Социальный либерализм — определение
Социальный либерализм (социал-либерализм) — разновидность «рыночного либерализма», с основным отличием, заключающимся во включении различных гражданских свобод и прав человека как важных для достижения свободы и большей терпимости к смешанной экономике, и все это основано на убеждении, что правительство должно защищать свободу и возможности для всех граждан. Как было заявлено, их самой важной характеристикой является их взгляд на правительство как на позитивную силу, которая должна активно улучшать жизнь своих граждан. Поддерживая прогрессивную социальную и экономическую политику, социальные либералы стремятся создать общество, в котором каждый человек свободен жить своей собственной жизнью с полными возможностями, независимо от статуса.
Социал-либералы – это те же социал-демократы, только более правого толка. Как и либералы, они признают естественные и политические права личности, признают даже частную собственность и рынок, но с другой стороны, как и социалисты/коммунисты, они хотят нивелировать социальное неравенство за счёт перераспределения общественного богатства с помощью государства. Отсюда «социал», т.е. социалистическая, коллективистская направленность политики.
Обзор
Социальный либерализм — это политическая и экономическая идеология, используемая прогрессивными либералами; ветвь развития либерализма, происходящее с конца 19 века, в основном защищаемое в Европе. Социальный либерализм как политическая идеология считает, что правительства не должны навязывать какой-либо конкретный кодекс поведения, и они считают, что защищают моральные права нонконформистов выражать свою собственную идентичность, как они считают нужным, до тех пор, пока они не причиняют вреда кому-либо еще. По этой причине они решительно поддерживают свободу совести и вероисповедания, народное самоуправление, свободу слова, и другие свободы личности. Социальные либералы подчеркивают, что взаимное сотрудничество через либеральные институты, поддерживаемые представительной демократией, которая должна быть наиболее эффективной для создания счастья для своих граждан.
Они также считают, что цель правительства — помочь своим гражданам достичь максимально возможного счастья, поэтому политический режим социальных либералов фокусируется на защите свободы и возможностей своих граждан. Однако, он отличается от рыночного либерализма тем, что называется «позитивной свободой», стремясь усилить «позитивные свободы» бедных и обездоленных в обществе посредством государственного регулирования. Социальные либералы считают, что для достижения «окончательной свободы» необходимо «государственное принуждение» к некоторым свободам. Благодаря этой интерпретации социальный либерализм в некоторой степени поддерживает государственное регулирование (т. е. здравоохранение, образование, антимонопольные законы, налогообложение), чтобы обуздать отсутствие возможностей, без которых, как они теоретизируют, никто не может достичь свободы. Они, как правило, выступают против вмешательства правительства в свободный рынок, когда оно препятствует свободной торговле и открытой конкуренции по той же самой причине.
В целом социал-либерализм это поддержка со стороны «прогрессивного» среднего и высшего класса, хотя оно может иметь значительные активы среди низших классов: как правило, создавая вокруг себя политическую партию или тесно сотрудничая с «умеренными» или «желтыми» профсоюзами (например, Американская федерация труда), а также иными некоммерческими организациями. Эти «члены», как правило, — «умеренные» капиталисты, стремящиеся создать государство «всеобщего благосостояния», которое защищает основные права человека и гражданские свободы своих граждан.
Социальный либерализм и его история
История движения за социальный либерализм долгая и часто довольно запутанная, поскольку движение пережило значительную идеологическую эволюцию. За столетие сформировалось бесчисленное множество социал-либеральных движений, и охватить весь объем истории социал-либералов было бы практически невозможно, поэтому мы охватим только основные события.
Первый период, 16 век — конец 18 века
Хотя социальный либерализм во многом совпадает с классическим либерализмом, его современное развитие произошло в конце 19-го века через различные движения, но чтобы понять их, нужно оглянуться на давнее наследие либерализма.
Современный классический либерализм обязан своим происхождением древнегреческой и средневековой мысли. Важное влияние оказала Школа Саламанки в Испании, которая развила прото-классический либерализм в 16 веке, с ее акцентом на правах человека и согласии населения. Эти идеи были впервые сведены воедино и систематизированы в виде отдельной идеологии английским философом Джоном Локком, которого обычно считали отцом современного либерализма. Влияние этих идей неуклонно возрастало в течение 17 века в Англии, достигнув кульминации в период Славной революции 1688 года, которая закрепила парламентский суверенитет и право на революцию и привела к созданию того, что многие считают первым современным либеральным государством.
Французская революция распространила радикальные либеральные идеи по всему миру.
Развитие либерализма продолжалось на протяжении всего 18-го века с идеалами эпохи Просвещения. Это был период глубокой интеллектуальной жизнеспособности, который поставил под сомнение старые традиции и оказал влияние на несколько европейских монархий на протяжении 18 века. Политическая напряженность между Англией и ее американскими колониями возросла после 1765 года и Семилетней войны из-за вопроса о налогообложении без представительства, кульминацией которой стала Декларация независимости новой республики и последовавшая за этим Американская революционная война в ее защиту. После войны лидеры спорили о том, как двигаться вперед. Статьи Конфедерации, написанные в 1776 году, теперь казались недостаточными для обеспечения безопасности или даже функционального правительства. Конгресс Конфедерации созвал Конституционное собрание в 1787 году, в результате которого была написана новая Конституция Соединенных Штатов, устанавливающая федеральное правительство. В контексте того времени Конституция была республиканским и либеральным документом. Он остается старейшим либеральным руководящим документом, действующим во всем мире. Французская революция началась в 1789 году. Двумя ключевыми событиями, ознаменовавшими триумф либерализма, были отмена феодализма во Франции в ночь на 4 августа 1789 года, что ознаменовало крах феодальных и старых традиционных прав, привилегий и ограничений, а также принятие Декларации прав человека и гражданина. Во время Наполеоновских войн французы принесли в Западную Европу ликвидацию феодальной системы, либерализацию законов о собственности, прекращение сборов с сеньоров, ликвидацию гильдий, легализацию разводов, распад еврейских гетто и равенство перед законом для всех мужчин.
Второй период, 1790-е — конец 19 века.ъ
Радикально-либеральное движение началось в 1790-х годах в Англии и сосредоточилось на парламентской и избирательной реформе, подчеркивая естественные права и народный суверенитет. Радикалы, такие как Ричард Прайс и Джозеф Пристли, рассматривали парламентскую реформу как первый шаг к решению своих многочисленных проблем, включая обращение с протестантскими инакомыслящими, работорговлю, высокие цены и высокие налоги. В Латинской Америке либеральные волнения восходят к 18 веку, когда либеральная агитация в Латинской Америке привела к независимости от имперской власти Испании и Португалии. Новые режимы, как правило, были либеральны в своих политических взглядах и использовали философию позитивизма, которая подчеркивала истинность современной науки, чтобы укрепить свои позиции.
Адам Смит, создавший теорию, которая популяризировала мнение среди «либералов» о том, что правительства должны воздерживаться от экономического вмешательства, чтобы способствовать экономическим возможностям.
Развитие классического либерализма в зрелость происходило до и после Французской революции в Великобритании. Книга Адама Смита «Богатство народов», опубликованная в 1776 году, должна была дать большинство экономических идей, по крайней мере, до публикации принципов Джона Стюарта Милля в 1848 году. Смит рассмотрел мотивацию экономической деятельности, формирование цен и распределение богатства, а также политику, которой должно следовать государство, чтобы максимизировать богатство. Наряду с представительными и демократическими идеалами распространились аболиционистские движения и движения за избирательное право.
В Соединенных Штатах жестокая война обеспечила целостность нации и отмену рабства на Юге. Историк Дон Дойл утверждал, что победа Союза в Гражданской войне в Америке (1861-1865 гг.) придала значительный импульс курсу либерализма. Франция основала устойчивую республику в 1870-х годах. Однако, национализм также быстро распространился после 1815 года. Смесь либеральных и националистических настроений в Италии и Германии привела к объединению двух стран в конце 19 века. В Италии к власти пришел либеральный режим, положивший конец светской власти пап. Однако, Ватикан начал ответный крестовый поход против либерализма. Папа Пий IX опубликовал учебную программу ошибок в 1864 году, осуждая либерализм во всех его формах. Во многих странах либеральные силы ответили изгнанием ордена иезуитов. К концу девятнадцатого века принципы классического либерализма все чаще подвергались сомнению, а идеал личности, сделавшей себя самой, казался все более неправдоподобным. Викторианские писатели, такие как Чарльз Диккенс, Томас Карлайл и Мэтью Арнольд, были первыми влиятельными критиками социальной несправедливости. В 19-м и начале 20-го века в Османской империи и на Ближнем Востоке либерализм повлиял на такие периоды реформ, как Танзимат и Аль-Нахда, отметившиеся подъемом секуляризма, конституционализма и национализма. Однако, реформаторские идеи и тенденции не достигли успеха среди простого населения, поскольку книги, периодические издания и газеты были доступны в основном интеллектуалам и слоям формирующегося среднего класса, в то время как многие мусульмане видели в них иностранное влияние на мир ислама. В начале 20-го века на Ближнем Востоке либерализм привел к периодам, таким как Первая и Вторая конституционные эпохи Османской империи и персидский конституционный период.
Одним из первых «либералов», обратившихся к большему вмешательству правительства, был Томас Хилл Грин. Видя последствия употребления алкоголя, он считал, что государство должно поощрять и защищать социальные, политические и экономические условия, в которых люди будут иметь наилучшие шансы действовать в соответствии со своей совестью. Государство должно вмешиваться только там, где существует явная, доказанная и сильная тенденция порабощать личность. Грин считал национальное государство законным только в той мере, в какой оно поддерживает систему прав и обязанностей, которая, скорее всего, будет способствовать индивидуальной самореализации.
К концу 19 века принципам классического либерализма все чаще бросали вызов спады в экономическом росте, растущее недовольство бедностью, безработицы и лишений, существующих в современных промышленных городах. Идеал человека, сделавшего себя сам, который благодаря упорному труду и таланту мог бы занять свое место в мире, казался все более неправдоподобным. В конце девятнадцатого века в либеральных партиях появляется Новый либерализм, который выступал за государственное вмешательство как средство обеспечения свободы и устранения препятствий к ней, таких как нищета и безработица. Политика Нового либерализма в настоящее время известна как социальный либерализм. Он рассматривал индивидуальную свободу как нечто достижимое только при благоприятных социальных и экономических обстоятельствах. По мнению социальных либералов, бедность, убожество и невежество, в которых жили многие люди, делали невозможным процветание свободы и индивидуальности. Новые либералы считали, что эти условия могут быть улучшены только путем коллективных действий, координируемых сильным, ориентированным на социальное обеспечение и интервенционистским государством.
Социально-либеральная теория
Хотя социал-либералы включают в себя целый ряд групп, расположенных во многих уголках мира, они, как правило, подписываются под набором следующих принципов.
Социальный контракт
Это убеждение в том, что индивиды являются основой права и общества, и что общество и его институты существуют для достижения целей индивидов. Социальный либерализм подчеркивает общественный договор, в соответствии с которым граждане принимают законы и соглашаются соблюдать эти законы. Она основана на убеждении, что люди лучше знают, что для них приоритетнее. Английская Великая хартия вольностей — пример политического документа, в котором права отдельных лиц утверждались даже выше прерогатив монархов. Теоретически социальный либерализм предоставляет избирательные права всем взрослым гражданам независимо от пола, расы или экономического статуса. Кроме того, эта «теория общественного договора» со временем была разработана для обоснования необходимости демократии среди «либералов». Кроме того, в нем также подчеркивается, что если правительство не выполнит обещания, данные им «управляемым», то население имеет право и обязанность восстать с целью утверждения нового правительства, хотя, как и в случае с любой идеологией, среди социал-либералов мало согласия. Как правило, они скептически относятся к любой революции, которая не проводится для достижения ценностей социального либерализма.
Верховенство закона
«Верховенство закона» подразумевает, что каждый человек подчиняется закону, включая законодателей, сотрудников правоохранительных органов и судей. В этом смысле теоретически она отличается от тирании или олигархии, где правители стоят выше закона. В реальном мире отсутствие «верховенства закона» можно обнаружить как в демократиях, так и в монархиях, когда наблюдается пренебрежение или незнание закона.
Позитивная свобода
Отвергая как самые крайние формы капитализма, так и революционные элементы социалистической школы, социальный либерализм подчеркивает то, что он называет «позитивной свободой»: «моральная и истинная свобода» может быть реализована только при равных экономических возможностях, образовании, здравоохранении и других подобных необходимостях. В этом их главное отличие от рыночных либералов, так как они не стремятся создать «социальное» государство. Они поддерживают смешанную экономику, основанную в основном на частном предпринимательстве, с некоторыми государственными или гарантированными государственными услугами, масштабы которых могут варьироваться.
Убеждение социал-либерала в том, что долг государства — помочь гражданам достичь «позитивной свободы», приводит к тому, что некоторые социал-либералы считают, что долг этого самого государства-регулировать литературу, искусство, азартные игри, секс, проституцию, аборты, алкоголь и другие контролируемые вещества, все в интересах гражданина. Однако, социал-либералы считают, что существует приемлемая линия в отношении степени государственного регулирования, степень которой варьируется в зависимости от группы социал-либералов. Все они по-прежнему принципиально ценят право на свободу слова, личную свободу и равенство. Они подчеркивают, что свобода, права и свободы, а также частная собственность являются основополагающими для индивидуального счастья, и рассматривают демократию как инструмент поддержания общества, в котором каждый индивид пользуется максимально возможной свободой. Следовательно, демократия и парламентаризм — это просто политические системы, которые узаконивают себя только через количество свободы, которое они поощряют, и сами по себе не ценятся. В то время как государство действительно играет важную роль в обеспечении позитивной свободы, социальные либералы склонны верить в то, что люди, как правило, способны решать свои собственные дела и, как правило, не нуждаются в преднамеренном руководстве в направлении счастья.
Регулируемый капитализм
Социал-либерал поддерживает «свободную торговлю» и рассматривает капитализм как хорошую экономическую систему, но стремится оказывать государственную помощь тем, кому эта система не выгодна. Социальные либералы поддерживают индивидуальные права собственности и свободу договора, без которых, по их мнению, осуществление других свобод невозможно. Постоянное взаимодействие индивидуальных факторов давления на рыночное предложение и спрос вызывает естественное движение цен и торговых потоков. Социальный либерализм считает, что стоимость товаров и услуг должна определяться (в основном) свободным выбором отдельных лиц, то есть рыночными силами. Социальные либералы мало хотят государственного регулирования рынка, что означает устранение правовых барьеров для торговли. Однако, в отличие от рыночных либералов, они понимают, что есть те, кто по своей сути находится в неблагоприятном положении, и продвигают политику, которая, по их мнению, обеспечивает равенство возможностей: например, предоставленные правительством привилегии, такие как субсидии и монополии. Как правило, социал-либералы работают над обеспечением предметов первой необходимости, которых не может обеспечить «свободный рынок», но которые может обеспечить государственный сектор. Хотя, конечно, степень, в которой это происходит, сильно варьируется от одной социал-либеральной группы к другой.
Социальный либерализм на практике
Социальный либерализм выступает против государственного вмешательства в экономику, когда оно приводит к неэффективным результатам. Как правило, они поддерживают сильное государство, которое защищает право собственности и обеспечивает соблюдение контрактов. Социальные либералы могут также поддерживать вмешательство правительства для устранения сбоев на рынке. Кроме того, социал-либералы поддерживают формирование «социальной рыночной экономики», которая представляет собой в значительной степени свободную рыночную экономику, основанную на системе свободных цен и частной собственности, но поддерживающую деятельность правительства по развитию конкурентных рынков и программ социального обеспечения для устранения социального неравенства, обусловленного рыночными результатами.
Социал-либералы считают, что (частные) монополии и картели естественным образом уничтожают «свободную» часть «свободного рынка» и всем сердцем выступают против них в соответствии с буквой закона. Поскольку социал-либералы в целом благосклонно относятся к государственным монополиям, они, как правило, не выступают против них. Но не все социал-либералы одинаковы, некоторые согласились бы с правительственными ограничениями монополий и картелей, другие хотят полного прекращения «государственных монополий», которые они считают не лучше «частных».
Читайте также:
Национализм и национал-патриотизм
Фашизм, его разновидности и направления:
Консерватизм, его разновидности и направления:
Национал-консерватизм (национальный консерватизм, националистический консерватизм)
Либертарианский консерватизм (консервативное либертарианство)
Христианская демократия
Фискальный консерватизм (консервативный капитализм, финансовый консерватизм)
Зеленый консерватизм (экологический консерватизм)
Прагматичный консерватизм
Коммунизм, его разновидности и направления:
Марксизм-ленинизм (ленинизм, ленинский коммунизм, большевизм)
Социализм, его разновидности и направления:
Либерализм, его разновидности и направления:
Социальный либерализм
Культурный либерализм
Анархизм, его разновидности и направления:
Анархо-синдикализм (синдикализм)
Индивидуалистический анархизм (анархо-индивидуализм)