Право на самоопределение

Право на самоопределение (право наций на самоопределение) – возможность народа (нации) решать вопрос о форме своего существования и осуществлять свое развитие.

Говоря о самоопределении, обычно подразумевают:

  • политическое самоопределение (решение вопроса о государственном устройстве и управлении (в том числе, нахождении внутри какого-то государства или независимости)),
  • культурное самоопределение (развитие и сохранение своей культуры),
  • экономическое самоопределение (самостоятельное владение, пользование и распоряжение своими ресурсами).

При этом, самоопределение народа может производится в разных формах от полного отделения, создания культурных автономий, до отказа от этого права или отказа от каких-либо форм самоуправления.

В вопросе самоопределения наций очень важно участие государства, которое должно способствовать реализации этого права.

Право на самоопределение является одним из основных принципов международного права и правом третьего поколения прав человека (коллективные права или права солидарности).

Право на самоопределение в международных актах

Первое применение права народов на самоопределение случилось в 1792 году, когда папские Анклавы Авиньон и Венсенн присоединились к Франции через плебисцит. Закрепление этого права в качестве одного из основных принципов произошло с принятием Устава ООН (ч.2 ст.1):

 Организация Объединенных Наций преследует Цели:

Развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов, а также принимать другие соответствующие меры для укрепления всеобщего мира.

Статья 1 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 года:

  1. Все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие.

  2. Все народы для достижения своих целей могут свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами без ущерба для каких-либо обязательств, вытекающих из международного экономического сотрудничества, основанного на принципе взаимной выгоды, и из международного права. Ни один народ ни в коем случае не может быть лишен принадлежащих ему средств существования.

  3. Все участвующие в настоящем Пакте Государства, в том числе те, которые несут ответственность за управление несамоуправляющимися и подопечными территориями, должны, в соответствии с положениями Устава Организации Объединенных Наций, поощрять осуществление права на самоопределение и уважать это право.

«Принцип равноправия и самоопределения народов» в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций 1970 года:

В силу принципа равноправия и самоопределения народов, закрепленного в Уставе Организации Объединенных Наций, все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право в соответствии с положениями Устава.

Каждое государство обязано содействовать с помощью совместных и индивидуальных действий осуществлению принципа равноправия и самоопределения народов в соответствии с положениями Устава и оказывать помощь Организации Объединенных Наций в выполнении обязанностей, возложенных на нее Уставом, в отношении осуществления данного принципа, с тем чтобы:

a) способствовать дружественным отношениям и сотрудничеству между государствами и

b) незамедлительно положить конец колониализму, проявляя должное уважение к свободно выраженной воле заинтересованных народов, а также имея в виду, что подчинение народов иностранному игу, господству и эксплуатации является нарушением настоящего принципа, равно как и отрицанием основных прав человека, и противоречит Уставу Организации Объединенных Наций.

Каждое государство обязано содействовать путем совместных и самостоятельных действий всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод в соответствии с Уставом.

Создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом, являются формами осуществления этим народом права на самоопределение.

Каждое государство обязано воздерживаться от каких-либо насильственных действий, лишающих народы, о которых говорится выше, в изложении настоящего принципа, их права на самоопределение, свободу и независимость. В своих мерах против таких насильственных действий и в оказании им сопротивления эти народы, в порядке осуществления своего права на самоопределение, вправе добиваться поддержки и получать ее в соответствии с целями и принципами Устава.

Территория колонии или другой несамоуправляющейся территории имеет, согласно Уставу, статус, отдельный и отличный от статуса территории государства, управляющего ею; такой отдельный и отличный, согласно Уставу, статус существует до тех пор, пока народ данной колонии или несамоуправляющейся территории не осуществит своего права на самоопределение в соответствии с Уставом, и в особенности в соответствии с его целями и принципами.

Ничто в приведенных выше пунктах не должно истолковываться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению или к частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств, соблюдающих в своих действиях принцип равноправия и самоопределения народов, как этот принцип изложен выше, и, вследствие этого, имеющих правительства, представляющие без различия расы, вероисповедания или цвета кожи весь народ, проживающий на данной территории.

Каждое государство должно воздерживаться от любых действий, направленных на частичное или полное нарушение национального единства и территориальной целостности любого другого государства или страны.

Коллизия с принципом территориальной целостности

В современном дискурсе существует неразрешенная коллизия о противоречии права на самоопределение принципу территориальной целостности государства.

В 1999 году Венецианская комиссия изучила вопрос о самоопределении и отделении с точки зрения конституционного права. Комиссия не нашла в текстах конституций положений, предусматривающих отделение части территории страны. Напротив, многие конституции это запрещают, провозглашая неделимость государства, национальное единство или территориальную целостность. Некоторые конституции оставляют возможность для отделения посредством конституционных поправок. С другой стороны, термин «самоопределение» в текстах конституций может означать деколонизацию, независимость уже сложившегося государства и, наконец, «внутреннее» самоопределение — право народов свободно определять их политический статус и осуществлять своё развитие в пределах государства. По мнению Венецианской комиссии, сегодня самоопределение следует понимать главным образом как внутреннее — в рамках существующих границ, а не как внешнее — через отделение.

4 октября 2011 года на заседании ПАСЕ в Страсбурге была принята резолюция № 1832, согласно которой «право этнических меньшинств на самоопределение не предусматривает автоматического права на отделение и должно быть реализовано методом защиты прав меньшинств, как то означено в Рамочной конвенции Совета Европы о защите национальных меньшинств и в резолюции Ассамблеи № 1334 (2003) о положительном опыте автономных регионов как стимула для разрешения конфликтов в Европе», а государства-члены Совета Европы призываются воздерживаться от «признания или поддержки фактических властей незаконно отделившихся территорий, в том числе тех из них, которые были поддержаны иностранными военными интервенциями».

Право на самоопределение в российском праве

Часть 3 статьи 5 Конституции РФ:

Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

Кроме того, в России принят Федеральный закон от 17 июня 1996 г. N 74-ФЗ “О национально-культурной автономии”, который в статье 1 устанавливает:

Национально-культурная автономия в Российской Федерации (далее – национально-культурная автономия) – это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры, укрепления единства российской нации, гармонизации межэтнических отношений, содействия межрелигиозному диалогу, а также осуществления деятельности, направленной на социальную и культурную адаптацию и интеграцию мигрантов.

Таким образом, внутри Российской Федерации существует возможность только культурного самоопределения.

Литература по теме “права человека”

По тегу “права человека”

Больше о правах человека

  1. Права человека
  2. Права ребенка
  3. Право на жизнь
  4. Право на свободу от пыток или жестокого, бесчеловечного или унижающего его достоинство обращения и наказания
  5. Свобода предпринимательства
  6. Свобода ассоциаций
  7. Свобода передвижения
  8. Свобода слова (выражения мнения, массовой информации)
  9. Свобода совести и вероисповедания
  10. Свобода собраний
  11. Право на свободу и личную неприкосновенность
  12. Право на свободу от рабства или подневольного состояния
  13. Право на справедливое и публичное судебное разбирательство
  14. Право на владение имуществом
  15. Право на участие в управлении государством
  16. Право на социальное обеспечение
  17. Право на труд, благоприятные условия труда, защиту от безработицы, свобода труда
  18. Право на определенные стандарты жизни
  19. Право на образование
  20. Право на охрану здоровья
  21. Право на участие в культурной жизни
  22. Право на творчество
  23. Право на пользование результатами научного прогресса
  24. Право на создание семьи и право на охрану семьи
  25. Право на жилище
  26. Право на личную и семейную тайну, неприкосновенность частной жизни
  27. Право равного доступа к государственной службе
  28. Право на отдых и досуг
  29. Право на создание профессиональных союзов
  30. Право на забастовку
  31. Право на самоопределение
  32. Право на развитие
  33. Право на пользование общим наследием человечества
  34. Право на мир
  35. Право на благоприятную окружающую среду
  36. Право на восстание

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Мы используем cookie-файлы. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности