Марсилий Падуанский
Марсилий Падуанский (ок. 1275 — ок. 1343) стал идеологом, который стал продуктом своего времени, ответом на нужды этого этапа истории. Так, XI—XIII вв. в Западной Европе характеризовался развитием экономики и скачкообразным ростом производительности. Торговля стала более тесной, города и ремесла сильно развитыми, что привело к формированию рынка и как следствие – к формированию новой страты купцов и ростовщиков, цеховиков и богатых ремесленников (бюргерство). Указанный класс требовал централизованного управления и устранения феодальных конфликтов.
Марсилий Падуанский в труде «Защитнике мира» винит церковь во всех людских злоключениях, несчастьях и бедах. Причина их видится в том, что церковь перестала заниматься только духовной сферой. Он первым ставит вопрос о подчинении церкви светскому правлению. Светская власть по Марсилию Падуанскому – следствие естественного процесса развития общества, продиктованного общим благом (направление развития — семья, род, племя, город, государство). Аристотель и здесь стал праотцом рассматриваемых идей.
Марсилий Падуанский ввел в дискурс тезис о народе, как источнике власти (светской и духовной), что не было аутентично тем временам. Однако, народом является лишь часть населения – лучшая и достойнейшая (высшая категория, служащая общему благу — военные, священники, чиновники; низшая категория, служащая себе — торговцы, земледельцы, ремесленники).
Главная деятельность государственной власти и ее инструмент управления – законодательство. Нормы права – веления, под угрозой соответствующих санкций (позитивных или негативным, другим словом наказания или награды). Так, позитивное право отличается от божественного закона – в первом случае санкции ждут в материальном мире при жизни, во втором – после смерти.
Таким образом, главным законодателем является народ, который для этого выбирает представителей. Закон характеризуется обязательностью не только для всего населения, но и для издающих его лиц. Марсилий преследует мысль, что властителей должны ограничивать их же законы.
Рассматриваемый мыслитель предлагает разделять власть на исполнительную и законодательную, при этом, вторая является приоритетной, так как одной из ее функций является определение полномочий первой и ее организацию. Исполнительная же скреплена рамками закона, как продукта законодательной ветви власти.
Монархия Марсилием Падуанским считается наилучшей формой правления (в частности, таковой является выборная монархия). При этом, важным принципом госстроительства является выборные начала для формирования органов и наделения полномочиями должностных лиц.
Рассматриваемый философ стал ярким явлением своего времени, с идеями, не характерными для того периода – выборности, народе, как источнике власти, разделения властей, независимость государства от церкви, верховенство закона.