Реформация — Мартин Лютер
Мартин Лютер (1483—1546) – немецкий теолог, идеолог Реформации (реформация католицизма). Он сформулировал основные тезисы, сплотившие на раннем этапе сторонников Реформации.
Главный тезис Мартина Лютера – спасение только в вере. Вера человека это его личный священник, только ей можно оправдаться оказавшись перед богом. Отсюда следует, что церковь более не нужна верующему. Бог не знает разграничений между чернью и знатью, между мирянами и церковниками – все равны перед ним. Это утверждение, наверное, одна из ранних идей равноправия.
Такая идея равноправия опирается на естественно-правовую природу, как производная от божьей воли. При этом, естественное право это право светское, то, что помогает правителям управлять внешним – собственностью, поведением людей. Отсюда принцип разумности и целесообразности управления человеческими отношениями государством. Однако, есть и божественное право вне юрисдикции государства – отвечающее за все то, что внутри человека, за его духовный мир.
При этом, такое равноправие в теории Мартина Лютера не является причиной установления демократических принципов. Напротив, деятель Реформации призывал к подчинению монарху и терпению чинимого им произвола.
Мартин Лютер проповедовал отделение церкви от государства. Папская власть в его воззрениях может только помогать укреплять авторитет монарха. Это сработало на укрепление абсолютизма светской власти. Для политического сознания Германии того времени вообще была присуща идея всепроникающей веры в светское государство. А то, что Мартин Лютер ратовал за внутреннюю религиозность только укрепило его позиции.
Таким образом, то, за что выступал первый деятель Реформации, не сыграло на руку его учению. Еще больше стало царить бюргерство, религиозный фанатизм, эксплуатация крестьян.
Деятельная и радикальная Реформация — Томас Мюнцер
Томас Мюнцер (ок. 1490—1525) напротив, возглавил радикальную реформацию, крестьянско-плебейский её сектор. Это движение вело свою войну против всякой эксплуатации и неравенства.
Кульминацией стала Крестьянская война в Германии (1524—1526).
Требования и идеи крестьян были описаны в «12-ти статьях» и в «Статейном письме». «12 статей» это сборник конкретных и вполне умеренных требований – отмена крепостничества, выборность и сменяемость духовенства, уменьшение налоговой нагрузки, эффективность судопроизводства и прочего. Томас Мюнцер и его ближний круг в свою очередь выпустили «Статейное письмо» с более радикальными положениями. Авторы призывали объединиться в христианский союз и братство и революционными методами сломать существующий порядок, превратить страну в справедливое государство «общей пользы».
По мысли Томаса Мюнцера стоило передать власть простому народу, в коем он видел людей, свободных от эгоизма. Этот деятель яростно осуждал Мартина Лютера в его утверждении светского государства и видел в этом узурпацию власти узкой прослойкой людей. При этом, главной целью виделось сбросить безбожников с трона, воспользоваться силой крестьян.
Томасом Мюнцером точно не описывалось каким должно быть это государство общей пользы. Мы не найдем в его учении ни формы устройства, ни описания процесса управления. Можно просмотреть только зачатки демократических идей. Но отчетливо просматривается необходимость обеспечения охраны основ государства, контроль его населением.
Теологическая составляющая черпалась Томасом Мюнцером из Библии. Отсюда тяга к установлению «царства Божьего» на практике, как государства без классового разделения, частной собственности.
Жан Кальвин: божественное предопределение
Жан Кальвин (1509—1564) еще один видный теоретик Реформации, запомнившийся работой, которую написал уже в Швейцарии — «Наставление в христианской вере» (1536). Основной тезис его учения – божественное предопределение. Бог заранее предопределил все — судьбы людей, в том числе загробные (кому суждено спастись). О таком спасении человек может догадаться уже на земле – если он успешен в миру и покорен властям, то спасется.
Из главного тезиса следует стремление каждого кальвиниста отдавать себя своему профессиональному пути без остатка, бережливо вести хозяйство и отрицать наслаждение. Таким образом, сословные разделения и привилегии не важны.
Этот протестантский тезис, как позднее изложил Макс Вебер в своем труде «Протестантская этика и дух капитализма» (1905) стал причиной экономического подъема протестантских стран и задержки их в топе рейтингов по экономическим показателям.
Немаловажное значение было и у реформы устройства церкви, задуманной Жаном Кальвином. Церковная община стала возглавляться пресвитерами, избираемыми из наиболее успешных людей и проповедниками без церковного сана, которые образовали консисторию.
Именно эта реформа была воспринята политическими деятелями для развития республиканских программ. Однако, рассуждая о власти Жан Кальвин с одной стороны ругал знать за произвол надо подданными и беззаконием, угрожал ей карой с небес, с другой призывал каждого верующего к подчинению.
Конечно, право на сопротивление у народа есть, но с двумя оговорками. Во-первых, творимые насилие и произвол должны стать более нестерпимыми. Во-вторых, должны быть исчерпаны мирные методы борьбы.
Несмотря на все указанное, наихудшая форма правления по Кальвину – демократия, лучшая – олигархическая.
Кроме того, учение Кальвина характеризуется нетерпимостью к другим религиозным взглядам и крестьянским ересям. Рассматриваемый деятель, в период руководства консисторией в Женеве, подчинил ей магистрат города, установил слежку за простыми горожанами, жестко регламентировал все стороны жизни. За отступление от правил следовало жесткое наказание, казни еретиков стали обыденностью.
Оценивая роль этой идеологии в истории стоит упомянуть, что большое значение она имела в первой буржуазной революции, установлению республики в Нидерландах, формированию республиканских партий в Англии. Кальвинизм стал кормом мировоззрения буржуазии.