Анархо-синдикализм (синдикализм)

Анархо-синдикализм — это ветвь анархизма, которая фокусируется на рабочем движении. Синдикализм – французское слово, означающее “профсоюзное движение”. Анархо-синдикалисты рассматривают профсоюзы как потенциальную силу революционных социальных изменений, заменяющую капитализм и государство с новым обществом, демократически управляемым рабочими. Анархо-синдикалисты стремятся отменить систему заработной платы, рассматривая ее как “наемное рабство”, а также государственную или частную собственность на средства производства, которые, по их мнению, ведут к классовому разделению.

Не все стремятся отменить деньги как таковые. Ральф Чаплин утверждает, что

“конечная цель Всеобщей забастовки в отношении заработной платы состоит в том, чтобы дать каждому рабочему полный продукт его труда. Требование повышения заработной платы становится революционным только тогда, когда оно сочетается с требованием прекращения эксплуатации труда”.

Анархо-синдикализм остается популярной и активной школой анархизма сегодня и имеет много сторонников, а также множество действующих в настоящее время организаций. Анархо-синдикалистские профсоюзные деятели различаются по своей предпочтительной экономической системе от коллективистского анархизма до анархо-коммунизма.

В отличие от каждой из ветвей анархизма, исторически, большинство анархо-синдикалистов были также анархо-коммунистами (такими как Люси Парсонс) или анархо-коллективистами (такими как Буэнавентура Дуррути). Другие анархо-синдикалисты предпочитали экономические механизмы взаимного типа, такие как Джозеф Лабади.

Анархо-синдикализм возник в девятнадцатом веке, в то время, когда капитализм находился в зачаточном состоянии, и отношения между рабочими и владельцами/менеджерами явно склонялись в сторону последних. Взгляд лейбористов на капиталистов был взглядом “обрезчиков купонов”, которые ничего не добавляли к продукту. Наиболее ярким примером этого была популярная “трудовая теория стоимости”, принятая марксистами. По мере развития капитализма отношение к рабочим улучшилось, отчасти в результате давления со стороны рабочего движения. В настоящее время затраты рабочей силы, а также затраты на управление, как правило, признаются частью добавленной стоимости продукта.

Анархо-синдикализм и его особенности

Основными принципами анархо-синдикализма являются солидарность рабочих, прямое действие и самоуправление рабочих.

Солидарность трудящихся

Солидарность рабочих означает, что анархо-синдикалисты считают, что все рабочие, независимо от их пола или этнической группы, находятся в аналогичной ситуации по отношению к своим боссам (классовое сознание). Более того, это означает, что в капиталистической системе любые прибыли или убытки, полученные некоторыми работниками от боссов, в конечном итоге затронут всех работников. Поэтому, чтобы освободиться, все рабочие должны поддерживать друг друга в их классовом конфликте.

Прямое действие

Анархо-синдикалисты считают, что только прямое действие, то есть действие, сосредоточенное на прямом достижении цели, в отличие от косвенных действий, таких как избрание представителя на правительственную должность, позволит рабочим освободиться.

Самоуправление работников

Анархо-синдикалисты считают, что рабочие организации — организации, которые борются против системы заработной платы и которые, согласно анархо-синдикалистской теории, в конечном итоге составят основу нового общества, должны быть самоуправляемыми. У них не должно быть начальства или “деловых агентов”; скорее, работники должны иметь возможность принимать все решения, которые влияют на них самих.

Рудольф Рокер был одним из самых популярных голосов в анархо-синдикалистском движении. Он посвятил себя организации еврейских рабочих-иммигрантов в лондонском Ист-Энде и возглавил забастовку швейных рабочих 1912 года. В своем труде 1938 года “Анархо-синдикализм” он изложил взгляд на истоки движения, к чему оно стремилось и почему это было важно для будущих лейбористов.

В своей статье “Анархизм и анархо-синдикализм” Рокер указывает, что анархо-синдикалистский союз преследует двойную цель.

“Ознакомить рабочих с техническим управлением производственной и экономической жизнью в целом и подготовить их к тому, чтобы взять социально-экономический организм в свои руки и сформировать его в соответствии с социалистическими принципами”.

До Первой мировой войны и большевистской революции, анархо-синдикалистские союзы и организации были доминирующими в рядах революционных левых.

Анархо-синдикализм – история

Юбер Лагарделл писал, что Пьер-Жозеф Прудон изложил фундаментальные теории анархо-синдикализма, отвергая как капитализм, так и государство, пренебрегая политическим правительством, своей идеей свободных, автономных экономических групп и своим взглядом на борьбу, а не на пацифизм, как на основу человечества.

Самые ранние проявления анархо-синдикалистской структуры и методов были сформулированы в Международной ассоциации рабочих или Первом интернационале. Первый интернационал, однако, раскололся на два движения внутри организации по вопросу о политических парламентских действиях; либертарианское крыло, представленное Михаилом Бакуниным, и государственническое крыло, представленное Карлом Марксом. Приверженцы первого будут продолжать влиять на развитие рабочего движения в Испании, Франции, Италии, Бельгии, Нидерландах и Латинской Америке, в то время как ортодоксальные марксисты сформируют массовые трудовые и социал-демократические партии по всей Европе (первоначально сгруппированные вокруг Второго интернационала), с основными опорными пунктами в Германии и Англии. Некоторые марксисты, в частности Антон Паннекук, сформулировали бы позиции, удивительно близкие к анархо-синдикализму, через коммунизм советов.

В 1895 году Генеральная конференция по труду (ВКТ) во Франции в полной мере выразила организационную структуру и методы революционного синдикализма, влияющие на рабочие движения во всем мире. CGT был создан по образцу развития биржи труда – центральная организация работников, которая поощряла бы самообразование и взаимопомощь, а также облегчала бы связь с местными синдикатами работников. В результате всеобщей забастовки рабочие возьмут под контроль промышленность и сферу услуг и будут самостоятельно управлять обществом и облегчать производство и потребление через биржи труда. Амьенская хартия, принятая ВКТ в 1906 году, представляет собой ключевой текст в развитии революционного синдикализма, отвергающего парламентаризм и политические действия в пользу революционной классовой борьбы. Центральная организация рабочих Швеции (SAC), созданная в 1910 году, является ярким примером анархо-синдикалистского союза под влиянием ВКТ. Сегодня SAC является одним из крупнейших анархо-синдикалистских союзов в мире по численности, с некоторыми опорными пунктами в государственном секторе.

Международная ассоциация рабочих, образованная в 1922 году, представляет собой международную анархо-синдикалистскую федерацию различных профсоюзов из разных стран. На пике своего расцвета Международная ассоциация рабочих представляла миллионы трудящихся и непосредственно боролась за сердца и умы рабочего класса с социал-демократическими союзами и партиями. Испанская Национальная конфедерация Трабахо играла и до сих пор играет важную роль в рабочем движении Испании. Она также была важной силой в гражданской войне в Испании, организации рабочих ополчений и содействии коллективизации обширных участков промышленной, логистической и коммуникационной инфраструктуры, главным образом в Каталонии. Другой испанский анархо-синдикалистский союз, Генеральная конфедерация Испании, в настоящее время является третьим по величине союзом в Испании и крупнейшим анархистским союзом с десятками тысяч членов.

Промышленные рабочие всего мира (IWW), хотя и не были явно анархо-синдикалистами, были информированы о событиях в более широкой революционно-синдикалистской среде на рубеже XX века. На учредительном конгрессе союза в 1905 году влиятельные члены с сильными анархистскими или анархо-синдикалистскими симпатиями, такие как Томас Дж.Хаггерти, Уильям Траутманн и Люси Парсонс, внесли свой вклад в общую революционно-синдикалистскую ориентацию союза. Люси Парсонс, в частности, была ветераном-организатором профсоюза анархистов в Чикаго из предыдущего поколения, участвовавшим в борьбе за 8-часовой рабочий день в Чикаго и последующую серию событий, которые стали известны как дело Хеймаркета в 1886 году.

Анархо-синдикализм и революционный синдикализм

Хотя термины “анархо-синдикализм” и “революционный синдикализм” часто используются взаимозаменяемо, ярлык “анархо-синдикалист” широко не использовался до начала 1920-х годов (некоторые считают, что Сэм Мэйнуаринг придумал этот термин).

“Термин “анархо-синдикалист” получил широкое распространение только в 1921-1922 годах, когда коммунисты полемически применяли его в качестве уничижительного термина к любым синдикалистам…которые выступали против усиления контроля над синдикализмом со стороны коммунистических партий”.

Фактически, оригинальное заявление о целях и принципах Международной ассоциации рабочих (составленное в 1922 году) относится не к анархо-синдикализму, а к революционному юнионизму или революционному синдикализму, в зависимости от перевода. Использование термина “анархо-синдикалист” означает растущий разрыв между сторонниками политического марксизма и профсоюзными деятелями, которые выступали за полную независимость от политических партий после Российской революции, и переход к более политически доктринерской версии синдикализма. Как широкое идеологическое направление, до Первой мировой войны и захвата государственной власти большевиками в России революционный синдикализм объединял многочисленные левые течения, объединенные по классовому признаку без официальной партийной принадлежности, как указано в Амьенской хартии.

Анархо-синдикализм и партийная политика

Анархо-синдикалистская ориентация многих ранних американских профсоюзов, возможно, сыграла важную роль в формировании американского политического спектра. Соединенные Штаты-единственная промышленно развитая страна (“первый мир”), в которой нет крупной политической партии, основанной на труде. Так было не всегда. Например, в 1912 году Юджин Дебс (член–основатель IWW) набрал 6 процентов голосов избирателей в качестве кандидата в президенты от Социалистической партии-значительная часть голосов избирателей, учитывая, что это было за 8 лет до принятия всеобщего избирательного права в США, некоторые политологи, объясняют отсутствие американской лейбористской партии избирательной системой множественного числа одномандатников, которая склоняется в пользу двухпартийной системы. Это явление иногда называют законом Дюверже.

Спорно, что Национальная конфедерация Трабахо участвовала в правительстве Испанского республиканского народного фронта во время гражданской войны в Испании. В ноябре 1936 года четыре министра—анархиста — Гарсия Оливер, Фредерика Монтсени, Джоан Пейро и Хуан Лопес заняли должности в правительстве. Этот шаг был раскритикован рядовыми группами, такими как “Друзья Дуррути”.

Рудольф Рокер писал в анархо-синдикализме:

Политические права возникают не в парламентах, а, скорее, навязываются им извне. И даже их вступление в силу в течение длительного времени не было гарантией их безопасности. Точно так же, как работодатели пытаются свести на нет все уступки, которые они сделали труду, как только представилась возможность, как только в организациях трудящихся стали заметны какие-либо признаки слабости, так и правительства всегда склонны ограничивать или полностью отменять права и свободы, которые были достигнуты, если они осознают, что люди не окажут никакого сопротивления…. Политические права существуют не потому, что они были юридически закреплены на листе бумаги, а только тогда, когда они вошли в привычку народа и когда любая попытка ущемить их встретит яростное сопротивление населения.

Революционный синдикализм, основанный на классовой войне, нацелен на объединение всех работников физического и интеллектуального труда в экономические боевые организации, борющиеся за их освобождение от ига наемного рабства и от гнета государства. Его цель состоит в реорганизации общественной жизни на основе свободного коммунизма посредством революционного действия самого рабочего класса. Он считает, что экономические организации пролетариата единственно способны реализовать эту цель, и, как следствие, его призыв адресован рабочим в их качестве производителей и создателей социальных богатств, в противовес современным политическим лейбористским партиям, которые вообще никогда не могут рассматриваться с точки зрения экономической реорганизации.

Критические замечания

Анархо-синдикализм рассматривается многими современными анархистами как анахронизм, потому что анархо-синдикалисты часто отрицают важность анархистских групп и федераций, утверждая, что революционных промышленных и общественных союзов достаточно самих по себе. Многие анархисты рассматривают анархо-синдикализм как “капитализм, управляемый самими собой”, или, как описывает его Джон Зерзан, “самоуправление отчуждением”.

Синдикалисты считают, что анархистское и профсоюзное движения можно объединить в одно, в то время как большинство других анархистов не согласились бы с этим. Анархо-синдикалист Евгений Варлин защищал анархо-синдикализм, утверждая

“огромное преимущество того, что люди привыкают к групповой жизни и, таким образом, готовят их к более широкой социальной организации. Они приучают людей не только ладить друг с другом и понимать друг друга, но и организовываться, обсуждать и рассуждать с коллективной точки зрения”,

и что союзы

“формируют естественные элементы социального здания будущего; именно они могут быть легко преобразованы в ассоциации производителей; именно они могут заставить работать социальные компоненты и организацию производства”.

Революционный синдикализм, основанный на классовой войне, нацелен на объединение всех работников физического и интеллектуального труда в экономические боевые организации, борющиеся за их освобождение от ига наемного рабства и от гнета государства. Его цель состоит в реорганизации общественной жизни на основе свободного коммунизма посредством революционного действия самого рабочего класса. Считается, что движения пролетариата единственно способны реализовать эту цель, и, как следствие, его призыв адресован рабочим в качестве создателей социальных богатств, в противовес современным политическим рабочим партиям, которые вообще никогда не могут рассматриваться с точки зрения экономической реорганизации.

Прямое действие, одна из главных основ анархо-синдикализма, по мнению его сторонников, распространится и на политическую сферу. Известными примерами являются Французская Генеральная конфедерация труда (Всеобщая конфедерация труда) и испанская CNT/FAI (Национальная конфедерация Трабахо/Федерация Анархистов Иберии, либертарианские движения Народного фронта в Испании, в состав которых входили “Мухерес Либрес”). Для них Совет по труду представляет собой федерацию всех отраслей всех отраслей промышленности в географическом регионе “территориальная основа организации, которая объединила всех работников из одной области и способствовала солидарности рабочего класса перед корпоративной солидарностью”, утверждает Рудольф Рокер.

Основанный на принципах федерализма, на свободном объединении снизу вверх, ставящий право каждого члена на самоопределение превыше всего остального и признающий только органическое согласие всех на основе схожих интересов и общих убеждений.

Таким образом, анархо-синдикализм не является аполитичным, а вместо этого рассматривает политическую и экономическую деятельность как одно и то же. И, в отличие от предложений некоторых критиков, анархо-синдикализм отличается от деятельности реформистских профсоюзов тем, что он направлен на полное уничтожение капитализма

“(Анархо-синдикализм) имеет двойную цель: с неустанным упорством он должен добиваться улучшения нынешних условий рабочего класса. Но, не позволяя себе стать одержимыми этой преходящей заботой, рабочие должны позаботиться о том, чтобы сделать возможным и неизбежным важнейший акт всеобъемлющего освобождения: экспроприацию капитала”.

В то время как коллективистские и коммунистические анархисты критикуют синдикализм за то, что он может исключить голоса граждан и потребителей за пределами профсоюза, анархо-синдикалисты утверждают, что трудовые советы будут работать вне рабочего места и внутри сообщества, чтобы поощрять участие сообщества и потребителей в экономической и политической деятельности (даже работников и потребителей за пределами профсоюза или нации) и будут работать над формированием и поддержанием институтов, необходимых в любом обществе, таких как школы, библиотеки, дома и так далее. Мюррей Букчин утверждает

“в то же самое время, когда синдикализм оказывает это неослабевающее давление на капитализм, он пытается построить новый социальный порядок в рамках старого. Профсоюзы и “трудовые советы” — это не просто средства борьбы и инструменты социальной революции; они также являются той самой структурой, вокруг которой строится свободное общество. Рабочие должны быть обучены [своей собственной деятельностью в рамках профсоюза] работе по разрушению старого имущественного порядка и задаче восстановления безгосударственного, либертарианского общества, которые идут рука об руку”.

Поддержка со стороны других анархистов

Хотя исторически организованное рабочее движение было наиболее тесно связано с социальными анархистами, исторически оно также получило значительную поддержку со стороны анархистов-индивидуалистов и анархистов-мутуалистов.

Анархисты-индивидуалисты и рабочее движение

Анархист-индивидуалист Бенджамин Такер считал, что забастовки должны организовываться свободными рабочими, а не бюрократическими профсоюзными чиновниками и организациями. Он утверждал:

“забастовки, когда бы и где бы они ни начинались, заслуживают поощрения со стороны всех друзей труда… Они показывают, что люди начинают осознавать свои права и, зная это, осмеливаются отстаивать их”.

“Как пробуждающий фактор, как возбуждающая сила, благотворное влияние забастовки неизмеримо… при нашей нынешней экономической системе, почти каждая забастовка справедлива. Ибо что такое справедливость в производстве и распределении? Тот труд, который создает все, будет иметь все”.

Анархисты-мутуалисты и рабочее движение

Анархист-мутуалист Пьер-Жозеф Прудон считал, что кооперативы, принадлежащие рабочим, заменят капиталистическое рабочее место, а взаимные банки заменят капиталистические институты, и оказывал яростную поддержку профсоюзным движениям, утверждая, что

“каждый работник, работающий в ассоциации [должен иметь] нераздельную долю в собственности компании”.

Сторонник взаимности Уильям Клайн считал, что профсоюзные движения и кооперативные движения сформируют федерации, позволяющие социальным группам взаимодействовать друг с другом для принятия решений на общее благо:

“Отрасли-сестры; они являются частями одного тела; один не может страдать без того, чтобы другие не разделяли его страдания. Поэтому они должны объединиться не для того, чтобы быть поглощенными и смешанными вместе, а для того, чтобы взаимно гарантировать условия общего процветания … Заключение такого соглашения не умалит их свободы, а придаст их свободе больше безопасности и силы”.

 

Читайте также:

Национализм и национал-патриотизм

Фашизм, его разновидности и направления:

Национал-социализм (нацизм)

Неофашизм

Консерватизм, его разновидности и направления:

Национал-консерватизм (национальный консерватизм, националистический консерватизм)

Латинский консерватизм

Либеральный консерватизм

Либертарианский консерватизм (консервативное либертарианство)

Социальный консерватизм

Христианская демократия

Патерналистский консерватизм

Прогрессивный консерватизм

Культурный консерватизм

Фискальный консерватизм (консервативный капитализм, финансовый консерватизм)

Зеленый консерватизм (экологический консерватизм)

Прагматичный консерватизм

Палеоконсерватизм

Коммунизм, его разновидности и направления:

Марксизм

Марксизм-ленинизм (ленинизм, ленинский коммунизм, большевизм)

Сталинизм

Маоизм (китайский коммунизм)

Социализм, его разновидности и направления:

Утопический социализм

Социал-демократия

Этический социализм

Фабианский социализм

Рыночный социализм

Либерализм, его разновидности и направления:

Консервативный либерализм

Неолиберализм

Социальный либерализм

Национал-либерализм

Культурный либерализм

Анархизм, его разновидности и направления:

Либертарианство

Анархо-коммунизм

Анархо-примитивизм

Национал-анархизм

Панархия

Минархизм

Анархо-феминизм

Анархо-синдикализм (синдикализм)

Зеленый анархизм

Индивидуалистический анархизм (анархо-индивидуализм)

Анархо-коллективизм

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Мы используем cookie-файлы. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности