Право равного доступа к государственной службе

Право равного доступа к государственной службе – возможность для гражданина занять любую государственную должность без всякой дискриминации.

При этом, под дискриминацией понимается ограничение по полу, расе, взглядам и прочему. Однако, для замещения государственных должностей, гражданин обязан соответствовать некоторым требованиям (образованию, опыту, возрасту).

Право равного доступа к государственной службе является элементом права на участие в делах государства.

Право равного доступа к государственной службе в международных актах представлен в части 2 статьи 21 Всеобщей декларации прав человека 1948г.

Каждый человек имеет право равного доступа к государственной службе в своей стране.

В российском праве

Часть 4 статьи 32 Конституции РФ

Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.

В России право на равный доступ к государственной службы реализуется через конкурсную основу замещения должностей и кадровые резервы. Указанные методы устанавливаются Федеральным законом “О государственной гражданской службе Российской Федерации” от 27.07.2004 N 79-ФЗ.

В соответствии со статьей 12 указанного федерального закона устанавливаются следующие требования к кандидатам:

  1. Для замещения должности гражданской службы требуется соответствие квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя – к специальности, направлению подготовки.

  2. Квалификационные требования для замещения должностей гражданской службы устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы, областью и видом профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

  3. Для замещения должностей гражданской службы категорий “руководители”, “помощники (советники)”, “специалисты” высшей и главной групп должностей гражданской службы обязательно наличие высшего образования не ниже уровня специалитета, магистратуры.

  4. Для замещения должностей гражданской службы категорий “руководители”, “помощники (советники)” ведущей группы должностей гражданской службы, категории “специалисты” ведущей и старшей групп должностей гражданской службы, а также категории “обеспечивающие специалисты” главной и ведущей групп должностей гражданской службы обязательно наличие высшего образования.

  5. Для замещения должностей гражданской службы категории “обеспечивающие специалисты” старшей и младшей групп должностей гражданской службы обязательно наличие профессионального образования.

  6. Квалификационные требования к стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей федеральной гражданской службы, устанавливаются указом Президента Российской Федерации, а для замещения должностей гражданской службы субъектов Российской Федерации – законами субъектов Российской Федерации.

  7. Квалификационные требования к знаниям и умениям, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются в зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности гражданского служащего его должностным регламентом. Должностным регламентом гражданского служащего (далее – должностной регламент) могут также предусматриваться квалификационные требования к специальности, направлению подготовки, которые необходимы для замещения должности гражданской службы.

  8. Федеральным государственным органом по управлению государственной службой в целях оказания государственным органам методологической помощи формируется справочник квалификационных требований к специальностям, направлениям подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для замещения должностей гражданской службы с учетом области и вида профессиональной служебной деятельности гражданских служащих.

Статья 22 указанного закона предусматривает следующую процедуру отбора:

  1. Поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено настоящей статьей. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям для замещения должности гражданской службы.

  2. Конкурс не проводится:

1) при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий “руководители” и “помощники (советники)”;

2) при назначении на должности гражданской службы категории “руководители”, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации;

3) при заключении срочного служебного контракта;

4) при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 28, частью 1 статьи 31 и частью 9 статьи 60.1 настоящего Федерального закона;

5) при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), включенного в кадровый резерв на гражданской службе.

  1. Конкурс может не проводиться при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по перечню должностей, утверждаемому нормативным актом государственного органа.
  2. По решению представителя нанимателя конкурс может не проводиться при назначении на должности гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей гражданской службы.
  3. Претенденту на замещение должности гражданской службы может быть отказано в допуске к участию в конкурсе в связи с несоответствием квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, а также в связи с ограничениями, установленными настоящим Федеральным законом для поступления на гражданскую службу и ее прохождения.
  4. Претендент на замещение должности гражданской службы, не допущенный к участию в конкурсе, вправе обжаловать это решение в соответствии с настоящим Федеральным законом.
  5. Для проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы правовым актом соответствующего государственного органа образуется конкурсная комиссия.
  6. В состав конкурсной комиссии входят представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором проводится конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы), представитель соответствующего органа по управлению государственной службой, а также представители научных и образовательных организаций, других организаций, приглашаемые органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов – специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов конкурсной комиссии.

8.1. В состав конкурсной комиссии в федеральном органе исполнительной власти, при котором в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 4 апреля 2005 года N 32-ФЗ “Об Общественной палате Российской Федерации” образован общественный совет, а также в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, при котором в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации образован общественный совет, наряду с лицами, указанными в части 8 настоящей статьи, включаются представители указанных общественных советов. Общее число этих представителей и независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов конкурсной комиссии.

  1. Состав конкурсной комиссии для проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которой связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, формируется с учетом положений законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

  2. Состав конкурсной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые конкурсной комиссией решения.

  3. Претендент на замещение должности гражданской службы вправе обжаловать решение конкурсной комиссии в соответствии с настоящим Федеральным законом.

  4. Положение о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, определяющее порядок и условия его проведения, утверждается указом Президента Российской Федерации.

Для замещения муниципальных должностей, требования соответствуют указанным, дополнительно регулируются Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”.

Литература по теме “право равного доступа к государственной службе”

По тегу “права человека”

По тегу “трудовое право”

По тегу “государственная служба”

Больше о правах человека

  1. Права человека
  2. Права ребенка
  3. Право на жизнь
  4. Право на свободу от пыток или жестокого, бесчеловечного или унижающего его достоинство обращения и наказания
  5. Свобода предпринимательства
  6. Свобода ассоциаций
  7. Свобода передвижения
  8. Свобода слова (выражения мнения, массовой информации)
  9. Свобода совести и вероисповедания
  10. Свобода собраний
  11. Право на свободу и личную неприкосновенность
  12. Право на свободу от рабства или подневольного состояния
  13. Право на справедливое и публичное судебное разбирательство
  14. Право на владение имуществом
  15. Право на участие в управлении государством
  16. Право на социальное обеспечение
  17. Право на труд, благоприятные условия труда, защиту от безработицы, свобода труда
  18. Право на определенные стандарты жизни
  19. Право на образование
  20. Право на охрану здоровья
  21. Право на участие в культурной жизни
  22. Право на творчество
  23. Право на пользование результатами научного прогресса
  24. Право на создание семьи и право на охрану семьи
  25. Право на жилище
  26. Право на личную и семейную тайну, неприкосновенность частной жизни
  27. Право равного доступа к государственной службе
  28. Право на отдых и досуг
  29. Право на создание профессиональных союзов
  30. Право на забастовку
  31. Право на самоопределение
  32. Право на развитие
  33. Право на пользование общим наследием человечества
  34. Право на мир
  35. Право на благоприятную окружающую среду
  36. Право на восстание

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Мы используем cookie-файлы. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности