Халифат – теократическая форма правления, характерная мусульманским государствам.
Видение политики и государства имело два подхода – этико-философский и юридический (традиционно опирающийся на мусульманское право). Этико-философский подход к формированию взглядов на правление и государство не имел влияния со стороны религии, при этом, практику существования мусульманского государства философы черпали из политической жизни такого государства как Арабский халифат.
Самыми авторитетными в вопросах политической жизни называют Абу-ан-Наср аль-Фараби (870—950), «Братьев чистоты» (X в.), Ибн Сину (980-1037) и Ибн Рушда (1126-1198). Основное влияние на светское направление оказала греческая философия (больше Платона, меньше Аристотеля). Отсюда рассмотрение политики через призму идеального города (или «добродетельного города»). При этом, под городом может пониматься любая обособленно проживающая группа людей (от деревни, до государства в целом). То же самое с определениями политики, государства, власти и правления.
Халифат как форма правления
До XIV в. политическая философия являлась этической и больше светской компонентой. Сама концепция государства сложилась еще в XI—XIV вв. Это при том, что источники мусульманского права практически не содержат норм об административном устройстве и управлении (даже термин «государство» не употребляется). Но встречаются термины, которые далее стали основой учения о государстве — «имамат» (первоначальное значение — «руководство молитвой») и «халифат» («преемство»).
Халифат рассматривается в двух ключах – сущность мусульманской власти и форма правления. Государствовед аль-Маварди (974—1058) писал, что «Имамат суть преемство пророческой миссии в защите веры и руководстве земными делами». Таким образом, халифат не является правом на правление, это скорее функция.
Мусульманским философам халифат виделся необходимой формой государственной организации, являющейся обязанностью как правителя, так и подданных. Этому видится несколько причин – потребность в разрешении споров и конфликтов на основах шариата, установление порядка (имам-деспот лучше смуты), установление ислама (этот тезис использовался шиитами).
Носителем суверенитета в халифате является Аллах, государство строится на его поручении людям. От имени Аллаха всю власть осуществляет община, как отражение его суверенитета. Суверенитет общины характеризуется в праве избирать правителя, доверять ему правление. Отсюда ограничение заниматься правотворчеством только в том, что не урегулировано Кораном и сунной и ограничение халифа действовать только в соответствии с этими источниками.
Исламское правление
«Исламское правление» одна из основных доктрин исламского права о государстве и власти, стоящая на трех основах – постоянное консультирование при принятии важных решений с правоведами (консультативный совет), вершение дел по справедливости, повиновение правителю.
Исламская политическая доктрина не имеет в себе точного ответа на вопрос, каким образом должна замещаться должность правителя и не определяла правила отбора. Философы-сунниты писали об особом договоре между правителем и подданными (подданных при этом представляли муджтахиды).
Шииты решали вопрос по-другому. Халиф для них – представитель Аллаха, власть должна передаваться одному из потомков пророка Мухаммада по линии его зятя Али.
Халиф лично ответственен за свою общину и отвечает перед Аллахом. Пока его правление и сам халиф соответствует требованиям шариата и исламского права, а договор соблюдается, срок его правления не ограничен. Оценку, конечно, дают муджтахиды от лица общины. При этом, сами граждане не вправе критиковать действия властей, такое поведение рассматривалось как смута.
Сунниты не наделяли правителя иммунитетом или сверхполномочиями. Он является в этой доктрине обычным мусульманином. Даже законодательство не его прерогатива (если он не является при этом муджтахидом).
В отличии от шиитской теории, которая напрямую наделяла правителя священной силой. Имам считался непогрешимым, его решения имели силу закона по вопросам, не урегулированным Кораном и сунной.