Коммунизм — политическая и экономическая доктрина, целью которой является замена частной собственности и экономики, основанной на прибыли, общественной собственностью и коллективным контролем, по крайней мере, над основными средствами производства (например, шахтами, заводами и фабриками) и природными ресурсами. Коммунизм, таким образом, является более продвинутой формой социализма.
Чем именно коммунизм отличается от социализма, является спорным вопросом уже давно, но различие в значительной степени основывается на приверженности коммунистов революционному социализму Карла Маркса.
Как и большинство писателей XIX века, Маркс имел тенденцию использовать термины коммунизм и социализм как синонимы. Однако, в своей Критике Готской программы (1875 г.) Маркс определил две фазы коммунизма, которые последуют за предсказанным ниспровержением капитализма: первая будет переходной системой, в которой рабочий класс будет контролировать правительство и экономику. Вторая будет полностью реализованным коммунизмом — обществом без классового разделения или правительства, в котором производство и распределение товаров будет основано на принципе «от каждого по способностям, каждому по потребностям». Последователи Маркса, особенно русский революционер Владимир Ильич Ленин, подхватили это различие.
В работе «Государство и революция» (1917) Ленин утверждал, что социализм соответствует первой фазе коммунистического общества Маркса, а коммунизм — второй. Ленин и большевистское крыло Российской социал-демократической рабочей партии попытались теоретически и идеологически усилить различие между коммунизмом и социализмом в 1918 году, через год после захвата власти в России, приняв название Всероссийская коммунистическая партия. С тех пор коммунизм, в значительной степени, отождествлялся с формой политической и экономической организации, разработанной в Советском Союзе, а впоследствии принятой в Китайской Народной Республике и других странах, управляемых коммунистическими партиями.
Фактически, на протяжении большей части 20-го века около одной трети населения мира жило при коммунистических режимах. Эти режимы характеризовались правлением одной партии, которая не терпела оппозиции и инакомыслия. Более того, вместо капиталистической экономики, в которой люди соревнуются за прибыль, партийные лидеры установили командную экономику, в которой государственная собственность и ее бюрократы определяли заработную плату, цены и производственные цели. Неэффективность этих экономик сыграла большую роль в распаде Советского Союза в 1991 году, а остальные коммунистические страны (за исключением Северной Кореи) теперь допускают усиление экономической конкуренции, сохраняя при этом однопартийное правление.
Хотя термин коммунизм не использовался до 1840-х годов — он происходит от латинского communis, означающего «разделяемый» или «общий», — представления об обществе, которое можно считать коммунистическим, появились еще в 4 веке до нашей эры. В идеальном государстве, описанном в «Республике» Платона, правящий класс стражей посвящает себя служению интересам всего сообщества. Платон утверждал, что, поскольку частная собственность на товары развращает их владельцев, поощряя эгоизм, члены общества должны жить большой семьей, которая совместно владеет не только материальными благами, но также супругами и детьми.
Другие ранние представления о коммунизме черпали вдохновение в религии. Первые христиане практиковали простой вид коммунизма, это усматривается, например, в Деяниях апостолов гл.4 ст.32–37. Коммунизм для них и форма солидарности, и способ отказа от мирской собственности. Подобные мотивы позже вдохновили формирование монашеских орденов, в которых монахи принимали обеты бедности и обещали разделить свои немногочисленные мирские блага друг с другом и с бедными. Английский гуманист Томас Мор расширил этот монашеский коммунизм в своей книге «Утопия» (1516 г.), в которой описывается воображаемое общество, в котором упраздняются деньги, а люди делят еду, дома и другие блага.
За ними последовали и другие вымышленные коммунистические утопии, в частности «Город Солнца» (1623 г.), итальянского философа Томмазо Кампанеллы, а также попытки претворить коммунистические идеи в жизнь. Возможно, наиболее примечательной (если не сказать печально известной) из последних была теократия анабаптистов в вестфальском городе Мюнстер (1534–1535 гг.), закончившаяся военным захватом города и казнью его лидеров. Английские гражданские войны (1642–1651 гг.) побудили диггеров отстаивать своего рода аграрный коммунизм, при котором Земля была бы «общей сокровищницей», как предполагал Джеррард Уинстенли в «Законе свободы» (1652 г.) и других работах. Это видение не разделял протекторат во главе с Оливером Кромвелем, который жестко подавил диггеров в 1650 году.
Ни религиозный переворот, ни гражданская война, но технологическая и экономическая промышленная революция конца 18-го и начала 19-го веков дала импульс и вдохновение для современного коммунизма. Эта революция, которая достигла больших успехов в экономической производительности за счет мощности рабочего класса, подтолкнула Маркса к мысли о том, что классовая борьба, господствовавшая в истории, неизбежно ведет к обществу, в котором процветание будет разделяться всеми благодаря общему владению всем миром средствами производства.
Марксистский коммунизм (марксизм)
Карл Маркс родился в Рейнской области Германии в семье евреев, принадлежащих к среднему классу, которые отказались от своей религии в попытке ассимилироваться в антисемитском обществе. Молодой Маркс изучал философию в Берлинском университете и получил докторскую степень в Йенском университете в 1841 году, но из-за своего еврейского происхождения и своих либеральных политических взглядов он не смог получить место преподавателя. Затем он обратил взор на журналистику, его расследования раскрывали систематическую несправедливость и коррупцию на всех уровнях немецкого общества. Убежденный, что немецкое (и, в более широком смысле, европейское) общество не может быть реформировано изнутри, а должно быть воссоздано с нуля, Маркс стал политическим радикалом. Его взгляды вскоре привлекли к нему внимание полиции, и, опасаясь ареста и тюремного заключения, он уехал в Париж. Там он возобновил контакты со своим соотечественником Фридрихом Энгельсом, который стал его другом и соавтором в сотрудничестве, которое продлилось почти 40 лет.
Коммунизм после Маркса
После смерти Маркса в 1883 году Энгельс стал главным исследователем марксистской теории, которую он упростил и во многих отношениях трансформировал. Его версия марксизма, которую он назвал «научным социализмом», сделала марксистскую теорию более жесткой и детерминистской, чем предполагал Маркс. Таким образом, исторический материализм Маркса стал разновидностью философского материализма, то есть учением о том, что реальны только физическая материя и ее движения. Согласно теории Энгельса, все — природа, история, даже человеческое мышление, сводятся к материи, движущейся в соответствии с теми же вневременными «железными законами» движения. Эта поправка к марксистской теории послужила основой для последующего развития диалектического материализма в Советском Союзе.
Ревизионизм
После смерти Энгельса в 1895 году последователи Маркса разделились на два основных лагеря: «ревизионистские» марксисты, выступавшие за постепенный и мирный переход к социализму, и революционные марксисты, в том числе лидеры коммунистической русской революции 1917 года. Выдающимся ревизионистом был Эдуард Бернштейн, лидер Социал-демократической партии Германии, который покинул свою родину в 1881 году, чтобы избежать ареста и заключения в соответствии с антисоциалистическими законами канцлера Отто фон Бисмарка. Бернштейн провел большую часть своего изгнания в Великобритании, где он подружился с Энгельсом. Опыт Бернштейна там (включая его связь с Фабианским обществом градуализма), привел его к выводу, что в этой стране возможен мирный парламентский переход к социализму — вывод, который он защищал и расширил за пределы Британии в своем «Эволюционном социализме» (1899).
Бернштейн пересмотрел марксистскую теорию в четырех взаимосвязанных отношениях.
Во-первых, он добавил этическое измерение, которого в мысли Маркса в значительной степени недоставало; в частности, он утверждал, вслед за немецким философом Иммануилом Кантом, что к людям следует относиться как к самоцелям, а не как к средствам или инструментам, будь то капиталисты (которые использовали рабочих как человеческие машины) или коммунисты (которые были готовы их использовать как пушечное мясо в будущей революции).
Во-вторых, он утверждал, что появление профсоюзов и политических партий рабочего класса в Европе в конце XIX века открыло возможности, которые потребовали пересмотра теории Маркса и, следовательно, политической практики Маркса.
В-третьих, Бернштейн отметил, что повышение заработной платы и улучшение условий труда означают, что, вопреки предсказанию Маркса об обнищании пролетариата, жизнь рабочих в развитых капиталистических странах фактически улучшается. Эту тенденцию он объяснял не добротой капиталистов, а растущей мощью профсоюзов и политических партий рабочего класса.
В-четвертых, он предупреждал об опасности революционной диктатуры пролетариата, которая могла бы превратиться в диктатуру «клубных ораторов и писателей». Таким образом, на основе этих четырех изменений Бернштейн защищал постепенную и мирную реформу — «эволюционный» социализм, а не насильственную пролетарскую революцию.
Ортодоксальные марксисты заклеймили Бернштейна как буржуа и контрреволюционного предателя своего дела. Главным среди его коммунистических критиков был Ленин, посвятивший свою жизнь революционному преобразованию России.
Большевизм и марксизм-ленинизм
Россия в начале 20 века была маловероятным местом для пролетарской революции, предсказанной Марксом. Ее экономика была в основном сельскохозяйственной, фабрики были малочисленными и неэффективными, а промышленный пролетариат был небольшим. Большинство русских были крестьянами, которые обрабатывали землю, принадлежавшую богатой знати. Россия была ближе к феодализму, чем к капитализму. Однако, в деревне росло недовольство, и Российская социал-демократическая рабочая партия Ленина увидела возможность использовать это недовольство для свержения самодержавного царского режима и замены его радикально иной экономической и политической системой.
Сталинизм
После смерти Ленина в 1924 году Иосиф Сталин, Лев Троцкий и Николай Бухарин стали лидерами Всероссийской коммунистической партии. Перед смертью Ленин предупреждал своих товарищей по партии, чтобы они остерегались амбиций Сталина. Предупреждение оказалось пророческим. Безжалостный и хитрый Сталин (Иосиф Джугашвили), казалось, был полон решимости оправдать свою революционную фамилию (что означает «человек из стали»). В конце 1920-х годов Сталин начал укреплять свою власть, запугивая и дискредитируя своих соперников. В середине 1930-х, утверждая, что повсюду видит шпионов и саботажников, он проводил чистки в партии и в целом, высылал диссидентов в Сибирь или казнил их сразу после инсценированных показательных процессов. Бухарин был осужден по сфабрикованным обвинениям и казнен в 1938 году. Троцкий, бежавший за границу, был заочно осужден и был убит в Мексике в 1940 году одним из советских агентов. Те, кто остались, жили в страхе перед НКВД (предшественником КГБ) — своеобразной тайной полицией.
Как вариант марксизма-ленинизма, сталинизм имел три ключевых особенности.
Китайский коммунизм (маоизм)
Китайская Народная Республика — единственная мировая сверхдержава, которой все еще управляет коммунистическая партия — Коммунистическая партия Китая (КПК), как это было с момента прихода коммунистов к власти в 1949 году. Даже в этом случае официальная китайская версия коммунизма — маоизм, или «мысль Мао Цзэдуна» довольно далека от первоначального видения Маркса. Мао Цзэдун, основатель Китайской Народной Республики и первый коммунистический лидер Китая, утверждал, что «творчески» изменил марксистскую теорию и коммунистическую практику в соответствии с китайскими условиями.
Немарксистский коммунизм
Хотя Маркс остается выдающимся теоретиком коммунизма, существует несколько разновидностей немарксистского коммунизма. Среди наиболее влиятельных — анархизм или анархо-коммунизм, который выступает не только за общинную собственность, но и за отмену государства. Исторически важными анархо-коммунистами были Уильям Годвин в Англии, Михаил Бакунин и Петр Кропоткин в России (хотя оба они провели большую часть своей жизни в изгнании) и Эмму Гольдман в Соединенных Штатах. По-разному они утверждали, что государство и частная собственность являются взаимозависимыми институтами: государство существует для защиты частной собственности, а владельцы частной собственности защищают государство. Если собственность должна находиться в коллективной собственности и распределяться поровну, государство должно быть разгромлено раз и навсегда.
В «Статизме и анархии» (1874), например, Бакунин подверг критике точку зрения Маркса, согласно которой переходное государство — диктатура пролетариата — просто отомрет после того, как выполнит свою задачу по предотвращению буржуазной контрреволюции.
«Ни одно государство, — сказал Бакунин, — никогда не засыхало и никогда не исчезнет.»
Напротив, в самой природе государства заключается в расширении своего контроля над своими подданными, ограничении и, наконец, устранении той свободы, которую они когда-то имели, чтобы контролировать свою собственную жизнь. Временное состояние Маркса фактически было бы диктатурой «над» пролетариатом. По крайней мере, в этом отношении Бакунин оказался лучшим пророком, чем Маркс.
Коммунизм сегодня
Несмотря на трудности и нарушения, вызванные переходом к капиталистической рыночной экономике, Россия и бывшие советские республики вряд ли восстановят коммунистическое правление. Коммунистическая партия Российской Федерации, преемница КПСС, привлекает некоторых сторонников, но ее идеология скорее реформистская, чем революционная; его главная цель, по-видимому, состоит в том, чтобы сгладить продолжающийся и иногда болезненный переход к рыночной экономике и попытаться смягчить его наиболее острые углы. В Китае маоизм звучит на словах, но больше не применяется на практике. Некоторые крупные отрасли по-прежнему принадлежат государству, но явно наблюдается тенденция к усилению приватизации и децентрализованной рыночной экономике. Китай сейчас находится на пороге полноценной капиталистической экономики. Это поднимает вопрос о том, можно ли отделить свободный рынок от демократии или одно подразумевает другое. КПК до сих пор не встречает оппозиции, как стало ясно из подавления демократических студенческих демонстраций на площади Тяньаньмэнь в 1989 году.
Версия марксизма-ленинизма Мао остается активной, но неоднозначной силой в других частях Азии, особенно в Непале. После десятилетия вооруженной борьбы маоистские повстанцы согласились в 2006 году сложить оружие и принять участие в национальных выборах, чтобы выбрать собрание, которое переписывает конституцию Непала. Заявляя о приверженности многопартийной демократии и смешанной экономике, маоисты вышли из выборов 2008 года как крупнейшая партия в собрании — партия, которая теперь, похоже, больше напоминает прагматичную КПК последних лет, чем маоистских революционеров 20-го века. век.
Между тем Северная Корея, последний оплот старого коммунизма советского образца, представляет собой изолированный и репрессивный режим. Куба и Вьетнам, долгое время лишенные советской спонсорской поддержки и субсидий, на дипломатической основе работают и ищут иностранные инвестиции в свою все более рыночную экономику, но в политическом плане оба остаются однопартийными коммунистическими государствами.
Сегодня коммунизм советского образца с его командной экономикой и бюрократическим планированием сверху вниз прекратил свое существование. Сомнительно, что такой режим когда-либо соответствовал концепции коммунизма Маркса. Еще неизвестно, возглавит ли кто-нибудь новое движение по построению коммунистического общества на марксистской основе.
Читайте также:
Национализм и национал-патриотизм
Фашизм, его разновидности и направления:
Консерватизм, его разновидности и направления:
Национал-консерватизм (национальный консерватизм, националистический консерватизм)
Либертарианский консерватизм (консервативное либертарианство)
Христианская демократия
Фискальный консерватизм (консервативный капитализм, финансовый консерватизм)
Зеленый консерватизм (экологический консерватизм)
Прагматичный консерватизм
Коммунизм, его разновидности и направления:
Марксизм-ленинизм (ленинизм, ленинский коммунизм, большевизм)
Социализм, его разновидности и направления:
Этический социализм
Фабианский социализм
Государственный социализм
Наносоциализм
Либерализм, его разновидности и направления:
Культурный либерализм
Анархизм, его разновидности и направления:
Анархо-синдикализм
Индивидуалистический анархизм (анархо-индивидуализм)
Коллективистский анархизм (анархо-коллективизм)