• Мы
    • Вакансии и помощь
    • Команда
  • Юридические услуги
    • Юрист по закупкам
    • Жалобы в ЕСПЧ
    • Поддержка активистов и гражданский контроль
    • Юрист на выборы
    • Регистрация НКО
  • Лекторий STRIKUN.RU
  • Реклама
  • Контакты
  • Политика конфиденциальности
Нет результатов
Показать все результаты
3 февраля, 2023
​
Cтать автором / редактором
  • Закон
  • Власть
  • Общество
  • Библиотека
  • СпецПроекты
  • Энциклопедия
​
  • Закон
  • Власть
  • Общество
  • Библиотека
  • СпецПроекты
  • Энциклопедия
Cтать автором / редактором
Просветительский журнал STRIKUN.RU
Нет результатов
Показать все результаты
Главная Энциклопедия

«Слово о Законе и Благодати» и Иларион

Сергей Стрикун
04.11.2021
Энциклопедия
0
326
Прочитали

Содержание

  • 1 «Слово о Законе и Благодати» и митрополит киевский Иларион
  • 2 Основные тезисы

«Слово о Законе и Благодати» и митрополит киевский Иларион

«Слово о Законе и благодати», автором которого является митрополит киевский Иларион, стал первым политико-правовым трудом Киевской Руси (середина 11 века).

Период 10-11 веков характеризуется для Киевской Руси расцветом культуры, экономики, права. Укрепляется княжеская власть. Кодифицируется право под воздействием появления письменности и укрепления православия.

Иларион разделял идеи и реформы Ярослава Мудрого. Существуют доказательства участия Илариона в составлении Церковного Устава и Русской правды. Именно это послужило отступлением от правила назначения греков митрополитами Ярославом Мудрым в 1051г.

Киевский митрополит Иларион изложил свои идеи в одной проповеди, которая далее цитировалась многими рукописями и сборниками. Изначальный вариант названия, далее урезанный переписчиками, «О Законе Моисеем данным и о Благодати и Истине в Иисусе Христе явившихся и о том, как Закон отошел, а Благодать и Истина всю землю исполнили и вера на все языки простерлась и на наш народ русский. Похвала государю нашему Владимиру, им же мы крещены были; Молитва Богу от всей земли нашей; Господи, благослови Отче».

Основные тезисы

Иларион первый в истории Руси задумался о происхождении и сущности властных отношений, отношений общества, личности и государства. Ничего нового между этим в мировую повестку того времени не внесено – источником власти является Божья воля, а князь — «причастник и наследник небесного царства» (о наследственном правлении).

Автор делает упор на «славное» происхождение и дальнейшее специальное воспитание князей для несения ими высшего долга перед богом и народом.

Власть, церковь и государство по Илариону неделимы как Троица. При этом, правитель несет ответственность перед богом за управление страной (богоизбранной и совершенно оригинальной), которую тот ему доверил. Отсюда долг князя и, как следствие этого долга, обязанность постоянной заботы о людях, несения благочестия.

Можно догадаться, что лучшей формой правления в глазах Илариона стала монархия с вкраплением совещательных принципов (просьбы богу «умудрить бояр»).

Князь определяется Иларионом по формуле «единодержец земли своей» — единая власть в одних руках в пределах территориальных границ. Таким образом, князь в «Слове о Законе и Благодати» — христианский правитель – смирный, добрый, интеллектуальный.

Особенно привечал Иларион законодательные акты Ярослава Мудрого и Владимира и властвование только в пределах таких актов.

Вводится Иларионом понятие «грозы» как характеристики верховной власти. Задачей правителя является сохранение мира, но врагам нужно «грозить», чтобы не было желания нападать на страну. Еще одной серьезной обязанностью князя является организация управления.

Но основа труда Илариона прямо исходит из названия – как между собой соотносятся закон и нравственность. Автор вводит четыре термина, которые пытается «подружить» между собой — Благодать, Истина, Закон и Правда.

Истину Иларион связывает с Христом и его учением, Истина – содержание Евангелия.

Благодать – начало веры, даруемая при крещении. Ее наличие зависит от человека только исходя из следования заповедям и другим постулатам церкви. Благодать, таким образом, является инструментом постижения истины и божьим даром.

Иларион из тезиса Нового завета «Не нарушить закон я пришел, но исполнить его» делает вывод, что Закон и Истина соотносится как частное и общее (закон одна из ступеней познания Истины).

О «Правде» Иларион говорит, как о распределении или отправлении полномочий, в том числе правосудия. Произвол, нарушение Закона – «неправда».

Правовая мысль Средневековья вообще характеризуется тем, что не разделяет религиозные и правовые явления. Так, Иларион также исходит из того, что закон, в первую очередь, является божьей волей, которая исходит из богоизбранного человека. Мыслитель также понимает заповеди (или другие религиозные догматы) как правовую норму – правило поведения, подкрепленное силой принуждения. Закон является главной движущей силой людских поступков. Ведь подзаконное состояние человека характеризуется отсутствием свободы воли, человеком движет страх наказания.

Отсюда тема правосудности – соотношения наказания и нарушения. С одной стороны, наказание по Илариону – воздаяние каждого по его делам, с другой, необходимость миловать.

Наследие Илариона обширно. Он поставил круг вопросов, на которые только предстоит дать ответ отечественной политико-правовой мысли. Далее его часть его идей перенимает Нестор.

Метки энциклопедия
Следующая статья
Нестор и повесть временных лет - гуманитарная энциклопедия STRIKUN.RU

Нестор

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Вы можете нам помочь

Свежий выпуск STRIKUN/time

  • STRIKUN/time #13. Кому и для чего нужен "новояз"?

    STRIKUN/time #13. Кому и для чего нужен "новояз"?

Свежие статьи

Кому и для чего нужен Новояз?

Кому и для чего нужен «новояз»?

13.06.2022
Как пацифист может ответить милитаристу

Как пацифист может ответить милитаристу

27.03.2022
Спецоперация в Украине

Спецоперация в Украине: советы о пропаганде, психическом здоровье и поведении в соцсетях

06.03.2022
Власть развращает? Современные исследования

Власть развращает? Современные исследования

14.05.2022
Умеренный консерватизм оптимистов (картина Владимира Казака)

Умеренный консерватизм оптимистов

18.11.2021
Права работника и обязанности работника - гуманитарная энциклопедия STRIKUN.RU

Права работника и обязанности работника

26.09.2021
Итоги выборов в Госдуму 2021

Итоги выборов в Госдуму 2021 года

25.09.2021
Избирательная система - гуманитарная энциклопедия STRIKUN.RU

Избирательная система

19.09.2021
Избирательное объединение - гуманитарная энциклопедия STRIKUN.RU

Избирательное объединение

19.09.2021
Госдума седьмого созыва

Чем запомнилась Госдума седьмого созыва

09.09.2021

Навигация по тегам

Ваш браузер не поддерживает тег HTML5 CANVAS.

  • выборы
  • форма государства
  • закон
  • энциклопедия
  • Новости
  • персоналии
  • права человека
  • право
  • политическая философия
  • идеология
  • конституция
  • экономика
  • Политика
  • общество
  • аналитика
  • скрепы
  • термины
  • политическая идеология
  • протесты
  • история
  • Мы
  • Юридические услуги
  • Лекторий STRIKUN.RU
  • Реклама
  • Контакты
  • Политика конфиденциальности
Редакция и юристы: strikunsi@yandex.ru Хочешь стать автором? Пиши! Поддержать: patreon.com/strikun

© 2020 Журнал STRIKUN.RU - политика, право, институты

  • Закон
  • Власть
  • Общество
  • Библиотека
  • СпецПроекты
  • Энциклопедия
Нет результатов
Показать все результаты

© 2020 Журнал STRIKUN.RU - политика, право, институты

Мы используем cookie-файлы. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности