Макс Вебер (1864-1920) — биография и взгляды
Максимилиан Карл Эмиль Вебер (Макс Вебер) — немецкий социолог, философ, историк, политический экономист. Его идеи оказали значительное влияние на развитие общественных наук, в особенности — социологии.
Основные взгляды и идеи социолога изложены в его трудах «Экономика и общество» (1922 год) и «Протестантская этика и дух капитализма».
Два наиболее известных вклада Макса Вебера, были “тезисом рационализации”:
- метаисторический анализ господства запада в Новое время,
- “протестантский этический тезис” — немарксистская генеалогия современного капитализма.
Вместе эти два тезиса помогли создать ему репутацию одного из теоретиков-основателей современности. Кроме того, его интерес и участие в политике привели к уникальной нити политического реализма, сравнимой с Макиавелли и Гоббсом. Таким образом, влияние Макса Вебера было далеко идущим через широкий спектр дисциплинарных, методологических, идеологических и философских размышлений.
Макс Вебер родился в 1864 году в Эрфурте (Пруссия).
В юности он успел отучиться на юридическом факультете, сдать адвокатский экзамен и защитить одну за другой две диссертации. После чего, начал преподавать в Берлинском университете. Основную часть жизни Макс Вебер посвятил научным изысканиям с перерывом на службу в армии в период Первой мировой войны. Кстати, в армию он отправился добровольно, хотя на тот момент ему уже было 50 лет. Умер 14 июня 1920 г.
Макс Вебер был ярым антисоциалистом, презирая антинационалистическую позицию марксистских партий. Он был удивлен, что коммунисты в России (которые распустили старую элиту и бюрократию) смогли продержаться более полугода.
Макс Вебер, наряду с Карлом Марксом, Вильфредо Парето и Эмилем Дюркгеймом, является одним из основателей современной социологии. В то время как Парето и Дюркгейм, вслед за Контом, работали в позитивистской традиции, Вебер работал в антипозитивистской, идеалистической традиции. Эти работы положили начало антипозитивистской революции в социальных науках, которая подчеркивала различие между социальными науками и естественными науками, особенно в связи с социальными действиями человека. Ранние работы Вебера были связаны с индустриальной социологией, но больше всего он известен своими поздними работами по социологии религии и социологии управления.
Научные изыскания
Основные взгляды и идеи социолога изложены в его трудах «Экономика и общество» (1922 год) и «Протестантская этика и дух капитализма».
Макс Вебер и протестантизм
Бурное развитие капитализма предопределило интерес ученых к различным аспектам становления социолога. Макс Вебер исследовал капитализм через призму своих методологических конструкций. Он считал, что религиозные принципы протестантизма породили капитализм. Высказывается парадоксальная на первый взгляд мысль о том, протестантизм и предпринимательство связаны между собой крепкими узами. Исследования, который проводил сам ученый, наглядно свидетельствуют о том, что среди промышленников и предпринимателей большое количество протестантов.
Есть основания для того, чтобы увидеть разумность данных выводов: протестантизм, больше чем другие религии, приветствует финансовую состоятельность, не брезгуя ростовщичеством в том числе. Кроме того, аскетизм и сдержанный стиль жизни не предполагают расходы на всякие излишества.
Бюрократия и лидерство
В своем научном труде «Политика как призвание и профессия» был рассмотрен вопрос о насилии со стороны государства. Если в древние времена это было обычным делом, то в цивилизованных государствах право на насилие выдается в особых случаях и отдельным структурам. То есть применять насилие имеет право только государство.
Другими словами, единственным источником прав на насильственные действия является государство. В своем научном труде «Хозяйство и общество» ученый выделил бюрократический аппарат как социальный институт, который является единственно действенным по сравнению с прочими механизмами.
Один из основных терминов, часто упоминаемых ученым, является «господство» (или власть).
Объясняется и разность между понятиями власть и господство. Для установления власти требуется экономическая сила. В этом случае возникают экономические отношения между управляемым и управляющим, который посредством приказов навязывает свою волю подчиненным.
Выше уже говорилось роли насилия как основе государственных отношений, но при этом еще отмечается, что для того, чтобы возникли государственная машина работала длительное время, одного только насилия мало. Роль насилия как основа государства. Признавая этот факт, Вебер все же делал акцент на том, что для возникновения и длительного функционирования господской системы одного насилия недостаточно. Должны быть традиции, ценности, убеждения, правила и нормы, которые обеспечивали бы послушание людей. Необходимо также наличие неких традиций, ценностей, убеждений, правил и норм, которые обуславливают общественное послушание людей.
Социолог выделил три «идеально чистых типа господства»: харизматическое, традиционное и рациональное.
- По традиции господство основывается на глубокой вере людей в законную власть, которая имеет опору в виде традиций и вооружается закрепленными за собой нормы и правила.
- Можно говорить о харизматической системе власти. Эти люди владеют харизмой и могут вести за собой других.
- Рациональная власть основывается на процедурах (например, выборы) и верховенстве закона.
Если говорить о социологии, то надо понимать её как науку, которая изучает поведение личности, которая в свои действия вкладывает определенный смысл. Было выделено четыре типа социальной мотивации, которые побуждают человека к действию: ценностно-рациональное социальное действие (в его основе лежит вера в этическую, эстетическую, религиозную ценность поведения независимо от ее результата), целерациональное социальное действие (когда человек не приступает к действию до тех пор, пока кто-то не покажет пример или готов следовать велению толпы), аффективное социальное действие (эмоциональное действие), традиционное социальное действие (привычное поведение человека).