Утопический социализм или социал-утопизм — принятое в исторической и философской литературе обозначение предшествовавшего марксизму учения о возможности преобразования общества на социалистических принципах, о его справедливом устройстве. Главную роль в разработке и внедрении в общество идей о строительстве социалистических отношений ненасильственным образом, лишь силой пропаганды и примера, сыграла интеллигенция и близкие к ней слои.
Консерваторы, которые видели, что оседлая жизнь сельскохозяйственного общества была нарушена настойчивыми требованиями индустриализма, были так же склонны, как и их радикальные коллеги, возмущаться корыстной конкуренцией капиталистов и убожеством промышленных городов. Однако, радикалы отличались своей приверженностью равенству и готовностью представить себе будущее, в котором промышленная мощь и капитализм были разделены. К своему моральному возмущению условиями, которые довели многих рабочих до нищеты, радикальные критики промышленного капитализма добавили веру в способность людей использовать науку и понимание истории для создания нового и славного общества. Термин «социализм“ вошел в обиход около 1830 года для описания этих радикалов, впоследствии некоторые стали обозначаться как «утопический социализм».
Одним из первых утопических социалистов был французский аристократ Клод-Анри де Сен-Симон. Сен-Симон не призывал к государственной собственности на производственные мощности, но выступал за общественный контроль собственности посредством централизованного планирования, при котором ученые, промышленники и инженеры будут предвидеть социальные потребности и направлять энергию общества на их удовлетворение. По мнению Сен-Симона, такая система была бы более эффективной, чем капитализм. Сен-Симон считал, что история проходит через ряд этапов, каждый из которых отмечен определенным расположением социальных классов и набором доминирующих убеждений. Таким образом, феодализм с его земельной знатью и монотеистической религией уступал место индустриализму — сложной форме общества, характеризующейся опорой на науку, разум и разделение труда.
В таких обстоятельствах, — утверждал Сен-Симон, — имеет смысл передать экономическое устройство общества в руки его наиболее знающих и продуктивных членов, чтобы они могли направлять экономическое производство на благо всех.
Другой ранний социалист, Роберт Оуэн, сам был промышленником. Оуэн впервые привлек к себе внимание, управляя текстильными фабриками в Нью-Ланарке (Шотландия), которые были одновременно высокорентабельными и, по меркам того времени, удивительно гуманными: на них не работали дети младше 10 лет. Фундаментальное убеждение Оуэна состояло в том, что человеческая природа не фиксирована, а сформирована. Люди эгоистичны и порочны потому, что социальные условия сделали их такими.
Измените условия, — утверждал Роберт Оуэн, — и люди изменятся; научите их жить и работать вместе в гармонии, и они сделают это.
Таким образом, в 1825 году Оуэн решил создать модель социальной организации «Новая гармония» на земле, которую он купил в американском штате Индиана. Это должно было быть самодостаточное кооперативное сообщество, в котором имущество находилось в общей собственности. Новая Гармония потерпела неудачу в течение нескольких лет, забрав с собой большую часть состояния Оуэна, но вскоре он обратил свое внимание на другие усилия по развитию социального сотрудничества — профсоюзы и кооперативные предприятия, в частности.
Подобные темы отмечены в трудах Франсуа-Мари-Шарля Фурье, французского клерка, чье воображение, было столь же экстравагантным, как и у Оуэна.
Современное общество порождает эгоизм, обман и другие пороки, — обвинял человечество Фурье, — потому что такие институты, как брак, семья, в которой доминируют мужчины, и конкурентный рынок, ограничивают людей повторяющимся трудом или ограниченной ролью в жизни и, таким образом, сводят на нет потребность в разнообразии.
Более того, противопоставляя людей друг другу в конкурентной борьбе за прибыль и рынок, в частности, рассматривает и стремление к гармонии. Соответственно, Фурье представлял себе форму общества, которая в большей степени соответствовала бы человеческим потребностям и желаниям. Такая “фаланстерия” (фаланстер, фаланстерий), была бы в значительной степени самодостаточным сообществом примерно из 1600 человек, организованным в соответствии с принципом “привлекательного труда”, который гласит, что люди будут работать добровольно и счастливо, если их работа затрагивает их таланты и интересы. Однако, в какой-то момент все задания становятся утомительными, поэтому у каждого члена фаланстеры будет несколько занятий, переходящих от одного к другому по мере того, как его интерес ослабевает и растет. Фурье оставил место для частных инвестиций в своем утопическом сообществе, но каждый член должен был делиться собственностью, а неравенство в богатстве, хотя и допускалось, должно было быть ограничено.
Идеи общей собственности, равенства и простой жизни были изложены в фантастическом романе «Путешествие в Икарию» (1840) французского социалиста Этьена Кабе. Икария должна была стать самодостаточным сообществом, объединяющим промышленность и сельское хозяйство, насчитывающим около миллиона человек. На практике, однако, Икария, которую Кабе основал в Иллинойсе в 1850-х годах, была размером с фаланстер фурьеристов, и разногласия среди икарийцев побудили Кабе уйти в 1856 году.
Читайте также:
Национализм и национал-патриотизм
Фашизм, его разновидности и направления:
Консерватизм, его разновидности и направления:
Национал-консерватизм (национальный консерватизм, националистический консерватизм)
Либертарианский консерватизм (консервативное либертарианство)
Христианская демократия
Фискальный консерватизм (консервативный капитализм, финансовый консерватизм)
Зеленый консерватизм (экологический консерватизм)
Прагматичный консерватизм
Коммунизм, его разновидности и направления:
Марксизм-ленинизм (ленинизм, ленинский коммунизм, большевизм)
Социализм, его разновидности и направления:
Утопический социализм
Либерализм, его разновидности и направления:
Культурный либерализм
Анархизм, его разновидности и направления:
Анархо-синдикализм (синдикализм)
Индивидуалистический анархизм (анархо-индивидуализм)