• Мы
    • Вакансии и помощь
    • Команда
  • Юридические услуги
    • Юрист по закупкам
    • Жалобы в ЕСПЧ
    • Поддержка активистов и гражданский контроль
    • Юрист на выборы
    • Регистрация НКО
  • Лекторий STRIKUN.RU
  • Реклама
  • Контакты
  • Политика конфиденциальности
Нет результатов
Показать все результаты
3 февраля, 2023
​
Cтать автором / редактором
  • Закон
  • Власть
  • Общество
  • Библиотека
  • СпецПроекты
  • Энциклопедия
​
  • Закон
  • Власть
  • Общество
  • Библиотека
  • СпецПроекты
  • Энциклопедия
Cтать автором / редактором
Просветительский журнал STRIKUN.RU
Нет результатов
Показать все результаты
Главная Энциклопедия

Мухаммед Абдо

Сергей Стрикун
08.09.2021
Энциклопедия
0
38
Прочитали

Мухаммед Абдо

Мухаммед Абдо (1849—1905) следовал такому же реформистскому направлению, как и его учитель аль-Афгани. Он получил образование в университете «АльХазар» в Каире.

Исламская реформация виделась Мухаммеду Абдо возвращением к истокам. Он отвергал любое утверждение об обладании кем-либо полной властью, посредничеством между человеком и богом, о законодательстве поперек Корану.

С этих позиций он оценивал роль религиозных и политических деятелей: «Имамы от религии у Него (Аллаха. — Л. С.) являются передатчиками того, что предписал Аллах, а имамы от мирских дел — исполнителями установлений Аллаха. В религиозном отношении надлежит подчиниться только Аллаху и предписанному Им, а не их (имамов. — Л. С.) личной воле и титулам».

Ценится Мухаммедом Абдо любознательность и познание, которое может ограничить лишь шариат. Такой точки зрения он придерживается и о государстве, говоря, что государство не обязательно должно быть теократическим, в источниках об этом ничего не указано. Халиф таким образом светский управляющий, а халифат всего лишь форма правления без примеси религиозности.

В основе правильной власти должны лежать три принципа – совещательность, свобода и шариат. Свобода в представлении Абдо предстает через известный принцип – «свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого». Свобода мыслится также как осознание своих границ, в том числе в несении обязанностей и реализации прав.

Абдо объявил синонимом демократизма и антонимом тирании принцип «аш-шура» (консультация). При этом, источники исламского права не определяют способа реализации такого принципа — «консультация — закрепленная шариатом обязанность, однако претворение ее в жизнь не сводится к одному определенному способу. Наоборот, на выбор такого способа распространяется основополагающий правовой принцип дозволения и разрешения».

По мнению Мухаммеда Абдо «консультация» предписывает наличие органа представительства, которое ограничивает всевластие правителя, ограждающее его от принятия ошибочных решений. При этом, консультантами обязательно должны быть достойные и лучшие умы. При этом, такое абстрактное утверждение уточнялось широко — ученые, военачальники и судьи, крупные торговцы и земледельцы, хозяева имеющих общественную пользу предприятий, руководители ассоциаций и компаний, лидеры партий, наиболее одаренные литераторы, врачи, адвокаты. То есть те, кому доверяют и кого уважают.

Абдо, размышляя о праве, мыслил его в качестве показателя прогресса и развития цивилизации, которое может действовать только в условиях свободы. Основанием права являются условия жизни и обычаи народов, отсюда разница в законодательстве разных государств — «условия, в которых находятся нации, — вот истинный законодатель, мудрый, авторитетный наставник и решающая сила».

Подчеркивая универсальный характер шариата, он писал: «Исламский шариат — всеобщее право, которое будет существовать до скончания века. Отсюда с неизбежностью вытекает, что он (шариат) регулирует интересы людей в любое время и в любом месте вне зависимости от изменения форм цивилизации. Поэтому шариат не сводится к каким-либо конкретным нормам, а призван соответствовать любым условиям жизнедеятельности».

Шариат рассматривался Абдо в естественно-правовой традиции, следовательно, необходим возврат к первоисточникам. В этом ключе, философ сетует на оправдание средневековыми юристами произвола властей, в то время, как эффективней было бы исследовать условия жизни и распространять нормы в соответствии с ними.

Мыслителем отвергались традиции (таклид), но отстаивалось рациональное и десакрализированное развитие мусульманского права. Абдо разделяет неизменные положения Корана и сунны, имеющих в его глазах божественный характер, от норм толкования, имеющие характер земных установлений. Так, он писал, что при коллизии норм Корана и норм толкования, необходимо применить именно вторую, как норму, более подходящую под веления времени. Абдо верил, что люди самостоятельно могут выработать нормы, которые будут правильно работать в их период времени. Так, каждое поколение имеет право на иджтихад.

Метки энциклопедия
Следующая статья
Мухаммед Рашид Рида - гуманитарная энциклопедия STRIKUN.RU

Мухаммед Рашид Рида

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Вы можете нам помочь

Свежий выпуск STRIKUN/time

  • STRIKUN/time #13. Кому и для чего нужен "новояз"?

    STRIKUN/time #13. Кому и для чего нужен "новояз"?

Свежие статьи

Кому и для чего нужен Новояз?

Кому и для чего нужен «новояз»?

13.06.2022
Как пацифист может ответить милитаристу

Как пацифист может ответить милитаристу

27.03.2022
Спецоперация в Украине

Спецоперация в Украине: советы о пропаганде, психическом здоровье и поведении в соцсетях

06.03.2022
Власть развращает? Современные исследования

Власть развращает? Современные исследования

14.05.2022
Умеренный консерватизм оптимистов (картина Владимира Казака)

Умеренный консерватизм оптимистов

18.11.2021
Права работника и обязанности работника - гуманитарная энциклопедия STRIKUN.RU

Права работника и обязанности работника

26.09.2021
Итоги выборов в Госдуму 2021

Итоги выборов в Госдуму 2021 года

25.09.2021
Избирательная система - гуманитарная энциклопедия STRIKUN.RU

Избирательная система

19.09.2021
Избирательное объединение - гуманитарная энциклопедия STRIKUN.RU

Избирательное объединение

19.09.2021
Госдума седьмого созыва

Чем запомнилась Госдума седьмого созыва

09.09.2021

Навигация по тегам

Ваш браузер не поддерживает тег HTML5 CANVAS.

  • Политика
  • право
  • термины
  • Новости
  • права человека
  • политическая идеология
  • история
  • персоналии
  • конституция
  • идеология
  • выборы
  • экономика
  • политическая философия
  • аналитика
  • общество
  • энциклопедия
  • закон
  • форма государства
  • протесты
  • скрепы
  • Мы
  • Юридические услуги
  • Лекторий STRIKUN.RU
  • Реклама
  • Контакты
  • Политика конфиденциальности
Редакция и юристы: strikunsi@yandex.ru Хочешь стать автором? Пиши! Поддержать: patreon.com/strikun

© 2020 Журнал STRIKUN.RU - политика, право, институты

  • Закон
  • Власть
  • Общество
  • Библиотека
  • СпецПроекты
  • Энциклопедия
Нет результатов
Показать все результаты

© 2020 Журнал STRIKUN.RU - политика, право, институты

Мы используем cookie-файлы. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности