Неспокойные и тревожные времена имели место в истории многих стран, но в России период шатания во власти, брожения в обществе и разрухи в стране с 1598 по 1613 гг. сопровождался такими потрясениями, что стоял вопрос о существовании самого государства. Эти пятнадцать лет вошли в историю под названием «смутное время» или «смута», точных аналогов которого нет в истории других стран. Почему спустя четыре столетия эта тема все еще будоражит умы? Можно ли извлечь уроки из прошлого «смутного времени»?
Что означает термин «смутное время» и «смута» в историческом контексте
Словесные баталии по поводу объяснения термина «смута» применительно к истории идут уже много лет. Дореволюционные историки определяли смуту как «общее неповиновение» народа власти, а среди многих причин выделяли духовную – «падение народной нравственности». В советской литературе термин «смута» был объявлен «буржуазным» и не употреблялся, вместо него данный период получил название «крестьянская война и иностранная военная интервенция». В настоящее время основные дискуссии по терминологии сводятся к следующему вопросу: идентичны ли термины «смута», «революция» и «гражданская война». В ходе дискуссий возникло понятие «смутоведение», не нашедшее широкой поддержки.
Из всего разброса современных мнений можно выделить два основных подхода к определению понятия «смута» в истории России:
— смута – это специфическое явление в истории России 1598-1613 гг., которое характеризуется крайней степенью неустойчивости страны и общества, грозящее гибелью страны;
— смутные времена – это переломные моменты в истории. В России таких моментов было много: события XVII века, революция 1917 года, гражданская война, перестройка и состояние страны в 1990-е годы. Некоторые исследователи видят признаки смутного времени и в наш переходный период.
Сосредоточимся на событиях XVII века, а для определения смуты примем за основу ее основные признаки: неустойчивость власти, неспособность правящих элит мирно решить вопрос о передаче власти, экономический кризис, народные волнения, гражданская война и иностранная интервенция.
Как возникает «смутное время». Предпосылки и причины смуты XVII века в России
Хронологически начало такого периода как «смутное время» многие исследователи относят к 1598 году, но его предпосылки были созданы во времена Ивана Грозного. Первые признаки неустойчивости страны появились после проведения опричнины и поражения в Ливонской войне, когда были разорены богатые районы, была истощена казна и назревало народное недовольство.
Причины смутного времени лежат в переплетении противоречий, затронувших все сферы жизни российского государства. Каждый из этих факторов неоднократно встречался в истории страны, но их совокупность поставила страну на край гибели. Пагубные последствия имели и климатические изменения, вызванные, по мнению некоторых ученых, извержением вулкана в Перу. Другие исследователи считают, что похолодание в Европе явилось одним из циклов изменений климата.
Краткий перечень причин такого периода как смутное временя сводится к следующему.
- Экономический упадок. Поля в разоренных опричниной и войной районах не обрабатывались, бедствовали даже помещики. Ухудшились торговые связи, в упадок пришли ремесла. Резко увеличились налоги, цены выросли во много раз.
На период правления Бориса Годунова пришлись три неурожайных года подряд. Период похолодания начала XVII века во Франции и Германии сказался губительно на виноградниках, а в России – на сельском хозяйстве в целом. Летом 1601 года дожди, не переставая, шли несколько недель, с августа начались морозы, а в сентябре выпал снег. Хилое зерно, которое успели собрать летом, весной 1602 года дало плохие всходы; в середине весны опять ударили морозы. Урожая не было, сеять было нечего. Начался страшный голод, когда люди поедали все, что можно было положить в рот: кошек и собак, солому и траву.
- Династический кризис. После смерти сына Ивана Грозного бездетного царя Федора в 1598 году, последнего из династии Рюриковичей, наступил династический кризис, который одновременно был и государственным кризисом. Бояре не могли договориться, кто должен занять трон. Вдова царя Федора Ирина отказалась от предложения короноваться. Возник период междуцарствия.
- Политический кризис. Политическая борьба привела к избранию царем Бориса Годунова, поддерживаемого дворянами и горожанами. Борис не принадлежал к знатному роду, но за время службы при дворе стал опытным политиком и искусным дипломатом. Важно отметить: Годунов на царствие был избран Земским Собором, на котором присутствовали примерно 500 человек из бояр, дворян, духовных лиц, купцов, выборных горожан и стрельцов. Но оппозиционные члены Боярской Думы, принадлежавшие к аристократическим семьям, не признали результаты выборов. Они не изменили своего отношения к Годунову даже после его успешной политики по укреплению государства – желание боярами власти исключило компромисс и примирение с избранным царем. Годунов не прибегал к физическому уничтожению своих врагов, но явных противников вынужден был отправлять в ссылку или в монастырь. Так был отправлен в монастырь серьезный противник Годунова Федор Романов, который стал монахом и получил имя Филарет. Сын Федора, пятилетний Михаил Романов тоже был отправлен в отдаленные северные края.
- Социальный кризис. Экономический кризис заставил власти усилить процесс прикрепления крестьян к земле; крестьянам запрещалось покидать землю помещиков. Беглых крестьян подвергали наказанию и возвращали их прежним владельцам. Кабальные холопы (люди, потерявшие свободу за невыплаченные долги) не могли стать свободными даже в случае выплаты долга. Ухудшение положения крестьян и холопов усилило социальную напряженность в обществе и привело к крестьянским бунтам.
Беглые люди устремились на юг страны, где голод проявился не в такой страшной форме, и где собиралось вольное казачество. Постепенно здесь собиралась грозная сила, готовая пойти на Москву.
- Внешнеполитический кризис. В смутное время Россия оказалась под угрозой внешнего нападения со всех сторон. На потерянных после Ливонской войны северо-западных территориях укрепились шведы. На юге России продолжались набеги крымских татар. На западных границах возникла угроза нападения мощной Речи Посполитой, включавшей земли от Балтийского моря и почти до Черного моря. Это государство поддерживалось Швецией и папой римским, желавшим усилить роль католической церкви в России. Обострились отношения с Османской империей, активно продвигавшейся на Северный Кавказ. Россия находилась под угрозой новых вторжений.
Суть происходивших событий; внутренние и внешние факторы
Выход из сложной ситуации каждая социальная группа видела по-своему. Приближенные к власти старались воспользоваться моментом, убрать «безродного» царя Бориса и посадить на трон своего ставленника. Народные массы мечтали о «хорошем» царе, который улучшит их положение. О судьбе страны особо не задумывались: первые готовы были убирать на своем пути к трону всех соперников из других благородных родов и призвать в страну иностранных ставленников; вторые «бессмысленными и беспощадными бунтами» разоряли и опустошали страну.
Ненависть умело направлялась противниками Годунова на фигуру царя и его сторонников, а повод нашелся в смерти малолетнего царевича Дмитрия, незаконного сына Ивана Грозного, который являлся последним из прямых наследников престола. Он умер при невыясненных обстоятельствах в Угличе в 1591 году. Комиссия того времени признала, что смерть царевича Дмитрия наступила в результате несчастного случая. Но молва приписывала вину в его смерти Борису Годунову.
Фигура «убиенного» царевича Дмитрия объединила всех противников Годунова. Неудивительно, что в период, когда противоречия обострились до предела, появился самозванец, объявивший себя царевичем Дмитрием, якобы счастливо спасшимся от гибели в Угличе. Этот человек, личность которого историкам достоверно установить не удалось, объявился в Литве в 1602 году. По официальной версии это был монах Григорий Отрепьев, бывший слуга Федора Романова и бывший монах из кремлевского Чудова монастыря. В.О. Ключевский писал об Отрепьеве: он был «испечен в польской печке, а заквашен в Москве».
Далее события вышли из-под контроля. Внезапная смерть Бориса Годунова 13 апреля 1605 года развязала его врагам руки: унаследовавший престол сын Бориса, царь Федор Борисович, и его мать были отправлены из Москвы, а затем тайно убиты. Самозванец Лжедмитрий был провозглашен царем. Грамотный и ловкий Лжедмитрий стал удобной фигурой для противников Бориса в России, польско-литовских магнатов и папы римского, которые объединили усилия. Думали ли русские бояре, что при их посредничестве Россия может потерять самостоятельность – наверное, нет. Борьба за власть, как показывает история, заставляет людей видеть только одну, выгодную для них, сторону последствий их действий. А народ надеялся, что наследник Ивана Грозного расправится с ненавистными боярами и помещиками, взяточниками и казнокрадами.
Царствование Лжедмитрия (царя Юрия), встреченное поначалу с воодушевлением практически всеми слоями населения, продолжалось недолго – с 1605 по 1606 год. Очень скоро новый царь показал свое пренебрежение к русскому народу, его традициям, обычаям и верованиям. Крестьяне не дождались улучшения своего положения, знать была возмущена раздачей русских земель польским шляхтичам. Но главное, Лжедмитрий проявил неуважение к православию. Вызвал возмущение и тот факт, что он женился на властной католичке Марии Мнишек по обычаям, противоречащим обычаям православной церкви. Назревал новый заговор.
Недовольством политикой Лжедмитрия воспользовались сторонники рода Шуйских, выдвинувших на царство князя Василия Шуйского. 17 мая 1606 года Лжедмитрий был убит, а царем избрали Василия IV, род которого вел свое начало от Александра Невского. Толпу, которая собралась по звону колоколов на Красной площади, направили на расправу с ненавистными поляками.
Шуйский вознаградил бояр за оказание поддержки: все привилегии боярства были сохранены; закрепощение крестьян продолжилось. Но борьба вокруг престола не прекратилась, новые назначения не всем пришлись по душе. В обстановке разброда появился новый самозванец – Лжедмитрий II, польский ставленник, расположившийся в Тушино, где он образовал собственное государство со своими органами власти.
Осенью 1609 года войска польского короля Сигизмунда двинулись на Москву. Лжедмитрий II бежал, затем был убит. Власть захватила боярская дума в составе семи бояр – образовалась «семибоярщина». Царя Василия Шуйского бояре свергли, предательски передали его королю Речи Посполитой, где он умер в плену. Боясь больше своего народа, чем иноземцев, бояре пригласили на московский трон Владислава, сына польского короля Сигизмунда. Войска интервентов вошли в Москву, поляки вступили в Кремль, ворота которого открыли им бояре. Семибоярщина 17 августа 1610 года принесла клятву Владиславу, католику, который даже не появился в Москве. Пользуясь обстановкой, свое наступление начали шведы. Сильной единой власти, которая смогла бы организовать отпор интервентам, не было – перспектива распада российского государства или его присоединения к Речи Посполитой стала реальной.
Окончание смуты и ее последствия
Народные волнения нужно было направить в необходимое для страны русло – организацию защиты. Народные массы верили в «хорошего» царя, но после чехарды во власти здесь защищать было некого. Оставалась страна, на которой хозяйничали чужеземцы, и которую нужно было освобождать с мечом в руках. Оставалась единая православная вера, к защите которой призвала церковь.
Организаторов народного сопротивления было несколько. Талантливым воеводой показал себя Михаил Скопин-Шуйский, троюродный племянник Василия Шуйского. Скопин-Шуйский с помощью созданной им новой армии, состоявшей из русских добровольцев и шведских наемников, сумел освободить большую часть страны. Но бояре-заговорщики отравили Михаила.
К 1611 году от былого Московского государства осталась его малая часть, по которой свободно гуляли «лихие» люди. Страна пережила позор оккупации Москвы. В мае 1611 года наглость и произвол польских шляхтичей привела к стихийному восстанию в Москве, которое был жестоко подавлено. Москва сгорела, остался только Кремль и каменные здания.
Для освобождения Москвы келарь Троице-Сергиевой лавры Авраамий Палицын привел отряд добровольцев и убедил казаков, занимавших выжидательную позицию, выступить на защиту веры. По призыву патриарха Гермогена, роль которого в духовном подъеме страны еще предстоит уточнить, повсюду начали создаваться народные ополчения. Поляки заточили Гермогена в подземелье, однако призыв патриарха к сопротивлению уже был услышан. Патриарх умирал в мучениях, но направленное им в единое русло движение за сохранение православия и самостоятельности России было его победой.
Первое ополчение было создано в начале 1611 года на рязанской земле дворянином Прокопием Ляпуновым. Состав ополчения был поистине всенародным, объединившее простых горожан из многих областей, казачество, дворян и бояр, выступивших против власти иностранцев. Первое ополчение дошло до Москвы, сражения шли у стен Кремля. Но разногласия в среде ополченцев привели к его поражению: дворяне и бояре начали бояться силы народа и в неподходящий момент выступили за возвращение беглых крестьян к их владельцам. Ляпунов был убит.
Тем временем шведы захватили Новгород, поляки – Смоленск. Польский король Сигизмунд заявил, что сам станет королем, присоединив Россию к Речи Посполитой.
Второе ополчение было создано осенью 1611 года в Нижнем Новгороде. Возглавили его нижегородский земской староста купец Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский. В ополчение, помимо жителей Нижнего Новгорода, входили служилые люди, казаки и жители других городов, руководил ими князь – так произошло объединение народа в борьбе против иностранных захватчиков.
Второе ополчение подошло к Москве, 22 октября (4 ноября) был взят Китай-город, через четыре дня польский гарнизон сдался. Сражение в Москве было заключительным – все занятые шведами и поляками районы были освобождены.
В 1613 году для выборов нового царя в Москве был созван Земский собор. Число претендентов доходило до 30 человек; среди них был польский королевич Владислав, шведский принц Карл-Филипп, и сын Лжедмитрия II и Марии Мнишек трехлетний Иван. После долгих споров пришли к общему мнению: избрать на царство 16-летнего Михаила Федоровича Романова (1613-1645), который не был замешан в интригах и неблаговидных делах. Патриархом стал его отец – Филарет Романов. Самодержавная монархия была восстановлена. 11 июля Москва праздновала венчание на царство царя Михаила Романова — смутное время прошло.
Смутное время и его современные оценки
4 ноября Россия отмечает День народного единства. Смысл праздника не всем понятен. Не все ясно осознают, что к 1613 году Россия подошла к краю, после которого страна прекратила бы свое существование как единое государство или была бы разделена между странами-завоевателями. Критикам не нравится название праздника, считая, что никакого единства не было. Да, поначалу не было, отчего страна и оказалось в полуразрушенном состоянии. Но освобождение страны от иноземных захватчиков стало возможным только после того, когда основные силы объединились. Это поняли и враждовавшие между собой бояре, прекратившие распри и созвав собор для избрания царя.
Дата 4 ноября является поводом для размышлений над очередным уроком истории под названием «смутное время». Урок состоит в том, что смертельно опасно, когда правящая элита и те, кого объединяют словом «народ», не слышат друг друга. История показала, что для страны губительно, когда власть имущие целью своего существования считают сохранение своего привилегированного положения в ущерб государственным и национальным интересам. История внесла в черный список людей, стремившихся к власти любыми путями и не остановившихся перед угрозой потери страной независимости. И надо помнить, что любая смута – это гибель людей: в смуте XVII века погибло от трети до половины населения страны.