• Мы
    • Вакансии и помощь
    • Команда
  • Юридические услуги
    • Юрист по закупкам
    • Жалобы в ЕСПЧ
    • Поддержка активистов и гражданский контроль
    • Юрист на выборы
    • Регистрация НКО
  • Лекторий STRIKUN.RU
  • Реклама
  • Контакты
  • Политика конфиденциальности
Нет результатов
Показать все результаты
23 марта, 2023
  • Закон
  • Власть
  • Общество
  • Библиотека
  • СпецПроекты
  • Энциклопедия
​
  • Закон
  • Власть
  • Общество
  • Библиотека
  • СпецПроекты
  • Энциклопедия
Cтать автором / редактором
Просветительский журнал STRIKUN.RU
Нет результатов
Показать все результаты
Главная Энциклопедия

Фома Аквинский (Аквинат) и схоластика

Энциклопедия
Фома Аквинский (Аквинат) и схоластика - гуманитарная энциклопедия STRIKUN.RU
192
Прочитали

Фома Аквинский (Аквинат) и схоластика

В 13 веке институт папства становится важнейшим институтом политики в Европе. В это время берет свое начало схоластика – теологический католицизм, изучающий веру, исходя из инструментов разума. Огромную роль в становлении схоластической системы сыграл монах-доминиканец, богослов Фома Аквинский (1225—1274). Его сочинения стали доминирующими в лоне официальной католической веры средневековья.

Указанный схоласт не обходит стороной вопросы юриспруденции и власти (О правлении властителей, Сумма теологии). Ученый пытается переработать идеи греческих философов (в частности Аристотеля) идеологически подогнав их к католицизму.

Аквинат пытается разработать сою концепцию государства на основах «Политики» Аристотеля и догматах веры.  Человек, как политическое животное, тянущееся к объединению в государство, берет свое начало в работах Аквината именно у Аристотеля. Таким образом, государство является естественным объединением, созданным по подобию сотворения мира, а монарх в своих действиях подобен богу. Как бог сначала создает мир, так монарх вносит в государство стройность и порядок, прежде чем начинает правление. Целью государства в этом ключе мыслится общее благо, обеспечение достойных условий и удовлетворение потребностей индивидов. При этом, по мнению Фомы Аквинского, достижение целей возможно только при феодализме. Именно неравенство и сословное соподчинение является предпосылкой общего блага.

Однако, в этих же схоластических тезисах существовало противоречие, согласно которому светское сословие (правители) имели абсолютную власть (всякая власть от бога), что затрудняло власть папства. Для предупреждения этого противоречия, Аквинатом выводится три элемента государственной власти – сущность, форма, использование.

Сущность власти – отношения господства и подчинения, феодальной иерархии, созданной богом. И если власть в любом случае благо и божественное дарование, то формы (происхождения) власти могут быть как благими, так и несправедливыми. Что скажется на третьем элементе – ее использовании.

Таким образом, второй и третий элементы власти могут быть лишены божественности, могут быть несправедливыми, как результат нарушения воли бога (или католической церкви). Несправедливость по мнению Аквината может характеризоваться как вторжением в духовную жизнь со стороны правителя, так и слишком высокими налогами.

Ответ на несправедливость от подданных возможен, возможно их сопротивление и восстание (правда только с разрешения церкви), если власть является несправедливой (тиранической или преследующей только свои интересы).

И если монархия мыслилась лучшей формой правления, то тирания наихудшей. Два главных достоинства виделось в монархии – схожесть с мирозданием, которым правит только одно лицо (бог) или с человеческим организмом, управляемым разумом, а также устойчивость (при этом, Фома Аквинский ссылался на исторический опыт, который такую устойчивость показывал).

Однако, этим воззрения о монархической форме правления не ограничивались. Существует по мнению теолога два ее вида – абсолютная и политическая. При этом, за политической было преимущество, которое определяло ее ограничение другими политическими акторами – крупными феодалами, князьями церкви, а также законом.

Любая теологическая школа большое внимание уделяет этике. В христианской этике основным институтом является долженствование (или обязанностей), закрепленное в божественном законе.

Аквинатом создается особая теория закона, как объяснения многих явлений развитого общества. Так, вводится идея иерархии законов. На самом верху вечный закон (аналог естественного закона) — воплощение бога и его производная одновременно, направление на постоянный поиск истины и уважения достоинства человека. Конкретизация божественного закона и вторая ступень иерархии – позитивное право (государственные законы). Оно состоит из права народов – всего общего, что есть во всех законах всех государств и права граждан – все отличающиеся нормы конкретного государства.

Особый вид закона – божественный, указанный в библии, как мерило всего.

Таким образом, все виды законов необходимо строго соблюдать, кроме тех государственных законов, которые противоречили бы догматам церкви, так как такие нормы законом не являются.

Главной характеристикой права, основанного на христианской католической этике, является правда и справедливость. Справедливость у Фомы Аквинского восходит еще к древним юристам и понимается как стремление к воздаянию.

Но не все так радужно в воззрениях этого теолога. Аквинат призывает уничтожать еретиков и противников церкви. Обоснование этому – действия, направленные на недостижение другим человеком вечной райской жизни. Не чурался схоласт и смертной казни. За трудоспособность Фому Аквинского награждают титулом «ангельский доктор» и причисляют к лику святых в 1323 году, а в 1879 году схоластика становится «Aeterni patris» папы Льва XIII или единственно верной философией католической церкви.

Метки энциклопедия
Сергей Стрикун

Сергей Стрикун

Издатель, главный редактор и автор STRIKUN.RU, имеет юридическое и политологическое образование. Юрист-практик, специализируется на госзакупках, НКО, выборах

Следующая статья
Марсилий Падуанский - гуманитарная энциклопедия STRIKUN.RU

Марсилий Падуанский

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Свежий выпуск STRIKUN/time

  • STRIKUN/time #13. Кому и для чего нужен "новояз"?

    STRIKUN/time #13. Кому и для чего нужен "новояз"?

Свежие статьи

Кому и для чего нужен Новояз?

Кому и для чего нужен «новояз»?

13.06.2022
Как пацифист может ответить милитаристу

Как пацифист может ответить милитаристу

27.03.2022
Спецоперация в Украине

Спецоперация в Украине: советы о пропаганде, психическом здоровье и поведении в соцсетях

06.03.2022
Власть развращает? Современные исследования

Власть развращает? Современные исследования

14.05.2022
Умеренный консерватизм оптимистов (картина Владимира Казака)

Умеренный консерватизм оптимистов

18.11.2021
Права работника и обязанности работника - гуманитарная энциклопедия STRIKUN.RU

Права работника и обязанности работника

26.09.2021
Итоги выборов в Госдуму 2021

Итоги выборов в Госдуму 2021 года

25.09.2021
Избирательная система - гуманитарная энциклопедия STRIKUN.RU

Избирательная система

19.09.2021
Избирательное объединение - гуманитарная энциклопедия STRIKUN.RU

Избирательное объединение

19.09.2021
Госдума седьмого созыва

Чем запомнилась Госдума седьмого созыва

09.09.2021

Навигация по тегам

Ваш браузер не поддерживает тег HTML5 CANVAS.

  • выборы
  • политическая философия
  • идеология
  • аналитика
  • Новости
  • Политика
  • политическая идеология
  • закон
  • общество
  • конституция
  • скрепы
  • экономика
  • персоналии
  • право
  • термины
  • энциклопедия
  • протесты
  • форма государства
  • история
  • права человека
  • Мы
  • Юридические услуги
  • Лекторий STRIKUN.RU
  • Реклама
  • Контакты
  • Политика конфиденциальности
Редакция и юристы: strikunsi@yandex.ru Хочешь стать автором? Пиши!

© 2020 Журнал STRIKUN.RU - политика, право, институты

  • Закон
  • Власть
  • Общество
  • Библиотека
  • СпецПроекты
  • Энциклопедия
Нет результатов
Показать все результаты

© 2020 Журнал STRIKUN.RU - политика, право, институты

Мы используем cookie-файлы. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности