«Слово о Законе и Благодати» и митрополит киевский Иларион
«Слово о Законе и благодати», автором которого является митрополит киевский Иларион, стал первым политико-правовым трудом Киевской Руси (середина 11 века).
Период 10-11 веков характеризуется для Киевской Руси расцветом культуры, экономики, права. Укрепляется княжеская власть. Кодифицируется право под воздействием появления письменности и укрепления православия.
Иларион разделял идеи и реформы Ярослава Мудрого. Существуют доказательства участия Илариона в составлении Церковного Устава и Русской правды. Именно это послужило отступлением от правила назначения греков митрополитами Ярославом Мудрым в 1051г.
Киевский митрополит Иларион изложил свои идеи в одной проповеди, которая далее цитировалась многими рукописями и сборниками. Изначальный вариант названия, далее урезанный переписчиками, «О Законе Моисеем данным и о Благодати и Истине в Иисусе Христе явившихся и о том, как Закон отошел, а Благодать и Истина всю землю исполнили и вера на все языки простерлась и на наш народ русский. Похвала государю нашему Владимиру, им же мы крещены были; Молитва Богу от всей земли нашей; Господи, благослови Отче».
Основные тезисы
Иларион первый в истории Руси задумался о происхождении и сущности властных отношений, отношений общества, личности и государства. Ничего нового между этим в мировую повестку того времени не внесено – источником власти является Божья воля, а князь — «причастник и наследник небесного царства» (о наследственном правлении).
Автор делает упор на «славное» происхождение и дальнейшее специальное воспитание князей для несения ими высшего долга перед богом и народом.
Власть, церковь и государство по Илариону неделимы как Троица. При этом, правитель несет ответственность перед богом за управление страной (богоизбранной и совершенно оригинальной), которую тот ему доверил. Отсюда долг князя и, как следствие этого долга, обязанность постоянной заботы о людях, несения благочестия.
Можно догадаться, что лучшей формой правления в глазах Илариона стала монархия с вкраплением совещательных принципов (просьбы богу «умудрить бояр»).
Князь определяется Иларионом по формуле «единодержец земли своей» — единая власть в одних руках в пределах территориальных границ. Таким образом, князь в «Слове о Законе и Благодати» — христианский правитель – смирный, добрый, интеллектуальный.
Особенно привечал Иларион законодательные акты Ярослава Мудрого и Владимира и властвование только в пределах таких актов.
Вводится Иларионом понятие «грозы» как характеристики верховной власти. Задачей правителя является сохранение мира, но врагам нужно «грозить», чтобы не было желания нападать на страну. Еще одной серьезной обязанностью князя является организация управления.
Но основа труда Илариона прямо исходит из названия – как между собой соотносятся закон и нравственность. Автор вводит четыре термина, которые пытается «подружить» между собой — Благодать, Истина, Закон и Правда.
Истину Иларион связывает с Христом и его учением, Истина – содержание Евангелия.
Благодать – начало веры, даруемая при крещении. Ее наличие зависит от человека только исходя из следования заповедям и другим постулатам церкви. Благодать, таким образом, является инструментом постижения истины и божьим даром.
Иларион из тезиса Нового завета «Не нарушить закон я пришел, но исполнить его» делает вывод, что Закон и Истина соотносится как частное и общее (закон одна из ступеней познания Истины).
О «Правде» Иларион говорит, как о распределении или отправлении полномочий, в том числе правосудия. Произвол, нарушение Закона – «неправда».
Правовая мысль Средневековья вообще характеризуется тем, что не разделяет религиозные и правовые явления. Так, Иларион также исходит из того, что закон, в первую очередь, является божьей волей, которая исходит из богоизбранного человека. Мыслитель также понимает заповеди (или другие религиозные догматы) как правовую норму – правило поведения, подкрепленное силой принуждения. Закон является главной движущей силой людских поступков. Ведь подзаконное состояние человека характеризуется отсутствием свободы воли, человеком движет страх наказания.
Отсюда тема правосудности – соотношения наказания и нарушения. С одной стороны, наказание по Илариону – воздаяние каждого по его делам, с другой, необходимость миловать.
Наследие Илариона обширно. Он поставил круг вопросов, на которые только предстоит дать ответ отечественной политико-правовой мысли. Далее его часть его идей перенимает Нестор.