Историческая справка
Али Абдель Разек (шейх египетского мусульманского университета «Аль-Азхар») настаивал на том, что надежды на восстановление халифата иллюзорны, а сама эта форма правления не является исламской.
Али Абдель Разек — халифат не обязателен
Его труд «Ислам и основы власти» (1925 г.) отстаивал идею о том, что халифат необязателен, в Коране и сунне вообще не содержатся нормы о государстве. А принципы консультативности и уважения к вершителям дел могут быть применены к любой форме правления.
Кроме того, о необязательности халифата говорит и то, что нет точного и зафиксированного единогласного одобрения населением. Таким образом, идея халифата вообще ничем не оправдывается.
Али Абдель Разек пишет, что напротив, халифы утверждали свою власть насилием, именно необходимость постоянного подавления народа породила халифат. Таким образом, халифат это исторически сложившаяся форма правления, а не предначертанная Аллахом. Получается это не часть веры и обязательный ее компонент, а «несчастье для ислама и мусульман, источником зла и пороков».
Таким образом, миссия пророка Мухаммеда была чисто религиозной (религиозное лидерство), а соответственно, нет необходимости делать его преемников политическими лидерами. После Мухаммеда религиозное лидерство перестало существовать, осталось только политическое – первый халиф являлся светским правителем.
Али Абдель Разек — ислам и политика отделимы
Разек отмечал, что Ислам и его развитие никоим образом не должно быть связано с общественно-политическими институтами. Мусульмане могут избавиться от навязанной архаики и «дать фору» другим народам в общественной и политической сфере.
Единственно необходимые условия правления отмечаются Разеком — творить добро подданным и исполнять религиозные обязанности. При таких условиях, власть может быть любой: абсолютной или ограниченной монархии, единоличной, республиканской, деспотической, конституционной, консультативной, демократической, социалистической и даже большевистской.
Книга Али Абдель Разека наделала «шуму», ему было запрещено занимать должность судьи, а также он исключен из коллегии улемов.
Взгляды Мухаммеда Рашид Рида и Али Абдель Разека, по сути, предопределяют основные течения исламской политической мысли на Арабском Востоке вплоть до настоящего времени. Взгляды к его работам прикованы до сих пор.