Уильям Годвин – известный журналист и талантливый писатель XVIII века не был гениальным социальным аналитиком или выдающимся философом, но вошел в историю как один из основателей теории анархизма. Убеждения видного английского мыслителя повлияли на социалистические учения во многих странах мира. Идеи о роли государства, справедливом обществе и путях его построения, представления о равенстве и демократии не потеряли актуальности.
Начало творческого пути
Уильям Годвин (1756−1836) родился в семье протестантов, отклонявшихся от официально принятого в Англии вероисповедания. После окончания церковного колледжа сельский священник знакомится с трудами Руссо и других просветителей, которые расшатывают религиозные убеждения молодого мыслителя. Вскоре начинается сотрудничество с политическими и историческими изданиями. Радикально настроенные диссентеры подвергаются преследованиям со стороны государства. В защиту незаконно арестованных соратников Уильям Годвин пишет анонимную статью, которая распространяется по всей стране. Под давлением общественности суд вынужден признать правоту борцов за полные гражданские права. Имя автора становится известным, и достигает высшей степени популярности.
40-летний Уильям Годвин заключает брак с поборницей женского равноправия Уолстонкрафт. Страстный характер, независимость суждений феминистки и сторонницы политических реформ увлекают философа. Семейная жизнь продлилась недолго: Мэри умирает при рождении дочери. Первая биография, написанная после смерти писательницы, вызывает скандал. Воспоминания супруга, детали о личной жизни оказались слишком откровенными для современников. Проповедник отказывается от духовного сана, переживает мировоззренческий кризис и становится атеистом. Философ решает обосноваться в Лондоне и изменить общество собственными сочинениями.
Реформатор Уильям Годвин
Философский трактат «Исследование социальной справедливости» (1793) называют детищем Французской революции. Уильям Годвин критикует общественный строй Англии и представляет обоснованный прообраз будущего общества. Впервые в мировой истории появилась аргументированная система идей, которая стала фундаментом теории анархизма. Автор считает, что тираническое правительство не имеет права ограничивать свободу человека. Новое государство должно состоять из небольших общин, которые живут автономно без управленческих органов власти. Разумный эгоизм защищает духовную независимость человека, чье мнение важнее позиции большинства.
Мир на 98% состоит из бедных людей, которые создают блага и не получают взамен почти ничего. Богачи наслаждаются жизнью, а бедняки разрушают свое здоровье. Единственный путь для восстановления справедливости − отказ от принудительного государственного управления и уничтожение частной собственности. Переход к новому обществу возможен через воспитание и убеждения, отказ от воинственности и страстей.
Это не утопия, − утверждает Уильям Годвин.
Прогресс постепенно усовершенствует разум человека. В 1794 году философский трактат облекается в форму двух романов с детективными сюжетами. «Вещи как они есть (Приключения Калеба Уильямса)» и «Сент-Леон» быстро завоевали признание обычных читателей.
Уильям Годвин и театр
Известного реформатора знают, как романиста, публициста и философа. Но мало кому известно, что он был автором четырех трагедий, в которых воплотил идеи о церкви, государстве и правах женщин:
- «Святой Дункан» (1790)
- «Антонио» (1800)
- «Аббас, кроль Персии» (1801)
- «Фолкнер» (1807)
Литературовед Дэвид О. Шонесси первым опубликовал тексты рукописей, сопроводив их книгой о театральной карьере драматурга. Способность создавать убедительные образы персонажей объясняется солидным театральным опытом писателя, который был на представлениях более 2000 пьес и писал отклики на государственную цензуру. Критик считает «Святой Дункан» самой удачной работой. Чтобы замаскировать размышления о государственной и церковной реформе, Уильям Годвин переносит действие 5-тиактной трагедии в Англию X века. Взгляды автора выражает последняя фраза, произнесенная главным персонажем: «Проклято государство, подчинившееся церковной тирании».
Постановка второй пьесы («Антонио») провалилась. Публика не смогла понять революционных идей автора. Уильям не сдается и начитает писать трагедию «Аббас, король Персии». Он надеется, что восточный колорит принесет успех. Чем закончилась попытка неизвестно, т.к. последние два акта были потеряны. Работая над четвертой и последней пьесой «Фолкнер», драматург отказывается от белого стиха, которым написаны предыдущие трагедии. Героические и иностранные сюжетные коллизии заменяют простые драматические события. Идея защиты прав женщин поддерживается обществом. Несмотря на успех зрелищного спектакля, реформатор больше не писал пьес. Чувство разочарования и обиды после 17 лет попыток утвердиться как драматург, долго не покидало автора. В 1805 году Уильям Годвин решает основать издательство юношеской литературы, которое возглавляет в течение 20 лет. Умер 7 апреля 1836 года в Лондоне.