Цивилизация
Определение цивилизации
Цивилизация — это сложный и динамический концепт, который включает в себя множество факторов, таких как социальные, культурные, экономические, политические и религиозные аспекты. В широком смысле слова, под термином «цивилизация» понимается высокая степень развития общества, включающая в себя различные формы организации и планирования жизни, а также изобретение и использование новейших технологий.
Одним из ключевых аспектов цивилизации является культура. Культура включает в себя все те выражения человеческой деятельности, которые влияют на общество, включая искусство, музыку, литературу, религию, науку и технологии. Культура пронизывает все аспекты жизни, от общественных отношений до повседневной жизни людей.
Подход к восприятию цивилизации через призму экономических отношений включает в себя все процессы производства, распределения и потребления благ и услуг, которые обеспечивают существование и эволюцию общества. Экономические отношения являются неотъемлемой частью культуры и социальной структуры цивилизации.
Политический аспект цивилизации относится к организации власти и управления обществом. Он определяет, как принимаются решения, какие институты власти существуют и как они функционируют. Политическая система цивилизации может быть разной, например, демократической, теократической или военной.
Религия также является ключевым аспектом цивилизации. Религиозные убеждения и практики играют важную роль в формировании мировоззрения, морали и культурных норм общества. Религиозные идеи также могут влиять на экономические и политические аспекты жизни цивилизации.
Технологии и наука играют важную роль в развитии цивилизации. Наука позволяет расширять знания о мире, в котором мы живем, и создавать новые технологии и инновации. Это в свою очередь ведет к улучшению нашей жизни и способствует экономическому росту и развитию технологий.
Признаки
- Организованные формы общественной жизни, такие как государство, политические институты, правовая система и социальные нормы.
- Наличие развитой культуры, которая включает искусство, литературу, музыку и религию.
- Наличие развитой экономическая инфраструктуры, обеспечивающей благосостояние населения.
- Технические инновации, способствующие росту производительности и благосостояния, такие как изобретение новых технологий, развитие науки и промышленности.
- Систему образования и научных исследований, обеспечивающую развитие науки, культуры и технологий.
- Общество с сильными нравственными и этическими принципами, которые регулируют поведение людей и управляют их взаимоотношениями.
- Развитые системы связи и транспорта, позволяющие гражданам цивилизации мобильность и свободный обмен идеями, товарами и услугами.
Данные признаки являются важными составляющими цивилизации в общем, но они могут различаться в зависимости от исторических, культурных и социальных факторов, характеризующих тот или иной регион.
Цивилизация как философский конструкт
Существует множество философских подходов и идей к пониманию цивилизации, в том числе следующие.
- Марксистский подход, согласно которому цивилизация является продуктом экономических отношений и классовой борьбы. Данный подход опирается на теорию исторического материализма, согласно которой цивилизация рассматривается как результат экономических отношений, которые складываются в процессе истории. Марксистская теория разделения труда и эксплуатации рабочего класса ставит в центре внимания экономическую базу общества и считает, что производственные отношения становятся определяющим фактором культуры и идеологии общества. Согласно этой теории, что цивилизация возникает благодаря разделению населения на классы, а также эксплуатации рабочих классов.
- Философия истории, как раздел философии, позволяющий анализировать цивилизацию в процессе ее прохождения через определенные стадии развития, от первобытной до постиндустриальной, каждая из которых имеет свои особенности.
- Культурологический подход, который рассматривает цивилизацию как процесс внутреннего развития культуры, связанный с формированием ее основных признаков (наука, искусство, религия, технология и т.д.).
Каждый из этих подходов имеет свои особенности и принципы, но все они помогают лучше понимать природу и развитие цивилизации.
Структура
Рассмотрение структуры цивилизации ставится в зависимость от подхода, применяемого к ее познанию (социальный, политический, культурологический и т.д.). Вместе с тем, при обобщенном понимании данного явления можно выделить некоторые составные элементы, которых входят в структуру любой цивилизации.
- Государство: управление реализуется посредством способа взаимодействия между центральными (местными) органами власти и народом (монархия, демократия, республика).
- Экономика: виды производственных отношений и торговых связей, которые составляют экономическую систему (капитализм, социализм, коммунизм).
- Социальные отношения: деление людей на социальные классы на основе происхождения, профессии, дохода и т. д. (аристократия, крестьянство, буржуазия, рабство).
- Культура: моральные принципы и культурные нормы, которые определяют поведение и особенности народа (язык, литература, искусство, религия).
- Религия: верования и практики, которые используются для объединения и мотивации людей (христианство, ислам, буддизм).
Виды цивилизаций
Существует множество подходов к классификации цивилизаций, но вот некоторые из наиболее распространенных видов.
- Географический подход предполагает деление цивилизаций на виды, основанные на их географическом расположении (европейская, африканская, американская цивилизация и т.д.).
- При применении культурного подхода можно вычленить цивилизации, основанные на общем культурном наследии (западная, мусульманская, индуистская цивилизация и т.д.).
- Религиозный подход позволяет подразделять цивилизации, основанные на общих религиозных традициях (христианская, исламская, буддистская т.д.).
- Использование этнического подхода предполагает выделение цивилизаций, основанных на общей этнической принадлежности (японская, европейская, еврейская, африканская).
- Исторический подход: цивилизации, основанные на общих исторических событиях и развитии. Примеры: античная цивилизация, феодальная цивилизация, индустриальная цивилизация и т.д.
Каждый подход имеет свои особенности и преимущества, и в зависимости от контекста и цели может использоваться тот или иной вид классификации.
Цивилизация по Ханктингтону
По Хантингтону, цивилизация есть культурная общность наивысшего ранга, как самый широкий уровень идентичности людей, определяющаяся наличием общих черт объективного порядка, а также субъективной самоидентификацией людей.
Деление на цивилизации условно. По его мнению создание этих общностей имеет смысл лишь при использовании культуры (то есть совокупности духовных и материальных ценностей, созданных данной цивилизацией, а так же способностью воспроизводить их) как главного образующего фактора, то есть, объединяя в цивилизацию все страны, принадлежащие к определённой культуре.
Разумеется, нельзя говорить о полной культурной идентичности любых двух различных человеческих общностях. При рассмотрении двух различных человеческих общностей, определяемых как принадлежащие к одной определённой культуре, нельзя не увидеть явственных культурных различий между ними, однако существуют третьи общности, принадлежащие к совершенно другой культуре, которые коренным образом отличаются от обоих.
Здесь показан принцип выделения цивилизаций, вот практическое пояснение самого Хантингтона:
«Деревня в Южной Италии по своей культуре может отличаться от такой же деревни в Северной Италии, но при этом они остаются именно итальянскими селами, их не спутаешь с немецкими. В свою очередь европейские страны имеют общие культурные черты, которые отличают их от китайского или арабского мира».
Цивилизации определяются наличием общих объективных черт (История, язык, религия…) и непосредственно субъективной самоидентификации людей этой цивилизации, причем она (самоидентификация) может меняться с течением времени, вследствие чего меняются и цивилизации.
Поэтому нельзя говорить о монолитности цивилизаций, они сами по себе могут состоять из нескольких национальных государств, могут наслаиваться друг на друга, включать в себя субцивилизации. Вследствие определённых причин различные общности (их можно назвать этносами) могут культурно размежеваться друг от друга на такое расстояние, что их будет проще и справедливее назвать различными цивилизациями.
Особенно яркий пример этого — выделение Японской цивилизации: Япония, как известно, уходит корнями в Китай и Юго-Восточную Азию, однако культурно эволюционировала по другой, отличной от них ветви, вследствие чего Японию сейчас и рассматривают как отдельную цивилизацию.
Хантингтон определяет цивилизацию как самый широкий уровень культурной идентичности людей. Следующий уровень — отличие человечества от других живых существ. Вследствие габаритов цивилизации сейчас в мире Хантингтон насчитывает 7-8 цивилизаций, охватывающих весь обитаемый мир:
- Западная (западная Европа и Северная Америка);
- Латиноамериканская (включает в себя Южную и центральную Америку);
- Африканская (центральная и часть южной и северной Африки. Хантингтон называет её так же лишь претендентом на звание цивилизации);
- Исламская (Часть северной Африки, Средняя Азия и часть Юго-восточной Азии);
- Православная (Она же Русская, Восточно-европейская и Восточно-Христианская. Восточная Европа, Сибирь. По мнению Хантингтона, находиться на гране полного исчезновения);
- Индусская (Часть Южной Азии); Конфуцианская (она же Китайская. Китай и Юго-восточная материковая Азия);
- Японская цивилизация.
Данные цивилизации существуют на данный момент, но, разумеется, существовали и другие цивилизации и, вероятно, будут формироваться новые. Цивилизации не постоянны в развитии и существовании, то есть цивилизация может переживать период расцвета, зарождения, упадка, смерти и т.д. Всего, по словам Хантингтона (он ссылается на Тойнби) можно говорить о 21 цивилизации.