Зеленый анархизм

Зеленый анархизм – это школа мысли в рамках анархизма, которая уделяет особое внимание вопросам окружающей среды. Некоторых зеленых анархистов можно охарактеризовать как анархо-примитивистов, а иногда и антицивилизационных анархистов, хотя не все зеленые анархисты являются примитивистами. Точно так же существует сильная критика технологий среди некоторых зеленых анархистов, хотя не все полностью отвергают ее. Иногда зеленый анархизм называют техно-позитивным или техно-негативным, чтобы провести различие между теми, кто выступает за использование передовых зеленых технологий для создания и поддержания анархистского общества, и теми, кто в основном рассматривает цивилизацию и современные технологии как нечто негативное.

Зеленый анархизм: предыстория

Зеленый анархизм включает в себя ряд связанных политических теорий, которые получены из философских и социальных движений, таких как социальные экологи, феминизм, эгоизм, ситуационизм, сюрреализм, луддизм, анархо-примитивизм, пост – и анти-левые, антииндустриализм.

Темы зеленого анархизма присутствуют в политических действиях луддитов и трудах Жан-Жака Руссо. Когда возник примитивизм, на него оказали влияние работы теоретиков Франкфуртской школы – неомарксистов Теодора Адорно и Герберта Маркузе и других, таких как Льюис Мамфорд, Жан Бодрийяр и Гэри Снайдер. Многие сторонники зеленого анархизма и примитивизма считают Фреди Перлмана современным прародителем своих взглядов.

Известные современные писатели, поддерживающие зеленый анархизм, включают критиков технологий, таких как Деррик Дженсен, Джордж Драффан и Джон Зерзан; технопозитивного Мюррея Букчина и других, включая Алана Картера.

Зеленый анархизм: критика

Ниже в основном представлены техно-негативные взгляды на общество. Технопозитивные анархисты придерживаются более классического анархистского анализа.

Цивилизация

Критика зеленых анархистов фокусируется на институтах господства, составляющих общество, все они сгруппированы под широким термином “цивилизация”. К таким институтам относятся государство, капитализм, индустриализм, глобализация, одомашнивание, патриархат, наука, технологии и/или работа. Эти институты, по мнению зеленых анархистов, по своей сути являются разрушительными и эксплуататорскими (для людей и окружающей среды) – поэтому они не могут быть преобразованы во что-то лучшее. Это движение, как правило, отвергает продвижение своего дела с помощью текущих политических линий, предпочитая прямые и автономные действия, саботаж, восстание, биорегионализм и воссоединение с дикой природой, чтобы создать значимые изменения.

Под цивилизацией понимается совокупность институтов (описанных выше), ответственных за разрушение свободы человека и окружающей среды. Физически цивилизация определяется одомашниванием растений, животных и людей (хотя ее начало прослеживается во времени, языке, искусстве и символической культуре – см. Джона Зерзана). Сельское хозяйство ввело понятие излишка наряду с условиями для возникновения этих институтов. До появления сельского хозяйства люди часто жили как автономные банды охотников-собирателей. По сути, охотники-собиратели считаются частью анархистских предков людей, поскольку все люди практиковали этот образ жизни около двух миллионов лет. Цивилизация часто рассматривается как парадигма систем, а не как материальная вещь, которая ставит людей выше и вне естественного мира. Это рассматривается как первый шаг и оправдание разрушения природы (включая людей).

Технологии

Технологии рассматриваются как система, а не как конкретный физический инструмент. Утверждается, что технология требует эксплуатации окружающей среды путем создания и добычи ресурсов, а также эксплуатации людей посредством труда и рабства, индустриализма, специализации и разделения труда. Не существует “нейтральной” формы технологии, поскольку вещи всегда создаются в определенном контексте с определенными целями и функциями. Зеленые технологии часто отвергается как попытка реформировать эту эксплуататорскую систему, просто изменив ее внешне, чтобы она казалась экологически чистой, несмотря на устойчивый уровень эксплуатации человека и природы. Вместо технологий зеленые анархисты выступают за жизнь в диапазоне от низкого использования технологий до их полного отсутствия, используя устойчивые и местные ресурсы.

Зеленые анархисты не выступают за возвращение в каменный век или репликации образа жизни охотников-собирателей, но вместо хочется положить в эффективные практики путем создания новых общин, которые существуют без этих институтов господства, одновременно сопротивляясь старым на местах.

Многие зеленые анархисты утверждают, что небольшие экодеревни (численностью не более нескольких сотен человек) являются более предпочтительным для цивилизации уровнем жизни человека, что инфраструктура и политические системы должны быть реорганизованы, чтобы обеспечить их создание. Зеленые анархисты утверждают, что общественные организации должны быть созданы для работы с природными силами, а не против них.

Многие зеленые анархисты считают традиционные формы социальной организации, такие как деревня, группа или племя, предпочтительными единицами человеческой жизни, не из-за какой-то благородной дикой концепции духовного превосходства, а потому, что эти социальные организации, по-видимому, работают лучше, чем цивилизация. Семья считается для многих зеленых анархистов более важной, чем рабочие роли. Зеленую анархистскую философию можно объяснить как интерпретацию антропологических и биологических истин или естественных законов.

Некоторые зеленые анархисты, идентифицирующие себя как примитивисты, выступают за процесс “перестройки” и возвращения к кочевому образу жизни охотников-собирателей, в то время как многие зеленые анархисты хотят только положить конец индустриальному обществу и не обязательно выступают против одомашнивания или сельского хозяйства. Ключевые теоретики в первой категории включают Деррика Дженсена и Джона Зерзана, в то время как Теодор Качинский относится ко второй, хотя границы временами размыты, и Дженсен, и Зерзан делают положительные ссылки на некоторые формы пермакультуры. Другие зеленые анархисты, в основном технопозитивисты, предлагают другие формы организаций, такие как аркология или технат.

Многие зеленые анархисты предпочитают сосредотачиваться не на философских вопросах будущего общества, а на защите земли и социальной революции в настоящем. Сопротивление существующим системам и создание альтернативных, устойчивых способов жизни часто считаются более важными, чем легкомысленные протесты.

Зеленый анархизм: прямое действие

Большинство зеленых анархистов страстно придерживаются своих идеалов, а некоторые участвуют в прямых действиях. Организуются через такие группы, как “Сначала Земля”, «Корневая сила» или более радикальные «Фронт освобождения Земли (ELF)», «Армия освобождения Земли (ELA)» и Фронт освобождения животных (ALF). Они могут принимать прямые меры против того, что они считают системами угнетения, такими как лесозаготовительная промышленность, мясная и молочная промышленность, лаборатории по испытаниям на животных, объекты генной инженерии и, реже, государственные учреждения.

Такие действия, как правило, являются, хотя и не всегда, ненасильственными. Хотя и не обязательно зеленые анархисты, активисты использовали названия “Милиция по защите прав животных”, “Министерство юстиции” и “Революционные ячейки”, среди прочего, чтобы взять на себя ответственность за открытые насильственные нападения.

 

Читайте также:

Национализм и национал-патриотизм

Фашизм, его разновидности и направления:

Национал-социализм (нацизм)

Неофашизм

Консерватизм, его разновидности и направления:

Национал-консерватизм (национальный консерватизм, националистический консерватизм)

Латинский консерватизм

Либеральный консерватизм

Либертарианский консерватизм (консервативное либертарианство)

Социальный консерватизм

Христианская демократия

Патерналистский консерватизм

Прогрессивный консерватизм

Культурный консерватизм

Фискальный консерватизм (консервативный капитализм, финансовый консерватизм)

Зеленый консерватизм (экологический консерватизм)

Прагматичный консерватизм

Палеоконсерватизм

Коммунизм, его разновидности и направления:

Марксизм

Марксизм-ленинизм (ленинизм, ленинский коммунизм, большевизм)

Сталинизм

Маоизм (китайский коммунизм)

Национал-большевизм

Социализм, его разновидности и направления:

Утопический социализм

Социал-демократия

Этический социализм

Фабианский социализм

Рыночный социализм

Либертарный социализм (анархо-социализм)

Либерализм, его разновидности и направления:

Консервативный либерализм

Неолиберализм

Социальный либерализм

Национал-либерализм

Культурный либерализм

Анархизм, его разновидности и направления:

Либертарианство

Анархо-коммунизм

Анархо-примитивизм

Национал-анархизм

Панархия

Минархизм

Анархо-капитализм

Анархо-феминизм

Анархо-синдикализм (синдикализм)

Зеленый анархизм

Индивидуалистический анархизм (анархо-индивидуализм)

Анархо-коллективизм

Повстанческий анархизм

Мутуализм

Геолибертарианство (джорджизм)

Левый рыночный анархизм

Анархо-монархизм

Анархо-социализм (социальный анархизм)

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Мы используем cookie-файлы. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности