Право на участие в управлении государством – возможность гражданина принимать участие в принятии управленческих государственных решений.
Важнейшее политическое право на участие в управлении государством, устанавливающее демократический политический режим и демократическую форму правления в государстве, в случае, если это право действительно реализовывается в отношении всех граждан. Право на участие в управлении делами государства является политическим правом, присущим только гражданину соответствующего государства и правом первого поколения.
В международном праве, национальных системах права и науке традиционно выделяют две формы участия – непосредственная форма или прямое голосование по тем или иным вопросам и участие через представителей или выборы.
Мировая практика различает несколько форм непосредственного волеизъявления – референдумы и плебисциты. Различаются эти формы скорее статусом решений или целью проведения, которые закрепляет конкретная правовая система, ведь по сути и плебисцит, и референдум являются народным голосованием по поставленному вопросу.
Например, в Австралии референдумы проводят для внесения изменений в Конституцию, а плебисцит по любым другим вопросам. В Эквадоре известна форма народной консультации. В России Конституцией и законодательством предусматриваются только референдумы разных уровней, однако в 2020 году проведено общероссийское голосование по внесению изменений в Конституцию, формально референдумом не являющееся.
Право на участие в управлении государством через представителей характеризуется двумя составляющими его правами – активным и пассивным избирательным правом.
Активное избирательное право – право выбирать представителя, пассивное избирательное право – право избираться в органы государственной власти и местного самоуправления.
При этом, на практике, право на участие в управлении государством не ограничивается выборами и референдумами. У граждан есть инструменты общественного контроля и продвижения необходимых инициатив. Об этом подробнее написано в «Поваренной книге активиста».
Право на участие в управлении государством в международном праве
Статья 21 Всеобщей декларации прав человека 1948г.:
-
Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей.
-
Каждый человек имеет право равного доступа к государственной службе в своей стране.
-
Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования.
Таким образом, Всеобщая декларация прав человека приравнивает право равного доступа к государственной службе к праву на участие в делах государства.
Статья 3 Право на свободные выборы Протокола №1 от 1950г. к Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950г.:
Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются проводить с разумной периодичностью свободные выборы путем тайного голосования в таких условиях, которые обеспечивали бы свободное волеизъявление народа при выборе органов законодательной власти.
В российском законодательстве
Статья 32 Конституции РФ:
-
Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
-
Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
-
Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
-
Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.
-
Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия.
Статья 3 Конституции РФ:
-
Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
-
Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
-
Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
-
Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону.
Проведение выборов и референдумов на территории России регулируются:
Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 N 67-ФЗ;
Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 22.02.2014 N 20-ФЗ;
Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 10.01.2003 N 19-ФЗ;
Федеральным конституционным законом от 28.06.2004 N 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»;
Региональным законодательством о выборах и референдумах, в том числе Конституциями и Уставами субъектов;
Проведение местных референдумов регулируется Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований.