каждого по его средствам, каждому по его потребностям”.
В «Завоевании хлеба» (1892) Кропоткин набросал видение революционного общества, организованного как федерация свободных коммунистических групп. Он подкрепил это видение в книге «Взаимная помощь: фактор эволюции» (1902), где он использовал биологические и социологические доказательства, чтобы доказать, что сотрудничество более естественно и обычно, чем конкуренция как среди животных, так и среди людей. В книге «Поля, заводы и мастерские» (1899) он разработал идеи о децентрализации промышленности, соответствующие внегосударственному обществу. В знак признания его учености Кропоткину было предложено написать статью об анархизме для 11-го издания Британской энциклопедии.

Анархизм как движение в 1870-1940 гг.
Решающим событием в истории анархизма стало появление доктрины “пропаганды дела”. В 1876 году Эррико Малатеста выразил убеждение итальянских анархистов, что
“восстание, направленное на утверждение социалистических принципов действиями, является наиболее эффективным средством пропаганды”.
Первыми актами были сельские восстания, призванные пробудить неграмотные массы итальянской сельской местности. После того, как восстания потерпели неудачу, анархистская активность, как правило, принимала форму террористических актов отдельными протестующими, которые пытались убить правящих деятелей, чтобы сделать государство уязвимым и вдохновить массы на самопожертвование.

В период с 1890 по 1901 год было совершено несколько таких символических убийств; жертвами стали король Италии Умберто I, супруга-императрица Елизавета Австрийская, президент Франции Сади Карно, президент Соединенных Штатов Уильям Маккинли и премьер-министр Антонио Канас дель Кастильо из Испании. Эта драматическая серия террористических актов создала образ анархиста как разрушителя, образ, который еще больше укрепился по мере того, как нападения анархистов на правительственных чиновников и терракты в общественных местах стали более распространенными.
В 1890-е гг., особенно во Франции, анархизм, был принят в качестве философии многих авангардных художественных и литературных деятелей, в том числе художника Гюстава Курбе (который был учеником Прудона), Камиля Писсарро, Жоржа Серы и Поля Синьяка.
В Англии ирландский поэт и драматург Оскар Уайльд объявил себя анархистом и написал эссе “Душа человека при социализме” (1891).
Художников привлекал индивидуалистический дух анархизма. Однако, к середине 1890-х годов более воинственные анархисты во Франции начали понимать, что избыток индивидуализма отделил их от рабочих, которых они стремились освободить. Действительно, анархистам всегда было трудно согласовать требования общечеловеческой солидарности с требованиями индивида, желающего свободы. Некоторые мыслители-анархисты, такие как немец Макс Штирнер, отказывались признавать какие-либо ограничения прав отдельных лиц поступать так, как им заблагорассудится, или какие-либо обязательства действовать социально, и даже те, кто принял социально ориентированные доктрины анархистского коммунизма Кропоткина, на практике неохотно создавали формы организации, которые угрожали их свободе действий или, казалось, могли превратиться в институты.
В результате, хотя был проведен ряд международных конгрессов анархистов, наиболее известными из которых были конгрессы в Лондоне в 1881 году и Амстердаме в 1907 году, так и не было создано эффективной всемирной организации, хотя к концу XIX века анархистское движение распространилось на все континенты и было объединено неформальными связями переписки и дружбы между ведущими деятелями. Национальные федерации были слабы даже в странах, где было много анархистов, таких как Франция и Италия, и типичной организационной единицей оставалась небольшая группа, занимавшаяся пропагандой делом и словом. Такие группы занимались самой разнообразной деятельностью; в 1890-х годах многие из них создали экспериментальные школы и общины в попытке жить в соответствии с анархистскими принципами.
Революционный синдикализм
Во Франции, где наиболее ярко проявились индивидуалистические тенденции, и реакция общественности на террористические акты поставила под угрозу само существование движения, анархисты предприняли попытку приобрести массовую поддержку, в первую очередь путем проникновения в профсоюзы. Они были особенно активны на “биржах труда”, в местных группах профсоюзов, первоначально созданных для поиска работы для своих членов. В 1892 году была образована национальная конфедерация бирж труда, а к 1895 году группа анархистов во главе с Фернаном Пеллутье, Эмилем Пуже и Полем Делесалем получили контроль над организацией и развивали теорию и практику активизма рабочего класса, позже известного как анархо-синдикализм (или революционный синдикализм).
Анархо-синдикалисты утверждали, что традиционной функции профсоюзов — борьбы за повышение заработной платы и условий труда, недостаточно. Профсоюзы должны стать боевыми организациями, нацеленными на разрушение капитализма и государства. Они должны стремиться захватить заводы и предприятия, которыми затем будут управлять рабочие. Таким образом, союз или синдикат выполняли бы двойную функцию — как орган борьбы в рамках существующей политической системы и как орган управления после революции. Стратегия анархо-синдикалистов предусматривала поддержание воинственности путем создания атмосферы непрекращающегося конфликта, кульминацией которого должна была стать массовая всеобщая забастовка.
Многие анархо-синдикалисты считали, что такой подавляющий акт отказа от сотрудничества приведет к тому, что они назвали “революцией сложенных рук”, что приведет к краху государства и капиталистической системы. Однако, хотя частичные всеобщие забастовки с ограниченными целями проводились во Франции и в других странах с переменным успехом, тысячелетняя всеобщая забастовка, направленная на свержение социального порядка одним ударом, никогда не предпринималась.
Тем не менее, анархо-синдикалисты приобрели большой авторитет среди рабочих Франции, а позже Испании и Италии, из-за их в целом жесткого отношения в то время, когда условия труда были плохими, а работодатели, как правило, жестоко реагировали на деятельность профсоюзов. После того как в 1902 году была основана Всеобщая конфедерация труда (Генеральная конфедерация труда; ВКТ), французская профсоюзная организация, воинственность анархо-синдикалистов позволила им сохранить контроль над организацией до 1908 года и оказывать значительное влияние на ее деятельность до окончания Первой мировой войны.
Подобно анархизму, революционный синдикализм оказался привлекательным для некоторых интеллектуалов, в частности для Жоржа Сореля, чьи «Размышления о насилии» (1908) были самым важным литературным произведением, появившимся в результате движения.

Более чистоплотных теоретиков анархизма беспокоил монолитный характер синдикалистских организаций, которые, как они опасались, могли бы создать мощные структуры интересов в революционном обществе. В Международный конгресс анархистов в Амстердаме в 1907 году решающие дебаты по этому вопросу состоялись между молодым революционным синдикалистом Пьером Монаттом и ветераном-анархистом Эррико Малатестой. Это определило разделение взглядов, которое все еще сохраняется в анархистских кругах, которые всегда включали индивидуалистические взгляды, слишком крайние, чтобы допустить какую-либо крупномасштабную организацию.
Революционный синдикализм превратил анархизм, по крайней мере на время, из течения крошечного меньшинства в движение со значительной массовой поддержкой, хотя большинство членов синдикалистских союзов были сочувствующими, а не убежденными анархистами. В 1922 году синдикалисты создали свой собственный интернационал со штаб-квартирой в Берлине, приняв историческое название Международной ассоциации рабочих. Когда она была создана, организации, ее создавшие, все еще могли похвастаться значительным количеством последователей.
- Итальянский профсоюз (Синдикальный союз Италии) насчитывал 500 000 членов;
- Региональная федерация аргентинских рабочих (Региональная федерация Аргентины) — 200 000 членов;
- Всеобщая конфедерация труда (Конфедерация генерала де Трабальо) в Португалии — 150 000 членов;
- Свободные рабочие (Свободный арбайтер) в Германии — 120 000 членов.
Были также небольшие организации в Чили, Уругвае, Дании, Норвегии, Голландии, Мексике и Швеции. В Великобритании влияние синдикализма наиболее ярко проявилось в движении гильдейского социализма, которое ненадолго расцвело в первые годы ХХ века. В Соединенных Штатах революционно-синдикалистские идеи оказали влияние на Промышленных рабочих мира (IWW), которые в годы непосредственно перед и после Первой мировой войны сыграли жизненно важную роль в организации американских шахтеров, лесорубов и неквалифицированных рабочих. Однако, лишь небольшое меньшинство боевиков IWW были признанными анархистами.
Анархизм в Испании
Примирение анархизма и синдикализма было наиболее полным и успешным в Испании; в течение длительного периода анархистское движение в этой стране оставалось самым многочисленным и самым мощным в мире. Первый известный испанский анархист Рамон де ла Сагра, ученик Прудона, основал первый в мире анархистский журнал «Эль Порвенир» в Ла-Корунье в 1845 году, который просуществовал недолго.
Идеи взаимопомощи были позже опубликованы Франсиско Пи и Маргаллом, лидером федералистов и переводчиком многих книг Прудона. Во время испанской революции в 1873 году Пи и Маргалл попытались создать децентрализованную, или “кантональную”, политическую систему в духе Прудона. Однако, в конце концов, влияние Бакунина оказалось сильнее.
В 1874 году анархистское движение в Испании было загнано в подполье, и это явление часто повторялось в последующие десятилетия. Тем не менее, он процветал, и анархизм стал излюбленным видом радикализма среди двух совершенно разных групп: фабричных рабочих Барселоны и других каталонских городов и обедневших крестьян, которые трудились в поместьях отсутствующих владельцев в Андалусии.
Как и во Франции и Италии, движение в Испании в 1880-е и 90-е годы было склонно к восстаниям (в Андалусии) и терроризму (в Каталонии). Оно сохранило свою силу в организациях рабочего класса, потому что мужественные и даже безжалостные боевики-анархисты часто были единственными лидерами, которые противостояли армии и работодателям, которые нанимали отряды вооруженных людей для ведения партизанской войны с анархистами на улицах Барселоны.
Рабочие Барселоны были вдохновлены успехом французской ВКТ по созданию синдикалистской организации и организовали «Солидарность рабочих» (Solidaridad Obrera), в 1907 году. Солидарность рабочих быстро распространилась по всей Каталонии, и в 1909 году, когда испанская армия попыталась призвать каталонских резервистов для борьбы с Риффами в Марокко, она объявила всеобщую забастовку.
За работой последовала неделя в основном спонтанного насилия (“La Semana Tragica”, или Трагическая неделя), в результате которой погибли сотни людей, а 50 церквей и монастырей были разрушены, это закончилось жестокими репрессиями. Пытки анархистов в крепости Монжуич и казнь всемирно известного защитника свободного образования Франсиско Феррера привели к мировым протестам и отставке консервативного правительства в Мадриде. Эти события также привели к конгрессу испанских профсоюзных деятелей в Севилье в 1910 году, который основал Национальную конфедерацию труда (Confederación Nacional del Trabajo; CNT, НКТ).
В НКТ, в которую входило большинство организованных испанских рабочих, на протяжении всего своего существования доминировали боевики-анархисты, которые в 1927 году основали свою собственную организацию активистов — Федерацию анархистов Иберии (Federación Anarquista Iberica; FAI, ФАИ). В то время как в НКТ периодически возникали конфликты между умеренными и активистами, в ФАИ атмосфера царила атмосфера насилия и срочности.
CNT была образцом анархистского децентрализма и антибюрократизма: ее основными организациями были не национальные союзы, а «синдикатосы-уникосы» (“специальные союзы”), которые объединяли работников всех профессий и ремесел в определенном населенном пункте; национальный комитет избирался каждый год из другого населенного пункта, чтобы гарантировать, что ни один человек не проработал более одного срока; все делегаты подлежали немедленному отзыву членами. В этой огромной организации, насчитывавшей 700 000 членов в 1919 году, 1 600 000 в 1936 году и более 2 000 000 во время Гражданской войны. Его повседневное функционирование осуществлялось в свободное от работы время работниками, которых выбирали их товарищи. Это гарантировало, что в испанском анархистском движении не будут доминировать деклассированные интеллектуалы и печатники-самоучки, которые были так влиятельны в других странах.
НКТ и ФАИ, которые оставались подпольными организациями при диктатуре Мигеля Примо де Риверы, вышли на поверхность с отречением короля Альфонсо XIII в 1931 году. Их антиполитическая философия привела к тому, что они отвергли республику так же, как и монархию, которую она сменила, и между 1931 годом и военным восстанием, возглавляемым Франсиско Франко в 1936 году произошло несколько неудачных восстаний анархистов.
В 1936 году анархисты, которые за прошедшие десятилетия стали опытными городскими партизанами, в основном несли ответственность за поражение мятежных генералов в Барселоне, Валенсии, в сельских районах Каталонии и Арагона, а в течение многих первых месяцев Гражданской войны они фактически контролировали восточную Испанию, где рассматривали кризис как возможность провести социальную революцию.
Фабрики и железные дороги в Каталонии были захвачены рабочими комитетами, а в сотнях деревень Каталонии, Леванте и Андалусии крестьяне захватили землю и основали либертарианские коммуны, подобные тем, которые описал Кропоткин в «Завоевании хлеба». Внутреннее использование денег было отменено, земля обрабатывалась совместно, а деревенские продукты продавались или обменивались от имени общины в целом, с каждой семьей, получающей справедливую долю продуктов питания и других предметов первой необходимости. Идеалистический спартанский пыл характеризовал эти общины, которые часто состояли из неграмотных рабочих. Они отказались от алкогольных напитков, табака, а иногда даже кофе. Их энтузиазм занял место религии, как это часто происходило в Испании. Отчеты критически настроенных наблюдателей свидетельствуют о том, что, по крайней мере, некоторые из этих коммун были эффективно управляемы и более производительными в сельскохозяйственном отношении, чем деревни, которые существовали ранее.
Испанские анархисты потерпели неудачу во время Гражданской войны в основном потому, что, хотя они участвовали в спонтанных уличных боях, у них не было дисциплины, необходимой для ведения длительной войны. Колонны, которые они отправляли на различные фронты, были неэффективными по сравнению с Интернациональными бригадами, которые возглавляли коммунисты.
В декабре 1936 года четыре ведущих анархиста заняли посты в кабинете Франсиско Ларго Кабальеро, нарушив свои антиправительственные принципы. Они не смогли остановить тенденцию к левому тоталитаризму, поощряемые коммунистами, которых было гораздо меньше численно, но политически более влиятельных, благодаря поддержке Советского Союза. В мае 1937 года в Барселоне вспыхнули ожесточенные бои между коммунистами и анархистами. CNT в этом случае держалась особняком, но ее влияние быстро пошло на убыль. Коллективизированные заводы были захвачены центральным правительством, а многие сельскохозяйственные коммуны были разрушены в результате наступления Франко в Андалусию и враждебных действий коммунистической армии генерала Энрике Листера в Арагоне. В январе 1939 года испанские анархисты были настолько деморализованы компромиссами Гражданской войны, что не смогли оказать сопротивления, когда войска Франко вошли в Барселону. CNT и FAI стали фантомными организациями в изгнании.
Упадок европейского анархизма
Ко времени Гражданской войны в Испании анархистское движение за пределами Испании было уничтожено или значительно уменьшилось в результате Русской революции 1917 года и подъема правых тоталитарных режимов. Хотя самые известные лидеры анархистов — Бакунин и Кропоткин, были русскими, анархистское движение никогда не было сильным в России, отчасти потому, что более крупная партия социалистов-революционеров имела большую привлекательность для крестьянства.
После революции, небольшие анархистские группы, возникшие в Петрограде и Москве, оказались бессильны против большевиков. Кропоткин, вернувшийся из ссылки в июне 1917 года, оказался без влияния, хотя и основал анархистскую коммуну в деревне Дмитров под Москвой. Большая демонстрация анархистов сопровождала похороны Кропоткина в 1921 году.
На юге Н. И. Махно, крестьянский анархист, поднял повстанческую армию, которая использовала блестящую партизанскую тактику, чтобы удержать большую часть Украины, но социальные эксперименты, проводимые Нестором Махно, были в зачаточном состоянии, и, когда он был отправлен в ссылку в 1921 году, анархистское движение в России вымерло.

В других странах, имидж Русской революции позволил новым коммунистическим партиям завоевать большую часть поддержки, ранее казавшихся анархистам, особенно во Франции, где ВКТ окончательно перешла под коммунистический контроль. Крупное итальянское анархистское движение было уничтожено фашистским правительством Бенито Муссолини в 1920-х годах, а небольшое немецкое анархистское движение было разгромлено нацистами в 1930-х годах.
Анархизм в США
В Соединенных Штатах местная и, в основном, ненасильственная традиция анархизма развивалась в течение XIX века в трудах Генри Дэвида Торо, Джосайи Уоррена, Лизандера Спунера, Джозефа Лабади и, прежде всего, Бенджамина Такера. Будучи одним из первых сторонников избирательного права женщин, религиозной терпимости и справедливого трудового законодательства, Такер объединил идеи Уоррена о трудовом равноправии с элементами антиэтатизма Прудона и Бакунина. Результатом стало самое сложное на сегодняшний день изложение анархистских идей. Большая часть политического влияния Такера, особенно в 1880-е годы, была связана с его журналом «Свобода», который он публиковал как в Бостоне, так и в Нью-Йорке.

Активность анархистов в Соединенных Штатах поддерживалась в основном иммигрантами из Европы:
- Иоганном Мостом (редактор Die Freiheit; “Свобода”), который оправдывал террористические акты на анархистских принципах;
- Александром Беркманом, который пытался убить сталелитейного магната Генри Клея Фрика в 1892 году;
- Эммой Голдман.
Голдман, иммигрировавшая в Соединенные Штаты из царской России в 1885 году, вскоре стала выдающейся фигурой в американском анархистском движении. Последовательница Кропоткина, она читала лекции и опубликовала множество эссе по теории и практике анархизма в своем журнале «Мать-Земля».
Большинство ее кампаний были противоречивыми. Она выступала в защиту контроля над рождаемостью, выступала против избирательного права женщин, потому что, по ее мнению, это только еще больше привязало бы женщин к буржуазному реформизму, выступала против вступления США в Первую мировую войну, которая, по ее мнению, была империалистической войной, которая приносила в жертву обычных людей в качестве пушечного мяса.

Хотя анархисты чаще становились жертвами насилия, чем его исполнителями, стереотип карикатуристов о длинноволосом убийце-анархисте с дикими глазами возник в 1880-х годах и прочно утвердился в общественном сознании во время дела на Чикагском Хеймаркете в 1886 году. Анархисты — многие из них немецкие иммигранты — были видными фигурами в чикагском рабочем движении. После того, как полиция убила двух забастовщиков на митинге в компании уборочных машин Маккормика 3 мая 1886 года, на следующий день на площади Хеймаркет был созван митинг протеста.
Демонстрация была объявлена мирной мэром Картером Харрисоном, который присутствовал в качестве наблюдателя. После того, как Харрисон и большинство демонстрантов ушли, прибыл отряд полиции и потребовал, чтобы толпа разошлась. В этот момент среди полицейских взорвалась бомба, убив одного служителя правопорядка. Полиция ответила беспорядочной стрельбой. В последовавшей за этим рукопашной схватке несколько человек (в том числе шесть полицейских) были убиты и множество ранены.
Этот инцидент вызвал широкую истерию в отношении иммигрантов и лейбористских лидеров и привел к возобновлению репрессий со стороны полиции. Хотя личность террориста так и не была установлена, восемь лидеров анархистов были арестованы и обвинены в убийстве и заговоре.
Четверо членов “Чикагской восьмерки” были повешены 11 ноября 1887 года; один покончил жизнь самоубийством в своей камере; а трое других получили длительные тюремные сроки. Осудив судебный процесс как несправедливый, губернатор Иллинойса Джон Питер Альтгельд помиловал трех выживших заключенных Хеймаркета в 1893 году. Майский день — международный день трудящихся — был непосредственно вдохновлен делом Хеймаркета.
В 1901 году польский анархист-иммигрант Леон Чолгош убил президента Маккинли. В 1903 году Конгресс принял закон, запрещающий всем иностранным анархистам въезжать в страну или оставаться в ней. В репрессивных настроениях, последовавших за Первой мировой войной, анархизм в Соединенных Штатах был подавлен. Беркман, Голдман и многие другие активисты были заключены в тюрьму и депортированы.
В ходе сенсационного судебного процесса весной 1920 года два итальянских анархиста-иммигранта, Никола Сакко и Бартоломео Ванцетти, были осуждены за убийство клерка по расчету заработной платы и охранника во время ограбления на обувной фабрике в Массачусетсе. В качестве очевидной мести за вынесенный обвинительный приговор в районе Уолл-стрит в Нью-Йорке была взорвана бомба, в результате чего погибло более 30 человек и еще 200 получили ранения. Несмотря на протесты по всему миру, которые вызвали серьезные вопросы о виновности подсудимых, Сакко и Ванцетти были казнены в 1927 году.
В Латинской Америке анархистские элементы были вовлечены в Мексиканскую революцию. Синдикалистское учение Рикардо Флореса Магона повлияло на крестьянский революционизм Эмилиано Сапаты. После смерти Сапаты в 1919 году и Флореса Магона в 1922 году образ революции в Мексике, как и везде, перешел к коммунистам. В Аргентине и Уругвае в начале 20-го века наблюдались значительные анархо-синдикалистские движения, но к концу 1930-х годов они также значительно сократились из-за периодических репрессий и конкуренции коммунизма.

Анархизм в Восточной Азии
В течение первых двух десятилетий ХХ века анархизм был, безусловно, самым значительным течением в радикальном мышлении Восточной Азии. Хотя восточноазиатские анархисты не внесли значительного оригинального вклада в анархистскую теорию, они внесли ряд важных идей в политику и культуру их стран, включая всеобщее образование, права молодежи и женщин и необходимость ликвидации всех форм разделения труда, особенно между умственным и физическим трудом, а также между сельскохозяйственным и промышленным трудом.
Возможно, самым значительным и прочным из их вкладов была идея “социальной революции”, то есть идея о том, что революционные политические изменения не могут произойти без радикальных изменений в обществе и культуре, в частности, ликвидации социальных институтов, которые по своей сути являются принудительными и авторитарными (например, традиционная семья). Хотя некоторые анархисты в Восточной Азии стремились совершить революцию с помощью насилия, другие отвергли насилие в пользу мирных средств, особенно образования. Тем не менее, все они считали, что политика определяется главным образом обществом и культурой и, следовательно, что общество и культура должны быть в центре их революционных усилий.
Анархизм в Японии
Первым самоназваным анархистом в Восточной Азии был японский писатель и активист Котоку Сюсуй. В 1901 году Котоку, один из первых сторонников японского социализма, помог основать Социал-демократическую партию, которая была немедленно запрещена правительством. В начале 1905 года, после того как он начал издавать газету “Хеймин симбун” («Газета простолюдина»), осуждавшую русско-японскую войну, газета была закрыта, а Котоку был заключен в тюрьму.
Находясь в тюрьме, он испытывал глубокое влияние анархистской литературы, особенно Кропоткина. Как он написал другу в то время, он
“отправился [в тюрьму] как марксист-социалист и вернулся радикальным анархистом”.
После пяти месяцев тюремного заключения Котоку отправился в Соединенные Штаты, где сотрудничал с членами IWW, широко известными как “Воббли”. Его опыт в Соединенных Штатах заставил его отказаться от парламентской политики в пользу насильственной стратегии “прямого действия”.
После своего возвращения в Японию в июне 1906 года Котоку начал организовывать рабочих для радикальной деятельности. Ему также удалось убедить недавно созданную Социалистическую партию Японии принять его взгляды на прямые действия. В 1910 году Котоку был в числе сотен арестованных за участие в заговоре с целью убийства императора Мэйдзи. Хотя он вышел из заговора до своего ареста, Котоку был судим за государственную измену и казнен в 1911 году. Его смерть ознаменовала начало “зимнего периода” анархизма в Японии, который должен был продлиться до конца Первой мировой войны.

Хотя анархистская активность в Японии значительно уменьшилась, она не прекратилась полностью в течение этого периода. Осуги Сакаэ, выдающаяся фигура японского анархизма, еще десятилетие после смерти Котоку издавал анархистские газеты и руководил организационными кампаниями среди промышленных рабочих. Однако, его усилиям препятствовали постоянные полицейские репрессии, и он имел очень мало влияния в Японии. Тем не менее, Осуги оказал большое влияние на анархистов в Китае, а затем и в Корее.
Анархизм в Китае
Вскоре после 1900 года, в рамках реформ, последовавших за неудачным Боксерским восстанием, династия Цин начала отправлять многих молодых китайцев учиться за границу, особенно во Францию, Японию и Соединенные Штаты. В этих и других местах китайские студенты создали националистические и революционные организации, направленные на свержение имперского режима.
В период с 1907 по 1910 год издавался журнал «Новый век», который был основным источником информации на китайском языке об анархистской теории и европейском анархистском движении. Журнал пропагандировал индивидуалистический и “футуристический” анархизм и был одним из первых изданий на китайском языке, открыто нападавших на местные традиции, в частности, конфуцианство. Общество изучения социализма, с другой стороны, выступало за антимодернистский анархизм, на который повлиял пацифистский радикализм русского писателя Льва Толстого, и подчеркивало близость между анархизмом и философскими течениями в китайском прошлом, особенно даосизмом.
Значительная анархистская деятельность в самом Китае началась только после Китайской революции (1911-12). Китайские анархисты, получившие образование в Париже (так называемые “парижские анархисты”), вернулись в Пекин и сразу же занялись реформой образования и культуры. Убежденные в необходимости социальной революции, парижские анархисты выступали в пользу западной науки против религии и суеверий, призывали к эмансипации женщин и молодежи, отвергали традиционную семью и конфуцианские ценности, на которых она основывалась, и организовывали экспериментальные исследовательские сообщества, как альтернативы традиционным формам семейной и трудовой жизни. Эти идеи и практики оказали огромное влияние на движение за новую культуру в конце 1910-х — начале 1920-х годов. Возглавляемое поколением интеллектуалов, отправленных учиться за границу, движение критически относилось ко всем аспектам традиционной китайской культуры и этики и призывало к радикальным реформам в существующих политических и социальных институтах.
Анархисты также были активны в Южном Китае. Там школа анархизма возникла вокруг харизматичного революционера Лю Шифу, более известного под именем Шифу. В 1912 году Шифу основал Общество кричащих во тьме, чей журнал «Народный голос» был ведущим голосом китайского анархизма в 1910-х годах. Хотя Шифу и не был особенно оригинальным мыслителем, он был искусным толкователем анархистской доктрины. Его полемические перепалки с лидером социалистов Цзян Хангу помогли популяризировать анархизм как “чистый социализм” и отличить его от других течений социалистической мысли.

Анархизм во Вьетнаме и Корее
Анархистские идеи проникли во Вьетнам благодаря деятельности раннего вьетнамского националистического лидера Фан Бой Чау. Фан, который возглавлял борьбу против французского колониального правления в течение первых двух десятилетий ХХ века, был приобщен к анархизму китайскими интеллектуалами в Токио в 1905-09 годах. Хотя сам Фан не был анархистом, его мышление отражало некоторые отчетливо анархистские темы, в частности антиимпериализм и “прямое действие”.
После Китайской революции В 1911 году Фан переехал в Южный Китай, где присоединился к ряду организаций, которые поддерживали анархизм или находились под влиянием анархизма, включая Всемирную лигу человечества. Он также получил консультации и финансовую поддержку от Шифу. В 1912 году с помощью Шифу он основал Лигу восстановления Вьетнама и Лигу за процветание Китая и Азии, целью которой было налаживание связей между революционными движениями в Китае и движениями в колонизированных странах, таких как Вьетнам, Бирма (Мьянма), Индия и Корея.
В начале 1920-х годов корейские радикалы создали анархистские общества в Токио и в различных местах Китая. Как и их коллеги во Вьетнаме, их привлекал анархизм в основном из-за его антиимпериализма и его акцента на прямые действия, что давало оправдание насильственному сопротивлению японскому колониальному правительству. Для таких лидеров, как Шин Чхэ Хо, анархизм был привлекательной демократической альтернативой большевистскому коммунизму, который к этому времени угрожал взять под контроль радикальное движение в Корее.
Упадок анархизма в Восточной Азии
К началу 1920-х годов анархизм в большинстве районов Восточной Азии пришел в упадок, от которого ему уже не оправиться. После Русской революции 1917 года большевистские коммунисты в Японии, Китае, Вьетнаме и Корее создали свои собственные революционные общества, которые в конечном итоге были преобразованы в подпольные политические партии и начали конкурировать с анархистами за влияние в рабочих движениях.
Столкнувшись с превосходящими организационными способностями большевиков и финансовой поддержкой, которую они получили от недавно образованного Советского Союза, анархисты могли оказать лишь слабое сопротивление, и вскоре их затмили. К 1927 году китайские анархисты посвятили большую часть своей энергии этой проигранной борьбе, иногда в сговоре с реакционными элементами в слабо структурированном Гоминьдане (Националистической партии). В Японии деятельность анархистов ненадолго возродилась в середине 1920-х годов при Хатте Сюзо, который сформулировал доктрину “чистого” анархизма в противовес марксистским влияниям. Период конфликта между такими чистыми и марксистски ориентированными анархистами закончился в начале 1930-х годов, когда все формы радикализма были подавлены военным правительством.
Несмотря на то, что после начала 1920-х годов анархисты в Китае не имели политического значения, они продолжали стремиться к социальной революции в образовании и культуре. Автор Ба Цзинь писал романы и рассказы на анархистские темы, которые были популярны в Китае в 1930-40-е годы, и Ба был избран в важные литературные и культурные организации после победы коммунистов в Гражданской войне в Китае (1945–49).
В 1927 году группа парижских анархистов помогла основать в Шанхае недолговечный трудовой университет, который воплотил на практике анархистскую веру в объединение умственного и физического труда. Это убеждение сохранялось еще долго после того, как исчезло само анархистское движение, оказав влияние на дебаты об экономической политике в коммунистическом правительстве в течение десятилетий после 1949 года.
Анархизм в искусстве
Центральные идеалы идеологии анархизм — свобода, равенство и взаимопомощь — вдохновляли писателей и художников на протяжении всей истории. Когда в середине 19 века анархизм стал организованным движением, его приверженцы приветствовали впечатляющее число известных литературных и художественных деятелей в качестве предшественников и союзников.
В авторитетном эссе “Анархизм в литературе” (опубликовано посмертно в 1914 году) американская поэтесса-анархистка Вольтарина де Клер нашла анархистские чувства у таких разных писателей и философов как Франсуа Рабле, Жан-Жак Руссо и Эмиль Золя во Франции; Ральф Уолдо Эмерсон, Генри Дэвид Торо и Уолт Уитмен в Соединенных Штатах; Фридрих Ницше в Германии; Лев Толстой в России.
Многие из центральных деятелей анархизма начала ХХ века страстно интересовались искусством. Некоторые из них много писали на художественные темы, в том числе Петр Кропоткин, Эмма Голдман, Густав Ландауэр и Камилло Бернери. Большинство анархистских периодических изданий публиковали оригинальные стихи и произведения искусства, многие из них сделали культуру и искусство своим основным направлением. Распространенный англоязычный анархистский журнал 1960-х годов «Анархия» посвятил целые номера поэзии, научной фантастике, блюзу, театру и кино.
Со времен Прудона до 1950-х годов большинство анархистов предпочитали пропагандистский стиль искусства, в котором рассматривались темы социального протеста, и обычно избегали искусства, которое было сознательно абстрактным, обращенным внутрь, фантастическим или нигилистическим, как и большая часть модернистского искусства в этот период. Тем не менее, многие художники-модернисты участвовали в анархистских группах или помогали анархистским движениям. Например, «Мать-земля» Эммы Голдман опубликовала две политические карикатуры американского художника и фотографа Мана Рэя, хотя в ней не было опубликовано ни одного его посткубистского или дадаистского произведения.
Поэзия и проза
Анархистские издательства опубликовали огромное количество стихов. Среди лучших поэтов анархизма была Вольтарина де Клер, которую Эмма Голдман считала “самой одаренной и блестящей женщиной-анархисткой, которую когда-либо создавала Америка”. Хотя анархистские темы творчества де Клер были типичны для ее поколения — дань памяти революционным мученикам, гимны к юбилеям анархистов и песни рабочих, восстающих против тирании, — ее мощные образы и страстный лиризм отличали ее от всех ее современников.

Сицилийско-американский поэт-сюрреалист Филипп Ламантия принадлежал к итальяноязычной анархистской группе в Сан-Франциско в 1940-х годах, а позже стал ведущим членом движения битников. Кеннет Рексрот, наставник многих битников, назвал себя анархистом из-за своего участия в 1920-х годах в чикагском клубе Dil Pickle, популярном форуме для лекций и дебатов на революционные темы. Среди других бит-поэтов, ориентированных на анархизм, были Дайан ди Прима и Гэри Снайдер, чей манифест “Буддийский анархизм” (1961) оказался одним из самых влиятельных анархистских произведений этого десятилетия. Юмористический Манифест абомунистов (1959), написанный афроамериканским поэтом-битником Бобом Кауфманом, также имел заметный анархистский привкус.
“Абомунисты голосуют против всех, не голосуя ни за кого”.
И журнал, и Манифест Кауфмана были опубликованы издательством City Lights press, основанным вместе с книжным магазином City Lights в Сан-Франциско в начале 1950-х годов поэтом и сторонником анархизма Лоуренсом Ферлингетти.
Крупнейшие поэты-анархисты, писавшие на других языках, включали Пьетро Гори на итальянском, Эрнста Толлера и уроженца Шотландии Джона Генри Маккея на немецком, еврейского поэта-рабочего Дэвида Эдельштадта на идише и Лорана Тайлхейда на французском. Поэтическая анархия была также отличительной чертой французских поэтов-сюрреалистов, таких как Бенджамин Пере, который воевал в бригаде анархистов во время гражданской войны в Испании.
Творческие деятели анархизма также создали значительные художественные произведения – «Оглядываясь назад» (1888), социалистический роман-утопия американского писателя Эдварда Беллами. Многие анархисты придумали собственные утопии — Лоис Вайсбрукер «Секс-революция» (1892), Уильям Ллойд «Естественный человек: Роман о Золотом веке» (1902).
Немецкоязычный писатель, известный как Б. Травен, автор «Сборщиков хлопка» (1926) и многих других романов, вполне может быть самым читаемым анархистским рассказчиком ХХ века. Его рассказы осуждают государственное вторжение в индивидуальное существование, начиная с паспортов и других бюрократических документов и заканчивая массовой мобилизацией на войну. «Бравый солдат Швейк» (1920-23) чешского писателя Ярослава Гашека — веселая сатира на военную жизнь и бюрократию, классика мировой литературы, как и «Семья» (1931) китайского анархиста Ба Цзиня.
Основные анархистские идеи, такие как недоверие к государственной власти, также появились в произведениях более распространенными американских авторов — Нельсона Олгрена, Джозефа Хеллера, Урсулы Ле Гуин, и Эдварда Эбби.
Книга Эммы Голдман «Социальное значение современной драмы» (1914) популяризировала творчество Хенрика Ибсена и других европейских драматургов для американских читателей и помогла вдохновить экспериментальное движение малого театра в Соединенных Штатах. The Studio Players — анархистская театральная труппа, возглавляемая Лилиан Уделл, на протяжении 1920-х годов ставила пьесы, ориентированные на рабочих, в книжном магазине Radical в Чикаго. Более авангардным был Живой театр, основанный в Нью-Йорке в 1947 году Джулианом Беком и Джудит Малиной, которая возглавила возрождение анархистского театра в 1960-х годах. Уличный театр анархистов, изобилующий костюмами, гигантскими куклами и драматическими трюками, стал основой крупных демонстраций протеста, таких как демонстрации против Всемирной торговой организации (ВТО) в Сиэтле в 1999 году.
Анархистская чувствительность, характеризующаяся насмешками над политиками, полицией, домовладельцами и другими авторитетными фигурами, была очевидна в работе Жоржа Мельеса во Франции и во многих американских немых комедиях 1910-х и 20-х годов, таких как «Полицейские» Бастера Китона. Более явно революционными были «Золотой век» (1930) испанского режиссера-сюрреалиста Луиса Бунюэля, который спровоцировал беспорядки и был быстро запрещен или работы французского режиссера Жана Виго, особенно «Ноль за поведение» (1933). В 1930-40-е годы вышли кинокомедии французского поэта и сценариста Жака Превера, высмеивающие все авторитарные ценности. В 1950-х и 60-х годах греческий режиссер Адонис Киру, сотрудник парижской анархистской газеты «Либертер», рассказывал о страданиях войны.
Анархисты также создавали музыку. В 1910-х и 20-х годах Рудольф фон Либих, музыкальный директор клуба Dil Pickle, сочинял песни и другую музыку для IWW. Композитор-авангардист Джон Кейдж был убежденным анархистом. С конца 1970-х годов многие панк-рок группы отождествляли себя с анархией, а некоторые — особенно Красс и Чумбавумба в Англии, Фугази в Соединенных Штатах были настоящими анархистскими коллективами. Бунт и неуважение к власти были одной из их любимых тем. Критики-анархисты и историки музыки также признали сильную антиавторитарную традицию в афроамериканском блюзе.
Многие крупные художники ХХ века, в то или иное время, принимали активное участие в анархическом движении или признавали значительную роль анархизма, в том числе Пабло Пикассо, Франсис Пикабиа, Роберт Генри, Джордж Уэсли Беллоуз, Макс Вебер, и Ман Рэй в США; Макс Эрнст в Германии, Энрико Баж в Италии. Идеи анархизма повлияли на все основные направления в живописи — от Ашканской школы в 1910-х годах до абстрактного экспрессионизма в 1950-х.
В 1960-х годах начался расцвет нового анархистского агитпропного искусства, в значительной степени вдохновленного экспрессионизмом, сюрреализмом и работами мексиканского гравера Хосе Гуадалупе Посады. Драматические изображения истории анархизма итальянского художника Флавио Костантини и графика Карлоса Кортеса, Эрика Друкера и Джоша Макфи в Соединенных Штатах и Клиффорда Харпера в Англии были широко воспроизведены в анархистских журналах и на плакатах. Также поражают воображение коллажи американских художников Фредди Баера и Джеймса Кенлайна.
Карикатуры, всегда бывшие основным оружием в арсенале анархистов, в конце ХХ века стали более заметными, чем когда-либо. Сатирические зарисовки Роберто Амброзоли в Италии и Тули Купферберга в Соединенных Штатах появились по всему миру.
Современный анархизм
После Второй мировой войны анархистские группы и федерации вновь появились почти во всех странах, где они ранее процветали — заметными исключениями были Испания и Советский Союз, но эти организации обладали небольшим влиянием по сравнению с более широким движением, вдохновленным более ранними идеями. Такое развитие событий неудивительно, поскольку анархисты никогда не подчеркивали необходимость организационной преемственности, а совокупность социальных и моральных идей, которые можно идентифицировать как анархизм, всегда выходила за рамки любого четко определенного движения.
Идеи идеологии анархизм получили более широкое распространение, начиная с американского движения за гражданские права 1950-х годов, которое стремилось противостоять несправедливости с помощью тактики гражданского неповиновения. В 1960-х и 70-х годах новый радикализм укоренился среди студентов и левых в целом в Соединенных Штатах, Европе и Японии, охватывая общую критику об “элитарных” властных структурах и материалистических ценностях современных индустриальных обществ — как капиталистических, так и коммунистических.
Для этих радикалов, которые отвергали традиционные левые партии так же сильно, как и существующую политическую структуру, привлекательность анархизма была сильна. Общее анархистское мировоззрение — с его акцентом на спонтанность, теоретическую гибкость, простоту жизни и важность любви и гнева как дополнительных и необходимых компонентов как в социальных, так и в индивидуальных действиях, привлекало тех, кто выступал против безличных политических институтов и расчетов старых партий.
Анархистское неприятие государства и настойчивое требование децентрализации и местной автономии нашли отголоски среди тех, кто выступал за демократию участия. Упорство анархистов на прямых действиях нашло отражение в призывах к внепарламентским действиям и насильственной конфронтации со стороны некоторых студенческих групп во Франции, Соединенных Штатах и Японии. И повторение темы контроля рабочих над промышленностью во многих манифестах 1960-х годов, особенно во время студенческих восстаний в Париже в мае 1968 года, показало непреходящую актуальность анархо-синдикалистских идей.
Начиная с 1970-х годов, анархизм стал значительным фактором в радикальном экологическом движении в Соединенных Штатах и Европе. Анархистские идеи в произведениях американского писателя Эдварда Эбби, например, вдохновили поколение эко-анархистов в Соединенных Штатах, в том числе радикальную организацию «Земля прежде всего!», организацию, протестующую против разрастания городов и уничтожения старовозрастных лесов. Многие влиятельные работы по анархистской теории в этот период и позже, такие как работа Мюррея Букчина, были примечательны своим аргументом о том, что этатизм и капитализм несовместимы с охраной окружающей среды.
Анархисты также занялись вопросами, связанными с феминизмом, и разработали обширную работу, известную как анархо-феминизм, в которой применялись анархистские принципы к анализу угнетения женщин, утверждая, что государство по своей сути патриархально и, что опыт женщин как воспитателей, отражает анархистские идеалы взаимности и отказа от иерархии и авторитета.
Наиболее распространенными в анархистского мышления в последние два десятилетия ХХ века (по крайней мере в Соединенных Штатах), являются эклектическая, контркультурная смесь теорий, отражающих широкий спектр художественных, литературных, политических и философских влияний, в том числе дадаизм, сюрреализм, ситуационизм.
Другими влиятельными фигурами были американский лингвист и политический писатель Ноам Хомский, американский писатель и активист чешского происхождения Фреди Перлман, Хаким Бей и другие писатели, связанные с анархистским издателем Autonomedia в Нью-Йорке. Афроамериканский анархизм, представленный в трудах Лоренцо Комбоа Эрвина в конце 1970-х годов, имел большое влияние в Соединенных Штатах и во многих других частях мира.
Хотя некоторые старые разновидности идеологии анархизм, такие как прудоновский мютюэлизм, исчезли к концу ХХ века, другие сохранились, в том числе анархистский индивидуализм Уоррена, Спунера и других в Соединенных Штатах и анархистский коммунизм в Европе и Латинской Америке. Анархо-синдикализм оставался значительным движением в Испании, Франции, Швеции и некоторых частях Африки и Латинской Америки. Как и в 1960-е годы, анархизм продолжал пользоваться большой популярностью среди студентов и молодежи. С начала 1970-х годов анархистская эмблема, состоящая из обведенной буквы А, стала неотъемлемой частью иконографии мировой молодежной культуры.
В 1999 году демонстрации под руководством анархистов против ВТО в Сиэтле вызвали широкое внимание средств массовой информации, как и последующие связанные с ними протесты против Всемирного банка и Международного валютного фонда (МВФ). Беспрецедентная огласка, предоставленная явно революционной точке зрения анархистов, вдохновила появление новых анархистских групп, периодических изданий и интернет-сайтов. Анархисты также оказывали значительное и, в некоторых случаях, преобладающее влияние во многих других политических движениях, включая кампании против жестокости полиции и смертной казни, движения за права геев и различные движения, пропагандирующие права животных, вегетарианство, права на аборты, отмену тюрем, легализацию марихуаны и отмену автомобилей.
В начале XIX века ни одно анархистское движение не представляло серьезной угрозы государственной власти, и анархисты были не ближе к осуществлению своей мечты об обществе без правительства, чем столетие назад. Тем не менее, очевидная неспособность правительств решить устойчивые социальные проблемы, такие как расовое и гендерное неравенство, нищета, разрушение окружающей среды, политическая коррупция и война, усилила привлекательность анархистских идей среди многих групп. Молодых людей, в частности, привлекали анархистские приоритеты творчества и спонтанности — важность жизни в “новом обществе” здесь и сейчас, а не откладывания его на неопределенный срок до “после революции”. Для этих людей и многих других по всему миру анархизм оставался активным и энергичным средством критики, протеста и прямого действия.
Литература по теме
Читайте также
Национализм и национал-патриотизм
Фашизм, его разновидности и направления:
Консерватизм, его разновидности и направления:
Национал-консерватизм (национальный консерватизм, националистический консерватизм)
Либертарианский консерватизм (консервативное либертарианство)
Христианская демократия
Фискальный консерватизм (консервативный капитализм, финансовый консерватизм)
Зеленый консерватизм (экологический консерватизм)
Прагматичный консерватизм
Коммунизм, его разновидности и направления:
Марксизм-ленинизм (ленинизм, ленинский коммунизм, большевизм)
Маоизм (китайский коммунизм)
Социализм, его разновидности и направления:
Этический социализм
Фабианский социализм
Либерализм, его разновидности и направления:
Культурный либерализм
Анархизм, его разновидности и направления:
Анархо-синдикализм (синдикализм)
Индивидуалистический анархизм (анархо-индивидуализм)