Аль-Фараби и другие исламские средневековые философы

Аль-Фараби

Абу Наср Мухаммед ибн Мухаммед аль-Фараби, употребительное сокращение имени — аль-Фараби (в латинизированной форме — Alpharabius; Фараб или Фарьяб, Хорасан (ныне — Афганистан) — между 14 декабря 950 и 12 января 951, Дамаск, совр. Сирия) — философ, математик, теоретик музыки, учёный Востока. Один из крупнейших представителей средневековой восточной философии. Аль-Фараби — автор комментариев к сочинениям Аристотеля (отсюда его почётное прозвище «Второй учитель») и Платона. Его труды оказали влияние на Ибн Сину, Ибн Баджу, Ибн Туфайля, Ибн Рушда, а также на философию и науку средневековой Западной Европы. Ему приписывается создание Отрарской библиотеки.

Отец арабской политической философии аль-Фараби (труды «О взглядах жителей добродетельного города», «Афоризмы государственного деятеля» и «Гражданская политика») определял науку о политике как учение о способах сохранения и формирования добродетельного правления.

Рассматриваемый мыслитель проводил черту между невежественными государствами и добродетельными. Описывая добродетельное государство он наделял его следующими характеристиками – стремление граждан к знаниям и благе, забота правителей о счастье подданных и благополучии государства (города), высокие моральные качества. Именно добродетельное государство по аль-Фараби является идеальным (как синоним наилучшего порядка для греков).

Ибн Сина

Весьма близкой концепции придерживался и Ибн Сина, который видел смысл политической науки в изучении инструментов отправления власти и ее организации в таких же добродетельных и невежественных городах.

Главная цель правления – счастье человека, улучшение условий его жизни. К философии аль-Фараби относятся как к переосмысленным воззрениям Платона, наложенную на практику Арабского халифата.

Вообще, рассмотрение политики в нравственных и моральных категориях присуще арабской философии о государстве наряду с правовой доктриной и религиозной догматикой. Все три пункта являются для философа важными и рассматривающими явления с разных сторон.

Ибн Рушд

Сходную позицию занимал и Ибн Рушд. Религия рассматривалась этим философом как важная политическая составляющая идеального государства, однако необязательная. Только позднее Ислам стали напрямую связывать с властью и государством.

Аль-Фараби и Братья чистоты

Такой же позиции придерживались и «Братья чистоты», наделяя политику характеристиками, которые делали ее не практической, а божественной наукой. Они же в основу политического знания закладывали изучение пяти элементов – пророческой политики (религиозные миссии Пророков), политики правителей (толкование и применение права), политики управления (управление отдельными территориями и населенными пунктами), частной политики (поведение людей в бытовых вопросах), персональной политики (психология и мораль).

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Мы используем cookie-файлы. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности