Карл Маркс, Фридрих Энгельс и марксизм
Карл Маркс (основатель такого направления как марксизм) родился в Рейнской области Германии в семье евреев, принадлежащих к среднему классу, которые отказались от своей религии в попытке ассимилироваться в антисемитском обществе. Молодой Маркс изучал философию в Берлинском университете и получил докторскую степень в Йенском университете в 1841 году, но из-за своего еврейского происхождения и своих либеральных политических взглядов он не смог получить место преподавателя. Затем он обратил взор на журналистику, его расследования раскрывали систематическую несправедливость и коррупцию на всех уровнях немецкого общества. Убежденный, что немецкое (и, в более широком смысле, европейское) общество не может быть реформировано изнутри, а должно быть воссоздано с нуля, Маркс стал политическим радикалом. Его взгляды вскоре привлекли к нему внимание полиции, и, опасаясь ареста и тюремного заключения, он уехал в Париж. Там он возобновил контакты со своим соотечественником Фридрихом Энгельсом, который стал его другом и соавтором в сотрудничестве, которое продлилось почти 40 лет.
Сын совладельца текстильной фирмы с фабриками в Германии и Великобритании, Энгельс сам был капиталистом, который помогал управлять фабрикой в Манчестере. Как и Маркс, Энгельс был глубоко обеспокоен тем, что он считал несправедливостью общества, разделенного на классы. Потрясенный бедностью, в которой жили и трудились простые рабочие, он детально описал их несчастья в своей книге «Положение английского рабочего класса» (1844 г.).
Маркс и Энгельс утверждали, что бедность, болезни и ранняя смерть, поразившие пролетариат (промышленный рабочий класс), были присущи капитализму — это были системные и структурные проблемы, которые можно было решить только путем замены капитализма коммунизмом. Согласно этой, альтернативной, системе, основные средства промышленного производства — шахты, фабрики, и железные дороги, будут находиться в государственной собственности и эксплуатироваться на благо всех. Маркс и Энгельс представили эту критику капитализма и краткий очерк возможного будущего коммунистического общества в Манифесте Коммунистической партии (1848 г.), который они написали по заказу небольшой группы радикалов, называемой Коммунистическим союзом.
Тем временем, Маркс начал закладывать теоретические и (как он считал) научные основы коммунизма, сначала в «Немецкой идеологии» (написано в 1845–46, опубликовано в 1932 году), а затем в «Капитале» (1867, «Капитал»).
Его теория имеет три основных аспекта:
- Во-первых, материалистическое понимание истории;
- Во-вторых, критика капитализма и его внутреннего устройства;
- В-третьих, отчет о революционном свержении капитализма и его возможной замене коммунизмом.
Исторический материализм
Согласно материалистической теории Маркса, история — это серия классовых битв и революционных потрясений, ведущих в конечном итоге к свободе для всех. Маркс частично заимствовал свои взгляды из философии Гегеля, понимавшего историю как диалектическое саморазвитие «духа». Однако, в отличие от философского идеализма Гегеля, Маркс считал, что историей движут материальные или экономические условия, преобладающие в данную эпоху.
«Прежде чем люди смогут делать что-либо еще, — писал Маркс, — они должны сначала произвести средства к существованию».
Без материального производства не было бы жизни и, следовательно, человеческой деятельности.
Согласно Марксу, для материального производства необходимы две вещи:
- «Материальные производственные силы» — сырье и инструменты, необходимые для их добычи и обработки;
- «Общественные производственные отношения» — разделение труда, посредством которого добывается сырье и изготавливается готовый товар.
Человеческая история — это история изменения и усложнения обоих элементов. В первобытных обществах материальные силы были небольшими и простыми — например, зерна и каменные орудия, использованные для измельчения их в муку. С ростом знаний и технологий последовали потрясения или «революции» в политике и производственных отношениях, усложнив и то, и другое. Например, горняки когда-то работали с кирками и лопатами, которыми они владели, но изобретение паровой лопаты изменило способ добычи железной руды. Поскольку ни один шахтер не мог позволить себе купить паровой экскаватор, ему приходилось работать на того, кто мог его купить. Индустриальный капитализм, с точки зрения Маркса, представляет собой экономическую систему, в которой правящая буржуазия владеет средствами производства, в то время как рабочий класс или пролетариат, фактически теряет свою независимость, а рабочий становится частью средств производства.
Марксизм vs. капитализм
Второй аспект теории Маркса — это его критика капитализма. Марксизм считает, что история человечества прошла ряд этапов — от древнего рабовладельческого общества через феодализм до капитализма. На каждой стадии господствующий класс использует свой контроль над средствами производства для эксплуатации труда большего класса рабочих. Но внутренние противоречия на каждом этапе, в конечном итоге, приводят к свержению и замене правящего класса его преемником. Таким образом, буржуазия свергла аристократию и заменила феодализм капитализмом; так же, как предсказывал Маркс, пролетариат свергнет буржуазию и заменит капитализм коммунизмом.
Маркс признал, что капитализм был исторически необходимой стадией развития, которая привела к замечательным научным и технологическим изменениям — изменениям, которые значительно увеличили совокупное богатство за счет расширения власти человечества над природой. Проблема, как полагал Маркс, заключалась в том, что это богатство, а также связанные с ним политическая власть и экономические возможности, распределялись несправедливо. Капиталисты получают прибыль, платя рабочим гроши за долгие часы тяжелого труда. Однако, именно рабочие создают экономическую стоимость, согласно трудовой теории стоимости Маркса. Согласно ей, ценность товара определяется количеством труда, необходимого для его производства. Маркс утверждал, что при капитализме рабочим не платят полностью или справедливо за свой труд, потому что капиталисты откачивают прибавочную стоимость, которую они называют прибылью. Таким образом, буржуазные владельцы средств производства накапливают огромное богатство, а пролетариат все больше впадает в нищету. Это богатство также позволяет буржуазии контролировать государство, которое помогает богатым и сильным в ущерб бедным и слабым.
Однако, эксплуатация одного класса другим остается скрытой за набором идей, которые Маркс назвал идеологией. «Правящие идеи каждой эпохи, — писал он в «Немецкой идеологии», — это идеи правящего класса». Под этим Маркс имел в виду, что общепринятые или господствующие идеи, преподаваемые в школах и университетах, передаваемые через средства массовой информации, являются идеями, которые служат интересам доминирующего класса. Например, в рабовладельческих обществах, рабство изображалось как нормальное, естественное и справедливое. В капиталистических обществах свободный рынок изображается как действующий эффективно, справедливо и на благо всех, в то время как альтернативные экономические механизмы, такие как социализм, высмеиваются или отвергаются как ложные или вымышленные. Эти идеи служат для оправдания или узаконивания неравного распределения экономической и политической власти. Даже эксплуатируемые рабочие могут быть не в состоянии понять свои истинные интересы и принять господствующую идеологию – это их состояние, которое позднее марксисты назвали «ложным сознанием». Одним из особенно пагубных источников идеологического запутывания является религия, которую Маркс называл «опиумом для народа», потому что она якобы притупляет критические способности и побуждает рабочих принимать свое жалкое положение как часть божьего плана.
Помимо неравенства, бедности и ложного сознания, капитализм также порождает «отчуждение». Под этим Маркс подразумевал, что рабочие отделены или отчуждены от
- (1) продукта своего труда, которым они не владеют,
- (2) процесса производства, который в заводских условиях делает их «придатком машины»,
- (3) чувства удовлетворения, которое они получат от использования своих человеческих способностей уникальными и творческими способами,
- (4) других людей, которых они рассматривают как соперников, соревнующихся за рабочие места и заработную плату.
Революция и марксизм
Маркс считал, что капитализм — это нестабильная экономическая система, которая переживет серию все усугубляющихся кризисов — спадов и депрессий, которые приведут к росту безработицы, снижению заработной платы и увеличению нищеты среди пролетариата. Эти кризисы убедят пролетариат в том, что его интересы как класса непримиримо противоположны интересам правящей буржуазии. Вооруженный революционным классовым сознанием, пролетариат захватит основные средства производства вместе с институтами государственной власти — полицией, судами, тюрьмами и т. д., и установит социалистическое государство, которое Маркс назвал «революционной диктатурой пролетариата». Таким образом, пролетариат будет править в своих классовых интересах, как буржуазия делала это раньше, чтобы предотвратить контрреволюцию вытесненной буржуазии. Однако, как только эта угроза исчезнет, исчезнет и потребность в государстве. Таким образом, временное государство отомрет и будет заменено бесклассовым коммунистическим обществом.
Марксизм видел коммунистическое общество на удивление (а, возможно, намеренно) расплывчато. В отличие от более ранних «социалистов-утопистов», которых Маркс и Энгельс высмеивали как ненаучных и непрактичных, включая Анри де Сен-Симона, Шарля Фурье и Роберта Оуэна, Маркс не разработал подробных планов будущего общества. Некоторые особенности, которые он описал, такие как государственное образование и дифференцированный подоходный налог, теперь стали обычным явлением. Другие особенности, такие как общественная собственность на основные средства производства и распределение товаров и услуг в соответствии с принципом «от каждого по способностям, каждому по потребностям», остаются такими же радикальными, как и во времена Маркса. Но, по большей части, Маркс считал, что институты будущего коммунистического общества должны разрабатываться и определяться демократическим путем людьми, живущими в нем. По его словам, в его задачу не входило «писать рецепты кухонь будущего». Тем не менее, хотя Маркс и не хотел писать такие рецепты, многие из его последователей этого не делали. Среди них был его друг и соавтор Фридрих Энгельс.
Читайте также:
Национализм и национал-патриотизм
Фашизм, его разновидности и направления:
Консерватизм, его разновидности и направления:
Национал-консерватизм (национальный консерватизм, националистический консерватизм)
Либертарианский консерватизм (консервативное либертарианство)
Христианская демократия
Фискальный консерватизм (консервативный капитализм, финансовый консерватизм)
Зеленый консерватизм (экологический консерватизм)
Прагматичный консерватизм
Коммунизм, его разновидности и направления:
Марксизм
Марксизм-ленинизм (ленинизм, ленинский коммунизм, большевизм)
Маоизм (китайский коммунизм)
Социализм, его разновидности и направления:
Либерализм, его разновидности и направления:
Культурный либерализм
Анархизм, его разновидности и направления:
Анархо-синдикализм
Индивидуалистический анархизм (анархо-индивидуализм)
Коллективистсвий анархизм (анархо-коллективизм)