Мухаммед Рашид Рида
Наиболее серьезные теоретико-религиозные аргументы в пользу возрождения халифата выдвинул Мухаммед Рашид Рида (1865—1935), опубликовавший в 1922 г. знаменитый трактат «Халифат, или Великий имамат», который и ныне считается фундаментальным исследованием мусульманской теории государства.
В своем труде он обосновывает новую концепцию халифата «без искажений и фальсификаций», доказать преимущественное положение халифата перед другими формами правления (прежде всего европейскими демократическими государствами).
По словам философа халифа следует выбирать, сам он должен быть ограничен шариатом, невозможностью самостоятельного иджтихада и консультативным органом. Последний может переизбрать главу по нескольким основаниям – нарушение шариата и подстрекательство на нарушение, самостоятельное принятие решений без участия консультантов.
Рида фактически сузил полномочия халифа до исполнительной власти. Главная задача халифа – реализация шариата и охрана веры. Он не властен над духовной жизнью своих граждан и не толкует для них шариат.
Фактически это последний исламский философ, пытающийся возродить идею халифата и обосновать необходимость мусульманской формы правления.