Светскость (светское государство)

Светскость (светское государство)

Определение понятия «светскость»

Светскость (или секулярность) – это принцип, при котором власть, общество и законы отделены от религиозных и церковных властей. Иными словами, государство и правительство не являются частью какой-либо религии и не ссылаются на нее при принятии решений. В светском государстве каждый имеет право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, и никакие религиозные группы не имеют преимущества перед другими. Светскость также предполагает, что государство не навязывает своих взглядов населению, а уважает право всех на свободу совести и вероисповедания.

Светскость является важным принципом многих современных государств, которые стремятся обеспечить свободу и равенство для всех граждан.

Как мы видим, понятие светскости неразрывно связано с таким общественным институтом, как государство. В светском государстве религия отделена от государственной власти, правовое регулирование не может основываться на религиозных нормах, религиозные учреждения, независимо от их вероисповедания, не имеют привилегий, предоставленных государством.

Признаки светскости (светского государства)

Признаки светскости подразумевают соблюдение ряда принципов, которые отличают светское государство от религиозных форм правления:

  • принцип равенства, означающий, что в светском государстве все люди равны перед законом независимо от их религиозных убеждений или пристрастий;
  • взаимное разделение государственных институтов и религиозных институтов. Никакая религия не имеет преимущества перед другими, и государство не принимает решений на основе религиозных убеждений;
  • свобода совести и вероисповедания. Гражданам гарантируется право свободно исповедовать любую религию или не исповедовать никакую;
  • свобода слова. Гражданам гарантировано право свободно выражать свои религиозные и убеждения в общественных дискуссиях.

В целом, признаки светскости нацелены на создание гражданского общества, в котором все люди равны, свободны и получают защиту своих прав.

Светское государство в философии

Одним из основоположников концепции разделения государства и религии считается влиятельный христианский мыслитель IV-V вв. н.э. Аврелий Августин. В своих трудах «О граде божьем», «О граде земном» Августин предлагает идею разделения ролей церкви и государства. Он утверждал, что церковь и государство должны заниматься своими делами: государство – управлением земными вопросами, а церковь – духовными. По мнению данного мыслителя государство должно защищать религиозную свободу и не вмешиваться в вероисповедание граждан. Эта идея стала основой современных светских государств, где религиозная свобода и разделение церкви и государства считаются важными принципами.

Концепция светского государства вышла на новый уровень развития в XVI веке, когда один из основателей протестантизма Мартин Лютер выдвинул идеи о светской власти. В своем труде “О светской власти” М. Лютер утверждал, что государственная власть – божественный дар и должна использоваться для защиты общественного порядка и справедливости в обществе в соответствии со светскими законами. Являясь главным деятелем Реформации в Германии М.Лютер отвергал связь между церковью и государством, считая, что церковь не должна иметь влияния на политику страны. Он выдвинул концепцию “двух царств” – царства земного (государства) и царства небесного (церкви), разделяющих власть и привилегии.

Важный этап в формировании идей светскости произошел в эпоху Просвещения. Вольтер, Жан-Жак Руссо, Шарль Монтескьё и другие мыслители этой эпохи выступали за отделение церкви от участия в управлении государством, они отстаивали идеи толерантности  и свободы вероисповедания, рассматривая религию как личное дело каждого человека. По их мнению, ответственность за общественную жизнь должна быть возложена на мирские власти, которые не должны были руководствоваться религиозными установками в своей деятельности.

Идеи Просвещения повлияли на законы и системы управления многих государств. Например, в США современное понимание свободы вероисповедания, закрепленное в первой поправке к Конституции, имеет истоки в идеях Просвещения. Значительное влияние на отстаивание идей светской философии в США оказал Томас Джефферсон, который был сторонником полного разделения государства и религии, и отвергал привилегии и налоговые льготы, устанавливаемые церквям. Он считал, что отделение культов от правительства – это необходимое условие для обеспечения свободы личности и эффективности государства.

Светскость в современном мире

В своих конституциях или других основополагающих официальных документах большинство государств мира придерживаются концепции светского государства.

Некоторые страны являются светскими несмотря на наличие официальной религии, поскольку государство не вмешивается в религиозные практики и не оказывает на них влияние (Великобритания, Исландия, Норвегия, Испания, Тайланд и др.).

Критериям светскости не отвечают некоторые из мусульманских государств, например, Афганистан, Иран, Саудовская Аравия и ОАЭ.  Ватикан является городом-государством, представляющим собой штаб-квартиру Католической церкви под руководством Папы Римского. Религия не отделена от государства и в Израиле. Концепция разделения религии и государства закреплена в законе о свободе профессии и вероисповедания, который определяет Израиль как светское государство. В то же время, на территории Израиля могут быть заключены лишь религиозные браки, действуют ограничения на работу многих заведений и общественного транспорта в субботу. Ряд признаков в порядке общественного устройства данного государства позволяет утверждать, что религиозные вопросы оказывают значительное влияние на общественную жизнь в Израиле.

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Мы используем cookie-файлы. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности