Утопический социализм (социал-утопизм)

Утопический социализм или социал-утопизм — принятое в исторической и философской литературе обозначение предшествовавшего марксизму учения о возможности преобразования общества на социалистических принципах, о его справедливом устройстве. Главную роль в разработке и внедрении в общество идей о строительстве социалистических отношений ненасильственным образом, лишь силой пропаганды и примера, сыграла интеллигенция и близкие к ней слои.

Консерваторы, которые видели, что оседлая жизнь сельскохозяйственного общества была нарушена настойчивыми требованиями индустриализма, были так же склонны, как и их радикальные коллеги, возмущаться корыстной конкуренцией капиталистов и убожеством промышленных городов. Однако, радикалы отличались своей приверженностью равенству и готовностью представить себе будущее, в котором промышленная мощь и капитализм были разделены. К своему моральному возмущению условиями, которые довели многих рабочих до нищеты, радикальные критики промышленного капитализма добавили веру в способность людей использовать науку и понимание истории для создания нового и славного общества. Термин “социализм“ вошел в обиход около 1830 года для описания этих радикалов, впоследствии некоторые стали обозначаться как “утопический социализм”.

Одним из первых утопических социалистов был французский аристократ Клод-Анри де Сен-Симон. Сен-Симон не призывал к государственной собственности на производственные мощности, но выступал за общественный контроль собственности посредством централизованного планирования, при котором ученые, промышленники и инженеры будут предвидеть социальные потребности и направлять энергию общества на их удовлетворение. По мнению Сен-Симона, такая система была бы более эффективной, чем капитализм. Сен-Симон считал, что история проходит через ряд этапов, каждый из которых отмечен определенным расположением социальных классов и набором доминирующих убеждений. Таким образом, феодализм с его земельной знатью и монотеистической религией уступал место индустриализму – сложной форме общества, характеризующейся опорой на науку, разум и разделение труда.

В таких обстоятельствах, – утверждал Сен-Симон, – имеет смысл передать экономическое устройство общества в руки его наиболее знающих и продуктивных членов, чтобы они могли направлять экономическое производство на благо всех.

Другой ранний социалист, Роберт Оуэн, сам был промышленником. Оуэн впервые привлек к себе внимание, управляя текстильными фабриками в Нью-Ланарке (Шотландия), которые были одновременно высокорентабельными и, по меркам того времени, удивительно гуманными: на них не работали дети младше 10 лет. Фундаментальное убеждение Оуэна состояло в том, что человеческая природа не фиксирована, а сформирована. Люди эгоистичны и порочны потому, что социальные условия сделали их такими.

Измените условия, – утверждал Роберт Оуэн, – и люди изменятся; научите их жить и работать вместе в гармонии, и они сделают это.

Таким образом, в 1825 году Оуэн решил создать модель социальной организации “Новая гармония” на земле, которую он купил в американском штате Индиана. Это должно было быть самодостаточное кооперативное сообщество, в котором имущество находилось в общей собственности. Новая Гармония потерпела неудачу в течение нескольких лет, забрав с собой большую часть состояния Оуэна, но вскоре он обратил свое внимание на другие усилия по развитию социального сотрудничества — профсоюзы и кооперативные предприятия, в частности.

Подобные темы отмечены в трудах Франсуа-Мари-Шарля Фурье, французского клерка, чье воображение, было столь же экстравагантным, как и у Оуэна.

Современное общество порождает эгоизм, обман и другие пороки, – обвинял человечество Фурье, – потому что такие институты, как брак, семья, в которой доминируют мужчины, и конкурентный рынок, ограничивают людей повторяющимся трудом или ограниченной ролью в жизни и, таким образом, сводят на нет потребность в разнообразии.

Более того, противопоставляя людей друг другу в конкурентной борьбе за прибыль и рынок, в частности, рассматривает и стремление к гармонии. Соответственно, Фурье представлял себе форму общества, которая в большей степени соответствовала бы человеческим потребностям и желаниям. Такая “фаланстерия” (фаланстер, фаланстерий), была бы в значительной степени самодостаточным сообществом примерно из 1600 человек, организованным в соответствии с принципом “привлекательного труда”, который гласит, что люди будут работать добровольно и счастливо, если их работа затрагивает их таланты и интересы. Однако, в какой-то момент все задания становятся утомительными, поэтому у каждого члена фаланстеры будет несколько занятий, переходящих от одного к другому по мере того, как его интерес ослабевает и растет. Фурье оставил место для частных инвестиций в своем утопическом сообществе, но каждый член должен был делиться собственностью, а неравенство в богатстве, хотя и допускалось, должно было быть ограничено.

Идеи общей собственности, равенства и простой жизни были изложены в фантастическом романе “Путешествие в Икарию” (1840) французского социалиста Этьена Кабе. Икария должна была стать самодостаточным сообществом, объединяющим промышленность и сельское хозяйство, насчитывающим около миллиона человек. На практике, однако, Икария, которую Кабе основал в Иллинойсе в 1850-х годах, была размером с фаланстер фурьеристов, и разногласия среди икарийцев побудили Кабе уйти в 1856 году.

 

Читайте также:

Национализм и национал-патриотизм

Фашизм, его разновидности и направления:

Национал-социализм (нацизм)

Неофашизм

Консерватизм, его разновидности и направления:

Национал-консерватизм (национальный консерватизм, националистический консерватизм)

Латинский консерватизм

Либеральный консерватизм

Либертарианский консерватизм (консервативное либертарианство)

Социальный консерватизм

Христианская демократия

Патерналистский консерватизм

Прогрессивный консерватизм

Культурный консерватизм

Фискальный консерватизм (консервативный капитализм, финансовый консерватизм)

Зеленый консерватизм (экологический консерватизм)

Прагматичный консерватизм

Палеоконсерватизм

Коммунизм, его разновидности и направления:

Марксизм

Марксизм-ленинизм (ленинизм, ленинский коммунизм, большевизм)

Сталинизм

Маоизм (китайский коммунизм)

Социализм, его разновидности и направления:

Утопический социализм

Социал-демократия

Этический социализм

Фабианский социализм

Рыночный социализм

Либерализм, его разновидности и направления:

Консервативный либерализм

Неолиберализм

Социальный либерализм

Национал-либерализм

Культурный либерализм

Анархизм, его разновидности и направления:

Либертарианство

Анархо-коммунизм

Анархо-примитивизм

Национал-анархизм

Панархия

Минархизм

Анархо-феминизм

Анархо-синдикализм (синдикализм)

Зеленый анархизм

Индивидуалистический анархизм (анархо-индивидуализм)

Анархо-коллективизм

Повстанческий анархизм

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Мы используем cookie-файлы. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности