Право на образование
Право на образование — право человека второго поколения (позитивное право — социально-экономическое и культурное), характеризующееся наличием, доступностью (недискриминация, физическая и экономическая доступность), приемлемостью и адаптируемостью образования.
При этом, право на образование может реализовываться при наличии преподавателей и учащихся академической свободы.
Международным правом и национальными системами выделяются ступени образования и разную степень их доступности – бесплатные и обязательные начальное и общее образование, среднее техническое и профессиональное образование общедоступные (бесплатные), высшее на конкурсной основе (на основе способностей).
Право на образование в международном праве
Статья 13 Пакта об экономических социальных и культурных правах 1966г.:
Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого человека на образование. Они соглашаются, что образование должно быть направлено на полное развитие человеческой личности и создание ее достоинства и должно укреплять уважение к правам человека и основным свободам. Они далее соглашаются в том, что образование должно дать возможность всем быть полезными участниками свободного общества, способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями и всеми расовыми, этническими и религиозными группами и содействовать работе Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.
Участвующие в настоящем Пакте государства признают, что для полного осуществления этого права:
a) начальное образование должно быть обязательным и бесплатным для всех;
b) среднее образование в его различных формах, включая профессионально-техническое среднее образование, должно быть открыто и сделано доступным для всех путем принятия всех необходимых мер и, в частности, постепенного введения бесплатного образования;
c) высшее образование должно быть сделано одинаково доступным для всех на основе способностей каждого путем принятия всех необходимых мер и, в частности, постепенного введения бесплатного образования;
d) элементарное образование должно поощряться или интенсифицироваться, по возможности, для тех, кто не проходил или не закончил полного курса своего начального образования;
e) должно активно проводиться развитие сети школ всех ступеней, должна быть установлена удовлетворительная система стипендий и должны постоянно улучшаться материальные условия преподавательского персонала.
Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются уважать свободу родителей и в соответствующих случаях законных опекунов, выбирать для своих детей не только учрежденные государственными властями школы, но и другие школы, отвечающие тому минимуму требований для образования, который может быть установлен или утвержден государством, и обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями.
Никакая часть настоящей статьи не должна толковаться в смысле умаления свободы отдельных лиц и учреждений создавать учебные заведения и руководить ими при неизменном условии соблюдения принципов, изложенных в пункте 1 настоящей статьи, и требования, чтобы образование, даваемое в таких заведениях, отвечало тому минимуму требований, который может быть установлен государством.
Статья 26 Всеобщей декларации прав человека 1948г.:
-
Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого.
-
Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами, и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.
-
Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей.
Статья 2 Дополнительного протокола 1952г. к Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950г.:
Никому не может быть отказано в праве на образование. Государство при осуществлении функций, которые оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей обеспечивать такое образование и такое обучение, которые соответствуют их религиозным и философским убеждениям.
Кроме того, право на образование устанавливается Конвенцией о правах ребенка 1989г. Одним из основных направлений деятельности ЮНЕСКО является образование.
Для унификации высшего образования приняты Европейская конвенция об академическом признании университетских квалификаций 1959г., Европейская конвенция об эквивалентности дипломов, ведущих к доступу в университеты 1953г., Европейская конвенция об эквивалентности периодов университетского образования 1956г.
В российском праве
Статья 43 Конституции РФ:
-
Каждый имеет право на образование.
-
Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
-
Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
-
Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
-
Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
Точнее право на образование регулируется Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ, другими нормативными актами и подзаконными актами.