Панархия (панархизм) – теория, придуманная Полем Эмилем де Пюидом в 1860 году о форме правления, которая охватывала бы все остальные.
Оксфордский словарь английского языка перечисляет существительное как «в основном поэтическое» со значением «универсальное царство», ссылаясь на свидетельство Филипа Джеймса Бейли 1848 года «звездная панархия космоса». Прилагательное панархический как «всеправящий» имеет более ранние подтверждения. В двадцатом веке этот термин был заново введен отдельно учеными в области международных отношений для описания понятия глобального управления, а затем системными теоретиками для описания неиерархических теорий организации.
Панархия как свободный выбор правительства
В своей статье 1860 года «Панархия» де Пюид, который также высказался в поддержку экономики невмешательства, применил эту концепцию к праву индивида выбирать любую форму правления, не будучи вынужденным покидать свое нынешнее место жительства. Это иногда описывается как «экстерриториальность», поскольку правительства часто обслуживали бы несмежные земельные участки.
Де Пюид писал:
Истина заключается в том, что не хватает правильного вида свободы, фундаментальной свободы выбирать, быть свободным или не быть свободным, в зависимости от своих предпочтений… Таким образом, я требую для каждого члена человеческого общества свободы объединения в соответствии со склонностями и деятельности в соответствии со способностями. Другими словами, абсолютное право выбирать политическую обстановку, в которой жить, и ни о чем другом не просить.
Де Пюид описал, как будет управляться такая система:
В каждой общине открывается новый офис — «Бюро политического членства». Этот офис отправил бы каждому ответственному гражданину форму декларации для заполнения так же, как для подоходного налога или регистрации собак с вопросом: Какую форму правления вы бы хотели? Совершенно свободно вы бы ответили: монархия или демократия, или любая другая… и после регистрации, если вы не отзовете свою декларацию, соблюдая юридические формы и задержки, вы тем самым станете либо королевским подданным, либо гражданином республики. После этого вы никоим образом не связаны с чьим-либо правительством не больше, чем прусский подданный связан с бельгийскими властями.
Определение панархии де Пюида было расширено до политической философии панархизма. Его поддерживали люди, придерживающиеся анархизма или либертарианства, в том числе, особенно Макс Неттлау в 1909 году и Джон Цубе. В статье 1982 года ученый Дэвид Харт утверждает, что, возможно, на Де Пюида повлияла работа бельгийского экономиста Гюстава де Молинари, который уже в 1849 году выдвинул идею «компетенции правительства» в полицейских и судебных службах через частные оборонные агентства.
Глобальное общество
Джеймс П. Семюэлл и Марк Б. Солтер в своей статье 1995 года «Панархия и другие нормы глобального управления” определяют панархию как
“всеобъемлющую, универсальную систему управления, в которой все могут принимать значимое участие».
Они романтизируют этот термин, упоминая “игривого греческого бога Пана, лесного и пастушеского спокойствия, смотрителя лесов, пастухов и их стад».
Дэвид Ронфельдт и Джон Аркилла в своей работе «Сетевые войны…», которые они описывают как возникающую форму конфликтов низкой интенсивности, преступности и активности, говорят:
«Дизайн — это гетерархия, но также и то, что можно назвать «панархией».
Пол Б. Харцог пишет в книге «Панархия: управление в эпоху сетей»:
«Панархия — это междисциплинарное исследование политической и культурной философии «сетевой культуры». Основными областями, имеющими отношение к панархии, являются мировая политика (международные отношения), политическая философия/теория и информационные технологии. Панархия также опирается на идеи теории информации/коммуникаций, экономики, социологии, сетей и сложных систем».
В работе Пола Б. Харцога термин «панархия» возникает на пересечении трех основных понятий:
- экология и сложные системы,
- технология,
- политика.
«Пан» экологического мышления опирается на греческого бога Пана как символ дикой и непредсказуемой природы. «Пан» технологии относится к персональной сети (персональной сети это взаимосвязь устройств информационных технологий в пределах досягаемости отдельного человека), которая объединяет людей во взаимосвязанную глобальную социальную сеть. «Пан» политики относится к различию «внутри/снаружи» и к тому, как в эпоху глобальных вызовов и глобального управления система отсчета для глобального социального не имеет внешнего.
Панархия и теория систем
Теория систем — это междисциплинарная область науки, которая изучает природу и процессы сложных систем физических и социальных наук, а также в области информационных технологий. Лэнс Гандерсон и К. С. Холлинг в своей книге «Панархия: понимание преобразований в системах человека и природы» использовали этот термин, сказав:
Термин [панархия] был придуман как антитеза слову иерархия (буквально, священные правила). Мы считаем, что панархия — это система правил природы, на которую намекает имя греческого бога природы Пана.
Издатель описывает теорию книги таким образом:
Панархия, термин, разработанный для описания эволюционирующих иерархических систем с множеством взаимосвязанных элементов, предлагает важную новую основу для понимания и решения этой дилеммы. Панархическая структура систем, в том числе природы (например, леса) и людей (например, капитализм), а также в сочетании человека — природных систем (например, учреждений, которые регулируют использование природных ресурсов, такие как лесная служба), связаны между собой в непрерывные адаптивные циклы роста, накопление, реструктуризации и обновления.
В «Панархии» Гандерсон и Холлинг пишут:
Межмасштабный, междисциплинарный и динамичный характер теории привел нас к тому, что для нее был придуман термин «панархия». Его основное внимание сосредоточено на рационализации взаимодействия между изменениями и постоянством, между предсказуемым и непредсказуемым.
Понятие панархии и адаптивных циклов стало важной теоретической линзой для описания устойчивости экологических систем и, в последнее время, социально-экологических систем. Хотя теория панархии возникла в экологии, она нашла широкое применение в других дисциплинах. Например, в области управления Виланд описывает панархию, которая представляет планетарный, политико-экономический уровни и уровни цепочки поставок.
Читайте также:
Национализм и национал-патриотизм
Фашизм, его разновидности и направления:
Консерватизм, его разновидности и направления:
Национал-консерватизм (национальный консерватизм, националистический консерватизм)
Либертарианский консерватизм (фузионизм, консервативное либертарианство)
Христианская демократия
Сострадательный консерватизм (красный торизм)
Фискальный консерватизм (консервативный капитализм, финансовый консерватизм)
Зеленый консерватизм (экологический консерватизм)
Коммунизм, его разновидности и направления:
Марксизм-ленинизм (ленинизм, ленинский коммунизм, большевизм)
Неомарксизм
Автономистский марксизм
Ситуационизм
Фрейдо-марксизм
Социализм, его разновидности и направления:
Социал-анархизм (анархо-социализм, либертарианский социализм)
Либерализм, его разновидности и направления:
Анархизм, его разновидности и направления:
Панархия
Анархо-синдикализм (синдикализм)
Индивидуалистический анархизм (анархо-индивидуализм)
Либертарианский муниципализм
Партиципизм
Демократический конфедерализм
Автономизм