Минархизм — это политическая философия, выступающая за сведение государственных функций к минимуму, предоставление людям только необходимого минимума государственных услуг – законности и безопасности. Считается формой либертарианства, и, поскольку оно играет некоторую полезную роль для государства, оно несовместимо с анархо-капитализмом (если, конечно, вы не считаете ваучер Фридмана мостом между анархо-капитализмом и минархизмом), еще одной основной формой либертарианства. Взгляды Айн Рэнд можно было бы охарактеризовать как минархистские.
Минархизм выступает за «государство — ночного сторожа», которое не несет ответственности за образование, здравоохранение, занятость или транспорт своих граждан и не использует природные ресурсы на своей территории. Вместо этого все это хранится в частном или публичном порядке, но никогда не подвержено какому-либо вмешательству государства, его закона или его представителей. Минархия, конечно, отличается от анархии, поскольку последний термин означает полное отсутствие правительства со всеми услугами, включая даже закон и безопасность, выполняемыми или осуществляемыми самими людьми.
Минархизм — критика
Всемогущий свободный рынок полностью терпит неудачу, когда имеет дело с общественными благами, то есть товары, которые не являются конкурентными — мое потребление товара не уменьшает вашу способность его потреблять — вы не можете помешать мне его потреблять. Например, в одном месте так много рыбы, и один человек не может помешать другому там порыбачить, поэтому оба ловят слишком много рыбы, и в следующем году рыбы практически не останется. Эти два рыбака могли бы прийти к какому-то соглашению, но ничто не мешает другим рыбачить. Таким образом, все стали беднее, чем если бы существовало какое-то ограничение на чрезмерный лов рыбы.
Далее следуют внешние факторы, которые представляют собой ущерб (или выгоды), с которыми производителю товара или услуги не приходится иметь дело. Примером этого является загрязнение окружающей среды. Если фирма может снизить свои средние затраты, чтобы получить значительно большую прибыль, сбрасывая свои отходы в местную реку, до тех пор, пока владельцы не пьют из этой реки, он, вероятно, сделает это, чтобы максимизировать свою прибыль. Как правило, это наносит гораздо больший вред местному населению, чем компания получает от неправильной утилизации своих отходов, поэтому в целом это чистый убыток для общества. Последствия для третьих сторон, возникающие в результате производства этого товара, превышают последствия понесенных частных выгод.
Такие вещи, как образование, правила безопасности, дороги, субсидии на исследования и так далее, часто приносят экономике больше, чем стоят. Социальное обеспечение и субсидируемое жилье часто гораздо эффективнее снижают преступность и за меньшие деньги, — чем одна только дополнительная полиция. Минархизм не берет во внимание то, что доход людей зависит от таких вещей, как доступность дорог и систем связи, наличие доступа к адекватному медицинскому обслуживанию повышает производительность труда работников и множество других вещей.
Без международных органов, устанавливающих правила для корпораций (таких как Институт инженеров по электротехнике и электронике), также не было бы никаких универсальных стандартов и правил, которым должны следовать все корпорации, а это означает, что буквально каждое юридическое лицо должно расширяться или сотрудничать с другим, чтобы сформировать какой-либо согласованный универсальный стандарт, и даже тогда вам повезет, если каждая корпорация в мире согласится с ним. Хотя поначалу это может показаться не таким уж шокирующим, это означает, что будут ситуации, когда вы не сможете позвонить некоторым своим друзьям, потому что их телефоны не знают, как зарегистрировать ваш телефонный сигнал, или что вы не сможете выполнять свою работу за границей, не переучившись делать это, потому что машины, с которыми они работают, имеют заметно отличающуюся архитектуру от тех, с которыми вы привыкли работать. В конце концов это усложняет жизнь как корпорациям, так и людям.
Ответ на критику
Сторонники утверждают, что классическая уступка прав собственности решит как внешние факторы, так и проблемы общественного блага. Используя приведенные выше примеры, мы можем видеть, что применение прав собственности как к рыбаку, так и к загрязнению позволяет рынку эффективно функционировать. В примере с рыбалкой, если мы передадим права собственности на озеро Бобу, он будет активно заинтересован в поддержании постоянного уровня рыбы в озере. Он, скорее всего, выдаст разрешение на рыбную ловлю или максимальную квоту для рыбаков, использующих его собственность, что решит проблему дефицита. Хотя это не является истинным общественным благом, как утверждается, права собственности все равно решат проблему предполагаемой эффективности рынка.
Загрязнение будет решаться аналогичным образом. Мы можем передать права собственности на свалочное озеро либо загрязнителю, либо жертве загрязнения с обоими аналогичными результатами. В случае присуждения компенсации загрязнителю жертвы загрязнения определят надлежащий уровень оплаты загрязнителю, чтобы избежать чрезмерного загрязнения. Это часто приводит к полному отсутствию загрязнения, если экономическая выгода от сброса полностью компенсируется оплатой, они будут искать другие методы управления отходами. В случае присуждения компенсации жертвам загрязнения загрязнитель определит надлежащий уровень выплаты жертвам для того, чтобы загрязнить окружающую среду, или будет искать другие методы. Теоретически, оба метода в конечном итоге приводят к одной и той же цене за снижение загрязнения, что является полной экономической стоимостью.
Утверждения о том, что свободный рынок не сможет предоставлять такие услуги, как образование, регулирование и инфраструктура, уже давно опровергнуты. Хотя тем, кто стал зависимым от правительства, трудно представить, что все эти услуги будут предоставляться более свободно и более эффективно в условиях свободного рынка. Вы можете возразить, что причина в том, что эти услуги работают на совершенно несостоятельных рынках в рамках нашей нынешней системы.
Корпоративное регулирование также происходит свободно и естественно по своей природе на свободном рынке. Это даже произошло в США, несмотря на уже действующее подавляющее регулирование. Профессиональные ассоциации создают стандарты и дают «печати одобрения» предприятиям, которые придерживаются их руководящих принципов, и, в свою очередь, потребитель защищен от хищнических действий людьми, которые лучше всего понимают бизнес.
Левый минархизм
Минархизм отстаивался некоторыми неанархистскими либертарианскими социалистами (анархо-социалистами) и другие левые либертарианцы. Минархо-социализм также является идеологией, которая сочетает принципы идеологии «минархизм» с социализмом.
Другие идеологические тезисы
Либертарианцы весьма скептически относятся к политической власти и государственной легитимности. Поскольку люди, попросту говоря, являются независимыми и равными существами, ни одно из которых естественным образом не подчинено другому, государства (как и все другие агенты) должны уважать моральные права отдельных лиц, включая их права на их личность и их законную собственность. По этой причине либертарианцы обычно требуют чего-то вроде добровольного согласия или принятия законной государственной власти.
К сожалению, все государства не удовлетворяют этому требованию для многих своих субъектов. В результате они применяют огромное количество силы способами, которые морально недопустимы. Государства нарушают права граждан, наказывая людей за поведение, касающееся их самих (например, употребление наркотиков, отказ в покупке медицинской страховки или занятие сексом по согласию в частном порядке). Аналогичным образом, государства нарушают права своих подданных, насильственно передавая свое законное имущество предпочтительным другим лицам (например, для спасения крупных компаний, обеспечения пенсий или оплаты общественные парки). Государства нарушают права граждан, когда они насильственно препятствуют им невинно заключать контракты и общаться с другими людьми, исповедовать свою религию, заниматься определенными профессиями из-за их этнического происхождения, пола или сексуальной ориентации и многого, многого другого.
Стандартное возражение здесь состоит в том, что, поскольку большая часть современной жизни, по-видимому, требует вмешательства государства, минархизм проблематичен. В ответ либертарианцы обычно утверждают, что многие последствия государств крайне негативны. Государства ведут разрушительные войны за рубежом, ограничивают миграцию с разрушительными последствиями для бедных стран мира, а также угнетают и нарушают права многих своих собственных граждан. Кроме того, многие положительные эффекты от государства, также могут быть достигнуты с помощью добровольных механизмов. Либертарианцы, как правило, больше надеются на возможность анархического обеспечение порядка, общественные блага, а также благотворительность (Шартье 2012).
Даже несмотря на то, что либертарианцы, как правило, весьма враждебно относятся к государственной власти, это не означает, что государство не может позволить себе совершать определенные минимальные действия. Это, безусловно, включает в себя обеспечение соблюдения прав и свобод личности. Эта деятельность не предполагает государственной власти, поскольку такая деятельность допускается с или без предварительного согласия людей (если, конечно, такая деятельность сама по себе не связана с нарушением прав).
Некоторые теоретики, такие как Хайек (1960), утверждают, что может быть допустимо, чтобы людей заставляли платить за основные полицейские услуги. Но этот аргумент кажется проблематичным в рамках либертарианской теории. Если люди не согласны с тем, чтобы их законное имущество использовалось в этих целях, было бы несправедливо заставлять их платить за эти услуги, даже если в результате они явно получают выгоду. В конце концов, либертарианцы обычно отрицают, что простого получения пособия достаточно для обоснования обязательных требований к оплате.
Некоторые левые либертарианцы одобряют дальнейшую “государственную” деятельность для государства, которую другие либертарианцы отвергли бы. Поскольку большинство левых либертарианцев признают подлежащие исполнению обязанности компенсировать другим пропорционально стоимости природных ресурсов, которыми они обладают, государство может принудительно собирать и выплачивать эти платежи. Некоторые считают, что даже различные общественные блага могут быть предоставлены принудительно, включая базовые полицейские услуги, национальную оборону, базовую систему дорог и т.д. Основное обоснование здесь заключается в том, что предоставление этих общественных благ повысит ценность природных ресурсов, превращение облагаемых налогом сумм в случай самофинансирования (Валлентайн, 2007).
Один из популярных аргументов в пользу государственной власти гласит, что государства могут быть законными, если они являются демократическими. Либертарианцы, как правило, очень скептически относятся к этой точке зрения. Большое количество эмпирических данных показало, что избиратели, как правило, в корне не информированы, невежественны и действительно предвзяты в политических вопросах. Действительно, кажется, что для людей рационально оставаться невежественными в политике. Учитывая, что причинное влияние человека на качество политических решений незначительно, и это дорого с точки зрения времени и усилий, чтобы стать информированными, разумно, чтобы люди оставались в неведении. Таким образом, большинство людей голосуют способами, которые в большей степени связаны с сигнализацией об их идеологической преданности или достоинствах, а в меньшей степени с достоинствами вопросов (Каплан 2008; Сомин 2016; Бреннан 2016; Пинчионе и Тесон 2011).
В дополнение к невежеству избирателей многие либертарианцы опасаются более общей динамики государственной власти. Теория общественного выбора указывает, что, поскольку наилучший способ понять поведение политических агентов примерно одинаков, нет особых оснований полагать, что государство в целом будет вести себя в общественных интересах (Tullock & Buchanan, 1962). Таким образом, многие государственные политики накладывают на население широко распределенные издержки, чтобы предоставить местные выгоды нескольким, часто политически хорошо связанным элитам. Примеры включают в себя крупномасштабные помощь финансовым компаниям и сельскохозяйственные субсидии.
Читайте также:
Национализм и национал-патриотизм
Фашизм, его разновидности и направления:
Консерватизм, его разновидности и направления:
Национал-консерватизм (национальный консерватизм, националистический консерватизм)
Либертарианский консерватизм (консервативное либертарианство)
Христианская демократия
Фискальный консерватизм (консервативный капитализм, финансовый консерватизм)
Зеленый консерватизм (экологический консерватизм)
Прагматичный консерватизм
Коммунизм, его разновидности и направления:
Марксизм-ленинизм (ленинизм, ленинский коммунизм, большевизм)
Социализм, его разновидности и направления:
Либертарный социализм
Либерализм, его разновидности и направления:
Культурный либерализм
Анархизм, его разновидности и направления:
Либертарианство
Минархизм
Анархо-синдикализм (синдикализм)
Индивидуалистический анархизм (анархо-индивидуализм)