Фома Аквинский (Аквинат) и схоластика
В 13 веке институт папства становится важнейшим институтом политики в Европе. В это время берет свое начало схоластика – теологический католицизм, изучающий веру, исходя из инструментов разума. Огромную роль в становлении схоластической системы сыграл монах-доминиканец, богослов Фома Аквинский (1225—1274). Его сочинения стали доминирующими в лоне официальной католической веры средневековья.
Указанный схоласт не обходит стороной вопросы юриспруденции и власти (О правлении властителей, Сумма теологии). Ученый пытается переработать идеи греческих философов (в частности Аристотеля) идеологически подогнав их к католицизму.
Аквинат пытается разработать сою концепцию государства на основах «Политики» Аристотеля и догматах веры. Человек, как политическое животное, тянущееся к объединению в государство, берет свое начало в работах Аквината именно у Аристотеля. Таким образом, государство является естественным объединением, созданным по подобию сотворения мира, а монарх в своих действиях подобен богу. Как бог сначала создает мир, так монарх вносит в государство стройность и порядок, прежде чем начинает правление. Целью государства в этом ключе мыслится общее благо, обеспечение достойных условий и удовлетворение потребностей индивидов. При этом, по мнению Фомы Аквинского, достижение целей возможно только при феодализме. Именно неравенство и сословное соподчинение является предпосылкой общего блага.
Однако, в этих же схоластических тезисах существовало противоречие, согласно которому светское сословие (правители) имели абсолютную власть (всякая власть от бога), что затрудняло власть папства. Для предупреждения этого противоречия, Аквинатом выводится три элемента государственной власти – сущность, форма, использование.
Сущность власти – отношения господства и подчинения, феодальной иерархии, созданной богом. И если власть в любом случае благо и божественное дарование, то формы (происхождения) власти могут быть как благими, так и несправедливыми. Что скажется на третьем элементе – ее использовании.
Таким образом, второй и третий элементы власти могут быть лишены божественности, могут быть несправедливыми, как результат нарушения воли бога (или католической церкви). Несправедливость по мнению Аквината может характеризоваться как вторжением в духовную жизнь со стороны правителя, так и слишком высокими налогами.
Ответ на несправедливость от подданных возможен, возможно их сопротивление и восстание (правда только с разрешения церкви), если власть является несправедливой (тиранической или преследующей только свои интересы).
И если монархия мыслилась лучшей формой правления, то тирания наихудшей. Два главных достоинства виделось в монархии – схожесть с мирозданием, которым правит только одно лицо (бог) или с человеческим организмом, управляемым разумом, а также устойчивость (при этом, Фома Аквинский ссылался на исторический опыт, который такую устойчивость показывал).
Однако, этим воззрения о монархической форме правления не ограничивались. Существует по мнению теолога два ее вида – абсолютная и политическая. При этом, за политической было преимущество, которое определяло ее ограничение другими политическими акторами – крупными феодалами, князьями церкви, а также законом.
Любая теологическая школа большое внимание уделяет этике. В христианской этике основным институтом является долженствование (или обязанностей), закрепленное в божественном законе.
Аквинатом создается особая теория закона, как объяснения многих явлений развитого общества. Так, вводится идея иерархии законов. На самом верху вечный закон (аналог естественного закона) — воплощение бога и его производная одновременно, направление на постоянный поиск истины и уважения достоинства человека. Конкретизация божественного закона и вторая ступень иерархии – позитивное право (государственные законы). Оно состоит из права народов – всего общего, что есть во всех законах всех государств и права граждан – все отличающиеся нормы конкретного государства.
Особый вид закона – божественный, указанный в библии, как мерило всего.
Таким образом, все виды законов необходимо строго соблюдать, кроме тех государственных законов, которые противоречили бы догматам церкви, так как такие нормы законом не являются.
Главной характеристикой права, основанного на христианской католической этике, является правда и справедливость. Справедливость у Фомы Аквинского восходит еще к древним юристам и понимается как стремление к воздаянию.
Но не все так радужно в воззрениях этого теолога. Аквинат призывает уничтожать еретиков и противников церкви. Обоснование этому – действия, направленные на недостижение другим человеком вечной райской жизни. Не чурался схоласт и смертной казни. За трудоспособность Фому Аквинского награждают титулом «ангельский доктор» и причисляют к лику святых в 1323 году, а в 1879 году схоластика становится «Aeterni patris» папы Льва XIII или единственно верной философией католической церкви.