Исламское право (мусульманское право) – история развития, иерархия источников
Исламское право (мусульманское право) стало появляться после основания на Аравийском полуострове новой религии пророком Мухаммедом. Основными трудами, на которые опирается Ислам и мусульманское право – Коран, как главный трактат с откровениями Бога (Аллаха), хадисы (предания), содержащие основные постулаты и биографию пророка Мухаммеда.
Ислам становится главным источником нормативных предписаний из его статуса – именно религия стала основой жизни религиозного государства (халифата). Коран и хадисы стали источником ответов на вопросы духовные и мирские. Возникает понятие шариата (праведного пути, основанного на обязательных для следования правилах религии).
Содержание такой совокупности правил поведения – шариата, обычно трактуются разными исламскими течениями неодинаково, однако существует преобладающая точка зрения. Так, шариат включает – религиозные догмы, мусульманскую этику и систему практических норм (разделенные на культовые предписания о религиозной традиции и нормы, регулирующие мирское поведение).
Также предписания могут делится на нормы с ясным смыслом и не нуждающиеся в толковании. Сюда можно отнести все религиозные нормы и часть мирских предписаний о браке и наследовании. Другие предписания Корана и сунны (преобладающие по количеству) содержат общие ориентиры, на которые полагаются при разрешении тех или иных вопросов. Это место и становится камнем преткновения, ведь различные направления мусульманской мысли по разному понимают такие нормы.
Причиной такого толкования стала основополагающая мысль, что шариат может дать ответы на любые вопросы о том, как поступать мусульманину. Таким образом, Коран и сунна стали источниками права даже в тех вопросах, ответы на которые напрямую в них не содержатся.
Одним из первых направлений развития исламского права стала кодификация хадисов. Наиболее авторитетным стал «Сахих» имама Аль-Бухари (810—870), он включил в себя 7 000 преданий, отобранных по предметному принципу.
Другим направлением стал поиск разных способов толкования сунны и Корана, в том числе способы создания предписаний на случаи, если прямых предписаний первоисточник не содержит. О такой возможности говорили и сами предания (Муаз (ученик Мухаммеда): «буду судить по своему мнению, не пожалев сил на поиск верного решения»). Так, поиск ответов при отсутствии прямой нормы стал называться иджтихад (усердие, настойчивость) – необходимо найти ответ, который соответствовал бы общей сути шариата.
Исламские правоведы стали называться муджтахиды (в том числе на них лежала функция и правоприменения). Сложившаяся на этом основании правовая доктрина стала называться фикх (глубокое знание), ее основа – концепция усуль аль-фикх (корни фикха). Основатель этой концепции Мухаммад бин Идрис аш-Шафии (767—819), который в труде «АрРисаля» создал классификацию корней фикха, как источников права – Коран и сунна (неизменные нормы), толкования и инструменты толкования норм. Так, вторая группа источников больше характеризуется как методология, к которой относятся разные методы трактовки – кыяс (сравнение и аналогия), истихсан (исключение, предпочтение), исключительные интересы (формирование норм, на основе принципа «что не запрещено, то разрешено») и другие. Корни фикха, в качестве концепции, характеризует и первую группу источников и вторую (как основанную на первой) как обязательные к применению.
Таким образом, фикх стал основой мусульманской юриспруденции, а корни фикха – методологией и философией исламской юриспруденции. Однако, с развитием исламского права, разные его школы и течения все больше расходились в основах.
Например, некоторые школы больше внимания уделяли при толковании права хадисам, другие делали упор на методы аргументации. Разнообразие точек зрения на одни и те же вопросы выразилось в формировании мазхабов (направлений толкования) фикха. Так, только в суннитском направлении образовалось четыре толка — ханафитский (Абу Ханифа, 699—767гг.), маликитский (Малик бин Анас, 713—795гг.), шафиитский (Аш-Шафия, 780—855гг.), ханбалитский (Ахмад бин Ханбал, 780—855гг.). Среди шиитского направления выделились джафаритская, исмаилитская и зейдитская школы фикха.
Каждый толк, отличавшийся собственной методологией и подходом к корням фикха, сформировал собственную систему норм. Таким образом, фикх, по воззрениям мусульманских правоведов, основывается исключительно на иджтихаде и является с ним одним целым. При этом, любое толкование, при существовании противоречащих друг другу норм, имеет право на существование (каждый муджтахид прав).
Однако, существовало несколько групп правоведов, выстроившихся в определенную иерархию на основании свободы толкования – высшая категория юристов это люди, имеющие право на абсолютный иджтихад (основатели толков), среднее звено – правоведы, занимающиеся толкованием на основе методологии и источников конкретного мазхаба, нижнее звено – факихи и муфтии могли только выбирать из разных позиций и не создавали новых норм.
Основы исламского права были оформлены к Х – XI векам (т.н. эпоха таклида), когда было объявлено о закрытии врат иджтихада, которое характеризовалась невозможностью создания новых школ фикха. Так, понятие фикха теперь сводилось к системе норм.
Арабский философ Ибн Халдун (1332—1406) сформулировал новое определение фикха, которое закрепилось и стало классическим — «Фикх есть знание предписанных Аллахом норм, оценивающих поступки людей как обязательные, осуждаемые, одобряемые, запрещенные или дозволенные; эти нормы берутся из Корана, сунны или иных установленных законодателем источников, необходимых для их познания; если эти нормы извлечены из указанных источников, то они также называются фикхом».
С момента возникновения исламского права при постоянном толковании, в каждой школе возникло большое количество трудов разных правоведов. Факихи создавали все новые нормы на основе старых. При этом, новые веления не отменяли старых, а включались в систему норм в качестве нижней ступени такой иерархии.
Мусульманское право характеризуется учеными как «право юристов» (по аналогии с римским правом). Законодателем здесь были именно ученые-правоведы. Однако, поиск ответов в Коране и суннах имел свои недостатки.
Считалось, что любое правило поведения можно извлечь из этих источников. Если отсутствует прямая норма, можно извлечь ответ из общих положений. Так, если извлеченная норма противоречила практике или являлась ошибочным выводом, это свидетельство ошибки муджтахида, а не изъян источника.
Со временем оформления права, как огромной системы норм, часто противоречащих друг другу (ведь все нормы равны, а старые нормы не отменяются при принятии новых), возникла проблема неопределенности и непредсказуемости при их применении. Так, муфтий или судья выбирает норму, исходя из условий, места и времени по своему субъективному разумению.
Основы исламского права
Мусульманское право содержит, как уже выше говорилось, особые ориентиры, на которые обычно делается упор при толковании и применении норм:
О справедливости: «затруднение влечет облегчение», «необходимость делает разрешенным запретное» «ущерб должен быть компенсирован», «ущерб не может возмещаться причинением вреда», «допускается нанесение вреда частного во избежание ущерба общего», «из двух зол выбирается менее тяжкое», «предупреждение порчи предпочтительнее получения выгоды»;
О собственности: «приказ о распоряжении чужой собственностью недействителен», «никто не вправе распоряжаться собственностью другого лица без его разрешения», «никто не может присваивать имущество другого лица без правового основания»;
О презумпции невиновности: «исходным является предположение об отсутствии имущественных обязательств», «бремя доказывания лежит на истце, а ответчику достаточно дать клятву»;
О мотивах и целях: «дела оцениваются по преследуемым ими целям», «содержание сделок зависит не от слов, а определяется целями, которые преследуют при их заключении, и смыслом, который в них вкладывают».