Аль-Афгани
Джемаль ад-Дин аль-Афгани положил начало такому явлению как мусульманская реформация в XIX в. Молодость он провел в Афганистане, однако, известность пришла к нему уже при жизни в Каире в 1880-е и последующие годы.
Аль-Афгани отвергал атеизм, отстаивал основы ислама и призвал освободить его от хлама, который искажает его суть. Толкование Корана помогает создать идеальный строй, для этого нужно единение верующих. Необходимо, по его словам создать исламские институты в каждой стране.
Отвергая деспотизм и монархию философ выступал за консультативное исламское правление на консультативных началах, видя в них демократические принципы. Европейский опыт может быть применим к странам Востока, однако, сначала нужно установить власть, используя основы ислама.
Аль-Афгани была не чужда идея конституции и парламента, для ограничения власти монарха и участия народа. При этом, у нации есть и суверенитет. Конституционная монархия по воззрениям мыслителя идеал для мусульман, так как соответствует принципу совещательного правления.
Взгляды на шариат у этого исламского мыслителя тоже отличались. Главное отличие его понимания природы мусульманского права от исламской традиции состояло в том, что в качестве обязательных он признавал только те нормы, которые содержатся в Коране и сунне или отражают единогласное мнение ближайших сподвижников Пророка, и одновременно отвергал слепое подчинение выводам средневековых правоведов, вынесенным ими на основе собственного усмотрения.
Иджтихад должен быть свободен, а «закрытие врат иджтихада» не должно было состояться. Аль-Афгани придерживался мнения о том, что реалии постоянно меняются, а следовательно, необходимо и изменение правовых норм.
Возвращаясь к шариату стоит сказать, что это явление мыслится философом как основная движущая сила человека и критерий разделения. Любой человек, правитель, государство и правление приемлемо, если не расходится с основами шариата.