Томас Гоббс
Томас Гоббс (родился 5 апреля 1588 года, Уэстпорт, Уилтшир, Англия — умер 4 декабря 1679 года, Хардвик-Холл, Дербишир) — английский философ, ученый и историк, наиболее известный своей политической философией, особенно сформулированной в труде «Левиафан» (1651).
Биографическая справка
Воспитывался состоятельным дядей, который хорошо знал античную литературу и классические языки. В 1603 году он поступил в Оксфордский университет (Magdalen Hall), который окончил в 1608 году. Там его обучили схоластической логике и физике.
Карьера Гоббса как философа началась лишь во время его второго путешествия на континент. Когда его покровитель умер, в качестве временной экономии графиня Девонширская отказалась от преподавательских услуг Гоббса для своего сына. Он получил аналогичную работу у сэра Джерваса Клифтона и в 1629 году сопровождал сына Клифтона в путешествии на Континент.
В Париже, во время своего третьего путешествия на континент (1634-1637), снова на службе у Девоншира в качестве наставника Вильгельма, будущего графа, он стал членом интеллектуального кружка аббата Марена Мерсенна, покровительствовавшего Рене Декарту и Пьеру Гассенди (позднее Гассенди стал одним из самых близких друзей Гоббса).
Томас Гоббс также совершил паломничество в Италию в 1636 году, чтобы посетить Галилея, ведущего представителя новой натурфилософии. Ко времени своего возвращения в Англию в 1637 году он, возможно, по предложению Галилея, задумал основные контуры своей философской системы, в которой метод геометрии и концепции новой науки о движении должны были быть применены к человеку в обществе.
Известны его близость (на некоторых этапах жизни) к роялистским кругам, боязнь революционных движений, приверженность к абсолютной политической власти.
Томас Гоббс: идеи и взгляды
Политико-юридическая доктрина Гоббса содержится прежде всего в его трудах:
- «Философское начало учения о гражданине» (1642),
- «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651).
Томас Гоббс отталкивается в построении своих взглядов от природы человека. Так, в своем естественном состоянии все равны и каждый человек имеет «право на все». И такое «право на все» усугубляется тем, что люди, в своем обыкновении, являются эгоистичными, трусливыми, властными, агрессивными и корыстными. Отсюда утверждения:
Человек человеку волк
Война всех против всех
Томас Гоббс и естественное право
Именно «война всех против всех» является естественным состоянием общества. Ситуация усугубляется тем, что если каждый имеет «право на все», то одновременно человек не имеет вообще никаких прав.
В таком положении дел, Гоббс отмечает наличие у людского рода инстинкта самосохранения (природную трусливость) и рациональности, которая помогает спрогнозировать последствия своего поведения. Из этих двух характеристик складывается естественное право.
Главным естественным законом по Гоббсу является следующий постулат:
необходимо стремиться к миру и следовать ему
Так же, человек естественно может отказаться от своих прав или их части, если того велит естественный закон (стремление к миру и самозащита). Отказ от права совершается народом в пользу определенного лица или властвующей группы. Отсюда вытекает еще одно естественное правило — pacta sunt servanda (с латинского «договоры должны соблюдаться»). В ином случае, любое соглашение теряет свой смысл.
Томас Гоббс утверждает, что существует еще шестнадцать естественных законов, которые можно объединить в один общий, схожий с императивом Канта:
не делай того, чего не желал бы, чтобы сделали тебе
Естественным законам в учении Гоббса дается влиятельное место, но автор оговаривается, что исполнение их не является обязательным. Превратить их в конкретные правила с санкцией за несоблюдение может только власть.
Таким образом, человеческое существо стремиться к исполнению естественного закона, но их он может ослушаться, а позитивный закон охраняется властью и наказанием.
Так как государство вправе издавать обязательный позитивный закон (который должен быть идентичен естественному праву), именно оно является гарантом мира и не допустит «войны всех против всех».
Гоббс о суверене
Передавая права по общественному договору, граждане формируют фигуру суверена (коллективного — группы или индивидуального — монарха).
При этом, заключая договор, граждане лишаются права на восстание и не могут изменить форму правления.
Однако, государство может возникнуть не только вследствие заключения общественного договора, но власть можно захватить силой. При этом, государства на праве приобретения Гоббс не жалует.
Суверен, в свою очередь, обладает всей полнотой абсолютной власти по отношению к подданным и не несет перед ними ответственности (он, в отличие от граждан, договором не связан). Его полномочия не отчуждаемы и неделимы. Он издает законы, отменяет их, объявляет войну и прочее. В этом плане Гоббс критикует феодальные монархии, ведь там власть монарха ограничена.
«Делить власть государства — значит разрушать ее, так как разделенные власти взаимно уничтожают друг друга»
Таким образом, полномочия суверена практически являются монополией на жизнь и смерть граждан
«все, что бы верховный представитель ни сделал по отношению к подданному под каким бы то ни было предлогом, не может считаться несправедливостью или беззаконием в собственном смысле»
Обоснование такой позиции простое – отсутствие абсолютной власти ведет к большим негативным последствиям, чем ее наличие. Гоббса больше беспокоят гражданские конфликты в отсутствие абсолютной власти, чем произвол и тирания такой абсолютной власти.
Концепция Гоббса высоко ценится этатистами, так как обосновывает сильную власть наведением порядка. При этом, все остальные важные вопросы признаются малозначимыми из поля рассмотрения убираются (правовой характер государства, права человека, устройство экономики и прочее).
При этом, философ, конечно, ставит перед государством задачу
«поощрять всякого рода промыслы, как судоходство, земледелие, рыболовство, и все отрасли промышленности, предъявляющие спрос на рабочие руки»
А также принуждать к труду своих подданных, заниматься воспитанием и просвещением.
Говоря о просветительской функции государства стоит сказать, что суверен должен бороться с «мятежными учениями». Таковыми он считал любые концепции, содержащие тезис о том, что каждый человек сам может отличить добро от зла. Для Гоббса только позитивное право может устанавливать, что является добром или злом, справедливостью или несправедливостью. Такие «мятежные учения» могут стать предпосылкой гражданских конфликтов, осуждения действий суверена.
Государство гарантирует своим подданным свободу, которая является (у Гоббса) правом делать все то, что не запрещено гражданским законом, в частности
«покупать и продавать и иным образом заключать договоры друг с другом, выбирать свое местопребывание, пищу, образ жизни, наставлять детей по своему усмотрению и т. д.».
Стоит сказать, что для того времени, такое высказывание выглядит прогрессивно.
В свою очередь, для суверена существует только одна обязанность, она же является естественным законом – забота о благе народа. Конечно, это входит в неразрешимый конфликт с еще одним тезисом учения Томаса Гоббса – суверен не несет никакой ответственности перед народом.
Философ утверждал, что существуют три формы правления, их применение обусловлено целями общества:
- монархия
- демократия (народоправство)
- аристократия
Однако, большого внимания этому вопросу он не уделяет, так как является теоретиком и идеологом абсолютизма.
Верховной власти удобнее быть именно монархической, поскольку «в личности короля олицетворено государство». Позднее это положение повторит (с противоположных позиций обнажив его смысл) Б. Спиноза в своем «Политическом трактате»:
«Царь есть само государство»
Право на восстание
Право на восстание у Гоббса имеет множество ограничений (ведь противиться воле суверена нельзя, а суверен обладает всей полнотой власти).
Однако, если воля и решения суверена противоречат естественному закону (например, если запрещают защищаться или предписывают причинять вред самому себе), то подданные имеют право восстать.
Закон самосохранения является биологическим, а соответственно, естественным законом.
Методы исследования и средства выразительности
Известен Гоббс и методом своего исследования. Он попытался совместить учение о государстве, праве и этике с математикой. Он полагал, что в политике можно вычислить отношения государств, если суммировать договоры между ними; в юриспруденции — определить права или правонарушения, если сложить закон и факт.
Кроме математики, известны его аналогии государства с биологическим организмом: суверен — душа государственности, тайные агенты — глаза государства, гражданский мир — здоровье, мятежи и гражданские войны — с болезнью государства.
Основную методологическую нагрузку у Гоббса, однако, несет подход к государству как к «искусственному человеку», т. е. как к целесообразно, искусно сконструированному людьми из различных пружин, рычагов, колес, нитей механизму. Противоречило ли такое сугубо механистическое видение государства уподоблениям государственности живому организму? Нет, не противоречило, ибо Гоббс считал саму природу, вообще все существующее в мироздании устроенными и функционирующими по типу механизма.
Вслед за Никколо Макиавелли и Гуго Гроцием Гоббс стал рассматривать государство не через призму теологии, а выводить его законы из разума и опыта. Однако, в своих трудах, Гоббс обращается к читателю на языке, доступном современнику: через Священное Писание, рассуждение о христианском государстве и царстве тьмы, называл государство ввиду его земного всемогущества «смертным богом» (схожую формулу мы встретим потом у Гегеля) и т. д.