Социал-анархизм: введение
Социал-анархизм (анархо-социализм, анархический социализм, безгосударственный социализм, социалистический анархизм и социалистическое либертарианство) — это антиавторитарная, антиэтатистская и либертарианская политическая философия в рамках социалистического движения, которая отвергает государство.
Социал-анархизм критикует наемное рабство и отношения внутри организации-работодателя, подчеркивая самоуправление трудящихся и децентрализованные структуры политической организации. Как широкая социалистическая традиция и движение, либертарианский социализм включает в себя анархистскую, марксистскую или вдохновленную марксистами мысль, а также другие лево-либертарианские тенденции. Анархизм и либертарианский марксизм являются основными течениями мысли «социал-анархизм».
Социал-анархизм вообще отвергает понятие государства и утверждает, что общество, основанное на свободе и справедливости, может быть достигнуто только при отмене авторитарных институтов, которые контролируют определенные средства производства и подчиненного большинства или политической и экономической элиты. Либертарианские социалисты выступают за децентрализованной структуры, основанные на прямой демократии и Федеративной или конфедеративной организации — народные собрания, кооперативы, либертарианский муниципализм, профессиональные союзы и рабочие советы.
Это делается в рамках общего призыва к свободе и свободной ассоциации посредством выявления, критики и практического демонтажа власти во всех аспектах человеческой жизни. Либертарианский социализм отличается от авторитарного и авангардистского подхода большевизма/ленинизма и реформизма фабианства/социал-демократии.
Формы левого либертарианства в прошлых и современных течениях и движениях, которые обычно описываются как либертарный или либертарианский социализм (социал-анархизм), включают в себя анархизм (анархо-коммунизм, анархо-синдикализм, коллективистский анархизм, зеленый анархизм, анархо-индивидуализм, мютюэлизм и социальный анархизм), а также некоторые формы демократического социализма, гильдейского социализма, либертарианского марксизма (автономизм, коммунизм и люксембургианство, в частности), партиципизм, революционный синдикализм и некоторые версии утопического социализма.
Социал-анархизм — это западная философия с различными интерпретациями, хотя некоторые общие черты можно найти во многих ее воплощениях. Она выступает работнико-ориентированной системой организации производства и труда, что в некоторых моментах радикально отличается от неоклассической экономической теории в пользу демократических кооперативов или общей долевой собственности на средства производства (социализм). Они предлагают, что эта экономическая система быть выполнен таким образом, что пытается максимизировать свободу личности и свести к минимуму концентрацию власти или органа (либертарианство). Приверженцы предлагают достичь этого путем децентрализации политической и экономической власти, обычно предполагающей социализацию наиболее крупной частной собственности и предпринимательства (при сохранении уважения к личной собственности). Либертарианский социализм склонен отрицать легитимность большинства форм экономически значимой частной собственности, рассматривая капиталистические отношения собственности как форму господства, антагонистичную индивидуальной свободе.
Первым анархистским журналом, использовавшим термин «либертарианский», был «Le Libertaire», журнал социального движения, который был опубликован в Нью-Йорке между 1858 и 1861 годами французским коммунистом-либертарианцем Жозефом Дежаком. Следующее зарегистрированное использование этого термина произошло в Европе, когда либертарианский коммунизм был использован на французском региональном конгрессе анархистов в Гавре (16-22 ноября 1880 года). В январе 1881 года был опубликован французский манифест «Либертарианский или анархистский коммунизм». Наконец, в 1895 году ведущие анархисты Себастьен Фор и Луиза Мишель опубликовали «Le Libertaire» во Франции. Сам термин происходит от французского однокоренного libertaire, который был использован для ухода от французского запрета на анархистские издания. В этой традиции, термин либертарианство обычно используется как синоним анархизма, первоначальный смысл этого термина. В контексте европейского социалистического движения, «либертарианство» традиционно используется для описания социалистов, которые выступали против авторитаризма и государственного социализма, такие как Михаил Бакунин и во многом пересекается с социальным анархизмом, хотя анархо-индивидуализм тоже либертарианский.
Ноам Хомский — один из самых известных современных представителей движения «социал-анархизм».
Ассоциации социализма с либертарианством предшествует, что капитализм и многие антиавторитарные режимы по-прежнему критикуют то, что они видят как ошибочную ассоциация капитализма с либертарианством в США. Как Ноам Хомский выразился, последовательные борцы за свободу
«должны противопоставить частной собственности на средства производства и наемного рабства, которая является одним из компонентов этой системы, как несовместимых с принципом, что производство должны быть свободным и под контролем производителей».
Такие термины, как анархистский социализм, анархо-социализм, свободный социализм, социализм без гражданства, социалистический анархизм и социалистический либертарианство использовались для обозначения анархистского крыла либертарианского социализма или по отношению к авторитарным формам социализма.
В главе своей книги «Экономическая справедливость и демократия» (2005), посвященной истории либертарианского социализма, экономист Робин Ханель рассказывает, что период, когда либертарианский социализм оказал наибольшее влияние, пришелся на конец 19-го века и первые четыре десятилетия 20-го века. По словам Ханеля, «либертарианский социализм был такой же мощной силой, как социал-демократия и коммунизм» в начале 20-го века. Анархистский интернационал Сент-Имье, называемый Ханелем Либертарианским интернационалом, был основан на конгрессе 1872 года в Сент-Имье через несколько дней после раскола между марксистами и либертарианцами на Гаагском конгрессе Первого интернационала, названного Ганелем Социалистическим интернационалом. Этот либертарианский интернационал
«успешно конкурировал как с социал-демократами, так и с коммунистами за лояльность антикапиталистических активистов, революционеров, рабочих, профсоюзов и политических партий на протяжении более пятидесяти лет».
Либертарные тенденции, развитые в марксизме, которые получили видимость примерно в конце 1910-х годов, в основном из-за реакции против большевизма и ленинизма и установления СССР. Либертарианские социалисты утверждают, что эти государства находились в процессе перехода от капитализма к социализму в соответствии с ленинской доктриной и никогда не достигали дальнейших стадий развития. Либертарианские социалисты стремятся к упразднению государства, не проходя через переходную стадию государственного капитализма.
В своем предисловии к книге Петра Кропоткина «Завоевание хлеба» Кент Бромли считал французского социалиста-утописта Шарля Фурье основателем либертарианской ветви социалистической мысли в противовес авторитарным социалистическим идеям француза Франсуа-Ноэля Бабефа и итальянца Филиппа Буонарроти.
По словам Джона О’Нила,
«[я] забыл, что ранние защитники коммерческого общества, такие как [Адам] Смит, были так же озабочены критикой ассоциативных блоков для мобильной рабочей силы, представленных гильдиями, как и для деятельности государства. История социалистической мысли включает в себя давнюю ассоциативную и антигосударственную традицию, предшествовавшую политической победе большевизма на востоке и разновидностям фабианства на западе».
Социал-анархизм является антикапиталистическим и его можно отличить от капиталистических и право-либертарианских принципов, которые концентрируют экономическую власть в руках тех, кто владеет наибольшим капиталом. Либертарианский социализм стремится к более широкому распределению власти между членами общества. Либертарианский социализм и право-либертарианские идеологии, такие как неолиберализм, разнятся в том, что сторонники первого, как правило, считают, что на степень свободы человека влияет его экономический и социальный статус, в то время как сторонники второго верят в свободу выбора в капиталистических рамках, особенно в условиях капиталистической частной собственности. Это иногда характеризуется как стремление максимизировать свободное творчество в обществе, отдавая предпочтение свободному предпринимательству.
В рамках анархизма возникла критика наемного рабства, которая относится к ситуации, воспринимаемой как квази-добровольное рабство, когда средства к существованию человека зависят от заработной платы, особенно когда зависимость является полной и непосредственной. Это термин с негативной коннотацией, используемый для проведения аналогии между рабством и наемным трудом, фокусируясь на сходствах между владением и арендой человека. Термин «наемное рабство» использовался для критики экономической эксплуатации и социального расслоения, причем первое рассматривается в первую очередь как неравная переговорная сила между трудом и капиталом, а второе как отсутствие у работников самоуправления, возможности выбора работы и досуга в экономике. Либертарианские социалисты считают, что, ценя свободу, общество стремится к системе, в которой люди имеют право решать экономические вопросы наряду с политическими вопросами. Либертарианские социалисты стремятся заменить неоправданную власть прямой демократией, добровольной федерацией и народной автономией во всех аспектах жизни, включая физические сообщества и экономические предприятия. С наступлением промышленной революции такие мыслители, как Пьер-Жозеф Прудон и Карл Маркс разработали сравнение между наемным трудом и рабством в контексте критики общественной собственности, не предназначенной для активного личного использования. Луддиты подчеркивали дегуманизацию, вызванную машинами, в то время как позже Эмма Голдман осудила наемное рабство, сказав:
«Единственная разница в том, что вы наемные рабы, а не просто рабы».
Многие представители мысли «социал-анархизм» считают, что крупномасштабные добровольные объединения должны управлять промышленным производством, в то время как работники сохраняют права на отдельные продукты своего труда. Они видят различие между понятиями частной собственности и личного владения. Частная собственность предоставляет индивиду исключительный контроль над вещью независимо от того, используется она или нет; и независимо от ее производственных возможностей владение не предоставляет никаких прав на вещи, которые не используются. Кроме того,
«разделение работы и жизни ставится под сомнение и предлагаемые альтернативы, основанные на понятиях достоинства, самореализации и свободы от господства и эксплуатации. Здесь важна свобода, которая не является ограничительно негативной (как в неолиберальных концепциях), но также и позитивной-связанной, то есть с представлениями о человеческом процветании, – глубокое понимание свободы, которое связывает свободу с ее социальными, общинными условиями и, что важно, отказывается отделять вопросы свободы от вопросов равенства».
Либертарианская философия обычно рассматривает концентрацию власти как источники угнетения, которые необходимо постоянно оспаривать и оправдывать. Большинство либертарианских социалистов считают, что когда власть осуществляется на примере экономического, социального или физического доминирования одного индивида над другим, бремя доказывания всегда лежит на авторитарном, чтобы оправдать свои действия как законные, когда они предпринимаются против его эффекта сужения сферы человеческой свободы.
Представители мысли «социал-анархизм» обычно выступают против жестких и расслоенных структур власти, будь то политические, экономические или социальные.
Вместо корпораций и государств либертарианские социалисты стремятся организовать общество в добровольные ассоциации (обычно коллективы, коммуны, муниципалитеты, кооперативы, общины или синдикаты), которые используют прямую демократию или консенсус для процесса принятия решений. Некоторые либертарианские социалисты выступают за объединение этих институтов с использованием сменяющихся, отзываемых делегатов в федерации более высокого уровня. Испанский анархизм является крупным примером таких федераций на практике.
Современные примеры организационных моделей и моделей «социал-анархизм» принятия решений на практике включают ряд антикапиталистических и глобальных движений за справедливость. Существует также множество примеров обществ коренных народов по всему миру, политические и экономические системы которых можно точно описать как анархистские или либертарианские социалистические, каждое из которых уникально подходит для культуры, которая его породила. Для либертарианцев такое разнообразие практики в рамках общих принципов является доказательством жизнеспособности этих принципов, их гибкости и силы.
Вопреки распространенному мнению, социал-анархизм традиционно не был утопическим движением, стремящимся избежать тщательного теоретического анализа или предсказания того, как будет или должно выглядеть будущее общество. Вместо этого, традиция заключалась в том, что такие решения не могут быть приняты сейчас и должны приниматься путем борьбы и экспериментов, чтобы можно было прийти к наилучшему решению демократическим и органичным путем; и основывать направление борьбы на устоявшемся историческом примере. Они отмечают, что успех научного метода исходит из его приверженности открытому рациональному исследованию, а не из его выводов, что резко контрастирует с догмой и предопределенными предсказаниями. Известный анархист Рудольф Рокер однажды заявил:
«Я анархист не потому, что верю, что анархизм — это конечная цель, а потому, что не существует такой вещи, как конечная цель».
Поскольку социал-анархизм поощряет исследования и охватывает разнообразие идей, а не формирует компактное движение, возникли неизбежные споры по поводу людей, которые называют себя либертарианскими социалистами, но не согласны с некоторыми из основных принципов либертарианского социализма. Питер Хейн интерпретирует либертарианский социализм как минархистский, а не анархистский, выступающий за радикальную децентрализацию власти, не доходя до полного упразднения государства. Либертарианский социалист Ноам Хомский поддерживает ликвидацию всех форм неоправданной социальной или экономической власти, одновременно подчеркивая, что вмешательство государства должно поддерживаться в качестве временной защиты, пока сохраняются репрессивные структуры. Аналогичным образом Питер Маршалл характеризует себя как
«децентралиста, который хочет ограничить и передать государственную власть синдикалисту, который хочет ее полностью отменить. Это может даже охватить фабианцев и социал-демократов, которые хотят социализировать экономику, но все еще видят ограниченную роль государства».
Сторонники известны тем, что выступают против существования государств или правительств и отказываются участвовать в принудительных государственных институтах. В прошлом многие отказывались приносить присягу в суде или участвовать в судебных процессах, даже когда им грозило тюремное заключение или депортация. По мнению Чамси эль-Оджейли,
«левые коммунисты часто обращаются к формам самоорганизации рабочего класса или народа в ответ на вопросы борьбы за социализм, революции и посткапиталистической социальной организации. Тем не менее, левые коммунисты часто продолжали организовываться в партийные структуры, которые занимаются агитацией, пропагандой, образованием и другими формами политического вмешательства. Это спорный вопрос для всего левого коммунизма, и он привел к ряду существенных различий – от абсолютного отказа от отдельных партий в пользу простого изучения или близких групп, к критике наивности чистого спонтанизма и настаиванию на необходимой, хотя часто и скромной, роли дисциплинированных, самокритичных и широко связанных коммунистических организаций».
Гражданские свободы и свобода личности
Социал-анархизм был сильным защитником и активистом гражданских свобод (включая свободу слова, свободу религии, свободу собраний и другие гражданские свободы), которые обеспечивают отдельные конкретные права, такие как свобода в вопросах любви и секса (свободная любовь) и мысли и совести (свобода мысли). В этой деятельности они столкнулись с государственными и религиозными институтами, которые ограничили такие права. Анархизм был важным сторонником свободной любви с самого своего рождения. Сильная тенденция свободной любви позже появилась наряду с анархо-феминизмом и пропагандой прав ЛГБТ. В последнее время анархизм также высказывал мнения и предпринимал действия по определенным темам, связанным с сексом, таким как порнография, БДСМ и секс-индустрия.
Американская анархистка Эмма Голдман, известная анархо-феминистка, активистка свободной любви и свободомыслия
Анархо-феминизм развился как синтез радикального феминизма и анархизма, который рассматривает патриархат (господство мужчин над женщинами) как фундаментальное проявление принудительного правления. Она была вдохновлена работами ранних феминистских анархистов конца 19 века, таких как Люси Парсонс, Эмма Голдман, Вольтерин де Клер и Вирджиния Болтен. Как и другие радикальные феминистки, анархо-феминистки критикуют и выступают за отмену традиционных представлений о семье, образовании и гендерных ролях. Коммунистка Сильвия Панкхерст также была активисткой-феминисткой, а также либертарианской марксисткой. Анархисты также проявили новаторский интерес к вопросам, связанным с ЛГБТ-лицами. Важным течением в анархизме является свободная любовь. Сторонники свободной любви иногда прослеживали свои корни до раннего анархиста Джосайи Уоррена и экспериментальных сообществ, рассматривая сексуальную свободу как четкое, прямое выражение личной собственности индивида. Свободная любовь особенно подчеркивает права женщин, поскольку большинство законов о сексе дискриминируют женщин: например, законы о браке и меры по борьбе с рождаемостью.
Социал-анархизм традиционно скептически относился к организованной религии и выступали против нее. Свободомыслие — это философская точка зрения, которая придерживается мнения, которое должно формироваться на основе науки, логики и разума; и не должно зависеть от авторитета, традиции или других догм. Когнитивное применение свободомыслия известно как свободомыслие, а практикующие свободомыслие известны как свободомыслящие. В Соединенных Штатах свободомыслие было антихристианским и антиклерикальным движением,
«цель которого состояла в том, чтобы сделать человека политически и духовно свободным в принятии самостоятельных решений по религиозным вопросам».
Ряд авторов анархистского журнала «Свобода» были видными деятелями как в области анархизма, так и в области свободомыслия. Индивидуалистический анархист Джордж Макдональд был соредактором как «Свободомыслия», так и «Искателя истины». Э. К. Уокер был также соредактором «Люцифера», другого журнала о свободной любви и свободомыслии. Свободное общество (1895-1897 как Зачинщик; 1897-1904 как Свободное общество) была крупной анархистской газетой в Соединенных Штатах в конце 19-го и начале 20-го веков. Издание решительно выступало за свободную любовь и права женщин и критиковало комстокерство — цензуру сексуальной информации. В 1901 году каталонский анархист и вольнодумец Франсеск Феррер основал в Барселоне современные или прогрессивные школы вопреки системе образования, контролируемой католической церковью. Заявленной целью школ было «воспитание рабочего класса в рациональной, светской и ненасильственной обстановке». Будучи яростным антиклерикалистом, Феррер верил в «свободу образования», образование, свободное от власти церкви и государства.
Позже в 20-м веке, австрийский фрейдо-марксист Вильгельм Райх, который придумал фразу «сексуальная революция» в одной из своих книг из 1940-х годов стал последовательным пропагандистом сексуальной свободы, в том числе открытия бесплатных секс-консультативных клиник в Вене для рабочего класса. По словам Элизабет Данто Райх предлагал смесь «психоаналитических консультаций, марксистских советов и контрацептивов» и «выступал за сексуальную выразительность для всех, включая молодых и неженатых, со вседозволенностью, которая беспокоила как политических левых, так и психоаналитиков». Клиники сразу же были переполнены людьми, обращающимися за помощью. В начале 1970-х годов английский анархист и пацифист Алекс Комфорт получил международную известность за написание руководств по сексу «Радость секса» и «Больше радости секса».
Социал-анархизм: насильственные и ненасильственные средства
Некоторые представители мысли «социал-анархизм» считают насильственную революцию необходимой для уничтожения капиталистического общества, в то время как другие выступают за ненасильственные методы. Наряду со многими другими, Эррико Малатеста утверждал, что применение насилия было необходимо. Как он выразился в «Уманита Нова» (№125, 6 сентября 1921 года):
Наше стремление и наша цель состоит в том, чтобы каждый стал социально сознательным и эффективным; но для достижения этой цели необходимо обеспечить всех средствами к жизни и развитию, и поэтому необходимо уничтожить насилием, поскольку иначе нельзя поступить с насилием, которое лишает работников этих средств.
Пьер-Жозеф Прудон выступал за ненасильственную революцию посредством процесса двоевластия, в котором будут созданы либертарианские социалистические институты и сформированы ассоциации, позволяющие сформировать расширяющуюся сеть в рамках существующей государственно-капиталистической структуры с намерением в конечном итоге сделать как государство, так и капиталистическую экономику устаревшими. Движение к насилию в анархизме частично проистекало из массовых убийств некоторых коммун, вдохновленных идеями Прудона и других. Многие анархо-коммунисты начали видеть необходимость революционного насилия для противодействия насилию, присущему как капитализму, так и правительству.
Анархо-пацифизм — это тенденция внутри анархистского движения, которая отвергает применение насилия в борьбе за социальные перемены. Основной ранних влияний были мысли Генри Дэвида Торо и Л. Н. Толстого. Анархо-пацифисты исходили из признания принципа сопротивления или даже революционных действий, при условии, что это не приведет к насилию; на самом деле именно их одобрение таких форм оппозиции власти привело многих анархо-пацифистов к одобрению анархо-синдикалистской концепции всеобщей забастовки как великого революционного оружия. Анархо-пацифисты также пришли к одобрению ненасильственной стратегии двоевластия.
Другие анархисты считали, что насилие (особенно самооборона) оправдано как способ спровоцировать социальные потрясения, которые могут привести к социальной революции.
Зеленый анархизм — это школа мысли в рамках анархизма, которая уделяет особое внимание экологическим вопросам. Важным ранним влиянием была мысль американского анархиста Генри Дэвида Торо, Л. Н. Толстого. В конце 19 века возник анархо-натуризм как синтез анархизма и натуристической философии.
Важными современными течениями являются анархо-примитивизм и социальная экология. Важным местом встречи международного либертарианского социализма в начале 1990-х годов был журнал «Демократия и природа», в котором писали видные активисты и теоретики, такие как Такис Фотопулос, Ноам Хомский, Мюррей Букчин и Корнелиус Касториадис.
Социал-анархизм: политические корни
Крестьянские восстания в эпоху после реформации
По мнению Родерика Т. Лонга, либертарианские социалисты считают английских уравнителей 17 века своими идеологическими предками. Различные либертарианские социалистические авторы определили письменную работу английского протестантского социального реформатора Джеррарда Уинстенли и социальную активность его группы (Диггеры) как предвосхищающие этот ход мыслей. Для историка-анархиста Джорджа Вудкока, хотя Пьер-Жозеф Прудон был первым писателем, назвавшим себя анархистом, по крайней мере два предшественника изложили системы, содержащие все основные элементы анархизма. Первым был Джеррард Уинстенли (1609 – около 1660), полотняный драпировщик, возглавлявший небольшое движение диггеров. Уинстенли и его последователи протестовали во имя радикального христианства против экономических трудностей, последовавших за Гражданской войной в Англии, и против неравенства, которое, казалось, стремились сохранить вельможи Армии Новой модели.
В 1649-1650 годах диггеры обосновались на участках общей земли в южной Англии и попытались создать общины, основанные на работе на земле и совместном использовании товаров. Общины потерпели неудачу, но серия брошюр Уинстенли сохранилась, из которых Новый Закон праведности (1649) был самым важным. Выступая за рациональное христианство, Уинстенли приравнял Христа к «всеобщей свободе» и провозгласил универсально развращающую природу власти. Он видел «равную привилегию участвовать в благословении свободы» и обнаружил тесную связь между институтом собственности и отсутствием свободы.
Мюррей Букчин заявил:
«В современном мире анархизм впервые появился как движение крестьянства и йоменов против упадка феодальных институтов. В Германии ее главным представителем во время крестьянских войн был Томас Мюнцер. Концепции Мюнцера и Уинстенли были великолепно созвучны потребностям своего времени – исторического периода, когда большинство населения жило в сельской местности и когда наиболее воинственные революционные силы пришли из аграрного мира. Было бы академично спорить о том, могли ли Мюнцер и Уинстенли достичь своих идеалов. Что действительно важно, так это то, что они говорили со своим временем; их анархистские концепции естественным образом вытекали из сельского общества, которое обеспечило отряды крестьянских армий в Германии и Новую модель в Англии».
Эпоха просвещения
Уильям Годвин
Долгое время социал-анархизм также часто разделял точку зрения о происхождении французских энциклопедистов 18 века наряду с Томасом Джефферсоном и Томасом Пейном. Чаще упоминается имя английского мыслителя эпохи просвещения Уильяма Годвина.
Для Вудкока более подробный набросок анархизма — хотя и без названия — был представлен Уильямом Годвином в его Исследовании, касающемся политической справедливости (1793). Годвин был скорее постепенным анархистом, чем революционным анархистом, поскольку он отличался от большинства поздних анархистов тем, что предпочитал революционным действиям постепенный и, как ему казалось, более естественный процесс обсуждения среди людей доброй воли, с помощью которого, как он надеялся, истина в конечном итоге восторжествует. Годвин, на которого оказали влияние английская традиция инакомыслия и французская философия Просвещения, выдвинул в развитой форме основные анархистские критические замечания в отношении государства, накопленной собственности и делегирования полномочий посредством демократической процедуры.
Ноам Хомский считает социал-анархизм «правильным и естественным продолжением» классического либерализма «в эпоху развитого индустриального общества». Хомский рассматривает либертарианские социалистические идеи как потомков классических либеральных идей Эпохи Просвещения, утверждая, что его идеологическая позиция вращается вокруг «воспитания либертарианского и творческого характера человека». Хомский предвидит анархо-синдикалистское будущее с прямым контролем рабочих средств производства и управления рабочими советами, которые будут отбирать представителей для совместных заседаний на общих собраниях. Смысл этого самоуправления состоит в том, чтобы сделать каждого гражданина, по словам Джефферсона, «непосредственным участником управления делами». Хомский считает, что в политических партиях не будет необходимости. Контролируя свою продуктивную жизнь, люди могут получить удовлетворение от работы и чувство самореализации и цели. Хомский утверждает, что неприятные и непопулярные рабочие места могут быть полностью автоматизированы, выполняться работниками, которые получают специальное вознаграждение, или распределяться между всеми.
Во время Французской революции Сильвен Марешаль потребовал «совместного пользования плодами земли» в своем Манифесте равных (1796) и с нетерпением ждал исчезновения «отвратительного различия богатых и бедных, великих и малых, хозяев и слуг, губернаторов и управляемых». Термин «анархист» впервые вошел в английский язык в 1642 году во время Гражданской войны в Англии как оскорбительный термин, используемый роялистами против их противников. Ко времени Французской революции некоторые начали использовать этот термин положительно в противовес якобинской централизации власти, рассматривая революционное правительство как оксюморон. К концу 19 века английский термин «анархизм» потерял свою первоначальную негативную коннотацию.
В предисловии к книге Петра Кропоткина «Завоевание хлеба», Кент Бромлей считал раннего французского социалиста Шарля Фурье основателем Либертарианского отделения социалистической мысли в отличие от авторитарных социалистических идей Франсуа-Ноэль Бабеф и Буонарроти Филипп. Анархист Хаким Бей описывает идеи Фурье следующим образом:
«в Фурье по системе гармонии всей творческой деятельности, включая промышленность, ремесла, сельское хозяйство и т. д. возникнет из освобожденной страсти – такова знаменитая теория «привлекательного труда».
Фурье сексуализирует саму работу – жизнь Фаланстерии это непрерывная оргия интенсивных чувств, интеллекта и активности, общество влюбленных и диких энтузиастов».
Фурьеризм проявился в середине 19 века, когда сотни коммун (фаланстерий) были основаны на фурьеристских принципах во Франции, Северной Америке, Мексике, Южной Америке, Алжире и Югославии. Пьер-Жозеф Прудон, Фридрих Энгельс и Петр Кропоткин — все они читали его с восхищением, как и Андре Бретон и Ролан Барт. В своей влиятельной работе «Эрос и цивилизация», Герберт Маркузе похвалил Фурье, сказав, что он
«ближе, чем любой другой социалист-утопист, подходит к выяснению зависимости свободы от нерепрессивной сублимации».
Анархист Питер Сабатини сообщает, что в Соединенных Штатах в начале-середине 19 века
«появилось множество общественных и «утопических» контркультурных групп (включая так называемое движение за свободную любовь). Анархизм Уильяма Годвина оказал идеологическое влияние на некоторые из них, но в большей степени на социализм Роберта Оуэна и Шарля Фурье. После успеха своего британского предприятия Оуэн сам основал кооперативное сообщество в Соединенных Штатах в Нью-Хармони, штат Индиана в 1825 году. Одним из членов этой коммуны был Джосайя Уоррен (1798-1874), считавшийся первым анархистом-индивидуалистом».
Анархизм имеет свое особое наследие, часть которого он разделяет с социализмом, придавая ему семейное сходство с некоторыми из его врагов. Другую часть своего наследия он разделяет с либерализмом, что делает его при рождении двоюродным братом и сестрой радикального индивидуализма американского типа, большая часть которого вышла замуж за выходца из семьи правого крыла и больше не общается.
Пьер-Жозеф Прудон, которого часто считают отцом современного анархизма, придумал фразу «Собственность — это воровство!», чтобы описать часть его взгляда на сложную природу собственности по отношению к свободе. Когда он сказал, что собственность — это воровство, он имел в виду капиталиста, который, по его мнению, крал прибыль у рабочих. Для Прудона работник капиталиста был «подчиненным, эксплуатируемым: его постоянное условие — повиновение».
Петр Кропоткин, главный теоретик анархо-коммунизма
Через семнадцать лет (1857) после того, как Прудон впервые назвал себя анархистом (1840), анархо-коммунист Жозеф Дежак был первым человеком, который назвал себя либертарианцем. За пределами Соединенных Штатов термин «либертарианец» обычно относится к антиавторитарным антикапиталистическим идеологиям.
Либертарианский социализм имеет свои корни как в классическом либерализме, так и в социализме, хотя он часто вступает в конфликт с либерализмом (особенно с неолиберализмом и право-либертарианством) и авторитарным государственным социализмом одновременно. В то время как либертарианский социализм имеет корни как в социализме, так и в либерализме, разные формы имеют разные уровни влияния со стороны двух традиций. Например, взаимный анархизм Прудона в большей степени подвержен влиянию либерализма, в то время как коммунистический и синдикалистский анархизм в большей степени подвержен влиянию социализма. Однако, взаимный анархизм берет свое начало в европейском социализме 18-го и 19-го веков (например, социализм Фурье), в то время как коммунистический и синдикалистский анархизм берет свое начало в либерализме начала 18-го века (например, Французская революция).
Анархизм рано бросил вызов авангардизму и государственности, это обнаружилось в важных секторах социалистического движения.
Последствиями роста парламентских действий, министерской и партийной жизни, обвиняли анархисты, были бы радикализм и обуржуазивание. Кроме того, государственная политика подорвала бы как истинную индивидуальность, так и истинное сообщество. В ответ многие анархисты отказались от организации марксистского типа, стремясь распустить или подорвать власть и иерархию посредством свободных политико-культурных группировок или отстаивая организацию единой, одновременно экономической и политической административной единицей (Руле, синдикализм).
Власть интеллектуалов и науки также отвергались многими анархистами:
«Завоевывая государство, возвышая роль партий, они [интеллектуалы] укрепляют иерархический принцип, воплощенный в политических и административных институтах».
Революции могли произойти только в силу обстоятельств и/или врожденных бунтарских инстинктов масс («инстинкт свободы») (Бакунин, Хомский), или, по словам Бакунина:
«Все, что могут сделать отдельные люди, — это прояснить, распространить и выработать идеи, соответствующие народному инстинкту».
Уильям Моррис, ранний английский либертарианский марксист
Марксизм начал развивать либертарианское направление мысли после определенных обстоятельств. Чамси эль-Оджейли сказал:
«Можно найти ранние проявления таких взглядов у [Уильяма] Морриса и Социалистической партии Великобритании (SPGB), а затем снова вокруг событий 1905 года, с растущей обеспокоенностью бюрократизацией и радикализацией международного социализма».
Моррис основал Социалистическую лигу в декабре 1884 года, которую поддержали Фридрих Энгельс и Элеонора Маркс. Будучи ведущей фигурой в организации, Моррис начал неустанную серию выступлений и бесед на углах улиц в клубах рабочих и лекционных залах по всей Англии и Шотландии. С 1887 года анархистов стало больше, чем социалистов в Социалистической лиге. 3-я ежегодная конференция Лиги, состоявшаяся в Лондоне 29 мая 1887 года, ознаменовала это изменение большинством из 24 делегатов отделения, проголосовавших за резолюцию, поддержанную анархистами, в которой говорилось:
«Эта конференция одобряет политику воздержания от парламентских действий, до сих пор проводимую Лигой, и не видит достаточных оснований для ее изменения».
Моррис играл миротворца, но он встал на сторону антипарламентариев, которые получили контроль над Лигой, которая, следовательно, потеряла поддержку Энгельса и увидела уход Элеоноры Маркс и ее партнера Эдварда Эвелинга, чтобы сформировать отдельную Лигу — Социалистическое общество Блумсбери.
«Наиболее важные разрывы следует проследить до мятежа во время и после Первой мировой войны. Разочарованные капитуляцией социал-демократов, взволнованные появлением рабочих советов и постепенно отдаляющиеся от ленинизма, многие коммунисты стали отвергать претензии социалистических партий и вместо этого верить в массы».
«Интуиция масс в действии может быть более гениальной, чем работа величайшего индивидуального гения».
Трудолюбие и спонтанность Розы Люксембург являются примером позиций, которые позже заняли крайне левые того периода — Антони Паннекук, Роланд Холст и Герман Гортер в Нидерландах, Сильвия Панкхерст в Великобритании, Антонио Грамши в Италии и Дьерди Лукач в Венгрии. В этих формулировках диктатура пролетариата должна была быть диктатурой класса, «а не партии или клики». Однако, в рамках этого направления мысли
«напряженность между анти-авангардизмом и авангардизмом часто разрешалась двумя диаметрально противоположными способами: первый включал дрейф в сторону партии; второй видел движение к идее полной пролетарской спонтанности. […] Первый курс наиболее четко проиллюстрирован у Грамши и Лукача. […] Второй курс иллюстрируется тенденцией, развивающейся из голландских и немецких крайне левых, которые склонялись к полному искоренению партийной формы».
В формирующемся Советском Союзе, появились левые восстания против большевиков, которые провели или поддержали левые группы, в том числе социалисты-революционеры, левые эсеры, меньшевики и анархисты. Некоторые поддержали Белое движение, в то время как другие пытались быть самостоятельной силой. Восстания начались в 1918 году и продолжались на протяжении всей гражданской войны в России и после этого до 1922 года. В ответ большевики все чаще отказывались от попыток заставить эти группы присоединиться к правительству и подавляли их силой.
Отвергая как капитализм, так и государство, некоторые либертарианские марксисты присоединяются к анархистам, выступающим как против капиталистической представительной демократии, так и против авторитарных форм марксизма. Хотя анархисты и марксисты разделяют конечную цель общества без гражданства, анархисты критикуют большинство марксистов за то, что они выступают за переходный этап, при котором государство используется для достижения этой цели. Тем не менее, либертарианские марксистские тенденции, такие как автономистский марксизм и советский коммунизм исторически переплетались с анархистским движением. Анархистские движения вступали в конфликт как с капиталистическими, так и с марксистскими силами, иногда одновременно, как во время Гражданской войны в Испании, хотя, как и в той войне, сами марксисты часто разделяются в поддержке или оппозиции анархизму.
Другие политические преследования бюрократических партий привели к сильному историческому антагонизму между анархистами и либертарианскими марксистами, с одной стороны, и марксистами-ленинцами, и их производными, такими как маоисты с другой. В недавней истории либертарианские социалисты неоднократно заключали временные союзы с марксистско–ленинскими группами в целях протеста против институтов, которые они оба отвергают. Часть этого антагонизма можно проследить в Международной ассоциации рабочих, Первом интернационале, конгрессе радикальных рабочих, где Михаил Бакунин, который был представителем анархистских взглядов, и Карл Маркс, которого анархисты обвинили в том, что он «авторитарен».
Точка зрения Бакунина на нелегитимность государства как института и роль избирательной политики была резко противопоставлена взглядам Маркса в Первом интернационале. Споры Маркса и Бакунина в конечном итоге привели к тому, что Маркс взял под контроль Первый Интернационал и исключил Бакунина и его последователей из организации. Это было началом давней вражды и раскола между либертарианскими социалистами и тем, что они называют «авторитарными коммунистами», или, альтернативно, просто «авторитаристами». Некоторые марксисты сформулировали взгляды, которые очень напоминают синдикализм и таким образом выражают большую близость к анархистским идеям. Несколько либертарианских социалистов, в частности Ноам Хомский, считают, что анархизм имеет много общего с некоторыми вариантами марксизма, такими как коммунизм совета марксиста Антона Паннекука. В своих «Заметках об анархизме» Хомский предполагает возможность того,
«что некоторая форма коммунизма советов является естественной формой революционного социализма в индустриальном обществе. Это отражает убеждение в том, что демократия сильно ограничена, когда промышленная система контролируется любой формой автократической элиты, будь то владельцы, менеджеры или технократы, ‘партия авангарда, или государственная бюрократия».
В середине 20-го века некоторые группы представителей идеологии «социал-анархизм» возникли из-за разногласий с троцкизмом, который представлялся как ленинский антисталинизм. Таким образом, французская группа «Социализм варварства» возникла из троцкистского Четвертого интернационала, где Корнелиус Касториадис и Клод Лефор составили тенденцию Шолье–Монталя во французской коммунистической интернационалистской партии в 1946 году. В 1948 году они испытали свое «окончательное разочарование в троцкизме», что привело их к разрыву, чтобы сформировать социализм варварства, чей журнал начал выходить в марте 1949 года. Позже Касториадис сказал об этом периоде, что «основная аудитория группы и журнала сформировался групп из старых, радикальных левых».
Также в Соединенном Королевстве, группы солидарности, была основана в 1960 году небольшой группой изгнанных членов троцкистской социалистической рабочей Лиги. Почти с самого начала она находилась под сильным влиянием французской группы «Социализм варварства», в частности ее интеллектуального лидера Корнелиуса Касториадиса, чьи эссе были среди многих брошюр, выпущенных «Солидарностью». Интеллектуальным лидером группы был Крис Паллис, который писал под именем Морис Бринтон.
В Китайской Народной Республике (КНР) с 1967 года термины «ультралевые» и «левые коммунисты» относятся к политической теории и практике, которые определяются как более левые, чем центральные маоистские лидеры в разгар Великой пролетарской культурной революции. Эти термины также используются задним числом для описания некоторых китайских анархистских ориентаций начала 20-го века. В качестве оскорбления Коммунистическая партия Китая (КПК) использовала термин «ультралевые» более широко, чтобы осудить любую ориентацию, которую она считает более левой, чем партийная линия. Согласно последнему использованию, в 1978 году Центральный комитет осудил как ультралевую линию Мао Цзэдуна с 1956 года до его смерти в 1976 году.
Термин «ультралевые» относится к тем позициям повстанцев, которые отклонились от центральной маоистской линии, выявив антагонистическое противоречие между самой партией-государством КПК-КНР и массами рабочих и крестьян, задуманный как единый пролетарский класс, лишенный какого-либо значимого контроля над производством или распределением. В то время как центральная маоистская линия утверждала, что массы контролируют средства производства при посредничестве партии, ультралевые утверждали, что объективные интересы бюрократов структурно определяются централизованной формой государства в прямой оппозиции к объективным интересам масс, независимо от того, какими социалистами может быть мысль данного бюрократа.
Автономистский марксизм, неомарксизм и ситуационистская теория также рассматриваются как антиавторитарные варианты марксизма, которые прочно вписываются в либертарианскую социалистическую традицию. Таким образом,
«в Новой Зеландии не было сформировано ни одной ситуационистской группы, несмотря на попытки Гранта Макдонаха. Вместо этого Макдонах действовал как личность на периферии анархистской среды, сотрудничая с анархистами для публикации нескольких журналов, таких как «Анархия» и «КЭТ». Последний называл себя «антиавторитарным спазматиком» «либертарианских ультралевых (ситуационистов, анархистов и либертарианских социалистов)».
Социал-анархизм: заметные тенденции
Исторически анархизм и либертарианский социализм были в значительной степени синонимами. В основном это касается течений классического анархизма, развитых в 19 веке, в их приверженности автономии и свободе, децентрализации, противостоянии иерархии и противостоянию авангардизму авторитарного социализма.
Анархо-синдикалист Гастон Леваль объяснил:
«Поэтому мы предвидим Общество, в котором все виды деятельности будут координироваться, структуру, которая в то же время обладает достаточной гибкостью, чтобы обеспечить максимально возможную автономию для социальной жизни или для жизни каждого предприятия, и достаточной сплоченностью, чтобы предотвратить все беспорядки. […] В хорошо организованном обществе все эти задачи должны систематически решаться с помощью параллельных федераций, вертикально объединенных на самых высоких уровнях, образующих один огромный организм, в котором все экономические функции будут выполняться солидарно со всеми остальными и который будет постоянно сохранять необходимую сплоченность».
Индивидуалистический анархизм — это набор нескольких традиций в рамках анархистского движения, которые ставят личность и ее волю выше внешних детерминант, таких как группы, общество, традиции и идеологические системы. Анархисты, такие как Луиджи Галлеани и Эррико Малатеста, не видели противоречия между индивидуалистическим анархизмом и социальным анархизмом, причем последний особенно видел проблемы не между двумя формами анархизма, а между анархистами и неанархистами. Анархисты, такие как Бенджамин Такер утверждали, что это был
«не социалистический анархизм против индивидуалистического анархизма, а коммунистический социализм против индивидуалистического социализма».
Такер далее отметил, что
«тот факт, что государственный социализм затмил другие формы социализма, не дает ему права на монополию социалистической идеи».
Читать далее…
Демократический конфедерализм
Демократический конфедерализм — это предложение либертарианской социалистической политической системы, которая «открыта для других политических групп и фракций. Она гибкая, многокультурная, антимонопольная и ориентированная на консенсус».
Абдулла Оджалан, лидер Рабочей партии Курдистана, основал эту идеологию, находясь в тюрьме. Будучи первоначально марксистско-ленинской организацией, организация изменила свои взгляды, когда Оджалан начал переписываться с Мюрреем Букчином и внедрять его идеологию. Центральными столпами демократического конфедерализма являются социальная экология и анархо-феминизм.
По словам Оджалана, его идеология основана на демократии участия и автономии на местном уровне. В своей книге он говорит:
«Чем сильнее участие, тем мощнее этот вид демократии. В то время как национальное государство противоречит демократии и даже отрицает ее, демократический конфедерализм представляет собой непрерывный демократический процесс».
Партиципизм — это форма движения «социал-анархизм» 21 века. Она включает в себя две взаимосвязанные экономические и политические системы, называемые партиципативной экономикой или «парекон», и партиципативной политикой.
Парекон — это экономическая система, предложенная в первую очередь активистом и политическим теоретиком Майклом Альбертом и радикальным экономистом Робином Ханелем. Он использует совместное принятие решений в качестве экономического механизма для управления производством, потреблением и распределением ресурсов в данном обществе. Предложенный в качестве альтернативы современной капиталистической рыночной экономике, а также альтернативы централизованно планируемому социализму или координационизму, он описывает это как «анархистское экономическое видение» и рассматривается как форма социализма, поскольку при пареконе средства производства принадлежат рабочим. Он предлагает достичь этих целей главным образом с помощью следующих принципов и институтов:
- советов работников и потребителей, использующих методы самоуправления для принятия решений,
- сбалансированных рабочих комплексов,
- вознаграждения в соответствии с усилиями и жертвами,
- планирования на основе участия.
При пареконе нынешняя денежная система будет заменена системой непередаваемого «кредита», который прекратит свое существование при покупке товара.
Парполитизм — это теоретическая политическая система, предложенная Стивеном Р. Шаломом. Он был разработан как политическое видение для сопровождения парекона.
Партиципизм в целом критически относится к аспектам современных представительных демократий и капитализма, утверждая, что уровень политического контроля со стороны народа недостаточен. Для решения этой проблемы парполитизм предлагает систему «Вложенных советов», в которую входил бы каждый взрослый член данного общества. В условиях партиципации, государство как таковое растворится в простом координирующем органе, состоящем из делегатов, которые в любое время могут быть отозваны нижестоящим советом.
Инклюзивная демократия
Инклюзивная демократия — это политическая теория и политический проект, которые направлены на прямую демократию, экономическую демократию в безгосударственной, безденежной и рыночной экономике, самоуправление (демократия в социальной сфере) и экологическую демократию. В отличие от политического проекта, который является частью традиций демократии и автономии, теоретический проект инклюзивной демократии возник из работы политического философа, бывшего академика и активиста Такиса Фотопулоса в «К инклюзивной демократии» и был дополнительно разработан им и другими авторами в журнале «Демократия и природа». Его преемником стал Международный журнал инклюзивной демократии, электронный журнал, находящийся в свободном доступе и издаваемый Международной сетью за инклюзивную демократию.
По словам Аррана Гаре, на пути к инклюзивной демократии
«предлагается мощная новая интерпретация истории и разрушительной динамики рынка и обеспечивает вдохновляющее новое видение будущего вместо неолиберализма и существующих форм социализма».
Как отмечает Дэвид Фримен, хотя подход Фотопулоса
«не является открытым анархизмом, все же анархизм кажется формальной категорией, в рамках которой он работает, учитывая его приверженность прямой демократии, муниципализму и отмене государства, денег и рыночной экономики».
Эта тенденция предлагает искусственный рынок в качестве решения проблемы сохранения свободы выбора для потребителя в условиях рыночной и безденежной экономики, искусственный рынок функционирует во многом так же, как и традиционные рынки, но использует трудовые ваучеры или личные кредиты вместо традиционных денег. По словам Такиса Фотопулоса, искусственный рынок «обеспечивает реальную свободу выбора, не подвергаясь негативным последствиям, связанным с реальными рынками».
Повстанческий анархизм — это революционная теория, практика и тенденция в рамках анархистского движения, которая подчеркивает тему восстания в рамках анархистской практики. Он критически относится к официальным организациям, таким как профсоюзы и федерации, которые основаны на политической программе и периодических конгрессах. Вместо этого повстанческие анархисты выступают за неформальную организацию и организацию, основанную на небольших близких группах. Повстанческие анархисты придают большое значение нападкам, постоянным классовым конфликтам и отказу вести переговоры или идти на компромисс с классовыми врагами.
Магонизм и сапатизм
Армия национального освобождения сапатистов (Ejército Zapatista de Liberación Nacional, EZLN), часто называемая сапатистами, является революционной левой группой, базирующейся в Чьяпасе, самом южном штате Мексики. С 1994 года группа ведет объявленную войну «против мексиканского государства», хотя эта война была в основном ненасильственной и оборонительной против военных, военизированных и корпоративных вторжений в Чьяпас.
Их социальная база в основном состоит из коренного сельского населения, но у них есть некоторые сторонники в городских районах и на международном уровне. Их бывшим представителем был Субкоманданте Маркос (также известный как Нулевой делегат по отношению к Другой кампании). В отличие от других представителей сапатистов, Маркос не является коренным жителем майя. С декабря 1994 года сапатисты постепенно формировали несколько автономных муниципалитетов, называемых автономными муниципалитетами повстанцев-сапатистов (МАРЕЗ). В этих муниципалитетах собрание местных представителей образует Хунту Буэн-Гобьерно, или Советы хорошего управления (JBGs). Они не признаются федеральными правительствами или правительствами штатов, и они контролируют местные общинные программы в области продовольствия, здравоохранения и образования, а также налогообложения. Политические образования EZLN происходили в две фазы, обычно называемые Акваскальентес и Караколес.
Группа берет свое название от Эмилиано Сапаты (аграрный реформатор и командующий Освободительной армией Юга во время Мексиканской революции) и видит себя его идеологическим наследником. Его Освободительная армия Юга (Эхерсито Либертадор дель Сур) воевала во время Мексиканской революции за перераспределение сельскохозяйственных земель. Сапата и его армия и союзники, включая Панчо Вильо, боролись за аграрную реформу в Мексике. В частности, они хотели создать коммунальные права на землю для коренного населения Мексики, которое в основном потеряло свои земли из-за богатой элиты европейского происхождения. На Сапату отчасти повлиял анархист из Оахаки по имени Рикардо Флорес Магон. Влияние Флореса Магона на Сапату можно увидеть в Плане сапатистов Айала, но еще более заметно в их лозунге (этот лозунг никогда не использовался Сапатой) «Земля и свобода» — название и изречение самой известной работы Флореса Магона. Знакомство Сапаты с анархизмом произошло через местного школьного учителя Отилио Монтаньо Санчеса — впоследствии генерала армии Сапаты, казненного 17 мая 1917 года, который познакомил Сапату с работами Петра Кропоткина и Флореса Магона в то же время, когда Сапата наблюдал и начинал участвовать в борьбе крестьян за землю.
Что касается вдохновляющих символов, то почти во всех деревнях существуют фрески, сопровождающие изображения Сапаты, Че Гевары и Субкоманданте Маркоса. Идеология движения сапатистов, сапатизм, синтезирует традиционные практики майя с элементами либертарианского социализма, анархизма и марксизма. Историческое влияние мексиканских анархистов и различных латиноамериканских социалистов на сапатизм, как и в случае с позициями Субкоманданте Маркоса, также добавляющего отчетливый марксистский элемент в движение. Лозунг сапатистов согласуется с концепцией взаимопомощи: «Для всех все. Для нас ничего» (Para todos, todo. Para nosotros, nada).
Рыночный анархизм — левая либертарианская и анархо-индивидуалистическая формы либертарианского социализма, связанные с Кевином Карсоном, Родериком Т. Лонгом, Чарльзом У. Джонсоном, Сэмюэлем Эдвардом Конкиным и Гэри Шартье. Они подчеркивали ценность радикально свободного рынка, чтобы отличить их от общей концепции, которую эти либертарианцы считают пронизанной государственниками и капиталистическими привилегиями. Их называют левыми рыночными анархистами или ориентированными на рынок левыми либертарианцами.
Сторонники этого подхода категорически утверждают — классические либеральные идеи частной собственности и свободного рынка при сохранении принятых для их логических выводов, поддерживают антикапиталистические, антикорпоративистские, антииерархические, про-трудовые позиции в экономике; анти-империализм во внешней политике.
Родословная современного рыночного левого либертарианства, иногда с надписью левый рыночный анархизм, совпадает в значительной степени с тем, что Штайнер–Валлентайн изображают в книге «Истоки левого либертарианства».
В то время как за заметными исключениями либертарианцы, ориентированные на рынок, после Такера склонялись к союзу с политическими правыми, отношения между такими либертарианцами и Новыми левыми процветали в 1960-х годах, заложив основу для современного рыночного анархизма левого крыла. В отличие от правых либертарианцев, левые защитники свободного рынка считают, что природные ресурсы (земля, нефть, золото) должно быть проведены к какой-то эгалитарной основе – бесхозному состоянию или коллективной принадлежности.
Коммунизация
Коммунизация — это современная коммунистическая теория, в которой мы находим «смешение повстанческого анархизма, коммунистических ультралевых, поставтономистов, антиполитических течений, групп, таких как Невидимый комитет, а также более явных «коммунизирующих» течений. Очевидно, что в основе этого слова лежит коммунизм и, как предполагает переход к коммунизации, коммунизм как особая деятельность и процесс».
Ассоциация термина «коммунизация» с самоидентифицирующимися ультралевыми была закреплена во Франции в 1970-х годах, где он стал описывать не переход к более высокой фазе коммунизма, а видение самой коммунистической революции. В брошюре 1975 года «Мир без денег», таким образом, говорится:
«Восстание и коммунизация тесно связаны. Не было бы сначала периода восстания, а затем, благодаря этому восстанию, трансформации социальной реальности. Повстанческий процесс черпает свою силу в самой коммунизации». Этот термин все еще используется в этом смысле во Франции сегодня и распространился в английском языке в результате перевода текстов Жиля Дове. В сотрудничестве с другими левыми коммунистами, такими как Франсуа Мартин и Карл Несич, Дове попытался объединить, критиковать и развивать различные левые коммунистические течения, в первую очередь итальянское движение, связанное с Амадео Бордигой (и его журналом «Инвариантность»).
Отмечается, что глобальное движение «Оккупируй» придерживается четких принципов движения «социал-анархизм».
Всплеск народного интереса к мысли «социал-анархизм» происходили в западных странах на протяжении 1960-х и 1970-х годов. Анархизм оказал большое влияние на контркультуру 1960-х годов, анархисты активно участвовали в конце 1960-х годов в студенческих и рабочих бунтах. В 1968 г. в Международной анархистской федерации была основана Международная анархистская конференция, состоявшейся в Карраре. Восстания в мае 1968 года также привело к небольшому возрождению интереса к левым коммунистическим идеям. Различные небольшие левые коммунистические группы возникли по всему миру, преимущественно в ведущих капиталистических странах. Серия конференций коммунистических левых началась в 1976 году с целью содействия международным и межотраслевым дискуссиям, но они прекратились в 1980-х годах, не повысив престиж движения или его единства идей.
Известные левые коммунистические группы, существующие сегодня, включают Международную коммунистическую партию, Международное коммунистическое течение. Жилищный кризис и кризис занятости в большинстве стран Западной Европы привели к образованию коммун и движениям скваттеров, подобных барселонским. В Дании скваттеры заняли заброшенную военную базу и объявили Фритаун Христианским автономным убежищем в центре Копенгагена.
На рубеже 21 века социал-анархизм приобрел популярность и влияние в рамках антивоенных, антикапиталистических и антиглобалистских движений. Анархисты стали известны своим участием в протестах против заседаний Всемирной торговой организации (ВТО), Группы восьми (G8) и Всемирного экономического форума (ВЭФ). Некоторые анархистские группировки на этих акциях протеста участвовали в беспорядках, уничтожении имущества и жестоких столкновениях с полицией. Эти действия были спровоцированы специальными, не имеющими лидеров, анонимными лицами, известными как черные блоки. Другие организационные тактики, впервые примененные в это время, включают культуру безопасности, близкие группы и использование децентрализованных технологий, таких как Интернет. Значительным событием этого периода стали столкновения на конференции ВТО в Сиэтле в 1999 году.
Для английского ученого-анархиста Саймона Критчли
«современный анархизм можно рассматривать как мощную критику псевдо-либертарианства современного неолиберализма… Можно сказать, что современный анархизм связан с ответственностью, будь то сексуальной, экологической или социально-экономической; он проистекает из чувства совести по поводу многообразия способов, которыми Запад опустошает остальных; это этическое возмущение зияющим неравенством, обнищанием и лишением гражданских прав, которые так ощутимы на местном и глобальном уровнях».
Это также могло быть мотивировано «крахом» реально существующего социализма» и капитуляцией перед неолиберализмом западной социал-демократии».
Существующие международные анархистские федерации включают Интернационал анархистских федераций (IAF), Международную ассоциацию трудящихся (IWA) и Международную либертарианскую солидарность (ILS). Крупнейшее организованное анархистское движение сегодня находится в Испании в форме Генеральной Конфедерации Трабахо (CGT) и Национальной конфедерации Трабахо (CNT). По оценкам, в 2003 году число членов CGT составляло около 100 000 человек.
Социал-анархизм в начале 21 века был вовлечен в альтер-глобалистское движение; социальные центры; жилищно-строительные кооперативы; общины в целом и эгалитарные общины; анти-сексистские организации; низовой инициативы СМИ, цифровые медиа и компьютерную активность; эксперименты в области долевой экономики; анти-расистские и анти-фашистские группы, такие как анти-расистские действия и антифашистские действия; активистские группы по защите прав иммигрантов и содействие свободному передвижению людей, таких как сеть «Без границ»; рабочие кооперативы, контркультурные группы и группы художников; движение за мир.
Социал-анархизм также в последнее время сыграл большую роль в глобальном движении «Оккупируй», в частности, в его ориентации на демократию прямого участия.
Читайте также:
Национализм и национал-патриотизм
Фашизм, его разновидности и направления:
Консерватизм, его разновидности и направления:
Национал-консерватизм (национальный консерватизм, националистический консерватизм)
Либертарианский консерватизм (фузионизм, консервативное либертарианство)
Сострадательный консерватизм (красный торизм)
Фискальный консерватизм (консервативный капитализм, финансовый консерватизм)
Зеленый консерватизм (экологический консерватизм)
Коммунизм, его разновидности и направления:
Марксизм
Марксизм-ленинизм (ленинизм, ленинский коммунизм, большевизм)
Маоизм (китайский коммунизм)
Неомарксизм
Автономистский марксизм
Ситуационизм
Фрейдо-марксизм
Социализм, его разновидности и направления:
Утопический социализм
Этический социализм
Фабианский социализм
Социал-анархизм (анархо-социализм, либертарианский социализм)
Государственный социализм
Либерализм, его разновидности и направления:
Анархизм, его разновидности и направления:
Либертарианство
Анархо-синдикализм (синдикализм)
Индивидуалистический анархизм (анархо-индивидуализм)
Либертарианский муниципализм
Партиципизм
Демократический конфедерализм
Автономизм