Джон Стюарт Милль
Именитый английский философ, социолог, экономист и политический теоретик Джон Стюарт Милль появился на свет 20 мая 1806 года в Лондоне, в многодетной семье выдающегося экономиста Джеймса Милля. С раннего детства мальчик проявлял удивительную тягу к знаниям, которая всячески поощрялась родителями. Уже в три года Джон освоил чтение и письмо, в шесть — начал писать собственные сочинения на тему истории, в восемь — преподавал различные науки младшим братьям и сёстрам, а в десять — осилил труды Платона. Среднее и высшее образование Милль получил на дому. Следует отметить, что этот одарённый юноша смог полностью освоить университетскую программу к 14 годам. А помогли ему в этом его наставники — философ и правовед Иеремия Бентам и знаменитый реформатор Фрэнсис Плэйс.
Именно они привили юному Джону утилитарное мировоззрение. Тем не менее, несмотря на свою гениальность, Милль сильно страдал из-за отсутствия обычных детских радостей и друзей. Он впал в депрессию и едва не покончил с собой. Чтобы восстановить душевное равновесие, в 1820 году молодой человек отправился на отдых во Францию. Именно там, приобщившись к прогрессивным идеям постреволюционного французского общества, Джон раз и навсегда проникся либерализмом.
Поскольку Джон Милль не имел права обучаться в Оксфорде или Кембридже в силу своих религиозных взглядов, он начал карьеру в Ост-Индской компании и постепенно поднялся по служебной лестнице от простого клерка до чиновника. Именно там он впервые организовал кружок утилитаристов и даже издавал тематический журнал. В 1856 году Милля избрали почётным членом Американской академии наук. А с 1865 года он уже активно представлял интересы Либеральной партии в палате общин в статусе депутата Вестминстерского округа. Главными его инициативами являлись предоставление субсидий фермерам Ирландии, защита избирательных прав женщин, а также сохранение смертной казни в качестве наказания за совершение ряда тяжких преступлений.
Джон Милль скончался в результате рожистого воспаления на 66 году жизни 8 мая 1873 года во французском Авиньоне, оставив после себя немало выдающихся научных трудов. Наиболее значимыми из них по праву считаются «Система логики» (1843 г.), «Принципы политической экономии» (1848 г.), «О свободе» (1859 г.), «Утилитаризм» (1861 г.) и многие другие.
Джон Стюарт Милль и его мировоззрение
Несмотря на то, что Джон Стюарт Милль всегда идентифицировал себя, как абсолютного либерала, с течением жизни его взгляды подвергались изменениям. Если сначала он целиком и полностью разделял учение Иеремии Бентама, носившее название «утилитаризм» и требовавшее оценки поведения и поступков людей, исходя из их полезности для других членов общества, то впоследствии он стал сторонником сенсимонизма (Клод Анри де Рувруа де Сен-Симон). Последователи этого движения, в будущем оформившегося в секту, большее внимание уделяли чувствам и душевным переживаниям личности.
Этот учёный является одним из главных теоретиков демократизма как в политике, так и в экономике. Он открыто критиковал свойственный тому времени общественный строй, унижающий простых рабочих и делающий их жизнь невыносимой. Выход из сложившейся ситуации Джон видел в проведении ряда реформ, призванных полностью заменить частные компании рабочими ассоциациями, сделать образование более доступным для трудящихся и расширить полномочия их профессиональных союзов.
Будучи ярым противником любой формы рабовладения, Милль выступал за полное упразднение данного социального института, признавал за трудовыми коллективами их право на проведение стачек и забастовок и активно поддерживал феминисток (аболиционизм).
Идеи
Несмотря на свою верность идеалам либерализма, Джон Стюарт Милль испытывал некую симпатию к социализму и даже оправдывал проявления британского империализма. Например, в своих сочинениях он писал, что некогда цивилизованные и развитые страны, такие как Индия и Китай, с течением времени деградировали. Спасти же их из этого состояния способна лишь колонизация Британской короной. Данный тезис подробно изложен в книге «О свободе».
Будучи агностиком и атеистом, Джон Стюарт предлагал такие способы решения острых социальных проблем, к которым чрезмерно религиозное общество тех лет было совершенно не готово. К примеру, улучшение жизни простых трудящихся женщин он связывал с ограничением рождаемости и возможностью получения высшего образования. Именно об этой теме философ размышлял на страницах книги «Подчинение женщины».
В вопросах экономики Джон Стюарт Милль разбирался не хуже, чем в социальных и политических аспектах. В частности, он сумел обосновать необходимость развенчания культа денег и высказывал мысль о том, что теория либеральной экономики уже давно разработана, и властям требуется лишь решиться реализовать её на практике.
Возможно, идеи Джона Стюарта Милля кому-то покажутся весьма посредственными, однако, в них заключён его уникальный новаторский подход к решению насущных проблем, и они до сих пор не утратили своей актуальности.