Право на восстание (лат. jus resistendi) — в политической философии, право граждан любыми средствами, вплоть до вооруженной борьбы, защищать свои права и свободы от узурпаторов (также право на революцию).
Право на восстание относится к естественным правам, то есть не требует подтверждения нормами позитивного права.
Право народа на восстание достаточно хорошо теоретически обосновано. Предтечей этого права стало античное право на тираноубийство. Почитайте интересные истории про Хиона или Гармодия и Аристогитона, чтиво вас затянет. Для античного мира это был единственный выход при узурпации полной власти и творившемся беззаконии. Сейчас, конечно, никаких убийств не нужно, поэтому право на тираноубийство со временем трансформировалось в право на восстание. В свое время о праве народа на восстание писали Иоанн Солсберийский (одобряет), Гуго Гроций (восстать можно только в очень ограниченном ряде случаев), И.Кант (не одобряет), Л.Н.Толстой (не одобряет ибо непротивление злу насилием), Махатма Ганди (только за мирные протесты и гражданское неповиновение), Мартин Лютер Кинг (тоже за ненасильственное свержение власти), Фома Аквинский (рассматривает право на восстание только в церковном ключе, при неповиновении власти церкви).
Однако основное обоснование права на восстание дали Джон Локк в работах «Опыт веротерпимости» и «Два трактата о правлении» и работах Ж.Ж. Руссо. Джон Локк считал, что право на восстание имеет народ, который терпит длительные злоупотребления со стороны власти. Господин Локк пишет, что мерилом деятельности правительства является цель, ради которой оно существует и в этом ключе право на восстание возможно, если цели такие антинародны и правительство или отдельные лица превышают пределы власти. Руссо в трактате «Рассуждения о происхождении и основаниях неравенства между людьми пишет: «…Восстание, которое приводит к убийству или свержению с престола какого-нибудь султана, это акт столь же закономерный, как и те акты, посредством которых он только что распоряжался жизнью и имуществом своих подданных. Одной только силой он держался, одна только сила его и низвергает…».
Про проработку права на восстания В.И.Лениным, К.Марксом и Ф.Энгельсом стоит упоминать? На нем вся революционная идеология строится. Вот именно из такой теоретической базы и выходят многочисленные нормы права, что международного, что национального.
Право на восстание впервые в истории фиксирует Декларация независимости США, далее Декларация прав и свобод человека и гражданина 18 в. во Франции. Основной международный документ, который закрепляет право на восстание Всеобщая декларация прав человека 1948г., принятая ООН. В преамбуле так и говорится — принимая во внимание, что необходимо, чтобы права человека охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать, в качестве последнего средства, к восстанию против тирании и угнетения.
А вот российское законодательство в этом отношении страдает легкой формой шизофрении. Вам обязательно скажут официальные лица, что право на восстание не только отсутствует в законодательстве, но еще и наказывается по всей строгости закона. Будут приводить даже следующие нормы:
Ст. 3 ч.4 Конституции РФ — никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.
Например, будут приводить составы преступлений 279 УК «Вооруженный мятеж», 278 «Насильственный захват власти».
Но нет, не верьте. Законодательство РФ содержит право на восстание, однако с некоторыми ограничениями и не прямо. Во-первых, стоит помнить, что по Конституции РФ единственным источником власти в стране является ее многонациональный народ. Во-вторых, в соответствии со ст.15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права «вшиты» в правовую систему РФ, а следовательно, вышеуказанная норма с правом на восстание в преамбуле Всеобщей декларации прав человека 1948г. действует на территории России. Но вот два ограничения – целями восстания не может быть захват власти (т.е. народ должен при этом оставаться единственным источником власти) и свержение конституционного строя страны.
Но конечно редакция никого ни к чему не призывает и является сторонником только мирных методов сопротивления – через выборы, гражданское общество и контроль.